Философия как особый тип мировоззрения
Человек с давних пор стремился проникнуть в сущность нашего мира, реализации этого желания способствовало отделение умственного труда от физического, а также накопление знаний об окружающем мире. Так зародился совершенно новый вид мировоззрения, который называется философским. В отличие от религиозного и мифологического мировоззрения философское мировоззрение основывается на абстрактно-понятийном аппарате, а не на чувствах и образах. Через занятие философией человек выделил сложную структуру общества, разделили мир на природный и социальный.
Накопление научных знаний способствует расцвету философии. Но научное знание тоже не всесильно, если человек пытается понять смысл своей жизни, свое предназначение, он будет обращаться не к научным трудам, а к философии. Философия дает возможность осознать себя в человеческом обществе, в историческом процессе, открывает духовные глубины в бесконечном потоке бытия.
В философском мировоззрении можно выделить несколько характерных черт:
- основано на знании, а не на вере и чувствах;
- рефлексивность;
- опора на понятии и категории;
- логичность;
- теоретический характер;
- неисчерпаемо по своей сути;
- внутренняя стройность и единство.
Философия на протяжении своего развития прошла несколько стадий:
- космоцентризм – философское направление, присущее античному миру, в котором человек воспринимается как часть мира, мир как часть космоса.
- теоцентризм – философская концепция, которая в основу мира помещает понимание бога как абсолютного бытия, источника всего сущего на земле.
- антропоцентризм – философское представление, которое ставит в центре всей вселенной человека, человек является центром и высшей целью мироздания.
Философское мировоззрение отличает неисчерпаемый характер, т.е. человеческий разум всегда найдет себе предмет для рефлексии. На основе философии разрабатываются различные методы научного познания, в философии вырабатываются понятия, переходящие затем в другие науки. Философия является отражением своего времени, она содержит те идеалы, надежды и моральные установки, которые присущи людям той или иной эпохи.
Природа философских проблем
Философские проблемы сложны, поскольку они затрагивают широкий спектр идей из различных областей, таких как метафизика, эпистемология, этика, эстетика, философия науки и др. Эта сложность требует глубокого анализа для правильного понимания данной проблемы, прежде чем пытаться дать ответ или решение.
Философы должны уметь задавать проницательные вопросы по любой проблеме и в то же время уметь определять ее глубинные предпосылки и последствия для других аспектов жизни или мыслительных процессов; это требует не только понимания, но и критической оценки и синтеза, учитывающего всю необходимую информацию, прежде чем дать ответ или решение.
Специфика философского знания
Специфика философского знания важна для понимания характера и природы философских проблем. Философское знание отличается от других видов знания тем, что оно находится в постоянном диалоге и обсуждении. Философы пытаются разрешить загадки и проблемы, используя методы рационального анализа и дискуссии.
В отличие от научных исследований, философское знание не имеет четко определенных методов и процедур, поэтому философы могут принимать различные подходы к решению философских проблем. Это делает философию уникальной и интересной, поскольку она предлагает много возможностей для разных интерпретаций и пониманий.
Философское знание также отличается от других видов знания своей критической ориентацией. Философы всегда ищут обоснование для своих утверждений и всегда готовы выяснять спорные вопросы. Они стремятся добиться максимально высокой степени достоверности и истинности своих утверждений. Философия требует от своих практиков не только глубокого знания, но и способности к критическому мышлению и анализу.
Структура философского знания
В начале своего существования философия не имела своей четкой структуры. Аристотель, обратившись к данной проблеме, называл поиск сущего «первой философией», после она стала называться метафизикой. Также Аристотель выделял логику, политику, этику, физику.
Уже Эпикур выделял несколько разделов философии:
- учение о познании (каноника);
- учение о природе (физика);
- этика.
Предложенная еще в период античности структура философского знания сохраняет свою актуальность и в наши дни. Отдельно выделяется онтология как учение о бытии. Онтология стремится познать принципы бытия, выявить его категории, сущности. Другой раздел философии – гносеология, которая исследует предпосылки, возможности и природу познания, а также занимается вопросами истины. Учение о человеке и его бытии в мире представлено как философская антропология, развитием человеческого общества занимается социальная философия. Также принято выделять учение о ценностях (аксиологию), философию истории (развитие исторического процесса, человек в истории), философию науки (развитие науки как системы знаний и сфера человеческой деятельности).
Моралью и нравственностью в философии занимается этика, изучением прекрасного и сферой эстетического занимается эстетика. Предметом философии религии является сам феномен религии, его развитие, а также та роль, которую вера играет в жизни людей.
До сих пор общепризнанного деления философского знания не существует. Как правило, в учебных изданиях выделяется онтология, аксилогия, гносеолгия, логика, иногда добавляются новые дисциплины, например, социальная философия или философская антропология.
Категории философских проблем
Философские проблемы, проще говоря, основные вопросы, с которыми сталкивается философия и которые они пытаются решить. Эти вопросы могут касаться сути реальности, человеческой природы, добра и зла, смысла жизни и т.д. Поэтому логично разделить их на категории.
- Метафизические проблемы: вопросы, связанные с сущностью мира и его основными категориями, такими как существование, природа и отношение между различными явлениями.
- Эпистемологические проблемы: вопросы, связанные с пониманием и природой знания, такие как его источники, достоверность и ограничения.
- Нормативные проблемы: вопросы, связанные с определением человеческой жизни и ценностей, такие как справедливость, добро и зло.
- Проблемы самосознания: вопросы, связанные с пониманием и осознанием себя как личности, такие как самосознание, свобода воли и ответственность.
- Этические проблемы: вопросы о том, что является добрым или злым поведением, как мы должны определять нравственные принципы и т.д.
- Проблема субъективности и объективности: в этой проблеме философы спорят о том, как можно различать между субъективными и объективными знаниями и взглядами.
- Проблема свободы воли и определенности: вопросы о том, насколько человек свободен в своих действиях и решениях и насколько они определены заранее.
- Проблема истины: вопросы о том, что такое истина и как мы можем ее достичь.
- Проблема духовной жизни: вопросы о смысле жизни, религии и моральных ценностях.
- Проблема реальности: вопросы о том, что есть реальность и как мы можем ее понять.
Эти категории являются общими и не охватывают все возможные философские проблемы. Однако, они помогают структурировать и классифицировать различные философские вопросы и их исследования.
Специфика философского знания
Философия предложила людям другой способ самоопределения – не через традиции и веру, а через силу своего собственного ума. Однако в учениях Древнего Востока философия выступала системой, которая играла не только мировоззренческую роль, но и форму религии, а также регулятора общественного поведения. Как указывает В.С. Степин, на Востоке философия тяготела к идеологическим конструкциям, обслуживающим традицию. В связи с этим до 18 века было принято считать, что философия развивалась только в рамках Европы.
Первым, кто употребил слово «философия», был Пифагор. Он считал, что любовь к мудрости есть проявление божественных сил, человек должен стремиться к обретению мудрости. Именно с его времени тех, кто отличался любознательностью и стремился совершенствовать свои знания, и прозвали философами. При этом под мудростью понималось не просто обладание знаниями, полученными при помощи жизненного опыта, но и использование своего ума, своего опыта и знаний для вскрытия причин бытия мира и самого человека.
Философскому знанию присущ постоянный поиск, ему чужды один раз и навсегда обозначенные границы, завершенные истины, утвержденные шаблоны. Философия начинается с сомнения, живет вопросами. Особенностью философии является то, что она ставит вечные вопросы, которые всегда будут актуальны: вопросы человеческого бытия, жизни и смерти, разделенность мира на дух и материю, имеет ли вселенная единство и цель и т.д.
Философию превращает в науку следование идеалам строгости, систематичности, доказательности. Однако философия отличается от науки. Если философия рассматривает мир за пределами человеческого опыта, то наука ориентирована на поиск объективного знания на основе эксперимента. Наука исключает из сферы своего предмета то, что имеет сверхчувственную природу. Философия, однако, не стремится к эмпирической доказанности, она ищет нечто устойчивое, неизменное в чувственно воспринимаемом мире, тем самым реализуя экзистенциальную тягу человека к вечности.