Марксистская материалистическая теория происхождения государства и права

Доклад по теме марксистская теория

Марксизм и коммунизм

Маркс полагал, что коммунизм является закономерным этапом развития общества. Общество с развитием производства получает все больше ресурсов, что позволяет членам общества получить большее количество свобод и перейти на более высокую ступень общественных отношений.

Карл Маркс говорил, что развитие человечества должно осуществляться по спирали, приводя к отмене частной собственности среди и развитию средств производства. Чем выше развитие производственных мощностей государства, тем выше и уровень развития общества. В обществе существует конкуренция и вражда индивидов, однако это не вечные явления, а пережитки демократии, которую проповедали Т. Гоббс и Дж. Локк, а также представителями современного неолиберализма. Конкуренция — это признак первобытного общества, неполноценность, которая должна быть преодолена с развитием общества.

Таким образом, теория марксизма длительное время рассматривалась в СССР как единственно верная, отражающая действительность. Демократия представляла собой продукт государственности, буржуазного общества, а следовательно, она не могла принести гражданам свободу. Демократия рассматривается как феномен, а не как закономерная стадия развития общества. Маркс и Энгельс отрицали возможность существования демократии. Собственность, по мнению Маркса, могла породить социальное неравенство. Ее отсутствие – верный путь к равенству между людьми.

Некоторые сторонники Маркса, например Ленин, полагали, что демократия должна исчезнуть после перехода к коммунизму, однако как показало время, данная теория была ошибочной.

Основные тезисы марксистской теории

Определение 1

Марксизм – это философское, экономическое и политическое учение, основы которого были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Основные тезисы теории Маркса:

  • Учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма);
  • Исторический материализм;
  • Научный коммунизм.

Центральный пункт данной теории – концепция отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждение человека от своей сущности, превращение его в часть производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальной структуры, чуждой людям, властвующей над ними, отнимающей у них возможности творческого саморазвития и разрушающей их существо. В «Экономико-философских рукописях» 1844 года Маркс помещает проблему отчуждения в центр своего философского анализа капиталистического общества, а также рассматривает следующие положения:

  • классовая борьба;
  • диктатура пролетариата;
  • отмирание классов и государств;
  • строительство коммунистического общества, которое состоит из нескольких фаз и звеньев.

Марксизм рассматривают в качестве следующих категорий:

  • Как философское учение (диалектический и исторический);
  • Как учение, которое оказало влияние на научные концепции, науки;
  • Как политическое течение, которое утверждает неизбежность борьбы между классами, неизбежность революции, обозначение ведущей роли пролетариата в революции, что ведет к уничтожению товарного производства и частной собственности. Марксизм также направлен на всестороннее развитие всех членов общества.

Маркс выступил против признания философии Гегеля, которая широко распространена в сегодняшней Германии, и объявил себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики. В своих ранних работах Маркс осуждал философию, с одной стороны, из-за ее умозрительного сознания, но с другой стороны, он настаивал на необходимости претворить философию в жизнь. Хорошо известен одиннадцатый тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы по-разному объясняют мир, но дело в том, чтобы его изменить».

Рисунок 1. Марксизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Примечания

  • «Введение к критике полит. экономии».
  • Пред. к «Феноменологии духа». Вопрос о марксистской социологии, таким образом, разрешается в той же плоскости, что и вопрос о марксистской философии: она «отрицается» в своих буржуазных проявлениях и одновременно сохраняется в методах исторического материализма, равно как марксистская философия, «отрицаясь», сохраняется в общей методологии познания — в диалектическом материализме.
  • См. «Экономическое содерж. народничества», «Что такое друзья народа?» и др.
  • Ф. Энгельс — «Юридический социализм».
  • См. «Введение к крит. пол. эк.»
  • См., напр., у тов. Пашуканиса, назв. раб. ст. 112.
  • «Введение к крит. пол. эк.»
  • «Капитал», т. I.
  • К. Маркс: «Теории прибавоч. ценности» ч. III.
  • «Конкретное потому конкретно, что оно является сведенным к единству множеством определений, т. е. единством в многообразии. В мышлении оно выступает поэтому как результат, а не как исходный пункт, хотя оно является исходным пунктом в действительности и, следовательно, также исходным пунктом созерцания и представления… Абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного путем мышления… Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его духовно, как конкретное…»
  • Правда, с точки зрения т. Пашуканиса, отношения господства и подчинения вообще не укладываются полностью в правовую форму. Он полагает, что «в соответствующих представлениях и понятиях нам не удастся открыть ничего, кроме идеологического удвоения действительности, т. е. тех же фактических отношений господства и подчинения, поскольку юридическое понимание есть лишь одностороннее понимание и его абстракции выражают собой лишь одну из сторон реально существующего субъекта, т. е. товаропроизводящего общества» (цит. соч., стр. 104). Эта точка зрения т. Пашуканиса основана на стремлении ограничить право лишь его наиболее развитой формой, частным правом менового общества, — как его называли Маркс и Энгельс, «правом в юридическом смысле», — отказываясь считать таковым исторически более ранние или соприкасающиеся формы права и отодвигая их в совершенно неопределенную область «идеологического удвоения действительности». Маркс и Энгельс не проводили никогда такого ограничения и едва ли признали бы методологически правильным проведение слишком резких граней между связанными между собой исторически и логически формами идеологии. Для Маркса, напр., «право сильного остается существовать и в пределах буржуазного общества» (Введ. к кр.). В праве мы всегда имеем «идеологическое удвоение действительности», отображение в сознании общественных отношений, но этот идеологический момент принимает различной сложности специфические и отражающие фазы исторического развития формы. Юридический субъект представляет из себя, несомненно, гораздо более сложное правовое отображение экономики, чем, скажем, феодальное отношение господства и подчинения. Но и правовое отражение феодальных господства и подчинения выражает их «не в их реальной сущности», не как экономические господство и подчинение, вытекающие из связи с материальными условиями производства, — но под углом раннего способа политико-правового представления. Совершенно иной вопрос, поскольку на такое идеологическое отображение господства и подчинения могло бы влиять дальнейшее развитие понятия юридического субъекта. Несомненно, что лишь с развитием психологии товарного фетишизма, — представления общественных отношений в виде отношений вещей и сращения их с этими вещами, — одновременно росло и представление о независимой от материальных условий человеческой «воле». Поэтому «волевое отражение» отношений господства и подчинения должно было развиваться и усложняться вместе с соответствующим понятием правового субъекта. Но и «право-привилегия» феодального общества, несомненно, есть не только фактическое превосходство, но и своеобразное правовое представление об этой привилегии, тесно связанное, как мы убедимся далее, с ранним, подчиненным религиозной идеологии «политическим» способом правового представления.

Теория права Ленина

Роль в развитии марксистской теории сыграл и В. И. Ленин, который изложил свои взгляды и идеи в лекции «О государстве», прочитанной в 1919 году в период Гражданской войны. После этого, руководствуясь актуальными на тот момент обстоятельствами, он рассмотрел принудительные и насильственные действия, которые были предприняты правительственными органами.

Влади́мир Ильи́ч Ле́нин — российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель.

Известный российский революционер утверждал, что такая политическая форма организации общества является:

  • Аппаратом управления людьми посредством насилия.
  • Машиной для поддержания господства одного класса над другими.
  • Источником рабовладельческой власти.

Он был убежден, что через государственные органы можно управлять всеми рабами.

Малоизвестные факты о Карле Марксе

В СССР об этом человеке и его философских взглядах было известно всем. Вероятно, именно поэтому в обязательном порядке изучали историю еще в детском саду или школе. Марксизм и его продолжение в виде ленинизма. Правда, использовали, конечно, не все труды Марксa, а то из его взглядов на положение дел в стране, что были выгодны для власти и оправдывали ее действия.

И не стоит забывать о колоссальной пропагандистской машине, которая тогда действовала. Ее элементы в несколько измененной форме сохранились до сих пор. Но когда-то именно Карл Генрих Маркс был взят из основы, как незыблемый камень для строительства советского государства. После распада СССР многие незаслуженно забыли имя Марксова. А ведь это один из самых выдающихся немецких мыслителей и философов. В его послужном списке есть и экономика, и социология. В этом он тоже писатель и поэт. Влияние этого друга, ранее не менее известного и тоже незаслуженно забытого – Фридриха Энгельса.

Раньше в каждом городе и даже деревне были свои улицы Ленина, Маркса, Энгельса — обязательно.

Следовательно, философия Карла Маркса была направлена в русле диалектики материализма. Мы понимаем, что для обычного читателя это будет слишком сложно и сложно, но на то он здесь и философ, этот Карл. По-своему интерпретировал философию Гегеля. Кстати, этот философ имел такое сложное название: Георги-Фридрих- Вильгельм. Однако это характерно для германских государств того времени. Кроме того, Маркс являлся одним из основателей научного социализма и его идейной основой была теория классовой борьбы. Не все так считают. Однако ранее это считалось именно так.

Все эти смешения разных материалистических и всяких других философских учений получили название марксизма, и легли в основу последующего движения большевиков и других коммунистических партий.

По отцовской линии, как и по материнской, у Карла Маркса есть частично еврейские корни. В Германии того времени было много евреев, но Гитлер еще не родился. Его отец имел еще двух детей и являлся потомком раввинов. Однако, несмотря на это, по настояниям отца, маленького Карла окрестили в Евангелической церкви, таким образом, он отказался от своего прошлого. Затем Маркс отказался от религии вообще, что стало основой советского атеизма и борьбы против церкви, которая после 1917 года буквально захлестнула всю Россию, и территории в ее состав вновь вошедшие.

Сначала в семье было семеро детей, но четверо умерли в младенчестве, а оставшиеся трое были младше. Кроме Карла, два человека покончили жизнь самоубийством.

Германия отреклась от Маркса, а также Бельгия и Франция — страны, где он был объявлен персоной «нон-грата». Его идеи показались правительству этих стран слишком революционными. И вот в Великобритании Маркс неплохо устроился, и последние 34 года там прожил.

Конечно же, несказанно удивился бы Карл Маркс, оказавшись в России, которая была в то время советской. Он никогда не был в России.

Мы знаем о его главном труде – “Капитал”, кто-то, возможно, даже видел его. Были и другие произведения, которые не имели большого интереса к советской идеологии и действительности.

По завершении этого мы можем добавить к этому еще одно обстоятельство – у Маркса было семеро детей. Три ее дочки вступили в коммунистическую партию Англии. Одна из них была в социалистическом движении Великобритании. Имена этих женщин – Женни фон Вестфален (1862-1942), Лаура Лафарг (1863-1943), Элеонора Эвелинг (1865-1943) – переводчица и суфражист, жена известного Эдуарда Эвелинга.

Основоположники марксистской теории (классовой теории)

Основоположниками данной теории считаются Карл Маркс (1818 – 1883 г.), Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.), Льюис Морган (1818 – 1881г.), Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 г.).

Зарождение и становление идей марксистской теории приходится на вторую половину XIX века. Идеологическую базу концепции составляют работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция Ленина «О государстве». В свою очередь, основу книги Энгельса составляли труды Моргана, которые были опубликованы в его работе «Древнее общество». Энгельс систематизировал взгляды американского этнографа на древнее общество, утвердил классовый подход к появлению государства и частной собственности, делал попытки доказать, что материальные условия первобытного общества непосредственно влияют на возникновение и развитие государства. Марксистская теория достаточно длительное время базировалась именно на взглядах Энгельса, которые были изложены в его книге. По мнению автора, обществу, чтобы не прийти к коллапсу, необходима сила, которая будет из него же, но стоять выше и удерживать народ в границах порядка. Самый значительный вес имели данные о перерастании родового строя в организацию общества путем становления государственности.

Свой вклад в развитие теории привнес и российский революционер Владимир Ленин. Взгляды на марксистскую концепцию возникновения государства и права он изложил в своей лекции «О государстве», которая была прочитана во времена Гражданской войны в 1919 году. Условия на тот момент сложились таким образом, что Ленин мог сделать упор на насильственную, принудительную роль государства. Революционер был убежден, что через государственные органы можно воздействовать на всех рабов и управлять ими. В своих взглядах Ленин продвигал идею того, что такая форма организации политики в обществе является аппаратом подчинения людей через насилие, машиной для поддержания господства одного класса над другим, а также источником рабовладельческой власти.

По мнению сторонников данной теории, марксистская концепция являет собой большое достижение научной мысли, она ясна и логична, последовательна и убедительна

Впервые внимание теоретиков было обращено на закономерности, которые существовали между возникновением частной собственности, развитием общества и экономики и возникновения государства и права. Базируясь на научных основах, в ней были раскрыты реальные причины и условия возникновения некоторых государств Европы

Но все же данная теория не учла многих факторов, влияющих на становление государственности, например психологический, этнический, биологический факторы.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

  1. Теологическая теория государства и права
  2. Патриархальная теория государства и права
  3. Договорная теория государства и права
  4. Марксистская теория (классовая) государства и права
  5. Теория насилия государства и права
  6. Органическая теория государства и права
  7. Расовая теория государства и права
  8. Теория инцеста государства и права
  9. Ирригационная теория государства и права
  10. Феноменологическая теория государства и права
  11. Экзистенциальная теория государства и права
  12. Историческая теория государства и права
  13. Потестарная теория государства и права
  14. Школа позитивного права
  15. Школа естественного права

Плюсы и минусы теории

Плюсы и минусы материалистической теории происхождения государства и права

Плюсы и достоинства

  • Материальные условия общества сыграли значительную роль.
  • Изменение форм деятельности в области труда и ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства.
  • Переход от потребляющей к производящей экономике создает разделение людей по существенному признаку.

Минусы и недостатки

  • Основной недостаток теории — однобокость. Представители не учитывали психологический, нравственный и этнический факторы. Именно поэтому им не удалось объяснить причины и этапы становления государственных образований.
  • Е. Дюринг имел претензии к теории, ссылаясь на психологический фактор. Он писал о психологии человека и его тяге к войне. Энгельс игнорировал этот фактор, ссылаясь исключительно на экономику, как главную движущую силу истории.
  • С. С. Алексеев и В. М. Корельский не спорили, что классовая борьба повлияла на возникновение государства, но полагали, что возникновение классов не может служить единственной причиной его появления. Ученые ссылались на примеры появления государства в доклассовом обществе и считали, что на процесс образования государства влияют и другие факторы.

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

Суть теории

Марксистская теория происхождения государства и права связывает возникновение государства и права с появлением общественного разделения труда, частной собственности, товарных отношений, с делением общества на антагонистические классы. Основным признаком государства марксизм считает наличие политической власти (в отличие от первобытного строя, где власть имела неполитический характер), выражающей интересы и потребности господствующего класса. В отличие от обычаев первобытного строя, выражающих интересы всего племени и рода и каждого его члена, соблюдающихся в силу привычки и охраняющихся общественным мнением, право, согласно марксистской теории, имеет классовую природу; выражает волю экономически и политически господствующего класса, который навязывает обществу такие нормы поведения, которые обеспечивают его существование и господство над остальным населением, тем самым придает своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

Суть марксистской теории происхождения права

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые были не известны родовому обществу. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

  • Афинская форма — классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.
  • Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних разрушает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.
  • Германская форма — государство возникает как результат завоевания обширных территорий.

Диалектический материализм

Маркс и Энгельс не называли свое учение диалектическим материализмом, хотя именно этот термин употребляется в современной науке. К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что их учение — это «новый» метариализм, не имеющий аналогов, отличающийся от материализма европейских ученых и философов. Термин «диалектический материализм» ввел в употребление Г. В. Плеханов, а В. И. Ленин закрепил данное название за теорией марксизма-ленинизма.

Стоит отметить, что выражение «диалектический материализм» стали использовать как синоним словосочетания «марксистская философия», однако данная терминология не встречается ни в одной работе К. Маркса или Ф. Энгельса. Введение данного понятия связано с попыткой обобщить теории К. Маркса, Ф. Энгельса и Гегеля. которые неоднократно делались современниками. Попытка привести данные теории к общему знаменателю и повлияли на современное мировоззрение, а также введение современной терминологии. Так, К. Маркс рассматривал материалистическую диалектику не как сугубо философскую, а как общенаучный метод исследования, который он использовал в своих работах, например, в «Капитале».

Философия марксизма включает в себя учение о диалектическом процессе, выступающее в качестве концепции универсальности. Смысл данной теории заключался в трех положениях: переход от количественных изменений к качественным, отрицание отрицания и единство и борьба противоположностей, которые и сегодня изучают в философии, истории государства и права. Энгельс в своих работах говорил о диалектике как о законе мышления, подчеркивая, что он также является законом природы.

Марксистская теория государства и права (классовая теория) – основные идеи

  • постоянное развитие общества привело к тому, что увеличилась мобильность населения, связано это было также с тем, что развивались экономические отношения. Поскольку человек уже не был привязан к своему роду, то он мог реализовать свои права и обязанности в том государстве, которое бы было наиболее благоприятным для поселения;
  • создание аппарата публичной власти, цель которой – контроль над гражданами и принуждение их к соблюдению установленных правил и законов путем создания органов по надзору, которых ранее не было в обществе. Также появляется особый класс – управленческий аппарат, целью которого является управление исключительно государственными делами;
  • с целью поддержания текущей власти необходим сбор средств у населения – налоги, но с течением времени этого становится недостаточно и государство совершает займы, образуется государственный долг. Все это связано с растущим количеством населения и нарастанием противоречий между классами в обществе;
  • советская наука изучала появление классов, развитие противостояния между ними, перерастающего в классовую борьбу. Государственное устройство образуется на основе этой непримиримости;
  • усложнение общества – результат экономического развития. Производительные и распределительные производные общества также претерпевают изменения. По мере того, как совершенствовались орудия труда и росла производительность, возник избыток продуктов, который в свою очередь стал причиной появления имущественного неравенства и классов. Неизбежным последствием этого стала борьба между отдельными группами, которая привела к образованию государства, используемого в качестве аппарата угнетения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: