Нормы права

Понятие и классификация норм права

Понятие и значение классификации правовых норм

Определение 1

Классификация – логическая операция и основанный на ней научный метод, который состоит в разделении целого (предмета, явления) на части.

Вопрос о классификации норм права имеет не только теоретическое (направленное на более глубокое познание норм права), но и практическое значение. На практике нередко требуется отнести норму к тому или иному виду, чтобы принять правильное решение по конкретному делу, разрешить спор.

Классификаций норм права существует немало, однако их ценность существенно варьируется, в частности, в связи с соблюдением или несоблюдением принципа чистоты классификации (применении единого критерия для деления понятия на части). Классификация норм права должна начинаться не с деления норм по отраслевому признаку, а с указания более общих критериев.

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Правовые нормы: признаки, структура, виды

Раздел ЕГЭ: 5.1. Право в системе социальных норм

Правовые нормы — составляющие права, в которых заложены правила поведения всех субъектов права (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации), оказавшихся участниками того вида социальных отношений, по поводу которых государство проявило свою волю, издав данные правила.

ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ

Правовые нормы отличаются от других видов норм следующими особенностями:

  • исходят от государства и официально выражают его волю;
  • исполнение норм права контролируется и защищается государством;
  • издаются в конкретной письменной форме (формальны);
  • регулируют общественную и личную жизнь граждан, очерчивают границы свободы, поведения и выражения их воли;
  • реализуют и закрепляют права и обязанности людей;
  • носят общеобязательный характер для всех людей, проживающих на определённой территории, где они действуют.

СТРУКТУРА ПРАВОВЫХ НОРМ

Структура нормы права — внутреннее строение нормы, которое раскрывает её основные элементы и способы их взаимосвязи.

Гипотеза ⇒ Обстоятельства, при которых необходимо действие норм права.Диспозиция ⇒ Непосредственно правовые нормы: правила поведения граждан, их суть, содержание, права и обязанности людей.Санкция ⇒ Последствия нарушения людьми правовых норм.

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

Нормы права охватывают все сферы жизнедеятельности государства и, соответственно, имеют обширную классификацию.

⊕ По субъектам правотворчества:

  • нормы, исходящие от государства;
  • нормы, являющиеся результатом волеизъявления граждан.

⊕ По характеру правил поведения:

  • обязывающие (устанавливают обязанности граждан);
  • управомочивающие (предоставляют определённые права на совершение действий);
  • запрещающие (запрещают совершение определённых действий, которые приводят к нарушению прав других людей).

⊕ По социальному назначению:

  • учредительные (принципы установления норм);
  • регулятивные (правила поведения);
  • охранительные (контроль за соблюдением норм);
  • обеспечительные (гарантии действия правовых норм);
  • дефинитивные (определяют правовые нормы);
  • коллизионные (регулируют конфликтные ситуации);
  • декларативные (объявляют нормы права);
  • оперативные (инструменты для совершения определённых действий).

⊕ По функциональной роли:

  • общие (распространяются на все или большую часть отраслей права);
  • специальные (распространяются на часть институтов права и регулируют наиболее важные вопросы).

⊕ По методу правового регулирования:

  • императивные (не допускают отклонений в исполнении норм);
  • рекомендательные (устанавливают варианты желательных действий);
  • диспозиционные (разрешают индивидам в пределах требований закона самим разрешать возникающие споры);
  • поощрительные (предполагают награду за соблюдение норм).

⊕ По сфере и субъектам действий:

  • общего действия (распространены по всему государству и актуальны для всех его граждан);
  • ограниченного действия (ограничены территорией, временем и другими субъективными факторами);
  • локального действия (характерны только для определённого коллектива, предприятия, учреждения).

Вы смотрели конспект «Правовые нормы: признаки, структура, виды». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Виды правовых норм

Многогранность отношений в обществе, часто повторяющиеся разнообразные жизненные ситуации и разумная реакция человека на всё происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы очень разнообразны. Они классифицируются по самым различным способам.

По субъектам правотворчества нормы делятся на: исходящие от государства и непосредственно от государственного общества.

По социальной роли в правовой системе нормы могут быть учредительными (нормы-принципы), регулятивными (нормы – правила поведения), охранительными (нормы – стражи порядка), обеспечительными (нормы – гарантии), декларативными (нормы – объявления), дефинитивными (нормы – определения), коллизионными (нормы – арбитры), оперативными (нормы – инструменты):

  • учредительные нормы служат исходным началом правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека и пределов действия государства;
  • регулятивные нормы призваны регулировать фактические отношения, которые возникают между различными субъектами, предоставляя им права и возлагая на них обязанности;
  • охранительные нормы направлены на осуществление охранительной функции права, фиксируя меры государственного принуждения;
  • обеспечительные нормы содержат предписания, которые гарантируют осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования;
  • декларативные нормы содержат в себе положения программного характера, определяя задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений и нормативные объявления;
  • дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий;
  • коллизионные нормы устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
  • оперативные нормы служат для установления даты вступления нормативного акта в силу, а также прекращения его действия и т.д.

По предмету правового регулирования нормы делятся на: конституционные, гражданские, уголовные, административные, трудовые и др.

По методу правового регулирования нормы могут быть: императивные, диспозитивные, рекомендательные:

  • императивные нормы носят сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;
  • диспозитивные нормы характеризуются автономным характером, который позволяет сторонам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило;
  • рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливая варианты поведения, желательного для государства.

По сфере действия нормы делятся на: нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы:

  • нормы общего действия оказывают свое влияние на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
  • для норм ограниченного действия устанавливаются пределы в зависимости от территорий, времени и субъектных факторов;
  • локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Также нормы права могут классифицироваться по времени (постоянные и временные) и по кругу лиц.

Основные признаки и структура нормы права

Правовые нормы характеризуются следующими признаками:

  • общий характер;
  • общеобязательность;
  • конкретность содержания;
  • формальная определенность;
  • микросистемность.

Общий характер правовых норм говорит о том, что они рассчитаны на многократное применение, поскольку регулируют типичные отношения.

Суть общеобязательности состоит в том, что нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

Конкретность содержания обеспечивается простотой изложения текста нормы и широким использованием общеизвестных юридических терминов.

Формальная определенность говорит о том, что нормы права в основном фиксируются в правовых актах государства и четко закрепляют права и обязанности.

Микросистемность – свидетельство того, что нормы права не противоречат друг другу.

Классическую, идеальную норму права составляют три структурных элемента (рис. 1):

  • гипотеза;
  • диспозиция;
  • санкция.

Рисунок 1. Структура нормы права

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма права.

В гипотезе не только содержатся желаемые государством правила поведения субъектов права, но и описываются обстоятельства. В зависимости от этих обстоятельств гипотеза может быть простой и сложной.

Простая гипотеза содержит одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза содержит два и более условия. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, связывающая действие нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Определение 2

Диспозиция представляет собой ту часть нормы, которая формулирует правило правомерного поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.

Диспозиция может быть:

  • простой;
  • описательной;
  • отсылочной;
  • бланкетной.

В простой диспозиции содержится указание на совершенное деяние без описания его признаков, поскольку они очевидны.

Описательная диспозиция содержит признаки правомерного или неправомерного поведения.

В отсылочной диспозиции вместо описания признаков деяния имеется ссылка на другую норму того же нормативного акта.

Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий, отсылая, таким образом, субъекта реализации к соответствующему закону.

Определение 3

Санкция – это элемент юридической нормы, указывающий неблагоприятные правовые последствия, которые возникают в результате несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы.

По степени определенности санкции могут быть:

  • абсолютно определенные (в них точно указан размер штрафа);
  • относительно определенные (различные варианты в пределах санкций, например, лишение свободы на срок от 3 до 10 лет);
  • альтернативные (правоприменительный орган по своему усмотрению определяет наиболее целесообразный вид ответственности: штраф, исправительные работы либо лишение свободы).

В реальной жизни правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Структура юридической нормы является результатом отражения в норме определенного общественного отношения. И можно утверждать, что в правовой норме содержится столько структурных элементов, сколько этого требует данное общественное отношение.

Классификация

С учетом органов, издающих законы и подзаконные акты (т.е. по субъектам правотворчества), можно выделить:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Государственные — нормы, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления
  2. Принимаемые всенародно — принимаемые непосредственно гражданами на референдумах и всенародных голосованиях в пределах государства, субъекта федерации или муниципального образования. 
  3. Локальные — действуют в рамках организаций или ведомств. 
  4. Исходящие от нескольких государств или международных организаций.

Основная классификация правовых норм проводится в зависимости от их роли в регулировании общественной жизни. Их подразделяют на:

  • регулятивные;
  • охранительные;
  • конститутивные;
  • вспомогательные.

Регулятивные нормы

Они устанавливают правила в расчете на правомерное поведение. Например, ст. 17 ГР РФ Правоспособность гражданина. Разновидности регулятивных норм по характеру действия таковы:

  1. Обязывающие — предписывают совершить какое-либо действие. Например, внести плату за товар или услугу.
  2. Запрещающие — накладывают обязанности воздержаться от совершения каких-либо действий. Например, муж не может развестись без согласия беременной жены.
  3. Управомочивающие — предоставляют возможность на совершения каких-либо действий (подать иск в суд и т.п.).

Охранительные (правоохранительные) нормы

Они служат для защиты общественных отношений в случае неправомерного поведения. Охранительные можно разделить на:

  1. Карательные — устанавливают конкретные меры ответственности за правонарушения (увольнение с работы за дисциплинарный проступок).
  2. Правовосстановительные — определяют меры по восстановлению нарушенных прав в соответствии с законом (восстановление на работе в случае незаконного увольнения). 

Конститутивные нормы

Они устанавливают основы общественного и политического строя. Нередко к конститутивным относят нормы, закрепляющие общие начала правовых отраслей. В составе конститутивных выделяют:

  1. Общезакрепительные (общеустановительные) — статьи Конституции РФ, определяющие форму правления или территориального устройства.
  2. Декларативные — принципы той или иной правовой области, как то: ст. 3-7 УК РФ.

Иногда конститутивные нормы не выделяются в отдельную группу и включаются в состав других.

Перечисленные выше нормы иногда объединяют под названием основных (типичных).

Вспомогательные (нетипичные, специализированные) нормы

Они не содержат правил поведения и обслуживают прочие группы. Они не типичны по структуре, не содержат гипотезы, диспозиции и санкции. Это:

  1. Дефинитивные — содержат определения правовых понятий. Пример: понятие преступления в УК РФ.
  2. Коллизионные — применяются в ситуации, когда возникает противоречие между нормами. Например, ситуацию, когда издается подзаконный акт, противоречащий закону.
  3. Оперативные — устанавливают сроки действия норм. Например, продляют действие чрезвычайного положения.

По отраслям права:

  • гражданско-правовые;
  • уголовно-правовые;
  • административные;
  • трудовые и т.д.

По сфере регулирования общественных отношений:

  • материальные;
  • процессуальные.

Функция второй группы — регламентация деятельности по защите первой, как то: нормы уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.

По объему регулирования общественных отношений:

  • общие;
  • специальные.

Предметом первых являются различные общественные отношения в целом, вторых — конкретные виды отношений или исключения из общих отношений. Так, отношения между участниками сделки будут определяться общими нормами, а отношения покупателя и продавца — специальными.

По юридической силе:

  • законы;
  • подзаконные акты.

По кругу лиц:

  • нормы, распространяющиеся на всех лиц;
  • распространяющиеся на группу лиц: на военнослужащих, несовершеннолетних и т.п.

По времени действия:

  • постоянные;
  • временные, на срок существования определенных общественных отношений (на период безработицы и т.п.).

По сфере действия:

Виды норм по субъектам

По субъектам в правотворчестве можно различать нормы, которые исходят от государства или же непосредственно от общества.

В первом случае мы говорим о нормах органов представительной власти, исполнительной государственной власти, например, государственной думы, или и судебной власти (в странах прецедентного права).

Во втором же случае нормы права могут приниматься непосредственно населением какого-либо территориального образования (сельским сходом) или населением целого государства (референдум). Например, Конституция России была принята путем всенародного голосования.

Виды регулятивных правовых норм

По характеру предписываемых правил

  • Обязывающие — предписывают лицам совершать определенные положительные действия ( обязанность палить налоги, охранять природу и т.д)
  • Запрещающие – нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия ( это те же запрещающие знаки дорожного движения)
  • Управомочивающие – содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека ( например. право на труд, на участие в выборах и др.)

По форме предписания

  • императивные (от правил которых отступать нельзя) .Это обязывающие и запрещающие нормы.
  • диспозитивные (которые могут быть изменены по усмотрению сторон).Это управомочивающие нормы.

Нормы бывают

  • Факультативные – позволяют при определённых условиях отступать от основного варианта, избирая запасной.
  • Рекомендательные— они рекомендуют из ряда вариантов поведения выбрать предпочтительный.
  • Абсолютно-определённые – нормы, формулирующие  правило, условия его действия и сан­кцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вари­антов или дальнейшей конкретизации
  • относительно определенныенормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом кон­кретных обстоятельств

 В зависимости от отрасли права

  • административно-правовые
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • нормы трудового права
  • нормы экологического
  • нормы конституционного и пр.

По юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права

  • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Закон обладает высшей юридической силой.
  • Подзаконные акты — это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Другие виды правовых норм:

  • постоянного и временного действия,
  • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия (например, на должностных лиц),
  • акты исключительного действия (в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

Структура нормы права

  • диспозиции, т. е. само правило поведения
  • гипотезы — указания на условия применения норм
  • санкции — установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы.

Пример:

Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза), то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).

Структура нормы права

Определение 1

Структура нормы права – это внутреннее строение правовой нормы, наличие в ней составных частей, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.

Структура правовой нормы включает основные элементы:

  • гипотеза – условия, при которых правовая норма применяется (место, время, субъектный состав и др.);
  • диспозиция – указание на допустимое или должное поведение (состав преступления) при указанных в гипотезе условиях (указание на права и обязанности сторон); юридическое расположение сторон определяет модель поведения участников правоотношений; является ядром, регулирующей частью нормы;
  • санкция — применяемые при невыполнении диспозиции меры принуждения, меры ответственности (меры поощрения, применяемые в случае, если норма является поощрительной); санкции могут быть негативными (неустойка, штраф, лишение свободы и др.) и позитивные (премия, условно-досрочное освобождение, государственная награда и др.).

Замечание 2

В настоящее время широко распространена следующая структура нормы: регулятивные нормы включают гипотезу и диспозицию, охранительные нормы состоят из диспозиции и санкции.

Виды норм права

Классификация норм права помогает обозначить роль и место юридических норм во всей системе правового регулирования, шире познать их назначение и природу.

Основные виды норм права в зависимости:

  • от содержания — исходные нормы (определяют задачи, цели, направления, пределы, основы правового регулирования отношений в обществе (провозглашающие принципы декларативные нормы, дефинитивные нормы и др.); общие нормы – характерны общей части определенной отрасли права, распространяются на большую часть или на все институты конкретной отрасли права; специальные нормы — отдельные институты отрасли права, регулируют определенный вид родовых отношений в обществе с учетом характерных для них особенностей (корректируют способы правового влияния на поведение, пространственные и временные условия их реализации, детализируют общие условия);
  • от предмета правового регулирования — конституционные, административные, гражданские, земельные нормы права и т.д. (по отраслевой принадлежности);
  • от их характера — материальные (экологические, аграрные, уголовные и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные);
  • от методов правового регулирования – включающие властные предписания – императивные, включающие свободу усмотрения – диспозитивные, стимулирующие общественно полезное поведение – поощрительные, предполагающие оптимальный и наиболее приемлемый для общества и государства вариант поведения – рекомендательные;
  • от времени действия — постоянные (содержаться в законах), временные (содержаться в указах Президента о введение ЧС);
  • от функций – регулятивные (содержат предписания, которые устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений), охранительные (направлены на защиту субъективных прав);
  • от субъектов, на которые распространяются нормы права – общераспространенные (нормы Конституции), специально-распространенные (действуют в отношении определенной категории граждан – учащихся, студентов, военнослужащих, пенсионеров и т.д.);
  • от сферы действия – общефедеральные (действуют на всей территории страны), региональные (функционируют на территории субъектов Федерации), локальные (функционируют на территории определенного учреждения, предприятия, организации);
  • от юридической силы – правовые нормы законов, подзаконных актов;
  • от способа правового регулирования – управомочивающие (позволяют совершать конкретные действия), обязывающие (предписывают совершать определенные позитивные действия (оплата квартплаты, возмещение убытков и т.д.), запрещающие (не разрешают определенные действия);
  • от субъектов правотворчества – нормы, принятые негосударственными структурами (в результате референдума или муниципальными органами), государственными (исполнительными, законодательными,) органами.

Нормы права многочисленны и многообразны, что связано с многочисленными общественными отношениями.

Понятие нормы права

Определение 1

Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое гарантируется государством, отражает уровень свободы граждан и организаций и выступает регулятором общественных отношений.

Нормы права выступают регулятором общественных отношений, устанавливают границы дозволенного поведения субъектом права и являются мерой свободы человека в обществе.

Нормы права имеют социальную ценность, которая заключается в стабилизации общественных отношений и предсказуемости поведения всех участников. Таким образом, норма права представляет собой санкционированное государством правило поведения, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и является обязательным для каждого в условиях предусмотренной ситуации.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие нормы представляют определенный круг отношений, который является отраслью права. Внутри отраслей нормы права группируются по институтам и субинститутам. Нормативность означает общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определенность представляет собой закрепление правовой нормы в официальном документе.

Классификация норм права

Классификация существует для того, чтобы точно определить место разнообразных норм в системе правового регулирования. 

По содержанию

По содержанию нормы делятся на:

  1. Исходные — нормы, определяющие основные аспекты регулирования общественных отношений.
  2. Общие — нормы, которые присущи определенной отрасли права и распространяющиеся на подавляющую часть институтов этой отрасли.
  3. Специальные — присущи определенной отрасли права и распространяющиеся на подавляющую часть институтов этой отрасли.

По предмету правового регулирования

По предмету или отраслевой принадлежности нормы права делятся в зависимости от института и отрасли:

  • конституционные;
  • уголовные;
  • административные;
  • гражданские;
  • уголовно-процессуальные;
  • гражданско-процессуальные;
  • семейные нормы. 

В свою очередь внутри этих отраслей нормы делятся на:

  1. Материальные — воздействуют на общественные отношения с помощью прямого их регулирования. Например, нормы материального права закрепляют правовые характеристики приобретения собственности, структуру государственных органов и виды административной ответственности.
  2. Процессуальные — предназначены для осуществления и защиты аспектов материального права. К этому подтипу правовых норм относятся, например, нормы уголовного процесса и избирательный процесс.

По методу регулирования общественных отношений

В случае способа регулирования общественных отношений, нормы подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы дают четкие указания о способах реализации права в определенных границах. Диспозиционные же предполагают большую вариативность возможностей реализации предоставляемого права. Поощрительные служат стимулом труда членов общества. Рекомендательные в этой классификации предлагают предпочтительные варианты урегулирования общественных отношений. 

По обязательности

Нормы права делятся на:

  1. Императивные — обязательны для исполнения каждым и не предполагают возможности нарушения. К этому относится, например, гражданство. У гражданина Российской Федерации нельзя отобрать гражданство или лишить права изменить его. 
  2. Диспозитивные — используются в качестве дополнения в том случае, если две или более сторон соглашаются на их исполнение. Примером диспозитивных или субсидиарных норм можно назвать договор купли-продажи. Если им не предполагается кредитование, то покупатель обязан оплатить полную стоимость товара при покупке.

По степени конкретизации

В зависимости от того, насколько определенно изложены элементы нормативов в статьях, правовые нормы делятся на:

  1. Абсолютно-определенные — четко диктуют права и обязанности участников правовых отношений.
  2. Относительно-определенные — диктуют возможные версии поведения, при этом не содержа в себе конкретных инструкций для участников правовых отношений, их обязанностях, правах и мерах юридической ответственности.
  3. Альтернативные — несут характер вариативности. В них закреплены несколько вариаций и условий действий и поведения участников правовых отношений и ответственности за нарушение.

По действию (в пространстве, времени)

В случае времени, правовые нормы подразделяются на:

  • постоянные — не ограничены каким-либо временным промежутком до момента их официальной отмены;
  • временные — действуют в пределах определенного времени.

По пространству распространения правовые нормы подразделяются на:

  • общие или (общефедеральные) —  действуют на территории всего государства, к ним относятся конституция и различные кодексы;
  • местные (региональные и локальные) — действие региональных распространяется только на определенные территориальные единицы, а локальных — на определенные учреждения, организации или предприятия.

По функциям права

В зависимости от функции нормы права делятся на:

  • регулятивные — содержат в себе предписания, регулирующие права и обязанности участников общественных отношений;
  • охранительные — предполагают защиту нарушенных субъективных прав.

По кругу лиц

По кругу лиц нормы права делятся на:

  1. Общие — действуют на каждого, проживающего в местности их действиях. Например, в стране, регионе, союзе стран.
  2. Специальные — действуют на определенную категорию лиц, например, на государственных служащих, военных служащих, медицинских работников.

По юридической силе и месту в иерархии

Нормы права разделяются по юридической силе и месту в иерархии для тех случаев, когда они противоречат друг другу и необходимо определить, которая из них будет применяться для данного случая. Говоря о юридической силе, выделяются правовые нормы законов и подзаконных актов.

В данной категории нормы подразделяются на:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: