Система законодательства и система права

Система права и система законодательства

Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства являются правовыми общностями, характеризующими строение позитивного права. С.А. Комаров отмечает: если система права выступает как внутренняя форма права (его строение по отраслям и институтам), то система законодательства как внешняя форма права, как система нормативных правовых актов, в которых отрасли и институты права выражены.

Система права и система законодательства различаются, прежде всего, в способах выражения права. Система законодательства представлена нормативными правовыми актами различной юридической силы. Система права основывается также не только на системе нормативных правовых актов, но и на общих принципах права, международных принципах и нормах, на нормах обычного права, на правилах прецедента и актах толкования и других формах объективирования права. В целом на уровнях регулирования внутриправовой системы Российской Федерации система права и система законодательства часто совпадают, так как право в своей основе не может быть правом вообще, т.е. вне законодательства.

Система права характеризует взаимосвязи между ее основными элементами, так же как и система законодательства. Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

  1. первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт;
  2. система права складывается исторически в соответствии с общественными интересами и отношениями, а система законодательства обусловлена волей законодателя;
  3. система права выступает в качестве содержания, а система законодательства — в качестве формы права;
  4. система права имеет первичный характер, является основой системы законодательства. Система законодательства носит производный характер от системы права;
  5. система права имеет отраслевое (горизонтальное) строение, а система законодательства строится по юридической силе (вертикальное строение). В связи с чем в системе законодательства в зависимости от формы государственного устройства выделяются конституционные, федеральные, местные законы и подзаконные акты, структурированные по юридической силе;
  6. система права и система законодательства различаются также по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, хотя и включает в себя определения норм, но строится по-своему — Общая, Особенная части, разделы, главы, статьи;
  7. система законодательства строится по отраслям права, которые являются элементом системы права. Но отрасли права и отрасли законодательства не всегда между собой совпадают. Система права носит более целостный характер.

Несовпадение системы права и системы законодательства связано с тем, что систематизация законодательства осуществляется при наличии уже сложившейся системы права, например, появлению кодексов предшествует образование соответствующих отраслей права. Отраслей законодательства намного больше, чем отраслей права.

Основа системы законодательства — нормативный правовой акт. В основе вертикальной (иерархической) системы российского законодательства лежит классификация нормативных актов по юридической силе и органам, их принявшим.

Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

  • федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);
  • законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);
  • законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Отрасли права

Отрасли права различаются по соотношению предметов и методов правового регулирования. Основные группы отраслей права:

  • публичное право (все, что имеет отношение к государственным интересам, т.е. комплекс отраслей права, которые поддерживают и охраняют государственный и политический строй, устанавливают ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (уголовное, административное, конституционное, отрасли права);
  • частное право (все, что находится в интересах отдельных лиц, т.е. комплекс отраслей права, выражающих и защищающих частные интересы отдельных лиц (гражданское, семейное, трудовое, предпринимательское, страховое, патентное, право).

Материальные отрасли права, прямо регулирующие общественные отношения, несут в себе функции закрепления государственного строя, положения и структуры госорганов, установления прав и обязанностей граждан и организаций.

Процессуальные отрасли, определяющие процедуру реализации норм материального права, образованы от него (административно-правовой процесс, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, арбитражный и конституционный процесс).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: