Понятие и предмет философии как науки

Предмет изучения философии - кратко и понятно

Основные понятия философской науки

Философская наука — это сфера взглядов человека на действительность вообще и отношение его к ней. Главные понятия, которыми оперирует философ, являются истина-ложь, красота-безобразие, добро-зло, справедливость-беззаконие. Чтобы точно отражать окружающую действительность, мыслители Древней Греции выдвинули ряд основных понятий философии:

  • бытие и универсум;
  • материализм и идеализм;
  • содержание и форма;
  • объект и субъект познания.

Философ из Германии Гегель, разработавший диалектику (знание о внутренних законах, по которым развивается личность, природа и общество), говорил: «Философское учение управляет суждениями и понятиями, а они, в свою очередь, миром. Дух управляет миром с помощью сознания. Сознание его инструмент, а потом всё остальное. Философское учение — это познание абсолютного».

Относительно понятия высказывал следующие мысли: «Человек создаёт понятия. Они есть нечто, созданное им. Понятие описывает вещь такой, какая она на самом деле. Оно частично субъективно, частично объективно. Субъективное — это понятие, а объективное — это реальность. Понятие — это нечто общее, в котором различные определения вещи содержатся как одно целое».

Логику Гегель причислял к научной дисциплине и говорил: «Логика — это учение о чистом рассудке и разуме с присущими ему законами и понятиями. — Логика — это абсолютная наука». Таким образом, по Гегелю логическое познание действительности — это полное и абсолютное знание элементов и явлений реальности во всей их многогранности.

Функции и структура философского знания

Функции философии:

  • мировоззренческая – способствует формированию целостной картины мира. Мировоззрение в качестве представления о целом обладает собственной структурой: онтология, гносеология, философское учение о ценностях называют аксиологией;
  • методологическая функция – способствует формулированию правил познания для всех частных наук. Методология представляет систему исходных принципов, обобщенных способов организовать и выстроить теоретическую деятельность, а также учение, касающееся этой системы;
  • эвристическая функция, то есть поисковая, помогает создать новые области теоретического исследования;
  • социальная критика – осуществляет критику существующего в нынешнем обществе порядка вещей;
  • футурологическая функция – дает ответ на вопрос о том, каким должно быть будущее людей;
  • идеология – создает представление о желательном политическом и общественном устройстве;
  • воспитательная и образовательная функция принимает участие в формировании личности.

Дополнительно выделяют критическую функцию, представляющую рефлексию основания культуры и праксеологическую функцию, которая дает глубинное базовое обоснование практики.

Философское знание определенным образом структурировано. Обычно выделяют следующие его разделы:

  • онтологию – философию бытия;
  • гносеология – теорию познания;
  • логику – как познание принципов мышления;
  • аксиологию – учение о ценностях;
  • эстетику – изучение прекрасного;
  • антропологию – исследование проблем природы и человеческой сущности;
  • праксеологию – социальную философию.

Все обозначенные выше разделы философского знания, имея определенную автономность, тесно взаимосвязаны и ими представлена современная философская картина мира, а также философия представлена в качестве сложноорганизованного феномена духовной культуры.

Что такое философия

Термин «философия» означает форму мировоззрения человека, помогающую ему развиваться и развивать общество. Сложно сказать, когда именно зародилась философия как наука, известно лишь, что зачатки ее прослеживаются между VIII и II веками до н. э.

Первоначально этот термин выдвинул математик и философ Древней Греции Пифагор, который жил в VI в. до н. э. Однажды он пришёл в один город, и его властитель задал ему вопрос: «Что значит философия?» Пифагор ответил: «Большинство людей думают лишь о деньгах и славе, те же, кто заботятся о познании истины, зовутся философами или любителями мудрости». В переводе с древнегреческого это слово значит «любовь к мудрости».

Часто на философские вопросы он давал мудрые и краткие ответы: «Что есть блаженство? — Солнце и луна. Что есть красота? — Гармония. Что самое быстрое в мире? — Мысль. Что считается лучшим в жизни? — Счастье».

https://youtube.com/watch?v=YjJz1-l96UY

Являясь знанием о всеобщем, т. е. о мире и человеке во всём их разнообразии и проявлении, философия при объяснении различных явлений опирается на логику, понятия и определения, которыми оперирует наше сознание. Так, философия помогает созданию у человека мировоззрения, являющегося суммой знаний о самом человеке и окружающей его реальности.

Существуют различные формы мировоззрения: религиозное, научное, мифологическое, художественное. Философия больше тяготеет к мировоззрению, которое опирается на науку, и не склонна принимать всё на веру, как в религии, а наоборот, проверять все природные явления логическим и опытным путём.

Роль философии в культуре

Философия играет большую роль в развитии культуры.

Философия зависит от культуры, является ее выражением и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества — это основной процесс формирования и развития его духовной культуры. Главным критерием сферы духовной жизни общества является развитие индивидуального сознания: способность человека осознавать себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, степень развития образования, науки, информационной жизни общества.

Культура — это не объективация, не вещь, полученная в процессе обработки сознания, а состояния сознания, порождающие явления. Поэтому метафизике нет места в культуре, она никогда не видна. Напротив, фиксация состояний сознания однажды производит определенную последовательность, которая уже не спекулятивна, а res extensa разборчива. Как только утопический проект авторского «ноу-хау» об относительном горизонте смысла реализуется как реальная совокупность того, что потребляется всеми, с готовым вложенным изображением цельности. И даже после этого кажется, что нет ничего более естественного, чем культура.

Итак, первое — это возможность описания, связанная с вопросом, а значит, и с парадоксом. Парадокс — пустая клетка смысла. Заполнение происходит в одном месте, в месте непрозрачности авторского мировоззрения. Парадокс заключается в том, что существование устойчивых (культурных) объектов возможно тогда, когда сознание, постоянно генерируя аналоги своих состояний, сводит их к образу, элементы которого образуют некое единство по отношению к общему основанию, т.е. коррелируют по ключевому атрибуту, который просто очевиден. Получается, что есть объект, когда в вещи заложено не единство, а различие. Умная задача разграничения родов вещей уже решена, и перед нами таблицы спецификаций «объектов» или «красивых» вещей. Но тогда мы никогда не узнаем, что является общей задачей экземпляра или машины, которая постоянно генерирует культурные миры (в конце концов, замораживание. они выглядят как замкнутые и коррелированные относительно оси времени). Эту задачу можно изучить только параллельно с этим экземпляром (или машиной), генерирующей вещи за единицу экзистенциального времени. Но каждому собранию культурного блага предшествует разборка, потому что акт творения уникален. Сознание всегда действует «от подола» и предполагает бесконечное умножение того, что есть, без непосредственной целеустремленности (иначе вещи культуры давно бы закончились).

Создание в этих условиях является производным от очевидности (видимости) путем фиксации неочевидного, работающего с эквивалентами. Здесь не может быть оригинала, ибо оригинальность давно утрачена в сходствах. Оригинал угадывается или создается (собирается). Вместо того, чтобы встраивать оригинал, адаптируя онтологическую модель к тому, что есть в культуре, у нас есть операция сканирования и отслеживания звуков бытия. Пример смысла искажается множеством материальных аналогов составляющего слова. Все серии короткозамкнуты до первого лица, носителя культурного смысла. Вопрос о том, какая культура неизбежно сводится к проблеме стабилизации сознания первого человека, чьи усилия по отталкиванию перед лицом тотальности вещей и тотальности знаков порождают культурную уловку. Объективизация, которую я санкционировал, — это феноменологическое единство жизни, разобщенное таблицами сходств, после чего оно рециркулируется как единство культуры.

Таким образом, культура — это разобщенное сознание, рассеянное на множественные позиции в глубине бытия, которые оно непрерывно объединяет. Считать матрицу бытия непосредственно, т.е. объективировать истину, невозможно и ненужно — таково замысел человека. Модель прямой передачи разума неприменима к миру культуры: мы всегда имеем дело с побочными продуктами мирового порядка.

Понятие философии

Философия — это наука о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления); это синтезированное знание, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры.

Иначе, философия — это наука наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Замечание

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди.

В современном понимании философия включает в себя не всякие знания: она представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия – это теоретическое осмысление действительности.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру. Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия:

    • Что такое мир? Закономерен он или хаотичен?
    • Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру?
    • Познаваем ли мир?

Замечание

Некоторые ученые (см., например, Режеп С.В., Свечников В.П) замечают, что философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения.

Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления.

Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами.

Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет право на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.

Отличие философии от других наук и форм теоретического осмысления действительности:

    1. рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений (носит предельно общий теоретический характер);
    2. познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
    3. изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
    4. исследует пути и средства познания мира и его преобразования (содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук).

Специфика философского знания:

    • является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления;
    • является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры;
    • во многом субъективно (несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов);
    • является совокупностью объективного знания и общественных ценностей (нравственных идеалов) своего времени (испытывает на себе влияние эпохи);
    • имеет качество рефлексии (обращенности мысли на саму себя);
    • неисчерпаемо по своей сути;
    • ограничено познавательными способностями по­знающего субъекта (человека).

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

  • Объектом философии является весь материальный и духовный мир, поэтому её можно считать самой всеобъемлющей наукой.
  • Предметом философии являются в первую очередь законы существования природы, особенности взаимодействия различных объектов, познание этих законов и особенностей, познание самого познания. В философии существует огромное количество направлений, школ и течений, поэтому перечислить все явления и свойства, которые могут считаться предметом её изучения, просто невозможно.

Список литературы

  1. А.С. Ахиезер, А.С. Об особенностях современной философии. //В Философии. 1996. №12.
  2. Лавриненко В.Н. Философия. МОСКВА: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  3. Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое // Проблемы философии, N 2, 2004.
  4. Философия: учебные пособия / под редакцией Н.Н. Винокурова. Новосибирск: НКАУ, 2003.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: ИНФРАКРАСНЫЙ, 1991.
  • Реферат на тему: Православие в русской культуре и истории России
  • Реферат на тему: Космоцентризм античной философии
  • Реферат на тему: Что такое счастье и достижимо ли оно
  • Реферат на тему: Манипулирование в современном образовании
  • Реферат на тему: Человек и природа: стратегия выживания
  • Реферат на тему: Вульгаризация и превращение философских идей К. Маркса в идеологию марксизма-ленинизма в XX в.
  • Реферат на тему: Мировоззрение, его структура и основные исторические типы
  • Реферат на тему: Значение диалектики в философском знании
  • Реферат на тему: Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра
  • Реферат на тему: Сознание и психика
  • Реферат на тему: Нравственный выбор как самоопределение личности: цели и средства, мотив и деяние
  • Реферат на тему: Социальные утопии Возрождения

Структура человеческого познания

Сфера, изучаемая философской наукой, — это мир в совокупности (вселенная, природа, человеческое сообщество, объективная реальность). Вследствие такой разносторонности в нее включается несколько разделов:

  • Онтология, или изучение бытия. Человеческая личность обитает в реальности, заполненной всевозможными вещами, и чтобы определить тот исток, дающий любой вещи способность к существованию, появилось понятие Бытия. Для античных философов — это был поиск первоначального вещества, создающего вещи. Для средневековых философов бытием считался Бог, который творил все вещи; начиная с XVII в. — это человек с окружающим его миром.
  • Аксиология, или раздел о ценностях. Их условно можно классифицировать на материальные и духовные, личные и общественные. К главным из них относятся: истина, доброта, красота, справедливость, любовь. Эта наука занимается познанием того, как они возникают, оформляются и соподчиняются друг другу.
  • Антропология, или теория культуры. Она занимается изучением человеческой личности, его соприкосновением с обществом и окружающей реальностью. Философов в этой сфере интересуют проблемы, связанные со смыслом жизни индивидуума и его предназначением в обществе и во Вселенной в целом. Этот раздел, как и множество иных в философском учении, соприкасается со смежными науками и, в частности, связан с культурологией. Здесь личность рассматривается со стороны культуры, и её этические принципы сопоставляются с нормами общественной морали и поведения. Рассматриваются также вопросы развития массовой и групповой культуры.
  • Методология, или теория изучения научного знания. Если гносеология заботится о том, как познавать мир, то методология направлена на исследование того, что необходимо делать, чтобы его правильно познавать. Она разрабатывает и помогает учёным пользоваться правильными приёмами мышления. Для этих целей философией разработаны и введены множество методов: позитивистский, диалектический, феноменологический, синергетический. Все они изучают, какими моделями познания мира пользуются учёные, грани и признаки соотношения научного и гуманитарного знания.
  • Гносеология, или собственно теория познания. У мыслителей античного времени не было чёткого понимания о том, что представляет специфика сознания. Из их высказываний можно сделать заключение, что сознание у них связывалось с понятием души. Аристотель говорил: «Кто считает душу и не бестелесной и не телом, те поступают прекрасно, ибо она не тело, но всё же есть нечто от тела. — Душа — это как бы рука: как рука есть орудие орудий, так ум — форма предметов, ощущения — форма ощущаемого».

Предмет когнитивного знания

Предметом философии является изучение, с одной стороны, мира и человеческого сообщества во всём их проявлении, с другой стороны, человека с его способами познания и улучшения мира.

С античных времён философов интересовал материальный мир, откуда берётся материя и по каким законам развивается. Те же вопросы возникали и по отношению к человеческому сознанию, процессам зарождения в нём мыслей, идей и понятий.

Тогда под предметом философии античные авторы подразумевали знание в сфере науки, а также искусства и этики, вопреки религиозному знанию, держащемуся на вере. Аристотель в своих трудах делил философию на теоретическую (постигаемую умом), практическую (результат человеческого труда) и творческую (скульптура, живопись, литература). В философию теории входила математика, физика и метафизика, практики — этика, экономика и политика, творчества — поэтика, риторика (ораторское мастерство), искусство.

Структура философии как науки

По этому вопросу нет единой точки зрения.

Традиционно принято разграничивать философское знание на следующие области:

    1. онтология (учение о бытии), которое включает учения:
      • о сущности бытия (метафизика);
      • о фор­мах бытия (материя, движение, пространство, время);
      • о способах бытия (природное, социальное, материальное, духовное, бытие человека, общества).
    2. гносеология (учение о познании бытия: о начале познания, его ступенях, уровнях, детерминантах, объекте и субъекте познания; центральная проблема – проблема истины);
    3. социальная философия (философское учение об обще­стве):
      • философия экономики, политики, культуры, истории;
      • философская ан­тропология.

Замечание

Подобная теоретическая схема – «иде­альный тип», некий усредненный инвариант. В реальном же существова­нии множества философских школ и направлений этот инвариант посто­янно деформируется, например:

  • философия М. Хайдеггера – это по пре­имуществу онтология, гносеологические проблемы здесь носят явно под­чиненный характер;
  • феноменология Э. Гуссерля сводится к вопросам гно­сеологии, а проблемы самого бытия «выносятся за скобки» познаватель­ного процесса;
  • постпозитивисты (И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун) сво­дят всю философию даже не к гносеологии, а к эпистемологии – учению о научном познании. Более того, в эпистемологии постпозитивистов прак­тически отсутствует главная, центральная гносеологическая проблема – проблема истины.

Кроме того, основной вопрос онтологии – что есть бытие – понимается различными философами ради­кально противоположным образом: в марксистской философии бытие ин­терпретируется в качестве движущейся в пространстве и времени мате­рии, в фундаментальной онтологии Хайдеггера бытие рассматривается как «Dasein» – бытие субъекта здесь и теперь.

Но место истины указать даже в этом многообразии можно: она, как отмечал известный отечественный философ А. Ф. Лосев, всегда где-то между высказываемыми позициями. Правда, каждый философ субъектив­но убежден (и это тоже нормально), что истина – в его собственной кон­цепции, поскольку без такой убежденности заниматься философией бес­смысленно.

В структуру философского знания входит и специализированное знание: философские проблемы естествознания, гуманитарных и социаль­ных наук, социального познания. К числу философских дисциплин можно отнести этику (философское учение о морали), эстетику (учение о пре­красном, об эстетических свойствах реальности), философию религии и атеизм.

Отрасли рационального исследования

В сегодняшнем обществе мировоззрение человека постоянно расширяется и растёт параллельно развитию научно-технической сферы жизни. Появление новых знаний в науке и технике даёт предпосылки для расширения структуры философии и некоторых её разделов в большие отрасли. Таковыми являются:

  • философия познания жизни (экзистенциализм, дарвинизм);
  • философия науки (формальная логика, физика, математика);
  • философия познания религии (теософия, теология, эзотерика);
  • философия искусства (этика, эстетика, литература);
  • философия познания истории (социология, исторический материализм);
  • философия техники (кибернетика, искусственный интеллект, информатика).

Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин в своих научных трудах выдвигал теорию о том, что жизнь произошла эволюционным путём в результате естественного отбора. Он выдвинул гипотезу, что человек произошёл из мира животных. Однако социальных доказательств (роль труда, развитие общественного сознания) оказывается недостаточно для полного утверждения этой теории.

Сторонники экзистенциализма, который возник в 40−60 гг. XX в., выдвигали учение, что свобода жизни состоит в том, чтобы человек не был вещью, которая формируется под давлением внешней среды, а делал осознанно свой выбор и сам создавал себя своими действиями и поступками, т. е. действовал.

Формальная логика своей задачей ставит изучение мыслительной деятельности, т. е. зарождение понятий, суждений, выявление логических умозаключений и доказательств. Она формулирует законы и принципы построения правильных и истинных выводов и заключений. Её начало было положено Аристотелем, а в новое время её развитие продолжили Лейбниц и Фрэнсис Бэкон.

Философия религии изучает религиозное мировоззрение, его воздействие на сознание и общество. Философия принимает здоровую веру в Бога, как первооснову для зарождения Вселенной, но отказывается от ложных жизненных ориентиров и представлений религии, которые подменяют реальность различными чудесами и верой в потусторонний мир. Принципа «доверяй, но проверяй на практике» философия религии придерживается и к эзотерике, т. е. оккультному, тайному знанию, которое обладает большой популярность в сегодняшнем мире.

Эстетика — это знание о красоте, прекрасном и безобразном. Она ищет красоту в жизни, искусстве и ответы на вопросы, где обитает красота, в мире сама по себе или же в нашем сознании, а также пытается познать скрытые законы появления эстетического образа.

Философия истории занимается изучением развития человеческого сообщества. Гегель рассматривал историю развития общества как единый, закономерный, внутренне необходимый процесс развития духа, разума и идеи. Более совершенной представляется идея марксизма о развитии общества, содержащаяся в учении исторического материализма. В ней говорится о главенствующей роли производственных отношений, социальной защищённости людей, а также политических организаций и учреждений в ходе развития любой общности людей.

Философия техники — это учение, которое рассматривает мировоззренческие вопросы взаимодействия и развития человеческой личности и техники в ходе НТП. Что такое робототехника, каковы общесоциальные последствия этого феномена, как складываются отношения между личностью и машиной — вот кратко спектр вопросов этой науки.

В связи с этим кибернетика изучает процессы и способы управления робототехникой. Появление на свет ряда изобретений в области программно-вычислительных машин (ЭВМ), а также персональных устройств (ПК) как раз и дало толчок зарождению кибернетики. В противовес механическим машинам, трансформирующим энергию или вещество, для систем в кибернетике характерны процессы переработки информации, а также моделирования и преобразования самой действительности.

https://youtube.com/watch?v=S7x43sccdUY

>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: