Натурфилософия эпохи Возрождения Н Кузанский, Дж Бруно

2. натурфилософия эпохи возрождения

Введение

Человек всегда пытался и пытается понять, какое место он занимает во Вселенной, что это за мир, как он устроен, всегда ли он существовал, а если нет, возник ли он или был создан кем-то. Все свои мысли, идеи, идеи, целые теории об этом человек обобщал, в частности, в различных картинах мира на протяжении всей истории развития цивилизации. 

Картину мира можно представить как одну из форм мировоззренческого отражения объективной реальности в общественном сознании, представляющей собой усваиваемый на практике образ действительности. Картина мира всегда была тесно связана с мировоззрением, была одним из способов его формирования. Видение мира как картины никогда не было случайным; он отражал (и отражает) определенный этап в осознании человеком себя и своего отношения к миру. Таким образом, картина мира — это своего рода результат мировоззренческих поисков.   

Интересно обозначены основные черты картины мира немецкого мыслителя М. Хайдеггера. Он отмечает, что когда мы говорим картинка, мы в первую очередь думаем о каком-то образе. Как изображение, оно не является точной копией оригинала, а только для выделения и исправления функций, которые мы считаем наиболее важными. Это означает, что мы имеем дело со структурой, создание которой предполагает некую точку отсчета, то есть наблюдателя, и определенное расстояние от объектов, изображенных на картинке. Восприятие мира как картины означает наше пребывание на таком этапе понимания себя и мира, когда становится очевидным, что именно мы конструируем миры и не можем вернуться к наивной вере в то, что мы имеем дело с вещами сами по себе. Причем нарисованные вещи предстают перед нами целиком, а мир в картине выступает обозначением бытия в целом.      

Долгое время термин картина мира ассоциировался с научным знанием, и речь шла о научной картине мира. В период позднего Возрождения начинается научная революция, которая завершается к концу 17 века. создание первой научной (механической) картины мира. Конечно, уже в древности существовали определенные научные концепции и теории. Однако согласно западной культурной парадигме (ее идеи, конечно, не бесспорны) настоящая наука начинается с экспериментально-математического естествознания, которое сформировалось в Европе только в 17 веке. Поэтому механическая научная картина мира называется первой.     

В результате появления научной картины мира произошли глубокие изменения в представлении о месте человека во Вселенной. В средние века Земля считалась центром небес, и все было направлено на служение человеку. В новой картине мира Земля была маленькой планетой, фактически ничем не примечательной звездой; астрономические расстояния оказались настолько огромными, что по сравнению с ними Земля была просто иголкой. Казалось невероятным, что весь этот огромный механизм будет устроен для блага некоторых людей, живущих на этой игле. Кроме того, перестала существовать цель, которая со времен Аристотеля была внутренней стороной научных представлений. Возможно, некоторые все еще верили, что небеса существуют для провозглашения славы Господа, но никто не мог позволить этой вере вмешиваться в развитие философской мысли. Возможно, у мира была цель, но ее больше нельзя было принимать во внимание при научном объяснении мира.       

Целью данной работы является попытка проследить и осмыслить возникновение новой научной (естественнонаучной) картины мира как исторического процесса, включая неизбежную ломку типов мышления, и в то же время их историческую преемственность; сделать краткий анализ содержания философии Возрождения. Также отдельной целью является показать, как в произведениях конкретных мыслителей данной эпохи (Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилей), пробивая путь через мистические пласты, донаучные, астрологические и магические идеи, находят естественнонаучное объяснение. мира может возникнуть.  

Список литературы

  1. Родчанин Е.Г. Философия: историко-систематический курс. — М, 2005.  
  2. Коплстон В.Ф. История средневековой философии. — М, 1996.  
  3. Горфункель А.Х. Философия Возрождения. — М, 1982.  
  4. Чанышев А. Н. Курс лекций по античной и средневековой философии: Учебник. пособие. — М, 1992.   
  5. Лишевский В.П. Охотники за истиной: рассказы о творцах науки / Под ред. С.С. Григорян; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1992.    
  6. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. — М.: Наука, 1987.  
  • Реферат на тему: Деловой этикет и его виды
  • Реферат на тему: Значение философии для становления и углубления духовности человека
  • Реферат на тему: Философские взгляды А. Шопенгауэра
  • Реферат на тему: Этапы философии эпохи Возрождения. Основные идеи и представители
  • Реферат на тему: Проблемы мира и человека в средневековой культуре и философии
  • Реферат на тему: Основные виды общения. Деловое общение и его особенности
  • Реферат на тему: Атомистическая концепция Демокрита и ее значение для развития науки
  • Реферат на тему: Основные идеи Джона Локка
  • Реферат на тему: Условия применения силы в борьбе со злом
  • Реферат на тему: Философия всеединства В. Соловьева
  • Реферат на тему: Наука и основные этапы ее исторического развития
  • Реферат на тему: Платон. Государство. Гоббс Левиафан. Сравнительный анализ

«Бог во всём, и всё в боге»

Как философ, Николай Кузанский был близок к неоплатоникам. Будучи прекрасно образованным, он опирался и на древнегреческие, и на римские, и на средневековые источники. Если для неоплатоников целью было единение с Богом и поиск «ступеней» для движения души вверх, к творцу, то Кузанский пошел еще дальше: он заявил, что «Бог во всём, и всё в Боге», «Бог есть единое». По его мнению, не нужно противопоставлять Бога как могучую непостижимую силу — и созданную им Вселенную. Философ вообще избегал говорить о «сотворении мира» — одном из основополагающих моментов многих религий. Он предлагал идею «развертывания»: Вселенная разворачивается из некоего Божественного первоначала, то есть Божественная сила присутствует везде. Поэтому Кузанского иногда называют еще и пантеистом.

Пантеизм (от др.-греч. «пан» — всё, всякий и «теос» — Божество) — это вера в то, что Бог и природа — по сути одно и то же, что в природе «растворено» Божественное начало. Пантеисты не признают Бога как некую «творящую личность». Они предпочитают говорить о природе (Вселенной) как олицетворении Божественного, о единстве всего живого, убеждают в необходимости бережного отношения к природе. Подобные теории появлялись в разное время: «отголоски» пантеизма можно увидеть и в индуизме, и в даосизме, и в концепциях греческих мыслителей.

Каково же, с точки зрения Николая Кузанского, место человека? Он выдвигает достаточно смелые для того времени теории: так как все явления природы взаимосвязаны, а Бог неотделим от всего сущего в мире, то именно в разуме, вложенном Богом, главное достояние человека и его «богоподобие». И человеку в мире уготована центральная роль!

Гуманист из Кузы

Николай Кузанский, натурфилософпантеист

Настоящее имя этого философа — Николаус (Николай) Кребс. Он родился в 1401 году в селении Кус (Куза) в Германии. В соответствии с античной и средневековой традицией мыслитель вошел в историю под прозвищем «Кузанский», или «Кузанец», напоминавшим о его малой родине. Дата его рождения — самое начало XV века — символична. Николай Кузанский стал в прямом смысле «человеком эпохи Возрождения».

В это время снова возвращается интерес к античной философии, искусству, истории. Человек по-прежнему признаётся творением Бога, но акцент делается уже не на «грешности», а на красоте души и безграничных возможностях этого творения. Прославление человека и его духовного и творческого потенциала принято называть гуманизмом. Именно к ранним гуманистам причисляют Николая Кузанского, ставя его в один ряд с такими титанами Возрождения, как Леонардо да Винчи: подобно великому итальянцу, он снискал успех во многих областях. Сделав блестящую церковную карьеру (Кузанец был кардиналом и папским легатом), он писал многочисленные философские трактаты, был математиком, астрономом, работал над реформированием календаря, занимался поиском древних рукописей.

Наука и вера

Применительно к его философской системе часто можно услышать слово «натурфилософия» (от лат. natura — природа). Этим довольно общим термином вплоть до XVIII века обозначали совокупность законов естествознания, попытку свести воедино все имеющиеся на данный момент знания о природе. И Николай Кузанский, увлеченный изучением небесных тел, относился к отцам натурфилософии эпохи Возрождения. Он предвосхитил многие открытия Коперника, Галилея и Бруно: тезис «Бог есть всё и во всём» и отождествление Творца и творения привел Кузанца к выводам о бесконечности Вселенной. Он высказывал предположения о постоянном движении небесных тел, о существовании многих миров (причем населенных!); встречаются в его трудах и упоминания о «пятнах на Солнце». Он считал, что все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля.

Довольно необычными для того времени стали рассуждения Николая Кузанского о необходимости примирения — как между государствами, так и между религиями. В частности, он весьма интересовался исламом и находил в его постулатах много общего с христианскими догмами. Для философии Кузанца характерна убежденность в необходимости религиозной терпимости; но, будучи крупным церковным иерархом, претворять эти идеи в жизнь он не торопился. Правда, некоторые исследователи считают, что только смерть, последовавшая в 1464 году, помешала Николаю начать масштабную реформу католической церкви.

Несмотря на преклонение перед разумом и уверенность в безграничных возможностях человека, идеи веры занимают важное место в философии Николая Кузанского, причем слово «вера» он применяет и к религии, и к науке: «Всякий человек, желающий подняться до познания чего-либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться…»

Поделиться ссылкой

Особенности философии Возрождения

Величайшей прогрессивной революцией было Возрождение, ознаменовавшееся достижениями во всех областях культуры. Поэтому неудивительно, что философская мысль этого периода отличалась несравненной глубиной, богатством и разнообразием. Философия Возрождения сменила многовековое господство схоластики, которая разработала систему искусственных формальных аргументов для теоретического обоснования догматов церкви.  

Философия Возрождения тесно связана с развитием современного естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых инструментов (сложный микроскоп, телескоп, термометр, барометр), благодаря которым научные наблюдения стали намного точнее. и более обширный, чем когда-либо. перед; в области естествознания (рост объема информации о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и др.), математики и механики.  

Философская мысль эпохи Возрождения, охватывающая два с половиной века (от раннего гуманизма 14 века до натурфилософии конца 16 — начала 17 веков), противостоит всей системе схоластических знаний. Он строится на разных основах, возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции, впавшей в состояние глубокого упадка и окостенения в 15-16 веках. Конечно, это не означает полного разрыва со всем разнообразным наследием средневековой мысли.   

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, пантеистическую в своей доминирующей тенденции, имеющую тенденцию к отрицанию божественного творения, к отождествлению Бога и природы, к обожествлению природы и человека. В то же время речь шла о радикальном пересмотре философского содержания этих концепций. Бог философии Возрождения — это не бог религии, не бог схоластического богословия. Он лишен свободы, он не создает мир из ничего, он вечен с миром и естественно необходим. И природа из раба и творения Бога превращается в начало вещей, наделенное всеми необходимыми силами. В гуманистической философии Возрождения важнейшим объектом философского рассмотрения также является человек и его, прежде всего, земная судьба.     

Высшим результатом философской эволюции Возрождения явилась натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своих исследований — философию природы, но и естественный подход к познанию законов мирового порядка, противоположный обоим. знание схоластики и богословских концепций. Натурфилософия уступает философии Нового времени, которая возникает вне завершенного развития философии Возрождения и связана с рождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой механистической науки. (механическая) картина мира.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: