Герменевтика

Введение

Из всех проблем, с которыми люди сталкивались в ходе истории человечества, пожалуй, самой запутанной является загадка человеческого существования, его цели и предназначения мира. Мир жизни, как и горизонт, отступает по мере продвижения к нему, расширяя границы бытия человека и унося его в бесконечную перспективу существования. Это потенциально бесконечное путешествие (блуждание) по миру вызывает чувство брошенности и бездомности. В этом смысле жизненный путь — это путь домой, это путешествие Одиссея, стремящегося к своей обители, к своей точке мира, откуда можно увидеть только Истину. Это кажется неразрешимой задачей, так как есть только одна истина, и к ней ведет бесконечное количество дорог и ведущих от нее можно идти в любом направлении.    

Направление в философии, исследующее теорию и практику толкования, толкования, понимания, — это герменевтика. Основная идея герменевтики: существовать — значит быть понятым. Тема данного произведения актуальна, так как поиски утраченного смысла не заканчиваются, они вечны, как вечны, и человек, который постоянно теряет и пытается найти его снова.    

Цель данной работы — охарактеризовать герменевтику как философское направление.

Основные понятия

В герменевтике существуют термины, которые используют все толкователи, чтобы максимально точно передавать смысл текста, и не мешать работе друг друга. К ним относятся:

  1. Значение. Эта фраза двойственная, и ее значение зависит от контекста. В одном случае, под ней могут подразумевать значимость смыслового содержания текста, его особую ценность. В другом случае, значение воспринимается как смысл самого произведения — тот смысл, который изначально закладывал в него автор. Главной задачей толкователя является передача правильного смысла.
  2. Понимание. Оно означает узнавание текста. Герменевты должны не просто пересказать текст более простыми словами. Они должны понять его смысл, разгадать все замыслы автора. Без этого, трактовка текста может быть неполной или ошибочной.
  3. Истолкование. Этот термин часто путают с пониманием. В разговорной речи, под просьбой истолковать подразумевают — объяснить смысл. В науке, истолкование — это способность формулировать понятия, основываясь на своей версии адаптированного текста.
  4. Применение. Конечная цель любого текста — обучение читателя и предоставление ему возможности воплотить в жизнь свое понимание текста. Способность использовать полученные знания называется применением.

Важно правильно использовать термины. В бытовой речи, часто значение конкретного понятия меняется, и в результате, люди неверно понимают переданную информацию

В личном разговоре, это, как правило, не приносит особого ущерба, но для профессиональных герменевтов подобное недопустимо.

Философская герменевтика

Герменевтика в философии ставит перед собой не только задачу – лучше всего интерпретировать конкретный текст, но и более глубокий вопрос о том, что вообще значит интерпретация этого самого текста.  Другими словами, данная методология использует в качестве объекта исследования сам процесс интерпретации и ищет практики, призванные объяснить его суть [].

Философская герменевтика берет свое начало в трудах немецкого филолога XIX века Фридриха Аста, содержащих раннюю формулировку основных компонентов того, что позже стало известно как герменевтический круг.  Аст писал, что основным принципом всякого понимания является циклический процесс интерпретации частей через целое и целого через части.

Для Аста понимание текста означало определить его внутренний смысл или дух и понять диалектическую связь между частями данного произведения и целым.  То, что философ называл герменевтикой духа, включало, в свою очередь, развитие понимания духа писателя, его эпохи и попытку идентифицировать одну идею. В этом процессе, по его мнению, интерпретатор должен был всегда помнить об историческом периоде, в котором создавался текст [].

Таким образом, философскую герменевтику можно альтернативно описать как философию понимания или философию значения.  Данное направление стремится к прозрачности процесса интерпретации на пути к более точному определению смысла [].

Центральная проблема философской герменевтики состоит в том, как сделать процесс трактования максимально объективным в свете очевидного факта, что все значения устанавливаются через фильтр субъективности по крайней мере одного интерпретатора.

Методы философской герменевтики

Герменевтический анализ включает в себя множество принципов и методов, позволяющих найти правильные значения феноменов и смыслов и понять контексты содержания текстов.

Гуманитарные науки и их методы – это текстовая реальность, выражающая принципы общественной жизни и истории людей. В герменевтике основой являются принципы анализа, интерпретации смыслов.

Герменевтика, как постижение смысла, делится на несколько основных методов изучения текстов:

1. Семиотический.

Семиотика ищет в тексте знаки и символы, которые помогу понять смысл текста. Этот метод делится на несколько шагов:

а) Синтагматика – взаимосвязь слов с типологическим размещением.

б) Семантика – делится на: подбор слов, лексикона и формулирования смысла отдельных слов вне этого текста; виды и форма слов, грамматические элементы.

в) Прагматика – делится на: способы автора показать участвовал ли он в том, о чем пишет; духовное воздействие текстов, когда человек эмоционально реагирует на прочитанное.

2. Исторически-критический.

Такой метод рассматривает историю появления текстов. Тоже делится на несколько шагов:

а) Литературный анализ – способ выявления правды: этот текст был таким изначально или со временем постоянно дополнялся?

б) Анализ литературных форм и жанров.

в) Анализ исторической передачи текста – отвечает на главный вопрос: как возник текст? Он мог появиться из устного пересказа, а потом измениться, либо сохранить свою форму до наших дней.

г) Анализ редактирования текста.

д) Анализ отдельный частей текста – например, слов, предложений, комментариев.

Основные идеи и принципы герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания

Герменевтика не однородна. Обычно различают конкретное — правовое, богословское, историческое и т.д. — герменевтика, развивающая правила толкования текстов, относящихся к той или иной области знаний, и универсальная герменевтика, систематизирующая методологию толкования и понимания любых текстов, независимо от их дисциплинарной принадлежности. Представители герменевтической традиции Г. Гадамер и П. Рикер считали невозможным формализовать принципы интерпретации герменевтики. Тем не менее, техника интерпретации текста может быть представлена в обобщенном виде.

Рассмотрим основные принципы и процедуры исследования синергетического метода.

Основными процедурами герменевтического анализа являются понимание и интерпретация. Толкование (латинская интерпретация — интерпретация) — это процесс выявления значений, заложенных в тексте, как объекта исследования. Толкование — это довольно свободный творческий акт, и, как следствие, герменевтическая парадигма характеризуется терпимостью к множественным интерпретируемым результатам. В герменевтике существует две точки зрения на сущность процесса интерпретации: согласно первой, интерпретация — это реконструкция значений автора и их нахождение в исследуемом объекте; согласно второй, интерпретация — это построение собственного смысла в результате использования имманентной логики текста, который считается относительно самостоятельной реальностью по отношению к своему создателю. Интерпретация может быть объективирована — грамматическая, направленная на выявление значений с точки зрения конкретной традиции, и субъективирована — психологическая, направленная на понимание мыслительного процесса автора текста.

История развития

Развитие герменевтики началось в период античности. Отдельной влиятельной кастой людей того времени были жрецы и оракулы. Их предсказания часто были туманными и правители, чтобы принимать на их основе правильные решения, нанимали толкователей — ученых людей, способных пересказать смысл предсказания в доступной форме. В Средневековье, учение использовали для расшифровки и перевода текстов из Библии. В эпоху Возрождения, она была нужна для перевода сохранившихся произведений античных авторов.

Выделение метода исследования в самостоятельную науку началось в период Реформации. В XIX веке, герменевтика становится главным методом познания. В XX веке, под влиянием европейских философов, этот метод превратился в самостоятельное философское учение.

В 1995 году, герменевт Бетти выделил 3 этапа понимания текста:

  • узнавание;
  • воспроизведение;
  • применение;

Они используются во всех современных формах герменевтического познания.

Роль в психологии

В психологии, герменевтический метод начал применяться, благодаря исследованиям философа Дильтея. Он предложил разграничить науки на категории:

  • о внешнем мире;
  • о духе.

Вторая категория базировалось на внутреннем жизненном опыте, который, по мнению Дильтея, присущ каждому ученому. У человека есть базовый набор символов, которые он и другие люди трактуют одинаково.

Но в дальнейшем, используя эмпирические методы исследования, психологи пришли к выводу, что первичные символы для отдельных людей могут иметь разные трактовки. Поэтому, возникла необходимость создать общедоступный набор описаний, который могли бы использовать для работы специалисты всего мира. В этом смысле, психология использовала метод герменевтики — расшифровки изначального смысла с последующей интерпретацией.

Этапы развития герменевтики

Еще в Древнее время появлялись обычаи истолковывать священные тексты, которые люди получали от богов. Такие послания могли передавать оракулы, пророки и др. Тексты бережно сохранялись и наследовались через поколения.

Когда появился разговорный диалект, тексты практически исчезли или превратились в мертвый язык, не поддающийся толкованию. Но даже при таком развитии языков священные послания были необходимы людям для связи с богами. В этом была их структура жизнедеятельности, общественного порядка. В культуре появлялись новые приемы восприятия священных посланий, и это повлекло соперничество различных школ и направлений герменевтики.

Эпоха Возрождения проявила себя в герменевтике очень ярко, потому что ставила несколько задач:

  1. 1. Поиск методов и приемов верного истолкования античного текста, который существовал в определенный исторический период и имел совершенно другую культуру. Итог – светская герменевтика.
  2. 2. Протестантизм развивался, отвергая «Священное писание». Появилась цель найти способы прочитать и правильно интерпретировать библейские тексты. Итог – Теологическая протестантская герменевтика.

Такая классификация помогла людям сформировать современное языкознание.

Гадамер и Деррида

Примечания

  • [] Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 1, 2. Tubingen, 1990.

  • [] Ibid. Bd. 1. S. 17-18.

  • [] Ibid. S. 479.

  • [] См.: Hiersch E. D. The Aims of Interpretation. Chicago, 1978.

  • [] Также в противоположность и Рикеру, герменевтика которого интерпретирует тексты, то есть письменно зафиксированные дискурсы, Гадамер исходит из диа-логических структур Dasein. Хотя в «Дискуссии» с Деррида Гадамер занимается текстом и интерпретацией, статус текстов в его философской герменевтике в целом до некоторой степени неясен. Я возвращусь к этим вопросам в последней части моей статьи.

  • [] Так, Поль Рикер утверждал, что книга Гадамера должна называться «Истина или метод», потому что он определил герменевтику так неметодологично. (Ricoeur P. Hermeneutics & Human Sciences. Cambridge, 1981. P. 43-62). Критика Рикера важна, однако ясно, что он понимает герменевтику и ее важнейшие понятия намного более методологично в научном смысле, чем Гадамер.

  • [] Gadamer H.-G. G.W. Bd. 1. S. 295.

  • [] Gadamer H.-G. G.W. Bd. 5, 6.

  • [] Gadamer H.-G.. G. W. Bd. 3. S. 3-104.

  • [] Gadamer H.-G. G. W. Bd. 1. S. 270-386.

  • [] См.: Gadamer H.-G. G. W. Bd. 1. S. 9-176, а также введение Гадамера к «Истоку художественного творения» Хайдеггера.

  • [] Gadamer H.-G. G. W. Bd. 1. S. 346-386.

  • [] Gadamer H.-G. G. W. Bd. 1. S. 363-364.

  • [] Куш М., опираясь на идею Хинтикки, утверждает, что язык у Хайдеггера и Гадамера есть универсальный медиум, семантические отношения которого нельзя представить или осмыслить в некоем метаязыке. У Гуссерля и также у Рикера язык есть исчисление, семантические отношения которого можно также и осмыслять. Это разделение разъясняет, например, некоторые различия между Гадамером и Рикером, но в целом оно весьма проблематично, особенно в перспективе Гадамера. См.: Kusch M. Language as Calculus v/s Language as Universal Medium. A Study in Husserl, Heidegger and Gadamer. Dordrecht, 1992. О гадамеровском постижении языка как универсального медиума см. G.W., Bd. 1. S. 187-293.

  • [] Risser J. Hermeneutics and the Voice of the Other. Rereading Gadamer’s Philosophical hermeneutics. N.-Y., 1997. P. 185-208.

  • [] Gadamer H.-G. Text und Interpretation //G.W. Bd. 2. S. 335-336.

  • [] Gadamer H.-G. G. W. Bd. 1. S. 460-478.

  • [] Gadamer H.-G. G. W. Bd. 3. S. 105-170.

  • [] См.: Risser J. Op. cit. P. 33-44.

  • [] Kierkegaard S. Gjntagelse. Samlede vaerker. K., 1901. B. III. S. 173-175. Gjntagelse. Samlede vaerker. K., 1901. B. III. S. 173-175.

  • [] Heidegger M. Gesamtausgabe. Bd. 61. S. 80.

  • [] Heidegger.M. Sein und Zeit. Tub., 1979. S. 34.

  • [] Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 3. S. 422.

  • [] Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 3. S. 47-64.

  • [] Gadamer H.-G.. Gesämmelte Werke. Bd. 1. S. 363.

  • [] Ibid. S. 268-269.

  • [] Ibid. S. 236.

  • [] Ibid. S. 282.

  • [] Ibid. S. 275.

  • [] Smith N. H. построил интересную классификацию различных герменевтических позиций как реакций на «просветительский фундаментализм». Гадамер, Тайлор и Рикер защищали «сильную», Ницше, Рорти и некоторые постмодернисты — «слабую», а Хабермас со своими последователями — «глубокую» герменевтику. Герменевтика Гадамера, по Смиту, является сильной в том смысле, что она защищает некоторый альтернативный тип знания и истины в противоположность методологическим наукам. См.: Smith N. Strong Hermeutics. Contingency and Moral Identity. London, 1997.

  • [] Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 1. S. 284.

  • [] Ibid. S. 280.

  • [] См.: Gadamer H.-G. Destruktion und Dekonstruktion. // Gesämmelte Werke. Bd. 2. S. 270.

  • [] См.: Risser. op. cit., 71-73.

  • [] Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 1. S. 477.

  • [] Ibid. S. 301-302.

  • [] Ibid. S. 305.

  • [] Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 2. S. 142-143.

  • [] Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 1.S. 311.

  • [] Ibid. S. 312.

  • [] Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 2. S. 361-374.

  • [] Ibid. S. 367-368.

  • [] Ibid. S. 336.

Внедрение в психоанализ

Поскольку основная задача психоанализа — толкование, без применения герменевтического метода психолог обойтись не может. Основатель психоанализа, как метода работы с пациентом, — психолог Зигмунд Фрейд. В своей работе он использовал классические приемы: графологическую и физиогномическую методику, опрос с последующей трактовкой полученного материала.

Он интерпретировал факты из биографии пациента, опираясь на концепцию личностного развития. Продукты деятельности человека он рассматривал как результат мыслительных процессов. Оба метода исследования относятся к типичным приемам герменевтики, применяемым не только в психологии, но и социологии, экономике, математике.

История герменевтики

Наиболее часто термин «герменевтика» использовали для обозначения толкования библейских текстов, а позже – в рамках учения о восстановлении изначального смысла литературных памятников, которые дошли до наших дней в искаженном или частичном виде, которые не могут быть поняты без комментариев, а также в значении истолкования любого произведения. Герменевтика в этом смысле – дисциплина филологической критики.

Автором первой обобщающей работы в области герменевтики считают христианского мыслителя Аврелия Августина. Его труд носил название «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия».

Герменевтике большое значение придается в рамках литературоведения, так как исследуя любой литературный памятник, необходимо его объективно истолковать. Процесс понимания – это движение по герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривается в рамках соответствующей эпохи и литературного жанра. С другой стороны, текст — это духовная жизнь автора, которая сама по себе и является частью исторической эпохи. Движение по герменевтическому кругу и состоит из представления текста с двух этих позиций и перехода от общего к частному.

Герменевтика так же выступает как философский метод анализа текста. Такое же название носит и одно из направлений философии, в котором разрабатывается направления герменевтики. Сторонники и философы, которые внесли существенный вклад в герменевтику – немцы Гадамер и Шлейермахер, француз Поль Рикёр, а также итальянец Эмилио Бетти.

Еще один активный идеолог герменевтики – философ и историк Вильгельм Дильтей. Он стремился к оспариванию методики изучения природы через внешнее наблюдение. Иными словами, он призывал к реконструкции исторических событий и внешних явлений через самонаблюдение, понимание событий через личностное сопереживание, вживание в них как в часть духовного целого, часть всемирного единения природы с Духом.

Представители направления

1. Фридрих Шлейермахер – занимался изучением немецкой философии и протестантской теологии.

Был исключительным проповедником и профессором. Он писал различные монологи и доктрины, переводил платоновские произведения. Шлейермахер был уверен, что герменевтика учит о взаимосвязанных принципах понимания, а ее задача в формировании методов для толкования всех письменных текстов. Исследователь рассматривал двойственную природу текста: психологическую и лингвистическую.

Исследовательская цель Шлейермахера в поиске понимания автора. Его существенным достижением в этой области стало основное понятие «герменевтического круга». Это значит, что для того, чтобы понять один текст, нужно изучить все. Работы философа по герменевтике объясняли, что терминология авторов священных текстов может выразиться не только в одной его работе, но и во многих других, раскрывая авторский замысел.

2. В. Дильтей – еще один немецкий философ и ученик Шлейермахера.

Он создал идею об исторически обусловленном сознании. Текст – это «творческий дух» автора, поэтому чтобы понять его, нужно погрузиться в эпоху, в которой текст был создан. Для этого нужно подробное исследование культурно-исторической эпохи и всех произведений того времени.

Дильтей указывал, что жизнь – духовное и историческое явление, которое может изучаться только живым человеком. Он первым сформировал теорию, что гуманитарное познание включает в себя проблемы понимания смысла текстов.

3. Ханс-Георг Гадамер – написал труд «Истина и метод», где развивал методологию герменевтики по отношению к различным текстам.

Он тоже разграничивал естественные и гуманитарные науки. Методом он называл то, что не всегда может помочь при поиске смыслов. Единственная возможность постижения действует благодаря герменевтическому анализу, для обнаружения «истины».

Философской герменевтике Гадамер приписывал другое определение. Он считал, что это в первую очередь толкование интерпретаций текста, поэтому этот процесс проходит через понимание человека о его сущности. «Герменевтический круг» в понимании Гадамера – это когда автор использует язык и культурную традицию при написании текста, который в итоге становится самостоятельным произведением. А толкование текста постоянно усовершенствуется и приобретает новые смыслы.

4. Мартин Хайдеггер – немецкий философ, учения которого строились на фактах и деконструкции герменевтики.

Предметом его анализа стал язык, который может просвещать, а может уменьшать смысл текста

Хайдеггер делает вывод, о том, что нужно сфокусировать внимание на толковании бытия, фактах и изучить первооснову проблем, благодаря мышлению. «Герменевтический круг» у философа – это идея, подразумевающая понимание текста с помощью предположений

Хайдеггер создал новую концепцию решения проблемы герменевтики в историческом и современном контексте.

Позитивизм 20 века: этапы, представители, основные идеи

Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Для Гадамера, как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего. Но это ни в коей мере не означает, что в процессе интерпретации интерпретатор волен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими собственными запросами. В ходе истолкования речь идет о понимании того предметного содержания (Sache), которое несет в себе текст и которое не зависит ни от наших интенций, ни от интенций автора.

Превращению герменевтики в философию противостоит привычный подход, согласно которому герменевтика была и остается теорией и методологией истолкования текстов. Такую методологию, опираясь на основополагающие тезисы Шлейермахера и Дильтея, разработал Э.Бетти, последователи которого энергично полемизируют с Гадамером, усматривая в его концепции апологию субъективизма.

Bладимир Малахов

Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1984 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986 Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988 Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, 1991 Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991 Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995

  • Негативные последствия крепостного права для российской экономики кратко

      

  • Кимакский каганат кратко о главном

      

  • 100 лет калашникову кратко

      

  • Применение кристаллов в быту и технике кратко

      

  • История города нижневартовска кратко для детей

Формирование герменевтической философии. Философия Г. Гадамера

Традиция герменевтики утвердилась уже в средние века в интерпретации библейских текстов, помогая объяснять и интерпретировать тексты, и поддерживая перевод текстов из одной эпохи в другую.

Одним из основоположников философской герменевтики является немецкий философ Ганс Георг Гадамер. Вслед за Дильтеем и Хайдеггером, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, сделав проблему понимания самой сущности философии. С точки зрения герменевтики, объектом философских знаний является мир человека, который рассматривается как сфера человеческого общения. Именно в этой сфере происходит повседневная жизнь людей и создаются культурные и научные ценности.

Во-вторых, Гадамер рассматривает герменевтику не как способность реконструировать аутентичный (авторский) текст, а как возможность продолжения актуальной истории текста в том смысле, что каждый новый интерпретатор конструирует новый смысл и, действительно, новый текст.

Юридическая герменевтика

Юридическая герменевтика уходит корнями в философскую герменевтику. Именно в правовом поле так необходимо правильное толкование законов для справедливого разрешения любых спорных ситуаций. Чтобы упорядочить данный процесс юридическая герменевтика задает следующие вопросы: 

  1. Как мы можем решить, что означает данный закон?
  1. Кто принимает это решение?
  1. Каковы критерии для принятия этого решения?
  1. Являются ли критерии, которые мы используем для определения того, что означает данный закон, хорошими критериями?
  1. Достаточно ли их?
  1. Как и кем были выбраны эти критерии?
  1. В каких социально-политических, социокультурных и социально-исторических контекстах были созданы эти критерии?
  1. Являются ли критерии, которые мы использовали в прошлом для определения значения того или иного закона, критериями, которые мы должны использовать сегодня?
  1. Каким личным или политическим целям служат значения законов?
  1. На каком основании одно значение данного закона может быть обоснованно приоритетным по сравнению с другим? [].

Через исследование этих вспомогательных вопросов данное направление герменевтики играте решающую роль, помогая толкователю законов достичь более высокого уровня саморефлексии в отношении процесса интерпретации.  С этой точки зрения, именно благодаря повышенной прозрачности процесса трактования создаются более объективные оценки.

Стоит отметить, что подобные вопросы следует задавать себе не только в рамках юридической герменевтики. Правильная саморефлексия, понимание себя и своих особенностей, а также способность адекватно оценивать происходящее вокруг – ключ к счастливой и успешной жизни. Онлайн-программа «Когнитивистика» способна решить эти и многие другие задачи, которые при правильном подходе позволят раскрыть потенциал абсолютно любого человека.

В рамках господствующей философии права юридическая герменевтика наиболее тесно связана с юридическим толкованием и концептуально позиционируется между двумя основными областями философии права: юридическим позитивизмом и теорией естественного права.

Юридический позитивизм основан на мнении, что нет необходимой связи между законом и моралью и что закон не обязан ни своей легитимностью, ни своим авторитетом моральным соображениям. Действительность закона для правового позитивиста определяется не его моральным содержанием, а определенными социальными фактами .

Герменевтика в философии

В философии герменевтика занимается толкованием текстов (религиозных, научных и др.), дабы наиболее основательно углубиться в их изучение и понять.

На герменевтику можно смотреть как на некий метафизический и методологический элемент большинства гуманитарных дисциплин, который пытается найти подход к осмыслению.

Герменевтика тесно связана с толкованием смысла определённой культурно-исторической обстановки и бытия.

Некоторые представители герменевтики

Философ и теолог Фридрих Шлейермахер разработал концепцию «герменевтического круга», который считается одним из основных принципов интерпретации по сей день.

Фридрих Шлейермахер (1768 – 1834 гг.)

Другим представителем герменевтики является Вильгельм Дильтей (1833 – 1911 гг.) — немецкий историк, литературовед и философ. Он усовершенствовал идею Шлейермахера, о том, что в интерпретации необходимо учитывать культурный и исторический контекст. Дильтей считается основоположником философской герменевтики.

Другие представители герменевтики:

  • Поль Рикёр (1913 – 2005 гг.);
  • Ханс-Георг Гадамер (1900 – 2002 гг.);
  • Мартин Хайдеггер (1889– 1976 гг.).

Герменевтический круг

Герменевтический круг — это цикл интерпретации: чтобы понять весь текст (целое) необходимо понять его отдельные части (предложения), и чтобы понять его отдельные части нужно понять смысл всего текста, как одно целое.

Герменевтика Гадамера

Книга «Истина и метод», написанная немецким философом по имени Ханс-Георг Гадамер (1900 – 2002 гг.), стала одним из самых важных сочинений о герменевтике ХХ века.

В этой книге автор описывает основы философской герменевтики. Гадамер не только связывает истину и метод, но и противопоставляет их друг другу. Он описывает познание как то, в чём лишь иногда кроется какой-то метод, он считает его «неметодичным».

Наука — это только одна из сторон человеческого мироощущения. Автор придаёт огромное значение искусству. Т. е. весь опыт, полученный в искусстве, обладает теми же познавательными возможностями, как тот, что был приобретён с помощью точных наук.

Герменевтический метод

Герменевтика — это широко используемый метод толкования текстов в философии, и в литературоведении он ориентируется на читателя.

Суть метода состоит в том, чтобы сформировать значение из текста, который выглядит как простая система знаков. Один из инструментов интерпретации является душевный мир того, кто производит анализ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: