Элементы механизма правового регулирования
Элементы механизма правового регулирования включают общественные отношения (объект правового регулирования), цели, способы и методы, используемые для правового влияния на общественные отношения, правовые средства, непосредственно через которые и осуществляется правовое регулирование. Сферы правового регулирования включают конкретные типы общественных отношений, которые зависят от исторического развития страны, ее национально-культурных особенностей, политического режима и формы государственного правления.
Готовые работы на аналогичную тему
В сферу правового регулирования в большинстве государств входят 3 группы общественных отношений, имеющих основное значение в деятельности и функционировании общества и государственного аппарата:
- экономические, имущественные отношения, определяющие материальные основы общественной жизни;
- властные, политические отношения, взаимосвязанные с управлением социальными, общественными процессами;
- отношения по обеспечению законности и правопорядка в обществе, призванные обеспечить разрешение конфликтов, соблюдение установленных правил поведения.
Цели обусловлены потребностями общества определенном конкретно-историческом этапе развития. Это находит внешнюю объективацию и свое выражение через политические процессы, что обусловлено результатами политической борьбы и политическими событиями. Цели механизма правового регулирования зафиксированы в правовой политике государства, обеспечивающей приоритетность определенных целей, их конкретизацию, определяет пути их достижения.
Методы правового регулирования обусловлены характером общественных отношений, подпадающих под правовое регулирование, деятельностью законодательства.
Основные методы правового регулирования:
- Метод децентрализованного регулирования, который основан на координации интересов и целей сторон взаимоотношений. Этот метод используется для регулирования отношений, обеспечивающих частные интересы, в сфере отраслей частноправовой природы (семейное, гражданское право и др.), где действия субъектов определены их собственными интересами и волей.
- Метод императивного, централизованного регулирования, предполагающий наличие между участниками правовых отношений субординацию. Данный метод используется в целях защиты интересов государства и общества, на его основе происходит централизованное управление разными социальными процессами. Эти методы применяют в публично-правовых отраслях (административном, конституционном, уголовном праве).
Способы правового регулирования обуславливают разные приемы воздействия на поведение людей. Основные способы правового регулирования — управомочивание (предоставление субъекту правовых отношений субъективных прав, дозволений на определенные действия); обязывание (возложение необходимости совершить определенные действия); запрет (требование воздержаться от определенных действий). Дополнительными способами правового воздействия: меры стимулирования, принуждения, ограничения и др.
Правовые средства — это правовые инструменты и явления, с помощью удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, оказывается воздействие на юридически обусловленное и значимое поведение, гарантируется достижение социально полезных целей.
Основные правовые средства: правоприменительные юридические факты, договоры, нормы права, юридические обязанности и субъективные права, поощрения, запреты, наказания и др.
Признаки правовых средств регулирования:
Механизм правового регулирования — это важнейший элемент системы государственного управления, который позволяет обеспечить достижение социальных, конкретных, определенных целей правовыми средствами.
Основные элементы механизма правового регулирования
К основным элементам механизма правового регулирования относятся:
Нормы права, которые устанавливают обязательное правило поведения субъекта. Этот элемент выполняет следующие задачи: определяет круг людей, на который он может распространиться; определяет поведение субъектов; определяет те обстоятельства, согласно которых лицо руководствуется таким правилом поведения; раскрывает данное правило поведения.
Правоотношения, которые возникли на основании норм права. Данные отношения нужны для конкретизации обязанностей, прав субъектов, а также их юридической ответственности и полномочий.
Юридический факт, к которому относятся определенные жизненные обстоятельства, на основании которых нормы права могут связать прекращение, изменение, а также возникновение субъективных юридических обязанностей, прав.
Акты для реализации обязанностей, прав – поведение субъектов правоотношений по реализации своих обязанностей и прав. Данная реализация обязанностей и прав является завершающим этапом в механизме правового регулирования.
Правовые отношения выполняют следующие функции:
- распространение воздействия норм права на определенный круг лиц в конкретный момент;
- закрепление определенного поведения, которого должны придерживаться субъекты;
- могут быть условием для юридических действий, чтобы обеспечить субъективные права, ответственность и обязанность.
Эффективность механизма правового регулирования
Основное назначение механизма правового регулирования заключается в том, чтобы субъекты права действовали в соответствии с юридическими предписаниями и моделями, чтобы социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу, государству, личности. В связи с этим большое значение приобретает категория эффективности, позволяющая качественно оценивать как намечаемые цели, так и продвижение к ним.
Эффективность механизма правового регулирования можно определить как степень реального достижения тех или иных социально полезных результатов, предполагавшихся при создании всего механизма регулирования. Как следствие, его эффективность напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.
Соответствующая цель формируется исходя из интересов общества, государства, отдельных граждан в рамках политической системы общества, предопределяющей основные направления внешней и внутренней политики в различных сферах общественной жизни. Единая цель объединяет, интегрирует все правовые средства во взаимосогласованную систему, позволяет наиболее грамотно использовать ресурсы общества.
Однако в рамках общества всегда существует определенный паритет целей, соответственно, на каждой стадии, этапе правового регулирования предопределяются также вспомогательные, промежуточные цели. При этом степень достижения этих целей, а значит, и качество созданных для них механизмов правового регулирования, их эффективность будут предопределять достижение более важных целей.
Помимо этого, эффективность механизма правового регулирования предопределяется выбранными правовыми средствами, методами правового регулирования, проводимыми реформами по их изменению соответственно складывающейся юридической практике.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основными путями повышения эффективности правового регулирования являются комплексное, системное и целенаправленное совершенствование правотворческих процессов, материальных норм права, правоприменения и соответствующих процедур правореализации, повышение уровня правовой культуры, улучшение системы государственного контроля и надзора, а также другие меры в рамках общего механизма правового воздействия.
Основной проблемой повышения эффективности механизма правового регулирования является его комплексный характер, охват им предельно широкой сферы общественных отношений, как следствие, способы повышения эффективности механизма регулирования не ограничиваются совершенствованием только правовых инструментов
Не менее важно и качество экономического, социального, культурного, научного развития самого общества, а это означает, что реализация общезначимых, социально полезных результатов зависит от качества деятельности не только государства, но и каждого члена общества
показать содержание