Средневековая философия

Средневековая философия — история, ключевые темы и философы

Список литературы

  1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002.
  2. Мень А. Домашние беседы о Христе и Церкви/ А.В. Мень. — М.: Жизнь с Богом, 2011..
  3. Рассел Б. История западной философии // Б. Рассел. Neoclassic, 2011.
  4. Скирбекк Г. История философии: учебн. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье; под ред. С.Б. Крымского. — М.: Владос, 2001..
  5. Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания // В.С. Соловьев. Сочинения в 2 т. Т. 2/ под ред. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева. — М.: Мысль, 1989г.
  6. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2005. 
  7. Философия в вопросах и ответах: учеб.пособие / под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. — М.: Проспект, 2005.
  8. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Похожие рефераты:

  • Реферат на тему: Душа и природа в поэзии Тютчева
  • Реферат на тему: Охрана животного мира
  • Реферат на тему: Физические качества человека
  • Реферат на тему: Эндокринная система
  • Реферат на тему: Галактика Млечный Путь
  • Реферат на тему: Гиподинамия
  • Реферат на тему: Фразеологизмы
  • Реферат на тему: Гражданская война
  • Реферат на тему: Лингвистика
  • Реферат на тему: Режим труда и отдыха
  • Реферат на тему: Человек и общество
  • Реферат на тему: Отклоняющееся поведение

Список литературы

  1. Юзеф Боргош. Томас Аквинас — М.: Мысль, 1974.
  2. История философии вкратце / Пер. с Бохутом И.И. — М.: Мысль, 1992.
  3. Кимелев Ю.А. Философия религии: системный план. — М.: Издательский дом «Нота Бене», 1997.
  4. Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Оккам. -М. -Мы думали, 1977 год. -(Мыслители прошлого).
  5. Основы религиоведения, учебник // Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков и др.; Эд. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков и др. / Ред. И. Н. Яблоков. М.: Высшая школа, 1995.
  6. Радугин А. А. Философия: учебник. — М.: Центр, 2005.
  • Реферат на тему: Структура, основная проблематика сочинения Конфуция (Суждения и беседы)
  • Реферат на тему: (Бытие) Парменида и (Логос) Гераклита
  • Реферат на тему: Свойства идей и вещей Платона в диалоге Платона (Парменид)
  • Реферат на тему: Макиавелли о государстве
  • Реферат на тему: Философия: ее предмет, структура, содержание и функции
  • Реферат на тему: Взаимодействие  естественных и технических наук в современном научном познании
  • Реферат на тему: Историческая школа права
  • Реферат на тему: Специфика и основные этапы развития русской философии
  • Реферат на тему: Эстетическое отношение человека к миру
  • Реферат на тему: З. Фрейд: сознание, бессознательное и поведение человека
  • Реферат на тему: Выработка личного мировоззрения, которая обусловлена изменениями в современном мире, связанными с возникновение информационного общества
  • Реферат на тему: Учение Платона о бытии, душе и познании

Креационизм

Согласно христианской догме, Бог сотворил мир из ничего, созданный действием Своей воли, в силу Своего всемогущества, которое поддерживает, поддерживает существование мира в каждый момент времени. Это мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (креатио — творение, творение).

Догмат мироздания смещает фокус с естественного на сверхъестественное. В отличие от древних богов, которые были связаны с природой, христианский Бог выше природы, по другую ее сторону, и поэтому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы извлекается из природы, из космоса и передается Богу; тогда космос, в средневековой философии, перестал быть самодостаточным и вечным существом, не является живым и живым целым, как это считали многие греческие философы.

Древняя философия уже выработала определенные подходы к проблеме преодоления дуализма мира и бытия. Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили основные методологические принципы учения о духовном единстве мира. Но ни классики древней философии, ни неоплатонисты не создали концепцию Бога как личности. Они относились к Единому, как к своего рода первозданному, самогенерирующему Всевышнему, как к абсолютно абстрактной и безличной индивидуальности. Личное понимание Бога впервые было дано Филом Александрийским.

Характеристика Бога как личности была значительным шагом вперед на пути к христианскому мировоззрению, но это не полностью ликвидировало разрыв между Богом и миром. Чтобы закрыть этот пробел, необходимо было ввести посреднические силы. Для этого Фило использует одно из центральных понятий древней философии — логотипы.

Но в отличие от древней философии, Фило появляется как дух, созданный Богом, который изначально является божественным разумом. В концепции логотипа Фило, единственное, чего не хватало, это отождествления со Христом Мессией.

Ключевые темы в средневековой философии

Средневековая философия занималась многими темами, но некоторые из них были особенно важными:

Бог и божественное

Бог и божественное были одними из главных тем в средневековой философии. Философы задавались вопросами о природе Бога, его атрибутах, отношении к миру и человеку. Они также искали ответы на вопросы о роли религии и доказательствах существования Бога. В средневековой философии было несколько основных точек зрения на эту тему, такие как платонизм, аристотелизм, неоплатонизм и схоластика

Важное место в этом контексте занимало христианство, которое в то время было доминирующей религией в Западной Европе

Метафизика и онтология

Метафизика и онтология были также важными темами в средневековой философии. Философы задавались вопросами о том, что существует, какова природа бытия и какие отношения между различными сущностями.

Этика и мораль

В средневековой философии большое внимание уделялось этике и морали. Философы искали ответы на вопросы о том, как следует жить, какие ценности важны и какие принципы должны быть основой поведения людей

Познание и логика

Вопросы познания и логики были также важными темами в средневековой философии. Философы интересовались тем, как мы получаем знания о мире и как мы можем быть уверены в правильности наших выводов.

Политическая философия

Вопросы политической философии также были важными в средневековой философии. Философы рассматривали вопросы о том, какова должна быть организация общества, какова должна быть роль правительства и как люди должны относиться к власти.

Великие философы Средних веков

Августин Аврелий

Августин Аврелий был одним из самых влиятельных философов Средних веков. Он родился в IV веке и был богословом и философом. Он оказал большое влияние на развитие христианской философии и теологии. В его работах много внимания уделяется вопросам о Боге и человеке.

Томас Аквинский

Томас Аквинский – один из наиболее известных философов Средних веков. Он родился в XIII веке и был представителем схоластики. Его философские работы оказали большое влияние на развитие западной философии. Он также занимался вопросами теологии и принес большой вклад в развитие католической церкви.

Уильям Оккам

Уильям Оккам – философ, родившийся в XIV веке. Он был представителем скептицизма и считал, что знание может быть получено только на основе опыта. Он также разработал принцип, который получил название “оккамовская бритва”, который утверждает, что из двух возможных объяснений должно быть выбрано наиболее простое.

Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» — центральная проблема

Теоцентризм (греческий theos — Бог), мировоззрение, в котором Бог является источником и причиной всего. Он является центром Вселенной, ее активным и творческим источником. Принцип теоцентризма распространяется на знания, где высший уровень в системе знаний ставится теологией, а ниже — на службу теологии — философией, ниже — различными частными и прикладными науками.

Креационизм (латынь: креатио, творение) — это принцип, согласно которому Бог создал живую и неживую природу из ничего, эфемерного, в постоянном изменении.

Провидение (лат. providentia — провидение), система взглядов, согласно которой все мировые события, включая историю и поведение отдельных людей, обусловлены божественным провидением (провидение в религиозном смысле): Бог, высшее существо, или его действия) направлены.

Заключение

Средневековье было эпохой господства идей христианства, так что мировоззрение средневековья, в отличие от космоцентризма античности, становится теоцентричным (Бог находится в центре мировоззрения). Это привело к изменению статуса философии, которая рассматривалась как деятельность, помогающая человеку прийти к вере. Но Томас Аквинский также понимал, что рациональный синтез, лежащий в основе его богословия, был «твердым соломенным человеком», который мало способствовал живой вере.

Деградация материальной природы и творческого гения человека вызвала коллапс средневекового мировоззрения, которое сменилось Ренессансом и Новым веком, коренным образом изменившим отношение человека к миру и к самому себе (В.С. Соловьев, А.Ф. Лосев). Поэтому за средневековьем последовала эпоха утверждения человека, его творческого гения, восстановления прав природы (Ренессанс) и материи (Новый век).

Возникли светская философия и культура; в борьбе со средневековым схоластичеством и церковной властью ученые заложили основу для будущих научных революций и технических изобретений, которые послужили основой для промышленной революции и огромного прорыва в развитии производительных сил общества.

Какие бы проблемы ни обсуждались в средневековом схоластике, они так или иначе были связаны с вопросом о месте и роли вселенных в структуре бытия и в процессе познания. Несмотря на схоластическую формулировку и научное решение проблемы вселенных, результаты дискуссий реалистов и номиналистов плодотворно использовались в их работах такими выдающимися философами, как Томас Гоббс и Джон Локк, Декарт и Спиноза, Беркли и Хьюм, Лейбниц и Вольф, Фихте и Гегель, представителями феноменологии — Гуссерлом и Шеллером, а также экзистенциалистами Хайдеггером и Сартром.

Заключение

Средневековая философия внесла значительный вклад в дальнейшее развитие эпистемологии, в формирование основ научного и философского знания. XIII век характеризуется медленным, но устойчивым ростом феодализма и формированием зачатков новой, капиталистической системы.

Развитие экономики товарных денег в Западной Европе привело к значительному экономическому подъему. Изменения в отношениях производства неизбежно вызывали определенные трансформации в идеологической надстройке.

В результате феодальные города в конце XII и в первой половине XIII века стали стремиться к созданию собственной духовной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится развивать городские школы и создавать университеты.
Философское выражение пробуждения этой жизни и расширения научных знаний было взято из аристотеллианства.

В философии Аристотеля старались найти не столько практические рекомендации, которые можно было бы использовать в экономической и социально-политической жизни. Эта философия послужила толчком для ученых того времени к осознанию того, что августинизм больше не актуален для нынешней интеллектуальной ситуации. Фактически, августинизм, который опирался на платоновскую традицию, был направлен против научного исследования.

Августин утверждал, что знание материального мира бесполезно, так как не только не увеличивает человеческое счастье, но и отнимает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных объектов.

Девиз философии Августина: «Я хочу понять Бога и душу». И больше ничего? Абсолютно ничего!».

Средневековые споры о природе вселенных оказали большое влияние на дальнейшее развитие логики и эпистемологии, особенно учения великих философов современной эпохи, таких как Гоббс и Локк. Элементы номинализма встречаются и в Спинозе, а техника номиналистической критики универсалистской онтологии была использована Веркли и Хьюмом при формировании доктрины субъективного идеализма. Тезис реализма о существовании общих понятий в сознании человека впоследствии лег в основу идеалистического рационализма (Лейбниц, Декарт), а позиция об онтологической независимости универсумов перешла в немецкий классический идеализм.

Таким образом, средневековая философия внесла значительный вклад в дальнейшее развитие эпистемологии, разработав и конкретизировав все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, которые впоследствии станут не только предметом схоластических споров, но и основой для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: