Философское содержание[]
Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории. Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определенный отпечаток на общество, вследствии чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства. Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создает государства, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы один класс мог господствовать над другим. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые нарушают баланс сил и приводят к революциям. Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно избавить человека от отчуждения и привести общество к коммунистической формации.
Как общественность отнеслась к философии Карла Маркса?
Демократические социалисты и социал-демократы критикуют и отвергают идею Карла о том, что социализм может быть достигнут только посредством классового конфликта и пролетарской революции. Многие анархисты отвергают необходимость переходного государственного этапа. Некоторые мыслители отвергли основы марксистской теории, такие как исторический материализм и трудовая теория стоимости, и стали критиковать капитализм и защищать социализм, используя другие аргументы.
Некоторые современные сторонники марксизма утверждают, что многие аспекты марксистской мысли жизнеспособны, но все же являются неполными или несколько устаревшими в отношении определенных устоев экономической, политической или социальной теории. Поэтому они объединяют некоторые марксистские концепции с идеями других теоретиков, таких как Макс Вебер, и одним из примеров является Франкфуртская школа.
Марксистская философия довольно обнадеживающая из-за акцента на социальном и экономическом равенстве, но также можно заметить, что этой системой можно легко злоупотреблять. Карл Маркс видел эти проблемы и пытался их исправить, развивая собственные идеи до конца жизни.
Основные идеи и принципы философии Карла Маркса
Идеология является центральной концепцией Маркса. Немецкий философ выделяет два уровня реальности для сознания индивидуума: инфраструктуру, которая означает реальный мир, материю, средства производства, и суперструктуру, обозначающую мир идей и иллюзий, в котором доминируют убеждения правящего класса и капиталистов.
По мнению Карла, буржуазное общество и идеология как таковые основаны на идеях буржуазного класса. Мир через сознание, живущего в таком обществе, – это мир фантазий, далекий от реальной жизни, полный идей, которые поддерживают буржуазный мир и угнетают рабочий класс.
Основные положения марксизма
Отвечая на вопрос, что такое марксизм нужно знать, что учение по-разному интерпретируется (это как?) в политической практике. В его основе лежат несколько базовых постулатов (что это?):
- Прибавочная стоимость - политэкономическая теория учения, основанная на идее Маркса о прибавочном продукте, который создается в результате производства (что это такое?).
Он получает завершенное развитие при капитализме в виде прибавочной стоимости, выражающейся в виде прибыли (что это?), ренты (что это такое?), процентов и становится самостоятельной задачей производства.
Базовым принципом материалистического понимания истории выступает признание основополагающей идеи развития производительных сил относительно процесса трансформации общественного сознания.
В процессе построения бесклассового общества должен наступить переходный период, во время которого власть получит пролетариат и будет осуществлять ее в форме неограниченной диктатуры (это как?).
Она необходима для ликвидации ранее существовавшей политической системы и устранения сил, которые ее поддерживают.
Подробнее об идеях марксистов можно узнать здесь:
Истоки, история и направления марксизма
Марксизм является культурным феноменом, получившим название в честь автора политико-философской концепции К. Маркса. Однако, как и любое крупное направление общественной мысли марксизм возник не на пустом месте, в его основе лежит заимствованные и переосмысление идей более ранних мыслителей, которые получили в рамках марксизма новое развитие и освещение. В.И. Ленин указывал на три основных источника марксизма:
- немецкая классическая философия,
- английская политическая экономия,
- утопический социализм.
Среди представителей немецкой классической философии наибольшее влияние на Маркса оказали труды Гегеля и Фейербаха. Диалектическая философия Гегеля рассматривалась Марксом в качестве наивысшей точки развития философии в целом, однако ему был чужд ее идеалистический дух, Марк вслед за Фейербахом развивал материалистические теории, приложил к ним диалектический метод, что нашло свое отражение в новом взгляде на общество и историю его развития.
В трудах английских экономистов были сформированы основные понятия экономической теории, такие как прибавочный продукт, трудовая стоимость и т.д., которые также были углублены Марксом и встроены в стройную систему в его фундаментальном труде «Капитал». В отличии от многих социалистов-утопистов Маркс не считал присвоение прибавочной стоимости, образующейся в результате неполной оплаты затраченного труда, капиталистами «несправедливым», а просто раскрывал его механизм, который заключался во взаимодействии эксплуатирующего и эксплуатируемого классов, а также отчуждении результатов труда от работника. Вместе с тем идеи утопистов сформировали базу его политических воззрений, легших в основу представлений о коммунистическом строе, как вершине развития человеческого общества.
Рассматривая эволюцию философских представлений Маркса можно выделить два основных периода
В более раннем внимание Маркса сосредоточено на вскрытии антагонистических взаимоотношений в современном ему капиталистическом обществе, проблеме отчуждения от человека продуктов его труда и даже самой личности, и наконец способам построения непротиворечивого общества, получившего название коммунистического. Основным способом его создания Марксу и его сторонникам виделась вооруженная революционная борьба, однако после провала социалистических революций середины девятнадцатого века, он начинает занимать более умеренные и реформистские позиции
В позднем творчестве Маркс переходит к рассмотрению философско-исторических вопросов, рассматривая общественно-экономические основы общества, а также условия их развития и сам исторический путь эволюции человечества от первобытного состояния до построения коммунизма.
Замечание 1
К числу наиболее значимых достижений марксизма можно отнести экономическую теорию, раскрывающую сущность общественно-экономических взаимоотношений в капиталистическом обществе и изложенную в «Капитале», развитие материалистического взгляда на исторический процесс, а также формирование концепции научного коммунизма.
Марксизм — это.
Марксизм - это философское, политико-экономическое учение, у истоков которого стояли К.Маркс и Ф.Энгельс. Выступает идеологией левых сил, которые ведут борьбу за реализацию интересов пролетариата, противодействуют эксплуатации труда (что это?) капиталом и отстаивают идею социального равенства.
Идейной основой марксизма выступают труды видных представителей немецкой классической философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха, социализма-утопизма (Ш.Фурье, А.Сен-Симон), а также британской политэкономии (Д.Рикардо и А.Смит).
Философия марксизма возникла в 40-е годы XIX века, когда наблюдалось обострение социально-экономических противоречий в европейском обществе, порожденных кризисными явлениями капитализма (экономические кризисы, обнищание части населения, бесправие рабочих и другие).
Все это породило необходимость создания научной теории, которая обосновывала классовую борьбу, как способ устранения текущих проблем и вывода общества на более прогрессивную стадию (социализм), где не будет эксплуатации человека человеком.
Выход за границы капитализма[]
- Государство должно отмереть посредством радикальной трансформации всего общества, а не быть отмененным посредством ряда административных мер.
- Революция на стыке между вторичной (частная собственность) и третичной (общественная собственность) общественными формациями должна быть не политической, а социальной.
- Главной движущей силой революции является пролетариат, поскольку антагонизмы капитализма ведут пролетариат к тому, чтобы преодолеть существующий строй.
Успешная политическая (??? п.2 выше…) революция не может быть локальной или национальной — она должна быть мировой.
Место человека в обществе
Карл Маркс считает человека, его природу, свободу и развитие неразрывно связанными с обществом. Отправной точкой его анализа является не индивид, а общество. Согласно марксизму, основополагающими и мотивирующими причинами действий народных масс и классов внутри них являются их экономические интересы.
Эти два момента – экономические интересы и принадлежность к классу, социальной группе – в конечном итоге определяют характеристики и поведение масс и формируют различные социальные типы индивида. Основываясь на сложившихся отношениях, возникают различные идеологические мотивы поведения людей.
Марксистская философия
Добро пожаловать! > Марксистская философия
Марксистская философия — это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико — материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени — достижение тождества объекта и субъекта — через преобразующую практическую деятельность человека. Познание — центральный процесс в диалектике Гегеля — в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.
* Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.
* Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.
* Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.
* Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 — 90-е годы XIX столетия.
* Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 — 1924 гг.
* Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 — 80-е годы XX столетия.
* Западный марксизм в XX веке.
* Современное состояние марксистской мысли.
Идея практики
Переработка Марксом и Энгельсом идеалистической диалектики Гегеля и основных положений материализма того времени осуществлялась не через механическое их соединение, а сквозь призму принципа человеческой деятельности.
Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики.
Оно составляет, по выражению В.И.Ленина, краеугольный камень философии марксизма. Для классиков марксизма философия никогда не являлась занятием сугубо академическим: они хотели использовать её для того, чтобы лучше понять жизнь и, исходя из этого понимания, преобразовать в соответствии с коммунистическими идеалами
Поэтому необходимой и важной составляющей философии марксизма являются социально-философские и философско-исторические идеи
Концепция отчуждения — это марксова теория человека как общественного существа. Впервые об отчуждении сказал Гегель, охарактеризовав с помощью этого понятия отношение человека к созданной им реальности. Отчуждение человека от мира созданных им вещей — это, по мнению Гегеля, ненормальное состояние, свидетельствующее о дискомфорте человеческого бытия.
Уже во время жизни и деятельности Маркса и Энгельса их учение получило признание и в среде профессиональных философов, и у почитателей, не имеющих прямого отношения к философии.
Как философ, Ленин уступает Плеханову, Богданову, Луначарскому и некоторым другим марксистам. Прежде всего потому, что его не интересовала философия как таковая, как способ познания мира. Он рассматривал её в качестве «служанки политики»: философия должна помочь партии большевиков завоевать политическую власть и построить социалистическое общество. Возможность такого утилитарного подхода к философии Ленин блестяще продемонстрировал в работе «Материализм и эмпириокритицизм» — главном своем философском труде.
В XX столетии марксистская философия существовала и развивалась в двух основных формах:
* Советский марксизм.
* Западный марксизм («неомарксизм»).
Характерной чертой этого направления является внимание к экзистенциальной проблематике, которая, по мнению философов, имплицитно присутствует в ранних работах Маркса, но была, в процессе актуализации творчества классиков марксизма, заслонена другими проблемами. Прояснение экзистенциальной проблематики происходит или посредством более точного, «аутентичного» прочтения работ Маркса и Энгельса, или через синтез марксистских идей с немарксистскими
Формационная теория
Приложение диалектического материализма к истории развития общественных отношений стало основой для формирования новой формационной теории развития общество. Согласно ей общество развивается по строго определенным универсальным законам, вне зависимости от его географических, этнических, политических и иных факторов. Ведущая роль в развитии общества принадлежит развитию производства и диалектике производственных сил и отношений к средствам производства.
Согласно Марксу существование частной собственности делит общество на два класса – эксплуататоров которым собственность принадлежит и эксплуатируемых, чей труд они используют для получения прибыли с этой собственности. При этом в различных типах общества – формациях, отношения между данными классами выстраиваются с различными нюансами, от рабовладельческих в античности, до трудовых взаимоотношений, регламентируемых законодательством в современности.
Итогом развития общества по Марксу должно стать формирования коммунистической формации, в которой институт частной собственности будет упразднен, как следствие исчезнет отчуждение рабочего от продуктов его труда, а также сам принудительный труд. При этом как отмечал еще Ленин в СССР идеалы коммунистической формации так и не были достигнуты, просто капитализм из частной формы преобразовался в государственную.
Основные этапы становления и развития марксистской философии
* Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг. * Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг. * Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни. * Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 — 90-е годы XIX столетия. * Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 — 1924 гг. * Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 — 80-е годы XX столетия. * Западный марксизм в XX веке. * Современное состояние марксистской мысли.