Сущность и содержание мусульманского права
Для мусульманского права характерные такие черты, как:
- религиозность;
- архаичный характер ряда институтов;
- казуистичность;
- отсутствие систематизации.
Однако мусульманское право продолжает быть одной из крупнейших правовых систем современного мира, благодаря своей гибкости, способной адаптироваться в самых различных типах общественного устройства.
В мусульманском праве отсутствует четкое деление на публичное и частное право. Хотя выделяются нормы, регулирующие публично-правовые отношения (конституционный порядок, уголовное право, международные отношения, права человека) и частноправовые отношения, регулирующие так называемый “личный статут” (правоспособность, семейное, наследственное право и др.). Но разграничение между данными отраслями нечеткое, отрасли взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.
В мусульманском праве получили закрепление многие естественные права человека:
- право на жизнь;
- право на свободу вероисповедания;
- право на собственность;
- право на создание семьи;
- право на свободу мысли;
- право на образование и др.
Шариат провозглашает идею справедливости, которая должна присутствовать как в межличностных отношениях, так и при разрешении любых споров:
Продолжением принципом справедливости является идея равенства, поскольку исламу чужды какие-либо формальные различия между людьми, исходя из социальных, имущественных, этнических и иных признаков.
Мусульманское право предоставляет человеку достаточно широкую свободу действий, закрепляя принцип: «Дозволено все, если иное не предусмотрено Кораном или Сунной».
С позиции шариата все человеческие действия подразделяются на разрешенные (халал) и запрещенные (харам).
При этом, всего выделяется 5 категорий поступков:
- обязательные (фард) – касаются соблюдения обрядовых установлений, либо возложены на человека мусульманской общиной (уммой);
- желательные (мандуб) – которые надлежит исполнять мусульманину, и за которые его ждет вознаграждение в следующей жизни, неисполнение этих поступков не наказывается;
- дозволенные (джаиз) – разрешены, но не влекут ни поощрения, ни порицания;
- недостойные (макрух) – неприемлемые, но и ненаказуемые ни в этой, ни в той жизни;
- запретные (махзур) – поступки и даже мысли, за которые человека ждет наказание при жизни и после смерти.
Таким образом, все мусульманское право проникнуто религиозностью, основанной на правилах шариата.
Ярким примером является уголовное право, хотя и кодифицированное в большинстве мусульманских стран, и которое направлено на защиту пяти главных для мусульманина категорий: души, религии, разума, имущества и чести.
Так, убийство – это преступление против души, вероотступничество от ислама («ридда») – подрывает религию, употребление опьяняющих напитков разрушает разум, воровство – покушение на имущество, прелюбодеяние – покушение на честь и продолжение рода.
Таким образом, мусульманская уголовно-правовая теория рассматривает «преступление» и «грех» как тождественные понятия. Совершая преступление, мусульманин, в первую очередь, нарушает религиозные заповеди, не зря Коран называют «руководством для богобоязненных».
Понятие и основные источники мусульманского права
Мусульманское право («ал-фикх») – это социальные (нравственные и правовые) установки, которые основываются на религиозных установлениях и предписаниях ислама, содержащиеся в определенных источниках (фикхи).
Таким образом, первое, что надо уяснить в изучении мусульманского права – оно связано с исламом – одной из основных и самых молодых религий в мире.
Второе – нравственные и религиозные нормы мусульманского права содержатся в 4 основных источниках (фикхи):
- Коран;
- Сунна;
- Иджма
- Кияс.
- Коран (араб. куран, букв. – чтение) – Священное Писание, высший закон для всех мусульман. По своей сути Коран является Божественным Откровением, которое Аллах ниспослал пророку Мухаммеду в VII веке н.э., а через него адресованное всему человечеству.
По своей структуре Коран состоит из 114 сур (глав), каждая из которых разделена на стихи (всего их 6219). Текст Корана написан рифмованной прозой и достаточно легко читается.
В Коране содержатся положения нравственного, духовного содержания, но и юридического свойства, однако они четко не разделены. Можно сказать, что в данном источнике в виде проповедей, притч, молитв, назидательных рассказов, обрядовых и юридических установлений содержатся общие принципы, ориентиры, как конкретный верующий должен жить в мирской жизни, например, проповедуются сострадание к ближнему, честность в коммерческих делах, неподкупность суда и др.
Коран в настоящее время официально является Конституцией государства в Саудовской Аравии. В ряде мусульманских государств, стоящих на принципах исламского фундаментализма (Иран, Судан, Афганистан), Коран рассматривается как важнейший нормативно-правовой акт, имеющий силу закона.
- Сунна (Сунна Пророка) – это мусульманское священное писание нравственно-юридического характера, в котором в виде преданий (хадисов) рассказывается о жизни пророка Мухаммеда. Изложение представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями Пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Сунна служит дополнением Корана – если какая-либо ситуация им не урегулирована, то применяются положения Сунны.
- Иджма (консенсус) – это комментарии, единодушно принятые и составленные его толкователями – крупными мусульманскими учеными, которыми восполняются пробелы, содержащиеся в религиозных источниках – Коране и Сунне. В иджме дается окончательное толкование ислама.
Иджма основывается на двух адатах (обычаях):
- «мое общество никогда не примет ошибочного решения»;
- «то, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха».
- Кияс – это рассуждение по аналогии, толкование религиозных норм. В отличие от иджма кияс приобретает силу закона только в случае признания высшим мусульманским духовенством. Правом толкования определенных норм применительно к конкретному случаю обладает муфтий.
Важно отметить, что кияс не создает новых общеобязательных норм; при помощи суждения по аналогии находят решение применительно к данному частному случаю. Таким образом, из четырех основных источников мусульманского права первые два источника – Кора и Сунна – имеют религиозное происхождение, это божественные откровения, которые священны для мусульман, и в своей совокупности они образуют шариат
Таким образом, из четырех основных источников мусульманского права первые два источника – Кора и Сунна – имеют религиозное происхождение, это божественные откровения, которые священны для мусульман, и в своей совокупности они образуют шариат.
Шариат – универсальная нормативная система, которая часто отождествляется с самим понятием «мусульманское право», но последнее, безусловно, гораздо шире.
Нормы шариата направлены на защиту основных пяти ценностей – религия, жизнь, разум, продолжение рода и собственность.
Остальные два источника мусульманского права – Иджма и Кияс – это доктринальные толкования первых двух божественных источников
Следует отметить, что юридическая доктрина и по сей день имеет важное значение в развитии мусульманской правовой системы. Мусульманские правоведы (муджтахиды) и кадии (судьи) продолжают толковать нормы шариата, приближая их к реалиям жизни, тем более, один из принципов мусульманского правоведения гласит: «…не запрещается изменение нормы с изменением времени»
Еще одним источником мусульманского права, который имеет большое значение в этой правовой системе, является обычай. Значение обычая настолько велико, что в ряде случаев допускается отступление от предписаний Корана и Сунны.
Источники мусульманского права
Существуют различные источники мусульманского права. В качестве первого и важнейшего из них выступает Коран, который является священной книгой мусульман. Внешние он представлен книгой стихов, которая содержит 114 глав, свыше 4 тысяч стихотворных фрагментов. Данный источник является достаточно древним.
Данный источник затрагивает не только правоотношения в данной сфере, однако регламентирует далеко не все сферы общественных отношений. Основным моментом данного источника является многоплановое содержание и незначительный объем прав и свобод человека и гражданина. Поэтому для мусульман данный документ является по сути Конституцией государства или кодексом.
Следующим источником является пятикнижие (талмуд). Данный источник содержит общие положения, во многом он похож на Коран, имеет с ним тесную связь. В частности, он содержит положение о необходимости правомерного поведения, а также о его модели. В данном сборнике представлены прежде всего конкретные случаи, казусы, которые возникают в жизни.
В качестве третьего источника выделяется иджмп. В своей группе он содержат решения авторитетных юристов и плана. Так, например, по мнению Мухаммеда мусульманская община не может ошибаться.
Замечание 2
Не самую значительную роль в правовом регулировании играли обычаи, такую же роль они играют и на сегодняшний день. Исламский юристы не относят их к праву, не рассматривая его в качестве источника права. Правоотношения, который не обеспечиваются юридически, могут регулироваться отдельными обычными.
Кто такой факих, муфтий и муджтахид
Факих (мн. ч. фукаха) – это ученый богослов, законовед, который является специалистом в вопросах фикха, владеющий в совершенстве исламским правом. Также может использоваться термин «муджтахид», который означает человека, который обладает знаниями и полномочиями и опирается на источники в религии Ислама и может выводить новые религиозные суждения, обладает полномочиями принимать новые решения.
Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, Всевышний сделает мусульманина в религии факихом, если Он пожелал для этого человека добра, подразумевая, что такой человек станет понимать все тонкости положений исламской религии.
Относительно термина «фикх» употребляется также термин «муфтий» — так называется должностное лицо, которое обладает полномочиями в системе религиозного исламского суда и в его функции входит вынесение решений в области религиозно-юридического права на основании положений Священной Книги Коран и Сунны, а также с опорой на существующие прецеденты за историю практики и на общие суждения исламских ученых.
Муфтий – это тот факих, который не является муджтахидом, но если возникают соответствующие вопросы, то он передает суждения или мнения других муджтахидов. Муфтий выносит ответ на вопрос, который называется «фетва». У фетвы относительно иджтихада характер узко-специфический. В иджтихаде нет необходимости, если вопрос или проблема ясны, не вызывают у ученых разногласий и освещены в Сунне и Коране достаточно ясно. Но происходят такие случаи, когда правильное решение необходимо найти в каких-то конкретных случаях, и для этого используется урф-адат, маслахат, истихсан, и другие, и в таких случаях необходима фетва.
Знания некоторых факихов, усовершенствованные в период табиинов и известных сподвижников с помощью различных фетв и иджтихадов, положили начало новым направлениям. Основоположникам новых направлений в науке стали Аиша, Абдуллах ибн Мас‘уд и Абдуллах ибн Умар. К этому числу относятся и семь факихов из Медины из числа табиинов, среди которых был Нафи‘. Также к этому числу относятся Алкама ибн Кайс, Ибрахим ан-Наха‘и, Хасан Басри и Хаммад ибн Абу Сулейман.
Мусульманское право в современных реалиях
Современное мусульманское право сейчас переживает период большого переосмысления. Большинство систем уже имеет ряд элементов светских правовых семей.
Саудовская Аравия также пересматривает многие второстепенные нормы. Главным источником модернизации выступает доктрина макасид (о целях ислама) и маслаха (как запрещение или разрешение чего-либо в зависимости от необходимости или конкретных обстоятельств, служит ли это общественным интересам мусульманского сообщества), а также использование принципов истихсана и истислаха.
Отдельные мусульманские ученые пытаются использовать эти понятия для внедрения реформ прав женщин (Рашид Рида), человеческих прав и достоинства (Юсуф аль-Карадави).
Какие страны охватывает, классификация
В основе современной классификации стран с преимущественно мусульманским населением лежит степень влияния шариата в государстве:
Коран как источник мусульманского права
Коран — первый источник мусульманского права. Само слово «коран» происходит от слова «читать» и чаще всего передается выражением «произносить речитативом, декламировать». Коран содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мохаммеду и которые пророк затем излагал. В Коране есть слова: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».
Коран делится на
-
- 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из
- 6211 стихов (аятов — стихов, знамений).
Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назначения, включенных в шариат. По некоторым подсчетам, к ним относится примерно 500 аятов отдаленного и косвенного юридического назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собственно юридического характера, в основном карательного права и о браке и семье.
В первые годы после кончины пророка применяли три способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана:
-
- прибегали к помощи «прецедентов», которыми стали считать «предания о словах и поступках пророка» (хадисы), собранные в Сунне (от араб, «тропа, по которой ходил пророк»);
- обращались к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования и сам Мохаммед;
- обращались к собственному чувству справедливости (рай) (был довольно быстро вытеснен Сунной).
В Коране есть выражения «Сунна пророков» и «Сунна Аллаха» в значении поведения Аллаха в общении с древними народами, которых он подверг каре за неверие. Но вне Корана Сунна воспринималась как собрание слов и поступков (деяний) Мохаммеда и в расширительном значении как «свод обычаев и правил поведения древней общины… практика и теория мусульманского правоведения» (А. Мюссе). Вскоре правоверные мусульмане, придерживающиеся Сунны, получили название «люди Сунны», сунниты. Со временем свод преданий (хадисов) был канонизирован и собран в шести сборниках, приспособленных к судебной практике и потребностям законоведения (IX в.). В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др.
Структура мусульманского права
Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи.
Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими и несуннитскими. Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).
Кроме того, к числу отраслей мусульманского права относится судебное (процессуальное) и международное право. Судебное право включает нормы, устанавливающие право занятия должностей судей исключительно мусульманами; к числу важных процессуальных доказательств в гражданском и уголовном процессе отнесена клятва именем Аллаха. Судьям при вынесении решения предоставлена широкая свобода усмотрения: они вправе руководствоваться положениями (нормами) мусульманского права, сформулированными различными мусульманскими правовыми школами.
Международное право, базирующееся на идее существования двух миров — «мира ислама» и «мира войны», определяет внешнюю политику государства с позиции «мира ислама» — осуществления политики защиты интересов всех мусульман, в том числе проживающих в других государствах. Юридически не утративший значения «институт джихада» требует войны с «неверными» со всеми, кто выступает против мусульман.
Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).
Таклид.
Если истихад допустил развитие исламской правовой доктрины,
то мусульманин обязан подчиняться принципу авторитета.
В качестве доктринальной системы, основанной на соблюдении и
строгом применении священных источников, непоколебимость которых признана,
мусульманское право, и в частности «механизмы» его формирования и развития,
сложилось между VII и X веками. Фикх стал неизменяемым. Закрытие «дверей
ихтихаду» обязывает мусульман соблюдать предписания докторов прежних поколений,
особенно тех, кто считается основателями школ (муджтахидами). Любое новое
оригинальное толкование как будто запрещено навсегда. И если появляются новые
интеллектуальные веяния и даже пренебрежительное отношение к таклиду в юридической
доктрине, то, тем не менее, фикх рассматривает априори любое новое теоретическое
движение как подозрительное. Он противится реальности, он считает себя выше
нее. Так веками одни и те же труды служат обучению мусульманскому праву. Лишь
более близкие к нашему времени авторы пытались интегрировать в теоретические
схемы, основанные на классических предписаниях, заимствованных в западных
правовых системах1. Определенная неподвижность характерна для юристов,
сформировавшихся на основе классического фикха, как суннитов, так и шиитов.
Характерна приверженность к неизменной и неподвижной системе.
Жизнеописание посланца Аллаха («Сират расул Аллах») как источник мусульманского права
К Сунне и Корану частично примыкает жизнеописание посланца Аллаха — «Сират расул Аллах» (от «сира» — жизненный путь), которое тоже является авторитетным каноническим источником.
«Жизнеописание посланника Аллаха», составленное Ибн Хишамом ал-Химйари, является для мусульман самым авторитетным (после Корана и хадисов) источником сведений о жизни Пророка. Это самое раннее сочинение о Мухаммаде, дошедшее до нас. Этот труд оказал большое влияние на всю мусульманскую культуру, став одним из значительных памятников и образцов арабо-мусульманской художественной прозы. У этой книги трудно назвать одного автора, нет у нее и точного авторского названия.
«Сира» — это история жизни пророка и основателя религии, написанная для людей, эту религию исповедующих. Это — образ и идеал человека, сама жизнь и успехи которого стали чудесным доказательством величия Аллаха.
Особенности распространения мусульманского права в мире
В настоящее время на Земле проживает около 1,6 млрд мусульман – людей, которые соблюдают не только законы своей страны, но и нормы шариата, поэтому ислам представляет собой огромную правовую систему и имеет приверженцев по всему миру.
Однако в «чистом виде» мусульманское право практически не сохранилось ни в одной стране, поскольку все большее применение имеет обычай или заимствованное и кодифицированное законодательство из романо-германской или общей правовой семьи, и тем не менее, авторитет шариата остается бесспорным.
В XX в. правовые системы многих государств, население которых исповедует ислам, традиционно придерживавшихся принципов и норм мусульманского права, испытали значительное влияние правовых концепций и правовых норм тех стран, в чьем колониальном владении они находились.
Так, влияние французского права заметно оказало влияние на формирование современного права стран Северной Африки, Британская Индия переняла многое из английского общего права.
Мусульманское право не является единым законом для всего исламского мира. Исламские государства отличаются не только правовыми традициями, обычаями, но и правовыми системами, основанными на шариате.
По масштабу распространения норм мусульманского права и степени их влияния на действующие законодательства можно выделить 3 группы государств:
- 1 группа – мусульманское право применяется предельно широко – это Саудовская Аравия, Иран. В этих странах все принимаемые законы должны соответствовать шариату. А нормы ислама закреплены в Конституции – Саудовская Аравия, Иран, Бахрейн.
- 2 группа – мусульманское право имеет хотя не всеобъемлющее, но широкое распространение – это Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Сомали, Мавритания, Афганистан, Ливия, Пакистан, Судан. В этих странах мусульманское право продолжает регулировать отношения «личного статуса» и иногда публичные отрасли права. Например, в Афганистане, Иране и Пакистане уголовное право основано на шариате.Конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право – источник законодательства.
- 3 группа – мусульманское право ограничено в применении в некоторых отраслях права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, в Йемене – Семейный кодекс 1974 г. провозгласил равные права женщин в семейных отношениях.
На фоне этой классификации особо выделяется Турция, где нормы мусульманского права практически перестали действовать.
Исследование мусульманского права является актуальным и для России, где доля мусульман составляет примерно 7% от всего населения. Ислам – это вторая по численности религия после христианства, которую исповедуют граждане Российской Федерации.
В России нет так называемого «политического ислама». Нормы шариата соблюдаются этническими мусульманами на бытовом уровне в виде религиозных обрядов и предписаний. В Дагестане мусульманское право приобрело статус «de facto» в жизни некоторых городских и сельских мечетных общин посредством создания шариатских судов и шариатских гвардий для борьбы с употреблением алкоголя, наркотиков, воровством, моральной распущенностью. В Чеченской Республике шариатские суды получили распространение в 1996-1997 годах XX века.
В целом, мусульманское право рассматривается не только в качестве нормативного регулятора, но и в качестве общемирового культурного явления.
Исламский фикх и современное мусульманское общество.
Очевидно, что сложившееся в X веке нашей эры мусульманское
право непригодно для нужд современного общества. В нем нет регламентации
некоторых институтов, которые сегодня необходимы. Кроме того, многие нормы мусульманского
права, приемлемые в свое время, теперь не только не отвечают нынешним условиям,
но даже шокируют того, кто знакомится с ними.
Неприменимость этого права в условиях современности, его
несоответствие современному мышлению создали особую проблему в тот период,
когда государства с мусульманским большинством населения, отказавшись от
застойности, пытались в XX веке понять причины их стагнации. Мусульманские
реформисты пытаются развивать социальные и политические проблемы, опираясь на
специфические исламские ценности, ко многие из них подвергаются, сознательно
или нет, влиянию современной западной идеологии.
Предыдущий | Оглавление
| Следующий
Юридическая сила законов шариата
Шариат – это проявление Мудрости Всевышнего и Его Милосердия, и подстраиваться под стандарты и ценности человечества, которые меняются постоянно с течением времени и под влиянием моды он не может и не будет. Шариат не представляет собой свод законов, правил поведения, запретов и обязанностей. Шариат представляет собой путь нравственности и безопасности, он предписывает жить так, чтобы жизнь мусульманина соответствовала предписаниям и Воле Всевышнего, Его Милости. Шариат представляет собой кодекс поведения, который был установлен Исламом, и в котором скрыта огромная сила, которая поможет осуществить чаяния мусульман, желающих встать на путь истинный и найти себя в Исламе. Какими бы ни были обстоятельства, Шариат сохраняет свою юридическую силу. Только с позволения Всевышнего может подвергаться изменениям то, что было предписано Им.
Шариатом охвачены все аспекты жизни мусульманина, в него включены все правила, которые относятся к богослужению и коммерческим действиям, к нормам уголовного права и семейного. Законы Шариата опираются на Священную Книгу Коран как на источник, который был ниспослан самим Всевышним своему Посланнику и Пророку Мухаммаду ﷺ, а также Шариат опирается на Сунну, которая представляет собой сборник хадисов о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, о его поступках и мудрых изречениях.
Мусульманское право признает и передовые технологии, и научные достижения, оно стремится к тому, чтобы даровать просветленное мировоззрение.
Выбор человека
Не уверовав в Господа всей душой, невозможно понять сути законов Шариата. Фундаментом жизни мусульманина, основой всей веры Ислама является положение: «Нет божеств, которые заслуживают поклонения, кроме Единого Аллаха, и Мухаммад – Пророк Его!».
Сам термин «Ислам» — есть выражение отношения мусульманина к Всевышнему Аллаху: слово «Ислам» переводится как «покорность» или «поклонение». Правоверные поклоняются Всевышнему Аллаху, который является Единственным Создателем и Единственным Богом. Мусульманин должен читать Коран и следовать Воле Господа, отдавая всего себя целиком поклонению, которое присутствует во всех. сферах жизни человека, и от Божественного суда ни одна душа не освобождается. Однако человек имеет свободу выбора: он волен выбирать – идти за Всевышним Аллахом или не идти, обрести вечный Рай или попасть в вечный Ад.
Источники мусульманского права
Ислам указывает, что право произошло от Аллаха, открывшего его человеку через пророка Мухаммеда.
Основные источники мусульманского права:
- Коран – священная религиозная книга ислама, состоит из высказываний пророка Мухаммеда, которые он произнес в Медине и Мекке, содержит основные понятия (доверие и честность коммерческих отношениях, сострадание, неподкупность правосудия), лежащих в основе общества; около 80 стихов содержат законодательные положения;
- Иджма – комментарии ислама, которые восполняют в религиозных нормах пробелы и содержат окончательное толкование ислама;
- Сунна — священное предание, повествующее о жизни Мухаммеда, сборник норм-традиций, включающих высказывания пророка и описывающих его поведение;
- Кияс – рассуждения о всех явлениях в жизни, которые не охвачены Кораном, Иджмой или Сунной, обладают общественным и законным характером.
Исследование современных текстов законодательных актов и других источников мусульманского права указывает на сходство этого права с европейским правом. Внешнее сходство не убирает нравственно-религиозных и внутренних источников, которые определяют поведение людей. Все правовые системы имеют много общего по форме и по существу, основываются на концепциях, которые значительно отличаются от правовых систем западных стран.
Основная задача мусульманской правовой семьи – сохранить связь между государством (законодательством) и Аллахом (Кораном). Труды разных ученых (юристов и богословов), зафиксированные в учебниках, Иджме, защищаются судьями и обладают обязательной силой. Достаточно сложно выделить, где юридическая доктрина, а где — религиозная. Мусульманская правовая семья представляет собой по сути религиозно-юридические комментарии.
Трактовка
В труде «аль-фикху Акбар» содержались таухид и акаид: «аль-фикхуль виждани» в переводе означало «нравственное воспитание». Если же использовалось только слово «фикх», то речь шла именно о практических культовых вопросах.
Свое определение термину «фикх» дал ученый Абу Ханифа: «Фикх – это знание человеком тех положений, которые «за» или «против». По его определению, значение у данного термина более общее. Труд Абу Ханифы под названием «аль-Фикху Акбар» включал в себя вопросы вероучения, поскольку на тот период времени еще не было сформировано таких отдельных ветвей науки, как основы веры или «иман», вероучение и нравственность или «ахляк».
Постепенно после того, как стали развиваться различные отрасли религиозной науки, фикх был выделен в качестве раздела науки, который включает только такие направления, как «ибада» (поклонение), «укубат» (наказания) и «муамалят» (финансовые и торговые дела). Недавно было введено такое понятие, как «хукукуль-исламия» (исламское право): в него включены не только вышеперечисленные направления, но также вопросы наследования или «мирас».
Наука «фикх» изучает действия людей, которые обязаны выполнять все требования исламской религии, как запрещающего характера, так и повелительного, предписывая совершать определённые действия, такие, как намаз, а другие совершать запрещает и предписывает избегать – такие, как воровство. Есть такие области, в которых мусульманину предоставляется свобода выбора или мухайар – это вопросы питания.
Здравомыслящие и совершеннолетние мусульмане обязаны следовать требованиям, которые предписывает шариат, если личность обладает дееспособностью к исполнению законов. Шариат – это свод положений исламской религии, которые связаны с наказаниями, муамалятом и ибадой. Термин «шариат» также нередко используется в значении «религия», в которую включаются и культовые действия, вопросы вероучения. Но использование термина «шариат» относительно вопросов религиозно-культовых действий встречается чаще, отражая внешнюю и более практическую сторону религии.
Достаточно широко распространено в обществе использование терминов «фикх» и «шариат» в качестве синонимов, с помощью которых обозначают мусульманское право. Но представители других взглядов считают, что шариат – это более широкое понимание мусульманского права, и шариат является с этой точки зрения источником для фикха. Фикх – это более узкое понимание, то есть представляет собой только часть шариата, в котором содержатся нормы поведения в обществе мусульман и те обязанности, которые верующие несут перед Всевышним Аллахом.