Воспитание правовой культуры у детей
Одним из условий всестороннего развития личности является формирование правовой культуры. Ребенок приходит в этот мир, как чистый лист бумаги. Способность к понимаю законов, правил и ответственности не приходит сама по себе. Ее надо воспитывать постепенно, причем начинать воспитание лучше с самого дошкольного детства . Правовая культура формируется в общении с другими людьми, в участиях в мероприятиях, различных видах деятельности, под влиянием личного примера взрослых. Все это есть правовое воспитание детей.
?
За процесс правового воспитания отвечают основные социальные институты в жизни ребенка: семья – школа (детский сад) – общество, а также специальные институты и правоохранительные органы, работа которых – защищать права и свободу детей.
Правовое воспитание детей начинается в детском саду. Педагоги ДОУ дают воспитанникам элементарные понятия о конституции, об их правах (в первую очередь), об обязанностях родителей. Основная цель такого воспитания – отследить и предотвратить преступления против прав детей, которые нередко случаются в стенах их родных семей.
Более обширно понятия о праве и законе даются в средней образовательной школе. По сравнению с другими компонентами воспитательной деятельности, детское правовое воспитание имеет свою специфику – оно определяет социально-правовой статус учащейся молодежи в обществе. Учащиеся школы еще полностью зависят от родителей (опекунов), их поступки корректируются педагогами, воспитателями и родителями. Они еще так мало знают о законе и праве, у них нет опыта в правовых отношениях. С этими правилами им только предстоит познакомиться. Учителя знакомят школьников с теми правами и законами, которые регулируют их жизнь в мире взрослых, с ответственностью перед законом, в соответствии с их возрастом.
Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе
Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.
Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.
В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).
Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.
Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно
Итоговая цель правового воспитания подростков – сформированная законопослушная личность.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
- Беседа;
- Тематический классный час;
- Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
- Игры, конкурсы, викторины;
- Экскурсии;
- Выставки, наглядная агитация;
- Встречи – лекции с представителями социальных структур;
- Родительский всеобуч.
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
Форма мероприятия | Тема (задача) |
---|---|
Классные часы в средних классах | 1. «О вреде курения», |
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав» | |
3. «Предупреждён-значит вооружен» | |
4. «Законы жизни школьного коллектива» | |
5. «Что такое порядочность» | |
6. «Правила доверия» | |
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» | |
8. «Я – гражданин России» | |
Классные часы в старших классах | 1. «Умей сказать «нет» |
2. «Склонность или пагубная привычка? | |
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности» | |
4. «Что такое порядочность жизни» | |
5. «Что значит быть принципиальным» | |
6. «Что такое цель | |
7. «Свобода половых отношений» | |
8. «Любовь и дружба | |
9. «Закон о наркотиках» | |
10. «Мои права – мои обязанности» | |
11. «Как не стать жертвой преступления» | |
Конкурсы, викторины, игры | 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей) |
2. Ролевая игра «Мы и выборы» | |
3. Правовая игра «Я и мои права» | |
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат» | |
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка» | |
Наглядная агитация | 1. Стенд «Правовой уголок школьника» |
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков». | |
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»; | |
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!» | |
Родительские всеобучи | 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД) |
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы) | |
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах» | |
4. «Подросток и его профессиональные интересы» |
Принципы, цели и задачи правового воспитания
В любом государстве с развитым строем, роль социальной культуры населения возрастает с каждым днем. Воспитание в правовой сфере оказывает больше влияние на процесс построения, как социального государства, так и гражданского общества. Все прекрасно понимают, что прививание молодежи правовой культуры невозможно без правильного конструктивного диалога между общественностью и государством. Государство видит своей целью формирование правильного правосознания граждан и общества в целом, воспитание юридической грамотности и высоких моральных ценностей.
При построении системных методов правового воспитания, учитываются два основных принципа:
Принцип гуманизма | Принцип законности |
---|---|
Признавать индивида высшей ценностью | Абсолютная реализация законов, подзаконных правовых актов: — всеми правительственными органами; — публичными организациями; — служебными лицами; — самими гражданами. |
Защищать достоинства, свободу, элементарные гражданские права | |
Создавать условия беспрепятственного и многогранного проявления способностей личности |
Основной целью правового воспитания в педагогической деятельности является формирование правовой просвещённости культуры юридического сознания у учащихся и молодежи.
Более конкретно эти цели можно выделить так:
- Формирование у граждан знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека (незнание закона не освобождает его от ответственности);
- Повышение (укрепление) авторитета закона, как социальной ценности, формирование уважение к нему, преодоление правового нигилизма;
- Формирование у граждан ориентации на законопослушную деятельность и правомерное поведение;
- Формирование у молодежи навыков и умений участия в правовых процессах, защите своих прав;
- Создание атмосферы нетерпимости к нарушению закона и порядка;
- Укрепление понимания того, что ответственность за содеянное – неотвратима.
Определяя задачи воспитания юридической грамотности, мы выделяем следующие моменты:
- Воспитание правовой активности граждан;
- Распространение правовой информации;
- Формирование у каждого собственного комплекса правовых установок, убеждений, взглядов
- Приобретение правовых знаний, убеждений
- Воспитание уважения к закону
- Привитие навыков законопослушного поведения
Разумеется, всем нам хотелось бы жить в правильно построенном правовом государстве, чувствовать себя хозяевами в своем дома, чувствовать себя защищенными. Сейчас все мировое сообщество движется к полному возрождению правовой системы. Поэтому, правильное воспитание индивида относится к числу наиважнейших проблем , которые ставит перед собой любое демократическое государство.
Формы правового воспитания
Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.
Основные формы воспитания:
Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном
Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов
Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться
Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом
К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.
Появляются новые формы работы с молодежью, которые донесут информацию о правомерном образе жизни на понятном для них языке.
Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»
Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.
В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:
- Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
- Ведение картотеки «трудных» подростков;
- Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
- Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
- Беседы и консультации с родителями;
- Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
- Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
- Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.
Формы, методы правового воспитания личности
В целях правового воспитания проводится:
- Пропаганда права в средствах массовой информации,
- Воспитательная работа при проведении всенародных мероприятий,
- Правовой всеобуч и иные.
Правовой обуч включает в себя работу юридических семинаров и курсов, которые организовываются государственными либо общественными организациями (на бюджетной или коммерческой основах).
В СМИ могут быть применена воспитательная работа. Так проводятся беседы на правовое темы, передачи «Человек и закон», дискуссии по актуальным правовым проблемам и иные.
Немаловажными являются методы правового воспитания.
Определение 1
Метод правового воспитания – это способы, которые разъясняют правовое идеи для воздействия на сознание личности по вопросам подержания правового порядка.
Их можно разделить на:
- общие,
- специальные.
Общие методы это педагогические, логические, эмоциональные способы воздействия. Данные методы обычно изучают специальные методисты – референты.
Правовое просвещение выступает способом распространять правовые знания и росту правовой культуры населения страны. Правовое просвещение ставит своей целью воспитать уважение к праву и законодательству у всех слоев населения.
Специальные методы используют правоохранительные органы страны. К ним следует относить надзорные, контрольные меры, которые применяются лишь при совершении правонарушений.
Принципами правового воспитания личности являются связи между правовой практикой, научным характером, образованностью, ориентацией на законность, авторитет закона.
Замечание 1
Следовательно, средства, методы, принципы, формы правового воспитания личности являются общим механизмом, который позволяет воздействовать на индивидуальное и общественное сознания, способствую перенятию личностью человека основных принципов социальной жизни.
Понятие и назначение правового воспитания
Любое воспитание (религиозное, гражданское, физическое и т.п.) является осмысленным и направленным воздействием на человека при основе на его социальные общности и организации в которых оно происходит. В основу воспитания положены социальные действия по разрешению проблем, которые ориентируются на переосмысление поведения людей.
Социализация представляет собой стихийный процесс, а воспитание представляет целенаправленную деятельность по передаче правового опыта и системному воздействию на сознание людей для формирования высокого уровня правового сознания и системы ценностей.
У правового воспитания имеется свое содержание. В него входит приобщение человека к:
- Знаниям о праве и государстве,
- Законодательстве и законности,
- Свободах и правах личности, человека и гражданина,
- Выработке ориентации на поведение в рамках закона.
Правовое воспитание является сложной и многоаспектной деятельностью. Правовые ценности находят свое начало в моральных нормах и усваиваются личностью в общественной практике и иных формах создания общественного сознания. Правовое воспитание подразумевает создать специальные инструменты по донесению до чувств и разума людей ценностей права и превращения личного убеждения во внутренние ориентиры поведения.
К субъектам правового воспитания следует относить:
- Органы государственной власти (министерства, прокуратура, МВД и др.),
- Уполномоченные органы (учреждения образования, социальные органы),
- Институты гражданского общества (общественные объединения, религиозные организации, политические партии).
- Семья.
Объектом правового воспитания выступает все население государства.
Проблемы правового воспитания молодежи
Тема правового образования молодежи набирает сегодня небывалую актуальность Ускорение процветания товарно-рыночных отношений, провоцирует у большинства молодых людей чувства стремительно улучшения уровня жизни и роста материального благосостояния. Иллюзия наступления идеальной жизни привела к краху неоправданных разочарований. Отсюда смятение неуверенность среди молодого поколения.
Идея быстрого обогащения улетучилась, словно дым. Резко возросло количество людей, пожелавших обогатится быстрыми и незаконными средствами. Поэтому государство видит правовое воспитание молодежи необходимой работой. Молодые люди (старшие школьники, подростки) представляют собой группу риска, на которую государству нередко приходится воздействовать путем угроз и санкций.
Причины, приводящие к нарушению закона среди молодежи
Диагностирующими в этой ситуации смогли бы стать обстоятельства, которые были бы способны формировать личность молодых людей. Но эти обстоятельства сегодня изменились. На первый план выделилась безработица, а с ней отсутствие должной организации жизни и интересов молодежи.
Основой воспитания подрастающего поколения должно стать просвещение людей в области прав каждого гражданина в отдельности. Свобода слова, выбора, обоснованности прав и свобод личности. Необходимо четко выработать у молодёжи стабильное направление на законопослушные действия.
Задумываясь о смысле социального воспитания, как процедуре создания (реформирования) правовой культуры у молодежи, сталкиваешься с тем, что оно может содержать в себе определенные структурные составляющие:
- оценочный, подразумевающий создание правильного и здорового отношения к праву;
- уведомительный (включающий в себя информирование о праве;
- регулирующий, в данном случае, подразумевающий внедрение правильной установки на правовое поведение;
- когнитивный – при общение к чувству незаменимости правомерного поведения
- организационный – подразумевающий структурирование деятельности субъектов социального воспитания в рамках государственных и общественных институтов.
В условиях, которые сложились в нашем, далеко не идеальном обществе, среди других задач, стоит одна важнейшая – преодолеть такое явление, как правовой нигилизм (отрицание права, как социального института). Правовой нигилизм, словно вирус, поражает огромное число молодых людей, поэтому, прежде всего, необходимо формировать правильное отношение к закону, закладывать в сознание молодежи понимания всей серьезности ответственности, невозможности самоуправства, продажности, процветания теневой экономики. Другими словами, не допустить распространения правового беспредела и анархии в кругах наших юных граждан.
Азами развития здорового, этичного и социального сознания молодежи являются: правовой порядок, гражданское единомыслие, динамичное взаимодействие всех общественных и социальных групп населения, а также повышение уровня состоятельности народа, увеличение финансовых гарантий прав человека.
Понятие правового воспитания
Определение 1
Правовое воспитание – это деятельность, направленная на формирование правосознания, а также правовой культуры как отдельной личности, так и общества в целом.
Целью правового воспитания можно назвать формирование личности, строящей собственную жизнь на добровольной и сознательной основе в соответствии с принятыми правовыми нормами.
Необходимо отличать правовое воспитание от социализации правовой направленности, представляющей собой достаточно продолжительный процесс формирования правосознания и правовой культуры личности, который продолжается на протяжении всей жизни человека под воздействием различного рода факторов. Правовое воспитание следует рассматривать как одно из наиболее эффективных средств правовой социализации человека.
Среди составляющих правового воспитания можно выделить следующие:
- Субъекты воспитания, к которым можно отнести семью, учителей и воспитателей, журналистов и прочих представителей СМИ, должностных лиц;
- Объекты воспитания, среди которых выделяют индивидов, отдельные социальные категории, общество в целом;
- Содержание правового воспитания, которое включает общепринятые правовые нормы, идеи, а также ценности, которые передаются субъектами воспитания воспитуемому;
- Способы воспитания, к которым можно отнести убеждение, поощрение, принуждение, а также прочие приемы воздействия на объекты воспитания;
- Формы воспитания, среди которых можно выделить правовое обучение, пропаганду, а также самовоспитание.
Следует отметить, что на сегодняшний день эффективность правового воспитания в значительной степени зависит от большого числа факторов как объективного, так и субъективного характера.
Уважение к правовым нормам, законодательным и нормативным актам отражает непосредственную сущность гражданского воспитания, при этом, уважение к закону является таким отношением к предписаниям правового характера, когда индивид сам, по свой воле признает ценность законодательным норм. В качестве результатов успешного освоения норм поведения можно рассматривать внутренний контроль, когда индивид настолько глубоко усвоил принятые нормы морали и права, что неосознанно поступает так, как того требуют принятые в социуме нормы.
Непосредственное уважение к закону как внутренняя установка личности, рационально-эмоциональное отношение к его духу формируется как признание ценности закона для индивида (позитивное правосознание). А подобное формирование представляет собой процесс и результат правового воспитания.
Механизмы, формы и методы правового воспитания
Многие правовые ценности основаны на моральных нормах, а личность усваивает их в ходе осуществления различной социальной практики, посредством иных, не правовых форм и каналов формирования общественного сознания. Но правовым воспитанием предполагается создание и специальный инструментарий, направленные на донесение до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, с их превращением в личные убеждения и внутренний поведенческий ориентир.
Системой правового воспитания охватываются разные категории воспитанников, а также государственные органы, осуществляющие правовоспитательную функцию.
В механизмах правового воспитания выделяют следующие ступени:
- общественное правовое сознание;
- система норм права;
- формы и средства правового воспитания;
- правосознание воспитанников, которое должно быть обогащено идеями, которые включены в общественное правосознание.
Правовая информация – стержневая нить, которая связывает в последовательном порядке все структурные элементы рассматриваемого механизма, придавая этой связи импликативный характер. На уровне первых трех элементов правовая информация – это дескриптивная, то есть оповещающая информация, на уровне четвертого элемента, то есть правосознания воспитуемых, становится, при ее глубоком усвоении она становится информацией прескриптивной, или командной.
Совокупность всех этих четырех элементов делает правовоспитательный механизм устойчивым, стабильным и вместе с этим чрезвычайно гибким и глубоко динамичным. При этом первым и четвертым элементами образуется внутренняя часть рассматриваемого механизма, а вторым и третьим – внешняя, инструментальная часть. Оба звена выполняют самостоятельную роль «передаточного механизма» между общественным и индивидуальным правосознанием.
Общественное правосознание – начальное структурное звено механизма правового воспитания, а правосознание воспитуемых, которое должно быть обогащено и пронизано идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма располагается еще ряд компонентов, без которых не может существовать сложный процесс правового воспитания человека.
Правовое воспитание состоит из следующих элементов:
- субъекты воспитания – организации и специально уполномоченные государством лица, осуществляющие правовоспитательную деятельность;
- объекты воспитания – воспитываемые отдельные граждане или группы населения;
- совокупность правовоспитательных мероприятий, которые осуществляются в определенной форме с использованием специальных правовых средств и методов.
К основным элементам механизма правового воспитания, то есть конкретным способам организации воспитательного процесса относят:
- правовую пропаганду – распространение тех или иных правовых идей и ценностей. Необходимость соблюдать нормы права, где необходимы разнообразные способы агитации;
- правовое обучение – распространенная форма, но не всегда доходит до каждого и в этом плане более действующей считается следующая форма;
- юридическую практику – как бы не велась активная пропаганда, какие бы силы и средства не выделяли, если юридическая практика органов суда, прокуратура, правоохранительных органов должна носить поверхностный характер, то есть не всегда быть точной и справедливой, общество невозможно будет убедить в том, что соблюдать права – это необходимость, причем выгодная с позиции законопослушного гражданина;
- самовоспитание в качестве самой эффективной формы воспитания, опирающейся на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.
В ходе правового воспитания необходимо активно пользоваться всеми имеющимися группами правовоспитательных форм. К ним относятся:
- профессиональное юридическое образование со специальной подготовкой и обучением в высших и средних учебных заведениях юридического профиля;
- правовое воспитание населения – лекции и кинолекции по праву, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации и пр.;
- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами, то есть правовоспитательная работа судов, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и пр.