Теологическая теория происхождения права
Теологические взгляды на право – это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности.
Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский. Согласно его учению, миром управляет божественный разум. Право создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.
Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.
Ф. Аквинский различал право и закон, который оценивался с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение.
В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходил из божественной природы права.
Жак Маритен: Право, как и государство, представляет собой результат развития духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.
Авторы теологической теории впервые связали вместе такие понятия как право и справедливость.
Теория насилия, психологическая теория, теория общественного права, историко-материалистическая теория
Теория насилия появилась в XIX веке. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен. Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др.
Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий.
Теория естественного права, или общественного договора. Теория возникла в XVII-XVIII вв., ее разрабатывали Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, В. Спинозы, А.Н. Радищева Ж.Ж. Руссо, и др. Большинство концепций рассматривает идею «естественного права», наличия у каждого естественных и неотъемлемых прав, полученных от Природы или Бога. В процессе развития права одних людей входят в противоречие с правами других; возникает насилие и нарушается порядок. Для обеспечения нормальной и полноценной жизни люди заключают договор о создании государства, при этом часть прав от одних людей передается другим. Отдельные положения отображены в конституциях ряда европейских стран.
Историко-материалистическая теория связана с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права.
Историко-материалистическая теория включает 2 подхода:
- решающая роль принадлежит возникновению классов, противоречиям между ними и непримиримости классовой борьбы; государство представляет собой продукт непримиримости, орудие подавления иных классов господствующим классом;
- общество усложняется в результате экономического развития, что требует усовершенствования форм управления и приводит к возникновению государства.
Теологическая, патриархальная, органическая теории
Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты).
Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п.
Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти.
Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются.
Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др.
Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира:
- Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство.
- В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом.
- Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона).
Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства.
Основные теории происхождения права
В теории права существует множество самых разнообразных подходов к проблеме происхождения права. Рассмотрим некоторые из них. Естественно-правовая теория. Сторонники этой теории убеждены, что, кроме устанавливаемого государством права, существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями существования человека, его жизнедеятельности. В числе таких прав — право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права.
Следовательно, утверждала эта теория, естественные права — это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость.
Теория естественного права, таким образом, снимала по существу проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права.
Теологическая теория происхождения права. В основу этой теории положен тезис о том, что существует высший божественный закон и естественное право, которые составляют основу действующего права.
В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом. Вот как об этом, например, говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». Законы современного государства освещаются божественной силой и авторитетом. Историческая школа права сложилась в первой половине XIX века в Германии
В работах Савиньи, его сторонников основное внимание уделялось обычному праву, множеству локальных правовых систем тогдашней Европы
Согласно взглядам сторонников исторической школы, право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы должны уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право, по Савиньи, — продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право — объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости понятия «народный дух».
Марксистская теория происхождения права основывается на материалистическом подходе к процессу происхождения права. Согласно этой теории, неразрывной является связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право — ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Тем самым исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества, насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права («функция насилия»).
В марксистской теории утверждается, что классовый характер норм права, вытеснивших собой старые родовые обычаи, выражен ярко и открыто. С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство.
А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения.
Все это, разумеется, имело место в реальности и может подтверждаться примерами из истории народов и государств. Но и преувеличение этих процессов, затушевывание иных, более глубинных и общих факторов правообразования, является искажением действительности, уходом от признания и объяснения общесоциальных закономерностей происхождения права. Достижениями марксистской теории происхождения права является проведение принципа историзма, подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений — все это, несомненно, является большим продвижением теоретико-правовой мысли.
Основные концепции возникновения права
Определение 1
Возникновение права – это процесс становления права, результат целенаправленной деятельности человека, который включает познание права, его оценку (восприятие), отношение к нему, как к единому социальному явлению.
Это постоянное, никогда не прекращающееся действие, так как на каждом этапе своего развития общество открывает в праве новые свойства, качества, грани и стороны.
Существует огромное количество различных теорий возникновения права, что обусловлено различными региональными и национальными традициями, идеологическими и философскими воззрениями, социально-психологическими и историческими особенностями.
Основные концепции права:
- историческая;
- естественно-правовая;
- нормативистская;
- психологическая;
- материалистическая;
- социологическая.
Теории происхождения государства и права
Определение 1
Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.
Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти.
Еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по- разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.
Основные теории происхождения государства и права:
- теологическая теория;
- патриархальная теория;
- органическая теория;
- теория насилия;
- психологическая теория;
- теория общественного договора (естественного права);
- историко-материалистическая теория.
Что такое теория происхождения права
Основным вопросом изучения теорий происхождения права считается определение момента выделения правовых норм из системы социального регулирования и обретения самостоятельности.
Право как регулятор общественных отношений возникло с образованием государства. Существования традиций, обычаев, моральных и религиозных норм оказалось недостаточно для становления государственности. Большое влияние оказало и социальное неравенство граждан одной страны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Право — это система обязательных правил и норм поведения людей, которые устанавливаются и регулируются государством. Право определяет границы свободы и равенства людей для защиты их интересов.
К пониманию права в современной юриспруденции существует несколько подходов:
- нормативный;
- социологический;
- философский, или моральный.
Сторонники нормативного подхода интерпретируют право как нормы поведения, охраняемые государством. Такой подход ориентирован на соблюдение законов. Его недостатком является то, что единственным источником права считается государство. Нахождение в его главе какого-либо класса может повлиять на содержание права и стать отражением его воли.
Социологический подход рассматривает право в качестве социальных отношений им же и регулируемых. Это именно практическое применение норм и законов. При таком подходе законы могут трактоваться свободно, не существует четких указаний для регулирующих органов.
Приверженцы философского подхода понимают право в широком смысле. Они считают право мерой свободы и справедливости, обусловленной самой природой человека. Нормы поведения определяются не государством, они заложены внутри.
Данный подход имеет существенный недостаток: ценности добра и справедливости могут отличаться от общепринятых. К примеру, у народов Индии раньше был распространен каннибализм как часть ритуала, согласно которому человек съедал своих родителей в знак уважения.
Распространенный обычай народов Кавказа похищать невесту и давать за нее выкуп существует и сегодня. Однако он нарушает нормы Семейного кодекса РФ, по которым для вступления в брак необходимо согласие мужчины и женщины.
Факторы, под влиянием которых происходило формирование права, были различными в странах Запада и Востока. Это обусловило некоторые особенности права различных государств.
На Востоке право формировалось из норм морали и религии. Оно являлось мерой поведения, и его нарушение одновременно было нарушением норм нравственности, морали и религии.
В Древнем Китае право основывалось на принципе «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Право Древней Индии вышло из законов священного писания, которые называются Веды.
Право стран Запада отразило идею равенства прав каждого человека. Правовые нормы содержат концепцию ценности и уникальности каждой личности. Государство закрепило в своих законах возможности равноправия любого члена общества. Право определяло свободы человека, исходя из потребностей, необходимых для его нормальной жизни.
Обычаи приобрели статус правовых, то есть получили обеспечение возможностью принуждения. Позже на их основе появились законы, подкрепленные договорами и решениями судов.
Общие закономерности и причины возникновения государства
Дальнейшее развитие племенных объединений родов послужило основанием для начала разложения первобытнообщинного строя. Данный период характеризуется переходом от присваивающей экономики к производящей, который получил название неолитической революции, имевшая место 10-15 тысяч лет тому назад.
В её основе лежала три крупных общественных труда. Первое — было связано с отделением скотоводства от земледелия, что привело к излишкам продуктов и последующему ох обмену; второе – отделение ремесла от земледелия и скотоводства, что привело к производству большого количества продуктов (излишков), которые, как правило, сосредотачивались в руках старейшин и вождей. Третье – было связано с развитием обмена, появлением рынка и купцов, как отдельного социального слоя. Кроме того, возможность создания запасов продуктов приводит к появлению частной собственности отдельных семей.
Таким образом, переход от присваивающей экономики к производящей, а также имущественное и социальное расслоение общества на классы с неизбежностью требовало новых форм. Организации и управления обществом. В этой связи, Ф. Энгельс в своей работе отмечал: «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствиями – расколом общества на классы». 1) В этой связи, указанные выше обстоятельства послужили основанием для формирования особой организации публичной власти каковым явилось государство.
Следует также заметить, что именно в этот период, который у разных народов не совпадал по времени, произошло «разделение» путей развития человечества на «восточный» и «западный».
Восточный путь возникновения государства характерен для самых древних государств, которые возникли 5 тысяч лет назад в долинах таких крупных рек, как, Нил, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило резко повысить производительность труда. Поливное земледелие требовало огромных по объёму работ – устройства каналов, дамб и других ирригационных сооружений. Всё это определяло, прежде всего. Необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления. Вместе с тем, сохранились сельскохозяйственные общины, а следовательно, и общественная форма собственности на основное средство производство – землю. Таким образом, одной из главных предпосылок образования государства и классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группа сложившегося аппарата управления различных форм контроля над экономическими, политическими и военными функциями.
Таким образом, Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.
Западный (европейский) путь возникновения государства характеризуется тем, что ведущим государство образующим фактором на территории Европы, явилось классовое разделение общества, формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства – скот и др. Кроме того, по идее развития частной собственности растёт влияние экономически сильной группы. Которая стремиться ослабить роль народного собрания, базировка (выступавшего военноначальником, верховным жрецом, верховным судьёй) с целью передачи власти своим представителем. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов и др. факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организационная форма общества – государство.
Говоря об особенностях образования права, следует отметить, что процесс возникновения государства и права протекал одновременно, в их тесной взаимосвязи.
При этом на Востоке, где право возникло и развивалось под воздействием религии и нравственности, где основными источниками являлись различные религиозные положения, Законы и поучения. В Европейских же странах наряду с обычным правом развивалось и прецедентное право.
Классовая теория происхождения права
Опирается на историко-материалистическое учение об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права (Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И.Ленин).
Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми.
Марксистская концепция выделяет его классово-волевой характер.
В обобщенном виде , содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Он изменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы.
Теория естественного происхождения права
Согласно естественноправовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения.
Представители данной теории (Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективные порядок.
Естественное право – передано человеку извне и имеет приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права.
Право наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.
В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс.
Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик ЕП в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должна соответствовать основным положениям естественного права.
В современных условиях нормы ЕП наиболее полно отражены в нормах международного права.
Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако, равенства между ними никогда не будет.
Идеи и основные причины ЕП в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных стран (РФ: «основы права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»).