Егэ. обществознание. политика. 4.11.политический процесс

Структура и типы политического процесса

Типы политических процессов.

По влиянию на ход исторического развития.

Эволюционный:

  • постепенное разрешение накапливаемых противоречий и устойчивость сформированных механизмов принятия решений;
  • совместная деятельность элиты и электората,
  • легитимность власти и наличие единых социокультурных ценностей
  • этика консенсуса и обязательное наличие конструктивной оппозиции;
  • управление дополняется самоуправлением и самоорганизацией политической жизни

Революционный:

  • относительно быстрое качественное изменение власти;
  • использование как мирных, так и насильственных средств;
  • электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений;
  • дефицит времени для принятия управленческих решений на всех уровнях;
  • возрастание ответственности политических лидеров;
  • нарастание конфликта между традиционной и новой элитами.

С точки зрения публичности осуществления.

Открытый:

  • регулярно выявляются политические интересы групп и граждан;
  • под воздействием общественного мнения корректируется политический курс, обсуждаются программы и средства развития общества;
    доступность для общественности этапов принятия политических решений;
    доступность приобретения статуса политической элиты.

Скрытый (теневой, закрытый):

  • граждане обращаются не к официальной власти, а к не легализованным, не признанным обществом структурам (мафиозные группы, военизированные соединения, теневые лидеры);
  • информация практически не доводится до общества;
  • отсутствие контроля за правящими элитами.
  • стабильный – основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Сотрудничество всех участников политического процесса с, поиск компромиссных решений, уверенность людей в возможностях влиять на власть, правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.
  • нестабильный – возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики.

По значимости для общества:

  • базовые процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.) Они проходят на государственном уровне.
  • периферийные – раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти. Они проходят на региональном или местном уровне.

Особенности политического процесса в России.

  • Демократичность ( регулярные выборы, наличие политических прав и свобод)
  • Плюралистичность
  • Формирование гражданского общества, связь политики со всеми сферами жизни
  • Стремление различных субъектов политического процесса решать свои интересы, а не общероссийские
  • Формирование интеграции среди участников процесса

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Типология политического процесса

Процесс может быть:

  • внутриполитический
  • внешнеполитический.

Второй тип политического процесса предполагает наличие внешних субъектов – глав государств, корпораций, партий и т. д. которые влияют на сам внешнеполитический процесс. При этом действия таких субъектов способны влиять и на внутриполитические процессы. В зависимости от особенностей внешних проблем субъекты принимают, в том числе и на основе внешней политики, решения, касающиеся внутренней социальной и экономической политики.

Процессы также подразделяют на

  • добровольные
  • контролируемые.

Для первых из них характерны субъекты принимающие участие в политическом процессе, на основе своей воли и не подверженные какому- либо внешнему влиянию. Примером могут быть выборы, участие в которых дело добровольное как для кандидатов, так и для избирателей.

Контролируемый тип политического процесса протекает при административном контроле со стороны государственных служб, как например, при миграционном контроле за приезжими

Еще один вид деления — открытый и теневой процесс. При открытом типе политического процесса субъекты политического процесса действуют открыто и публично, соблюдая правовые норм ими же установленных законов. При теневом — субъекты действуют тайно, не открывая широкой общественности своих непубличных договорённостей. При этом они могут демонстрировать как раз открытость и независимость всего политического процесса. Наиболее показательным примером здесь служат выборы, происходящие в большинстве стран мира.

Будет процесс революционный или эволюционный зависит от условий социально-экономического, политического и социо-культурного развития общества, государства. Если в стране основным источником законности являются установленные законодательные нормы, если власть и общество находят общий язык между собой, то происходит эволюционный путь развития. Если в государстве назрели насущные проблемы которые необходимо как можно быстрее решить, но политическая элита не решается что то резко менять в силу каких – либо причин, а с большинством населения утеряна возможность договориться, то возникает революционный процесс, сметающий со своего пути старую политическую элиту. Наиболее ярким примером является Англия XVII в., Франция XVIII в., и Россия начала XX века, где произошли революции, повлиявшие на весть мировой исторический процесс.

Процессы могут быть:

  • стабильные,
  • волатильные.

В случае стабильного политического процесса возможно развитие на основе уже устоявшихся и общепринятых правовых норм. В случае же волатильного нестабильного политического процесса происходит вольная трактовка законодательных норм, обращение к иным источникам права.

Повседневный политический процесс – постоянно действующие механизмы политической жизни общества и государства. В качестве примера можно привести ход законодательного процесса в любом парламенте.

Исторический политический процесс – он связан со свершениями неких исторических событий влияющих на развитие общества, государства, региона и мира в целом.

↑ Особенности политического процесса.

Взаимодействие субъектов политики (личность, группа, класс, государство) по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.Политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений. Политический процесс – это деятельность общественных организаций, политических партий, социальных групп и индивидов, преследующих определенные политические цели. Особенности политического процесса:

  • данный процесс, как правило, складывается из бесконечной суммы политически значимых действий, включенных в него участников – субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодежные, женские и другие организации, СМИ)
  • эти действия связаны с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества.
  • эти действия оказывают самые серьезное влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений.

Классификации политического процесса

По способу достижения равновесия динамичности системы политики в процессе ее преобразований, которые предполагают конкретную последовательность изменений политики, выделяются следующие типологии классификаций процессов политики:

  • технократический политический характер процессов;
  • идеократическийполитический характер процессов;
  • харизматический политический характер процессов.

Замечание 2

Данная классификация являет собой результаты теоретического допущения, выделения выборочных идеальных типологий, которые в политической практике имеют тесную взаимную связь, переплетаются между собой.

Технократический политический процесс. Участники данного типа процессовв строй форме придерживаются каких-либо политических функций и ролей, предписанных им законодательством, традициями политической структуры.

Этот тип образовался в государствах с относительной высокой однородностью среды культуры, здесь речь идет об англосаксонских государствах. Приверженность большей массы населения традиционной сфере задает стабильность системы политики, охрана высочайшей эффективности ее институтов политики, потому как лидеры существуют в образе носителей интересов именно тех институтов, непосредственно представительством, которых они занимаются.

Идеократический политический процесс является типичным для обществ традиционного типа, в которых отсутствует автономная личность, развитая дифференциация политических функций и ролей, которые находятся на начальном уровне модернизации. Интегрировать разнообразное в этнокультурном и социальном экономическом отношении общество можетбазироваться на основе общенациональных идей.

Харизматический политический процесс. Данный тип типичен для государств восточной культурной традиции, в границах которого абсолютирована роль и статусность политического лидера, а довольно часто его возводят в статус божества. Но не в любом случае политический лидер может являться лидером по должности. Он должен являться так же неформальным лидером.

Харизматический тип изменений в политике бывает эффективным при условии, что в случае если дополняется идеократическим и технократическими политическими процессами. Харизматичность лидера может быть основана либо на его статусе должностной специфики, либо на его способностяхвыражения мнения подавляющей массы большинства членов общественной группировки, пользуясь при этом недовольством, протестом, обещая обязательно изменить сложившуюся ситуацию к лучшему, произвести подъем всех слов населения данной общностной группировки.

Основные виды политических процессов

Представлены следующие виды основных политических процессов, выраженные:

  • в формировании органов системы политической сферы;
  • в воспроизведении элементов и существенных признаков системы политики в процессиях ее жизнедеятельности;
  • в принятии и исполнении решений в сфере политики.

Взаимосвязанность данных процессов порождает сложнейшее слияние действий, которые направлены на обеспечение постоянности, незыблемости отношений в сфере политической жизнедеятельности и их изменения, на придание им динамичности, обновляемости.

Особое внимание необходимо обратить на экстремальные виды политического процесса, представленные в следующих формах:

  • восстанием;
  • бунтом;
  • мятежом;
  • путчем.

Какому-либо восстанию является присущим определенный уровень организованности, определённости, важнейшую роль тут берет на себя руководство, выдвигающее конкретные цели. Данные цели находят отражение в нетрудной программе, а так же лозунгах.

Замечание 1

Именно присутствием конкретного уровня организованности, целенаправленности восстание имеет отличия от бунта, представленного массовым действием, имеющим наибольше ограничение временем произрастания, а также проблематикой, причинными замыслами, вызвавшими его.

Бунт представляется практически всегда ответной реакцией на любые экстраординарные воздействия представителей господствующих групп политики, органов государства, не выходящая за рамки ограниченных задач сопротивлений конкретным действиям правительства.

Мятеж по своему уровню интенсивности, эмоциональности, напряжениюявляется наиболее близким к бунту, но в отличие от него обладаетнаиболее ограниченное число участников. Мятеж образуется в результат целенаправленной и продуманной подготовки конкретной группировки лиц. Он обладает вооруженным характером, ставка устанавливается на военные силы, базисное ядро мятежников на практике образовано армией.

С присоединением к его инициаторам наиболее широчайшего состава участников мятеж стремительно утрачивает качество целенаправленного, организованноговоздействия. Индивид здесь подчиняется эмоциям, а его действиянаиболее утрачивают связь с реальными возможностями и условиями общества. Данная логика развития быстро задает мятежу признаки бунта, он утрачивает собственный преобразовательный потенциал, а в последствие затухает.

В случае если массы не соединяются к мятежникам, то мятеж преобразуется в путч, то есть находит собственное выражение в вооруженных действиях, которые не опираются ни на широчайшую поддержку, ни на контроль ситуации, даже ни на просчитанную программную политику.

Основные виды политических процессов

  1. Создание специализированных органов политической системы, где появляются политические учреждения и формируется свод норм и правил во взаимоотношении с ними;
  2. В ходе деятельности процессов политической системы, происходит воспроизведение компонентов: в политической деятельности происходит постоянное изменение системы, появление новых политических учреждений и формирование отношений, помимо этого, политическая жизнь обеспечивается действиями, направленными на поддержание созданных отношений, через культурные, правовые, идеологические предписания.
  3. Действия, направленные на разработку и принятие политических решений, определение целей и задач, а также путей их достижения., выбор средств для эффективности выполнения задач.

Считаясь 3 компонента обеспечивают постоянство политической жизни и её отношений, постоянное изменение и динамику.

Экстремальные виды политического процесса разделяются по социальным характеристикам, уровню интенсивности, длительности по времени, уровню достигнутого, организованности мероприятий, которые заинтересуют участников действий:

– мероприятие, которое имеет высокий уровень организованности, где руководители восстания определяют и назначают цели и задачи. Цели выражаются в социальных установках, листовках, лозунгах.

– характеризуется массовостью, интенсивностью действий, имеет большое количество участников и ограничено по времени существования. Бунты появляется в качестве реакции на какие-либо проблемы и причины, ноющие экстраординарные действия правительственных органов.

Основные компоненты политического процесса: деятельность социальных и политических институтов, которые представлены государством, правоохранительными органами, организациями и т.д.; действия, носящие как спланированный, так и стихийный характер, т.е. регулируются органами власти и стихийными акциями со стороны социальных групп.

Политическое решение – действия, имеющие спланированные цели, задачи, методы достижения запланированного, осуществимо в форме коллективного или индивидуального процесса, связанное с реализацией власти.

Функции политического процесса:

  1. Координация – действия людей, направленные в определённом характере, способные изменяться при необходимости.
  2. Корреляция – изменения в проводимой программе, связанные с появлением некоторых обстоятельств, затрудняющих или облегчающих достижение цели.
  3. Программирование – выбор наилучшего метода достижения цели, поиск рационального способа.

Понятие политического процесса

Исследователи предлагают множество различных подходов к трактовке данного термина. Всё же в одном они сходятся: без политических процессов функционирование системы невозможно. Таким образом, это совокупность действий власти и событий, происходящих в народе, которая направлена на достижение какого-нибудь результата.

В широком смысле это понятие имеет четыре функциональных этапа:

  • становление и организация политической системы (строя, уклада);
  • формирование норм, ценностей, обычаев и черт, характерный только для неё;
  • принятие властью решений, которые необходимы для выхода из какой-либо ситуации (служат единственной цели), и их исполнение;
  • контроль за правильностью деятельности и поддержанием нужного порядка.

В любом случае политический процесс не является постоянным. Это скорее цикличное понятие, неразрывно связанное с режимом, в котором функционирует государство. Из истории можно сделать важный вывод: любая страна рано или поздно постепенно переживает три состояния – развитие, статичное существование и упадок. Причём каждое из них обусловлено внутренними процессами, зависящими от окружающих обстоятельств, решений правящей группы и настроений общества.

Структура политического процесса.

Основными субъектами или акторами политического процесса являются политические институты и отдельные люди, которые преследуют свои цели в текущем политическом процессе.

В роли субъектов могут выступать государства, политические институты, общественные организации, группы людей и отдельные индивидуумы.

Определение 2

Политический институт – представляет собой форму представительства интересов определенных коллективов и организаций. Через них происходит трансляция собственных взглядов и идей. В качестве примера политического института может выступать государство, различные общественные объединения выражающие политические взгляды (политические партии) и т.д.

Отметим особенности государства как форму политического института.

Это присутствие единоначальной власти управляемой группой людей. Они составляют государственный аппарат управления страной. В его функции входит принуждение и управления в зависимости от ситуации и возможностей. Люди которые входя в государственный аппарат обладают полномочиями создания и публикации обязательных к исполнению правовых законодательных актов, имеющих обязательный характер.

Также только государство может выступать как единственный и легитимный субъект и источник власти на территориях принадлежащих ему.

Также власть государства распространяется на всех граждан своей страны, в том числе и иностранных, которые находятся во владениях этого государства.

Объект – объектами политического процесса могут являться в частности экономика и экономические проблемы, отражающие социальное положение населения.

Таким образом, целью субъектов политики выступает налаживание хозяйственной и экономической жизни в стране, что может решить как социальные, так и политические проблемы.

Типология политических процессов

Из-за неоднородности культуры западных государств создается база иных двух вариантов политического прогресс:

  1. Согласно Веберу, существует два типа политического прогресса, которые соответствуют иным типам культуры – демократический и элитарный.
  2. Существующие политики и культурные ориентации объясняют процессы в политической деятельности:
    • горизонтально ориентированных процесс – базируется на всеобщем равенстве и автономности весомых участников, которые обладают политической властью и способами давления;
    • вертикально организованный процесс – непредсказуемое появление интересов и потребностей, которые напрямую противопоставляются интересам государства, принятым ценностям в обществе; управляющее лицо должно организовывать интересы различных социальных групп, обеспечивать свободы гражданам.
  1. Технократический. В политике приобретают популярность технологические и процедурные факторы, куда относятся традиции, нормы, способы и методы принятия решений. Технократический способ нашёл своё воплощение в странах, характеризующихся однородной культурой – англосаксонские страны. Стабильность в политической сфере достигается с помощью следования населением традиций, что способствует эффективной работе институтов, т.к. их лидеры являются представителями интересов населения.
  2. Идеократический. Политический процесс, которому свойственно независимость личности, разделение политических ролей и выполняемых ими функций, формирование модернизации – это всё характерно традиционным обществам. Внедрение новых культурных особенностей, норм и интересов в этнических и социальных отношениях принималось общенациональным решением.
  3. Харизматический. Тип политического процесса нашёл своё распространение в восточных обществах, где максимальное значение имеют статус и роль политического деятеля, часто лидера приравнивают к богам. Оптимальной эффективности можно добиться, смешивая харизматический, технократический и политический процесс, где политические изменения приобретут положительный оттенок.

↑ Типы (виды) политических процессов

1) Демократические2) Недемократические1) Демократический тип 

  • конституционность и легитимность политического процесса; 
  • приоритет интересов большинства социальных групп населения; 
  • правовая защита интересов социального меньшинства; 
  • корректность взаимоотношений между правящей властью и оппозицией; 
  • гражданский контроль деятельности органов государственной власти; 
  • правовое обеспечение невозможности концентрации и централизации власти в обществе; 
  • приоритетность прав человека и гражданина; 

2) Недемократический тип характеризуется следующими основными принципами:

  • тоталитарный политический режим; 
  • верховенство интересов малой группы лиц; 
  • отсутствие гражданского общества; 
  • нарушение прав человека и гражданина. 

По масштабам: 1) Внутриполитический процесс2) Внешнеполитический (международный процесс)С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений: 1) Базовые (характеризуют изменения в различных областях политической жизни);2) Периферийные (выражают изменения в не столь значимых для общества областях); 3) Явные (интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти);4) Скрытые (опираются на деятельность публично неоформленных политических институтов и центров власти).

Какие типы политических процессов существуют?

Классификация данного понятия довольно разнообразна. В зависимости от характерных признаков выделяют:

1. Внешнеполитические и внутриполитические. Первые отвечают за взаимодействие государств между собой и поддержание определённого статуса на международной арене. Вторые – за жизнь «внутри» (экономика, промышленность, культура и т. д.).

2. Открытые и теневые. Зависят от способности населения принимать участие в решении насущных вопросов. В открытых процессах возможна корректировка действий и программ народом (всё довольно прозрачно и доступно). В закрытых порядок определяется только властью и ключевые моменты не разглашаются.

3. Революционные и эволюционные. Главным отличительным фактором является скорость их протекания. Революционные всегда резкие и жёсткие, направлены на смену власти и несут в себе радикальные решения. В последних же нужные цели достигаются намного мягче, с помощью новых законов и реформ за более длительный период.

4. Мировые, региональные и локальные. Различаются по степени влияния и уровню последствий от происходящих событий.

5. Технократический, харизматический и идеократический.

Разделение не только похоже на классификацию власти, но и напрямую зависит от него. Лидер в технократическом процессе следует давно заведённому, устоявшемуся порядку, выполняет скорее образную роль, чем принимает новаторские решения. Всё подчинено определённой технологии и попытка её сменить приводит к прекращению полномочий правительственной верхушки.

Харизматический процесс возможен только при наличии сильного правителя, которого буквально обожествляют. Каждое заключение носит абсолютный характер и не подвергается сомнению. Важным обстоятельством является то, что эффективным он будет только в сочетании с дополняющими первым и последним типами.

Идеократический процесс отвечает и существует только для выполнения определённой идеи (функционирования в рамках выбранной идеологии). Чаще всего реализуется для реструктуризации настоящей политической системы. При этом крайне опасен, когда становится фанатичным и агрессивным.

Планирование политического процесса

  1. Согласованность действий и задач между политическими силами и институтами.
  2. Информированность участников действий о программе мероприятия.
  3. Создание оценочного листа на той или иной территории проведения политического процесса, куда входят доминанты, противоречия, интересы.
  4. Принятие решений о формировании общего настроя участников, который создаст условия для достижения намеченных целей и задач.

Политический порядок – совокупность действий, направленных на функционирование системы общества.

Политический процесс – это совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

Политический процесс отражает технологию осуществления власти, принятия и воплощения в жизнь политических решений.

Структура политического процесса, то есть его элементы:
  • субъект;
  • объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
  • средства, методы, исполнители процесса;
  • ресурсы – это могут быть знания, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Субъекты политического процесса:
  • государство,
  • социальные, этнические, конфессиональные группы,
  • политические институты,
  • граждане как индивиды,
  • граждане как совокупность избирателей (электорат).

Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои интересы и требования посредством принимаемых государством управленческих решений.

Этапы принятия политических решений.

Подготовительный этап.

формирование круга проблем, которые необходимо решать политическим средствами.

Участники:

формальные и неформальные объединения политиков, экспертов, политические партии, государственные органы и должностные лица, СМИ.

Этап принятия решений.
  • формирование долгосрочных и краткосрочных декларативных и фактических целей политического развития;
  • разработка альтернативных вариантов действий для достижений необходимых результатов;
  • выбор оптимального политического решения проблем.

Участники:

должностные лица государства, политики, политические партии.

Этап реализации политических решений.
  • придание решениям правовой формы,
  • определение адреса, круга лиц и организаций, ответственных за исполнение,
  • осуществление административных мероприятий для воплощения в жизнь принятых решений.

Участники:

органы власти различного уровня, правоохранительные органы, социальные группы, политическая оппозиция.

  • Как обеспечить условия для художественно эстетического развития дошкольников в доу

      

  • Что такое марсово поле кратко история 5

      

  • В рамках школьного плана воспитательной работы было запланировано проведение родительского собрания

      

  • Деятельность дефектолога в школе

      

  • Рабочий корз в детский сад что значит

Стадии

Любой политический процесс проходит несколько стадий:

формирование политической системы (политические силы создают свою программу, ведут борьбу за власть, проводят в жизнь свой курс);

В России существует многопартийная система, и разные политические силы предлагают свои решения политических проблем, например, решение жилищной проблемы некоторые партии видят в оказании материальной помощи, другие – в снижении процентных ставок на кредит для покупки недвижимости и так далее.

  • повторение, обновление установленных и действующих механизмов политики (регулярные выборы, увеличение или уменьшение функций государственных органов и так далее);
  • принятие решений по насущным проблемам, реализация власти;
  • осуществление контроля над действиями власти, оценка ее деятельности (специальные органы, средства массовой информации, референдумы).

Что мы узнали?

С момента своего зарождения человеческое общество начало формировать политическую систему, которая в современном обществе приобрела наиболее разработанную структуру. Политические процессы регулируются обществом, в особенности его представителями (органами, партиями), которым предоставлены функции управления, решения внутренних проблем и внешнеполитических задач.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: