Индивидуальное и общественное сознание
Существует две основные формы сознания – индивидуальное и общественное. Индивидуальное — представляет собой часть психической деятельности отдельно взятого индивида, это духовный мир личности, с ее собственными мыслями, идеями, установками, чувствами, переживаниями, взглядами на окружающий мир. У каждой личности свое собственное уникальное индивидуальное сознание, которое формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающим его миром и социумом.
Коллективное, или как его еще называют общественное сознание, представляет собой совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения, верования, традиции, интересы, нравы.Коллективное сознание существует как у небольших групп людей (например, кружков по интересам), так и у целых народов, наций, всех вместе взятых жителей планеты Земля.
Общественное сознание людей принято подразделять на научное, обыденное, политическое, экономическое, религиозное. Оно оказывает воздействие на каждого индивида, проживающего в данном обществе, и в тоже время, каждая отдельная личность вносит свой собственный вклад в развитие общественного сознания.
Уровни общественного сознания
Структура общественного сознания:
Обыденный уровень представляет собой совокупность знаний, оценок и представлений, которые образованы спонтанно. Они формируются в повседневной жизни на основе процессов общения. Такой уровень является поверхностным и ограниченным.
Теоретический уровень представляет собой совокупность исторически накопленных знаний об обществе и процессах, происходящих в нем. Еще древние философы пытались осмыслить эти процессы с точки зрения науки — об этом говорят их многочисленные труды. Следующий шаг в развитии данного направления — это появление социологии в XIX в. — науки об обществе, которая поставила ряд важнейших вопросов и помогла решить множество проблем, возникающих в социуме.
Также видом теоретического сознания выступает идеология, которая изучает все происходящее в социуме с точки зрения идей, которые выражают различные ценности: политические, религиозные, классовые.
Особенности соотношения общественного и индивидуального сознания
Общественное сознание – это совокупность, которая включает в себя идеи человека, его взгляды и представления об окружающей действительности, а также чувства и верования, эмоции и настроения, которые формируются в рамках той или иной ситуации, а также в рамках той или иной социальной действительности. Замечание 1
Именно в общественном сознании отражается вся природная составляющая, а также материальная жизнь общества, система общественных отношений, которая так или иначе влияет на общее состояние человека и группы, в которую он входит.
Общественное сознание тесным образом связано с индивидуальным, поэтому исследователи уделяют пристальное внимание тому, какие факторы оказывают влияние на формирование обоих уровней сознания, и как можно соотносить их, с помощью каких механизмов отделять друг от друга, чтобы избежать полного «склеивания»
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание 460 руб.
- Реферат Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание 250 руб.
- Контрольная работа Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Понятия «общественное сознание» и «индивидуальное сознание» отличаются друг от друга. В их соотношении формируется всесторонне развивая личность, которая нацелена на то, чтобы получать новые знания и опыт, формировать вокруг себя окружающую действительность, которая будет отвечать потребностям и интересам множества людей, и в частности интересам индивида, который ее преобразует.
Индивидуальное сознание представляет собой духовный мир человеческой личности. В индивидуальном сознание отражается бытие, общество, его установки, воспринимаемые человеком в соответствии с его интересами, потребностями, чувствами и эмоциями, желаниями, симпатиями и антипатиями в тех или иных областях. Индивидуальное сознание всегда очень автономно, поскольку оно нацелено на формирование условий жизнедеятельности данного конкретного человека. К индивидуальному сознанию также относятся следующие компоненты:
- Идеи;
- Взгляды;
- Чувства.
Замечание 2
Все они свойственны конкретным людям, которые по-разному переживают их, дают различные оценки как самим себе, так и окружающим. К тому же, в рамках индивидуального сознания формируются совершенно уникальные идеи. Если верным образом донести их, то индивид может оказать влияние на сознание других людей. Отсюда формируется еще одна форма сознания, о которой мы вели речь чуть выше – общественное сознание.
Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Таким образом, общественное сознание выстраивается на основании сознания, присущего отдельным личностям, но при этом общественное сознание нельзя назвать просто совокупностью индивидуальных сознаний. В них обязательно должна быть общность идеи и цели, концепция, нередко исследователи подчеркивают значимость идеологических компонентов. Общественное сознание может охватывать множество людей, которые готовы так или иначе прорабатывать идеи, выводить их на совершенно новый уровень. В общественном сознании можно реализовывать более структурированные, сложные вопросы, которые индивид не мог разрешить, используя лишь специфику своего индивидуального сознания. Так или иначе, сохраняется автономность мнений, которая обязательно учитывает особенности каждого отдельного человека. Деятельность, осуществляемая в рамках общественного сознания, не должна навредить: она должна наоборот привлечь, сплотить в собственные ряды большее количество людей, чтобы в дальнейшем осуществляемая деятельность давала свои плоды.
Список литературы
- Автономова Н.С. Разум, разум, рациональность. — М.: Наука, 1990.
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. — М.: TEIS. — 2001.
- Витгенштейн Л. О надежности // Вопросы философии. 2003.
- Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. — М.: Высшая школа, 1996.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. — М.: Мысль, 1991.
- Жуков Н.И. Проблема сознания. — Минск: Университетское, 1992.
- Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1989.
- Ильенков Е.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1988.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Проблемы философии, 1987.
- Реферат на тему: Жизнь и философия Сократа
- Реферат на тему: Психоанализ З. Фрейда
- Реферат на тему: Философия эпохи Возрождения: основные идеи и представители
- Реферат на тему: Происхождение, сущность и структура сознания
- Реферат на тему: Основные социальные функции образования
- Реферат на тему: Эволюция социального образования
- Реферат на тему: Аборт как философская проблема
- Реферат на тему: Основные законы и категории диалектики
- Реферат на тему: Философское понимание пространства и времени
- Реферат на тему: Особенности буддийских школ
- Реферат на тему: Философия Карла Маркса
- Реферат на тему: Эвтаназия — право человека или преступление
Самосознание
Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет им оценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.
Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.
Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.
Пример 1. Маша Смирнова – девочка 14 лет — считает себя неинтересной личностью с непривлекательной внешностью. Такое представление о себе сформировалось у Маши под воздействием насмешек ее одноклассниц. Однако сверстницы Маши критиковали ее внешний вид и поведение неискренне, просто они завидовали красоте своей одноклассницы, в которую были влюблены несколько мальчиков из их класса.
Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.
Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.
Субъекты общественного сознания
Вопрос о том, кто же выступает носителем, то есть субъектом общественного сознания, остается до сих пор дискуссионным. А также является ли общество или есть часть тем субъектом, способным принимать решения и устанавливать эмоциональные процессы, взращивать таких же носителей сознания.
В некотором смысле речь идет о субъективных свойствах как и отдельных людей, так и более обобщенных групп, например, государство, нация, человечество.
Субъекты общественного сознания:
- общечеловеческое сознание;
- субглобальные субъекты (Евросоюз);
- исторически сложившиеся социально-экономические, общественно-политические, и социо-культурные образования (страны);
- группы — горизонтальные и вертикальные;
- микрогруппы.
Понятие сознания
С помощью сознания человек не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.
Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.
В философии сознание всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.
Особенности соотношения общественного и индивидуального сознания
Общественное сознание – это совокупность, которая включает в себя идеи человека, его взгляды и представления об окружающей действительности, а также чувства и верования, эмоции и настроения, которые формируются в рамках той или иной ситуации, а также в рамках той или иной социальной действительности.
Замечание 1
Именно в общественном сознании отражается вся природная составляющая, а также материальная жизнь общества, система общественных отношений, которая так или иначе влияет на общее состояние человека и группы, в которую он входит.
Общественное сознание тесным образом связано с индивидуальным, поэтому исследователи уделяют пристальное внимание тому, какие факторы оказывают влияние на формирование обоих уровней сознания, и как можно соотносить их, с помощью каких механизмов отделять друг от друга, чтобы избежать полного «склеивания». Понятия «общественное сознание» и «индивидуальное сознание» отличаются друг от друга
В их соотношении формируется всесторонне развивая личность, которая нацелена на то, чтобы получать новые знания и опыт, формировать вокруг себя окружающую действительность, которая будет отвечать потребностям и интересам множества людей, и в частности интересам индивида, который ее преобразует
Понятия «общественное сознание» и «индивидуальное сознание» отличаются друг от друга. В их соотношении формируется всесторонне развивая личность, которая нацелена на то, чтобы получать новые знания и опыт, формировать вокруг себя окружающую действительность, которая будет отвечать потребностям и интересам множества людей, и в частности интересам индивида, который ее преобразует.
Индивидуальное сознание представляет собой духовный мир человеческой личности. В индивидуальном сознание отражается бытие, общество, его установки, воспринимаемые человеком в соответствии с его интересами, потребностями, чувствами и эмоциями, желаниями, симпатиями и антипатиями в тех или иных областях. Индивидуальное сознание всегда очень автономно, поскольку оно нацелено на формирование условий жизнедеятельности данного конкретного человека. К индивидуальному сознанию также относятся следующие компоненты:
- Идеи;
- Взгляды;
- Чувства.
Замечание 2
Все они свойственны конкретным людям, которые по-разному переживают их, дают различные оценки как самим себе, так и окружающим. К тому же, в рамках индивидуального сознания формируются совершенно уникальные идеи. Если верным образом донести их, то индивид может оказать влияние на сознание других людей. Отсюда формируется еще одна форма сознания, о которой мы вели речь чуть выше – общественное сознание.
Таким образом, общественное сознание выстраивается на основании сознания, присущего отдельным личностям, но при этом общественное сознание нельзя назвать просто совокупностью индивидуальных сознаний. В них обязательно должна быть общность идеи и цели, концепция, нередко исследователи подчеркивают значимость идеологических компонентов. Общественное сознание может охватывать множество людей, которые готовы так или иначе прорабатывать идеи, выводить их на совершенно новый уровень. В общественном сознании можно реализовывать более структурированные, сложные вопросы, которые индивид не мог разрешить, используя лишь специфику своего индивидуального сознания. Так или иначе, сохраняется автономность мнений, которая обязательно учитывает особенности каждого отдельного человека. Деятельность, осуществляемая в рамках общественного сознания, не должна навредить: она должна наоборот привлечь, сплотить в собственные ряды большее количество людей, чтобы в дальнейшем осуществляемая деятельность давала свои плоды.
Сознательное и бессознательное
Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с коллективным бессознательным. Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.
К ним относятся:
- ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
- образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
- память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
- внутренняя речь и многое другое.
Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.
Составляющие сознания
Описывая его структуру, следует учитывать, что оно двумерно:
- С одной стороны, оно заключает все всю собранную информацию о внешней реальности и объектах, ее наполняющих.
- С другой – оно содержит так же информацию о самом индивидууме, являющемся носителем сознания, которое при развитии переходит в категорию самосознания.
Индивидуальное сознание формирует картину мира, в которую включает не только внешние объекты, но и самого человека с его мыслями, чувствами, потребностями и действиями по их реализации.
Без процесса самопознания не было бы развития человека в социальной, профессиональной, моральной и физической сфере, что не привело бы к осознанию смысла собственной жизни.
Сознание состоит из нескольких блоков, основными из которых считаются:
- Процессы познания мира через органы чувств, а так же его восприятие через ощущения, мышление, речь, язык и память.
- Эмоции, которые передают позитивное, нейтральное или негативное отношение субъекта к действительности.
- Процессы, связанные с принятием и исполнением решений, волевыми усилиями.
Все блоки вместе обеспечивают, как формирование у человека определенных знаний о реальности, так и удовлетворяют все его насущные потребности.
Структура самосознания
Самоуважение регулирует человеческое поведение. Если у животных рефлексия играет активную роль, обеспечивая адаптивный тип поведения, то социальная рефлексия присуща человеку, в обществе. Его основа — развитие, прежде всего, труда, а также всей совокупной деятельности человека. Социальная рефлексия (сознание) — высшая форма отражения действительности, присущая социально развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности, связанная с речью.
Важным аспектом философского понимания сознания является его связь с психикой. Понятие психики шире, чем понятие сознания, поскольку психика — это совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, т.е. внутренний мир человека, отличный от мира вещей. Сознание и психика не идентичны, поскольку психика включает в себя бессознательные явления и процессы. Содержание психических процессов причинно определяется объективным миром, сенсорно-предметным, практическим преобразованием.
В решении проблемы отношения сознания к мозгу можно выделить две крайности:
- изоляция мышления от нервной деятельности человека, превращение его в самостоятельную субстанцию;
- приведение познавательного процесса к высшей нервной деятельности.
В первом случае мышление лишается материальной основы, во втором — без специфики.
Итак, основные черты человеческого сознания:
- идеальность (то есть ее невозможно обнаружить материальными средствами);
- интенциональность (сосредоточенность на предметах и явлениях природного и духовного мира);
- идея (способность создавать и воспроизводить идеи). Сознание не может существовать вне общества.
Сфера бессознательного: подсознание и его уровни
Человеческая психика состоит из нескольких уровней, и наряду с сознанием у людей также существует сфера бессознательного — ее называют подсознанием. Сила подсознания оказывает не меньшее влияние на слова, поступки, деятельность человека, чем сознание. Иногда, люди даже сами говорят, что поступили неосознанно, не отдавая себе в этом отчета, но они могут сильно раскаиваться в совершении таких действий.
Подсознание хранит в себе «отпечатки» всех жизненных событий индивида, даже если он уже давно забыл о том, что с ним происходило. Подсознание представляет собой своего рода базу данных, эмоций, впечатлений, чувств — которые откладываются в нижнем уровне психике, выходят из-под контроля сознания.
Психологи утверждают, что влияние подсознания на жизнь человека очень сильно, именно оно формирует все привычки, пристрастия, побуждает людей к совершению механических действий. Бизнесмены и политики хорошо знают о силе бессознательного и умело используют это в рекламе, кинематографе (25 кадр), всех популярных средствах массовой информации.
Попробуем разобраться на примере, каким образом и что именно может оказывать влияние на подсознание.
Пример.Петя из всех дезодорантов предпочитает использовать Axe-Эффект. Петя считает, что свой выбор он делает осознанно, потому что ему нравится запах этой марки дезодорантов больше других
В действительности, Петя множество раз видел по телевизору рекламу, в которой парни и мужчины использовавшие Axe-Эффект начинали привлекать повышенное внимание противоположного пола. Петя, конечно, уже давно забыл о просмотре данных рекламных роликов, но все впечатления, эмоции и представления сохранились в его подсознании
Таким образом, многие предприниматели многократно увеличивают продажи своих товаров благодаря влиянию рекламы на подсознание их потенциальных клиентов.
Несмотря на то, что подсознание оказывает сильное влияние на человеческие действия, благодаря усилиям, самоконтролю, человек может научиться анализировать все свои мысли, приходящие из сферы бессознательного, с помощью сознания. Чем больше развито сознание, тем более осознанные поступки совершает индивид, тем больший контроль он обретает над собственной жизнью, своей судьбой.
Структура индивидуального сознания
Сущность индивидуального сознания заключается в способе и восприятии свойств реальности:
- За время эволюции у людей сформировалась генетическая память, способствующая им адаптироваться к окружающей среде. Благодаря ей в каждом человеке записаны программы – от сложных метаболических процессов в организме, до сексуальных взаимоотношений полов и воспитания потомства. Эта часть индивидуального сознания программирует поведение субъекта и его эмоциональную оценку при событиях, знакомых ему из прошлого опыта.
- Другая часть осуществляет анализ среды через органы чувств и формирование новых знаний на основе полученной информации. При этом сознание находится в постоянном развитии, создавая внутренний мир, присущий только данному индивидууму.
Высшей формой сознания является самосознание, без которого человек не был бы личностью.
Что такое сознание
Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид. Возможность увидеть себя со стороны, способность человека к самосозерцанию, предоставляют ему шанс измениться к лучшему, развиваться и самосовершенствоваться.
Благодаря развитию сознания личности у нее постепенно формируется научная картина мира, складывается собственная система ценностей, развивается способность к логическому мышлению, память. Сознание позволяет людям осуществить переход от пассивного проживания в этом мире к его преобразованию, таким образом, человек превращается в творца собственной реальности, постоянно воздействуя на окружающую его природу и общество.
Понять каким образом формируется сознание, можно понаблюдав за развитием психики ребенка. Так, например, в возрасте до 1-2 лет дети фактически не способны узнавать себя в зеркале, а уже после 3-4 лет они могут не только узнавать себя, но и могут оценивать свою внешность, поведение.
Без развития сознания индивид не сможет быть человеком в полном смысле этого слова, ведь сознание выполняет множество значимых функций:
- Познавательную – сознание необходимо для познания окружающего мира, людей, самого себя. Познание осуществляется посредством чувственного восприятия, ощущений, логического мышления. В зависимости от того, осуществляется познание с помощью чувств или разума, принято выделять чувственное и рациональное познание.
- Аналитическую – с помощью сознания люди анализируют события своей жизни, события в политической, экономической, социальной жизни общества, собственные поступки и поведение окружающих.
- Оценочную – человек дает оценку самому себе и окружающим его людям, оценивает жизненные обстоятельства, события как приятные или неприятные, хорошие или плохие, желательные и нежелательные.
- Креативную–благодаря наличию сознания люди способны к созидательной, творческой деятельности. Только человек может создавать произведения искусства, открывать научные законы и теории, изобретать способы излечения от многих болезней.
- Воспитательную–с помощью сознания люди передают свой опыт будущим поколениям, обучают его посредством накопленных обществом знаний.
Заключение
Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существует определенная связь. Язык выступает как способ существования сознания. Связь сознания и языка проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно при включении человека в мир словесного языка. Вместе с речью человек учится логике мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче наполнение духовного мира человека, тем больше ему нужны языковые знаки для его передачи. Изменение языка — это показатель изменения сознания. Язык — это система знаков, с помощью которых человек познает мир и себя. Знак — это материальный объект, воспроизводящий свойства другого объекта. Можно выделить естественные (словесная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственные, возникающие на основе естественной (язык логики, математика, музыка, живопись) системы знаков языка.
У языка есть следующие функции.
Одним из условий возможности формирования и объективации индивидуального сознания является способность посредством языка заявить о своем независимом существовании. В вербальном общении человек приобретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка влияет на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов, чтобы передать эмоциональное состояние, переживание внутреннего опыта. Разница между сознанием и языком заключается в том, что мысль — это отражение объективной реальности, а слово — способ фиксации и передачи мыслей. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и себя. Можно выделить следующие типы речи:
Слово, как единица языка, имеет внешнюю звуковую (фонетическую) и внутреннюю смысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют копировальные знаки (оттиски), знаки-знаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Существуют также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, который отличается точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности и ясности формулировок. В социальных и гуманитарных знаниях использование искусственного языка затруднено.
Одно из основных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. Следовательно, современная философия обязательно является лингвистической (лингвистической) философией.