Содержание
В правовая герменевтика Его можно определить как метод или метод, используемый для лучшего понимания юридических или юридических текстов. Его цель состоит в том, чтобы задача выполнялась наиболее справедливым образом.
По сути, слово герменевтика происходит от греческого Джерменуэйен что понимается как объявление, объявление или интерпретация. Его происхождение происходит от греческого бога Гермеса, который в древней мифологии отвечал за передачу слова богов людям.
Юридическая герменевтика используется судьями, юристами и профессорами, чтобы сначала глубоко понять значение норм, а затем обеспечить их соблюдение, оспаривать или объяснять.
Таким образом, правовая герменевтика является не только теоретическим инструментом, но и практическим, поскольку полученные с ее помощью знания применяются при применении правил.
Герменевтический подход к праву
Герменевтика как искусство толкования и понимания права с наибольшей вероятностью возникла в одно время с самим правом. Один из известных антропологов Норбер Рулан описывает практику толкования права в архаичном обществе следующим образом: правила юридического характера, которые были порождением различного рода мифов и обычаев, могли для применения требовать толкования. Как правило, в качестве толкователей назначали наиболее именитых членов общества, а также старейшин, которые в рамках урегулирования различного рода конфликтов должны были напоминать фундаментальные правила поведения, а также выводить их в случае необходимости из наблюдаемой модели поведения.
Рассмотрим герменевтический подход к толкованию правовых норм.
Современный мир состоит из символов, которым на ежедневной основе мы придаем значения, интерпретируя согласно нашим представлениями об окружающем мире. Если рассматривать символ с точки зрения герменевтики, то под ним необходимо понимать всякую структуру значения, где один смысл – прямой и буквальный, а другой смысл лишь косвенный, вторичный, иносказательный, который возможно понять исключительно через первый. Данный круг выражений с двойственным смыслом и формирует герменевтическое поле.
Правовая норма существует в форме символа, смысл которого в обязательном порядке должен быть установлен. Следует отметить, что за прямым смыслом во всех случаях скрывается второй, так называемый ситуационный смысл, без адекватного понимания которого невозможно корректное понимание смысла всей нормы. В английской юридической практике довольно популярна следующая поговорка: «В законе присутствует только одна половина содержания, другая спрятана, а идеи находятся внутри». Таким образом, для наиболее корректного применения норм в процессе толкования в обязательном порядке нужно отыскать подобную спрятанную идею. Герменевтическое толкование представляет собой средство, посредством которого может быть решена проблема двойственного смысла, так как герменевтика кроме дешифрования буквального смысла текста, т. е. лингвистического толкования, также дает возможность раскрыть смысл правового контекста.
Герменевтический анализ текста включает в себя несколько обязательных процедур. Признанным считается деление на понимание и применение. При этом под пониманием необходимо понимать искусство понимания знаков, которые передаются одним сознанием, а воспринимаются другим посредством внешнего выражения. Если говорить о цели понимания, в качестве наиболее приоритетной цели можно назвать совершение перехода от одного выражения к тому, которое представляет собой основную интенцию знака, а также выход вовне через выражение. Переход к интерпретации от понимания прежде всего предопределяется материальной основой, выражаемой, как правило, в письменности. Интерпретация в большей степени имеет характер понимания, которое направлено на зафиксированные в письменной форме знаки.
Следует отметить, что юридическая герменевтика носит в большей степени творческий характер, так как интерпретация правовой нормы представляет собой особенный творческий процесс – изначально некоторый смысл в процессе понимания обогащается новыми смысловыми элементами, которые напрямую связаны с историческими изменениями, в силу которых изначальное смыслосодержание закона и смыслосодержание, применяемое в юридической практике, различны. Правоприменитель в данном случае выступает в качестве созаконодателя.
Понимание
Понимание правовых норм или текстов играет определяющую роль в применении закона. Но это понимание во всех случаях зависит от интерпретации, сделанной человеком, который их читает.
В этом смысле на понимание влияют предвзятые мнения или предвзятое понимание интерпретатора, а также герменевтический круг.
Что касается предубеждений, герменевтика указывает, что любая интерпретация неизбежно имеет предубеждения, истинны они или ложны. И вместо того, чтобы отрицать их, он предлагает нам задуматься о них.
С другой стороны, герменевтический круг или спираль относится к тому, как интерпретатор понимает текст и, следовательно, приобретает новые знания.
Различные взгляды на герменевтику
По мнению американского педагога и литературного критика Эрика Дональда Хирша, действительная интерпретация предполагает толкование желаемого автором смысла. Такая конструкция учитывает кругозор и образ мыслей автора, его ожидания – общие, культурные и общепринятые .
Юрген Хабермас, немецкий философ и социолог, профессор Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гёте утверждал, что возможности герменевтического анализа ограничены. Он отмечал, что этот способ анализа рассматривает интерпретацию только с точки зрения повседневного языка, а не с точки зрения форм социальной жизни .
Немецкий философ Фридрих Август Вольф определил герменевтику как науку о правилах, по которым определяется значение знаков. Эти правила указывали для Вольфа на знание человеческой природы. Согласно Вольфу, как исторические, так и лингвистические факты играют надлежащую роль в процессе интерпретации и помогают нам понять органическое целое, которым является текст. Главной задачей, которую ставил перед собой философ, было достижение высокого уровня диалога между автором текста и его читателем .
Немецкие философы Мартин Хайдеггер и Ханс-Георг Гадамер были одними из самых ярких представителей идей герменевтики. Они полагали, что интерпретация литературы прошлого возникает из спора между прошлым и настоящим. Наша настоящая перспектива определенно связана с нашим прошлым. В то же время прошлое можно понять только через ограниченную перспективу настоящего. Таким образом, участие читателя в создании смысла также становится значительным, поскольку интерпретация текста зависит от знаний, предположений, культурного фона, опыта, которыми он владеет .
Ханс-Георг Гадамер расширил работу Хайдеггера по герменевтике
Он подчеркнул важность изучения исторического и культурного сознания, заложенного в артефактах. Он утверждал, что наше восприятие мира в первую очередь не теоретическое, а практическое
Мы не оцениваем объекты нейтрально на расстоянии, но они открываются нам, когда мы перемещаемся в уже существующей совокупности значимых отношений .
Вместо того, чтобы вовремя пресекать эти предубеждения, мыслители, изучающие данный вопрос, делают их неотъемлемой частью исследования. Гадамер предлагает критическую форму герменевтики, посредством которой при анализе разговоров, посредством текстов или других артефактов, становятся видимыми молчаливые предположения и предрассудки, присущие определенной расе, полу или культуре .
Другой ключевой элемент философской герменевтики Гадамера – настойчивое утверждение о том, что интерпретация, понимание или значение не могут иметь место вне практического применения. Для Гадамера трактование – это больше, чем просто объяснение или толкование. Помимо этого, изучение конкретного текста всегда и обязательно происходит через призму текущих проблем и интересов.
Гадамер отмечал, что традиционные методы герменевтики ошибочны и противоречат реальности, в которой бытие и интерпретируемое понимание переплетаются. На традиционных путях к истине истина и метод расходятся. Традиция – это мировоззрение, система понимания, структура идей и верований, посредством которых данная культура воспринимает и интерпретирует мир. Методы же, используемые в западной традиции, не приведут к истине.
Таким образом, как сами вещи, так и участники разговора вместе создают как тему разговора (вопрос), так и ответ. Вместе они порождают истину. Более того, все это происходит в рамках традиции, которая придает легитимности и веса генерируемому значению.
Герменевтика и юридическая интерпретация
Термины герменевтика и юридическая интерпретация очень близки друг к другу и иногда используются как синонимы, но это не так.
Юридическое толкование можно понять из двух частей: как процесс и как продукт.
Как процесс, это связано с интерпретацией, которую каждый человек дает юридическим нормам, поскольку, хотя нормы одинаковы для всех, их интерпретация может предлагать разные возможности.
Как продукт, это относится к применению результатов, полученных в процессе интерпретации
Как в процессе, так и в результате юридического толкования принимаются во внимание обстоятельства дела, его контекст и адресаты, среди прочего
Напротив, правовая герменевтика предоставляет средства, с помощью которых переводчик не только понимает или интерпретирует норму, но и может ее объяснить.
Юридическая герменевтика имеет более философский характер, чем интерпретация, поскольку она учитывает как человеческое поведение, так и его контекст в каждом случае, чтобы найти более справедливые и эффективные решения.
Таким образом, можно сказать, что правовая герменевтика и правовая интерпретация преследуют одну и ту же цель — интерпретацию правовой нормы, но с разными подходами. Имея первый более философский характер, чем второй.
Значение и происхождение герменевтики
Герменевтика – одно из направлений философии, занимающееся анализом условий понимания. Философы-герменевтики исследуют, например, как наши культурные традиции, история, язык и природа влияют на интерпретацию .
Герменевтика как методология интерпретации занимается проблемами, которые возникают при работе со значимыми человеческими действиями и продуктами таких действий, особенно с текстами . Если говорить кратко, то герменевтика описывает интерпретацию смыслов – объяснение, анализ, комментарий.
Первоначально применяемая к толкованию Библии, она включала в себя достоверные прочтения плюс экзегезу (комментарий о том, как следует применять полученные знания). В XIX веке герменевтика стала рассматриваться как общая теория интерпретации, относящаяся к текстам любого описания.
Философ Дэвид Хой прослеживал происхождение данного термина от греческого бога Гермеса, который, среди прочего, был изобретателем языка и переводчиком между богами и человечеством .
На самом деле, основные проблемы, которые была призвана решить герменевтика, преобладали в жизни человека и неоднократно и последовательно требовали рассмотрения. Первоначально она возникла как ответ на дебаты об интерпретации библейских писаний.
Представители Римско-католической церкви считали, что истинное значение библейских текстов может рассматриваться только через призму традиции. Реформаторы, наоборот, полагали, что некоторая версия истинного значения этих библейских текстов могла быть получена от современных, обычных читателей, многие из которых не были знакомы с основными канонами католической церкви.
Вскоре после этого немецкий философ Фридрих Аст предложил новый взгляд на герменевтику. Он считал, что она представляет собой нечто большее, чем просто интерпретацию библейских текстов. По мнению Аста, герменевтика включала в себя попытку воссоздать в максимально возможной степени первоначальное намерение автора путем анализа текста, не ограничиваясь при этом линзами исторической или религиозной традиции или современной культуры .
Традиционная герменевтика (включая библейскую) относится к истории интерпретации письменных текстов, особенно в области литературы, религии и права.
Современная герменевтика охватывает не только вопросы, связанные с письменным текстом, но и все, что связано с процессом интерпретации. К ней относятся вербальные и невербальные формы общения, а также аспекты, влияющие на общение, такие как предположения, предварительное понимание, значение и философия языка и семиотика .
В наше время герменевтика занимается интерпретацией и пониманием человеческих действий сквозь призму политических, культурных, экономических и социальных институтов. Как методологическая дисциплина, она предлагает набор инструментов для эффективного решения проблем трактования человеческих действий, текстов и другого значимого материала .
Современная герменевтика также должна задаться вопросом, как цифровая революция меняет условия понимания текстов. Например, кодировки текста уже являются интерпретацией, а различные параметры поиска представляют тексты через определенный, предварительно выбранный фокус .
Герменевтические подходы к значению тематизированы и используются во многих академических дисциплинах: археологии, архитектуре, исследованиях окружающей среды, международных отношениях, политической теории, психологии, религии и социологии. В частности, философская герменевтика уникальна тем, что вместо того, чтобы использовать особый подход к значению, она связана с природой значения, понимания или интерпретации.
Юридическая герменевтика
Юридическая герменевтика уходит корнями в философскую герменевтику. Именно в правовом поле так необходимо правильное толкование законов для справедливого разрешения любых спорных ситуаций. Чтобы упорядочить данный процесс юридическая герменевтика задает следующие вопросы:
- Как мы можем решить, что означает данный закон?
- Кто принимает это решение?
- Каковы критерии для принятия этого решения?
- Являются ли критерии, которые мы используем для определения того, что означает данный закон, хорошими критериями?
- Достаточно ли их?
- Как и кем были выбраны эти критерии?
- В каких социально-политических, социокультурных и социально-исторических контекстах были созданы эти критерии?
- Являются ли критерии, которые мы использовали в прошлом для определения значения того или иного закона, критериями, которые мы должны использовать сегодня?
- Каким личным или политическим целям служат значения законов?
- На каком основании одно значение данного закона может быть обоснованно приоритетным по сравнению с другим? [].
Через исследование этих вспомогательных вопросов данное направление герменевтики играте решающую роль, помогая толкователю законов достичь более высокого уровня саморефлексии в отношении процесса интерпретации. С этой точки зрения, именно благодаря повышенной прозрачности процесса трактования создаются более объективные оценки.
Стоит отметить, что подобные вопросы следует задавать себе не только в рамках юридической герменевтики. Правильная саморефлексия, понимание себя и своих особенностей, а также способность адекватно оценивать происходящее вокруг – ключ к счастливой и успешной жизни. Онлайн-программа «Когнитивистика» способна решить эти и многие другие задачи, которые при правильном подходе позволят раскрыть потенциал абсолютно любого человека.
В рамках господствующей философии права юридическая герменевтика наиболее тесно связана с юридическим толкованием и концептуально позиционируется между двумя основными областями философии права: юридическим позитивизмом и теорией естественного права.
Юридический позитивизм основан на мнении, что нет необходимой связи между законом и моралью и что закон не обязан ни своей легитимностью, ни своим авторитетом моральным соображениям. Действительность закона для правового позитивиста определяется не его моральным содержанием, а определенными социальными фактами .
Сущность понятия «герменевтика»
Определение 1
Герменевтика – это теория и методология интерпретации текстов.
На современном этапе развития эту теорию рассматривают как достаточно специфический способ познания социально-гуманитарной направленности.
Замечание 1
Наиболее популярна на сегодняшний такая трактовка данного понятия: герменевтика – это искусство выявления сущности знаков, теория и правила толкования текстов, учение в философии об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации.
Если говорить об юридической герменевтике, то под ней понимают методику познания права и правовых норм. При этом юридическую герменевтику можно назвать важнейшей составляющей любых исследований юридической направленности, так как науку о праве прежде всего следует рассматривать как в некотором роде «понимающую» дисциплину.
На сегодняшний день в современном научном сообществе сложилось мнение, что знания о праве являются глубоко герменвтичным, так как они являются составляющей частью толкования различного рода форм и источников права (например, исторических правовых документов или действующих законодательных актов). Так, по мнению специалистов в области права профессиональное правовое мышление, как правило, в значительной степени отличается от какого-либо технического мышления или мышления естественнонаучного. Так, последнее, например, в большей степени можно рассматривать в качестве «объясняющего» мышления, а инженерное мышление в большей степени является «понимающим»
В то же время юридическая наука представляет собой дисциплину социальной направленности, так как она имеет дело не с неодушевленными предметами, а в большей степени с людьми и обществом, деяния которых важно не только объяснить, но и понять. Таким образом, можно говорить о том, что юридическая герменевтика является антропологичной, так как понимание в целом права, как правило, неразрывно связано и с пониманием человека
Философская герменевтика
Герменевтика в философии ставит перед собой не только задачу – лучше всего интерпретировать конкретный текст, но и более глубокий вопрос о том, что вообще значит интерпретация этого самого текста. Другими словами, данная методология использует в качестве объекта исследования сам процесс интерпретации и ищет практики, призванные объяснить его суть [].
Философская герменевтика берет свое начало в трудах немецкого филолога XIX века Фридриха Аста, содержащих раннюю формулировку основных компонентов того, что позже стало известно как герменевтический круг. Аст писал, что основным принципом всякого понимания является циклический процесс интерпретации частей через целое и целого через части.
Для Аста понимание текста означало определить его внутренний смысл или дух и понять диалектическую связь между частями данного произведения и целым. То, что философ называл герменевтикой духа, включало, в свою очередь, развитие понимания духа писателя, его эпохи и попытку идентифицировать одну идею. В этом процессе, по его мнению, интерпретатор должен был всегда помнить об историческом периоде, в котором создавался текст [].
Таким образом, философскую герменевтику можно альтернативно описать как философию понимания или философию значения. Данное направление стремится к прозрачности процесса интерпретации на пути к более точному определению смысла [].
Центральная проблема философской герменевтики состоит в том, как сделать процесс трактования максимально объективным в свете очевидного факта, что все значения устанавливаются через фильтр субъективности по крайней мере одного интерпретатора.
Важность
Один из самых выдающихся фактов, касающихся важности правовой герменевтики, заключается в возможности того, что она предлагает более широкое толкование правовых норм
Для этого он принимает во внимание исторический контекст закона, пытаясь соотнести значение, которое закон имел во время его издания, и действительно ли его применение в настоящее время. Так, например, многие существующие правила не могут применяться к новым делам
С другой стороны, правовая герменевтика не стремится понимать нормы текстуально, но принимает во внимание контекст их применения. Это потому, что тексты сами по себе не способны выразить целостность концепции
По этой причине интерпретативная задача, предоставляемая герменевтикой, имеет важное значение
Это потому, что тексты сами по себе не способны выразить целостность концепции
По этой причине интерпретативная задача, предоставляемая герменевтикой, имеет важное значение
Кроме того, он не только пытается интерпретировать нормы, но также пытается выявить и изучить предубеждения людей, которые отвечают за их интерпретацию.
Заключение
Герменевтика – это искусство понимания и самопознания. Данный процесс часто выходит за рамки простого логического анализа и общих принципов толкования. Изначально этот термин использовался мыслителями, которые обсуждали, как божественные послания или мыслительные идеи выражаются на человеческом языке.
Герменевтика возможна и в повседневной жизни, когда мы интерпретируем действия наших друзей или пытаемся выяснить, что, например, увольнение с работы означает в контексте нашей истории жизни. Мы действительно понимаем объект, слово или факт только тогда, когда они имеют смысл в нашем собственном жизненном контексте и, таким образом, говорят с нами осмысленно
В таких случаях важно не впадать в крайности: не закрывать глаза на очевидные послания, которые до нас пытаются донести, но и не становиться параноиками, видящими во всем скрытый смысл
-
Особенности природы орла и орловской области кратко
-
Демографическая политика нидерланды кратко
-
Теория и методика обучения физике в школе частные вопросы каменецкий
-
Протоколы школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2019 2020
- Школа интернат условия проживания