Сущность, цели и принципы государственного управления в российской федерации

Государственное управление: цели, функции и принципы

Принципы государственного управления

В современной науке принципы государственного управления классифицируют на три блока: общие, организационно-технологические и частные.

Принципы государственного управления

Общие принципы касаются содержания и целей системы государственного управления, среди них выделяют социально-ценностные (гуманизм, демократизм) и социально-функциональные. Исполнительно-распорядительная, организационная деятельность органов государственной власти и управления строится в соответствии с организационно-технологическими принципами.

Совокупность организационно-технологических принципов государственного управления представлена четырьмя группами:

1. структурно-целевые;

2. структурно-организационные;

3. структурно-функциональные;

4. структурно-процессуальные.

Использование частных принципов государственного управления ориентировано на повышение значимости человеческого фактора в процессе государственного управления, среди них выделяют две подгруппы:

  1. Принципы, проектируемые на различные сферы жизнедеятельности общества.
  2. Принципы функционирования государственных и общественных институтов.

Однако такая классификация по своей сути объединяет в себе несколько критериев, что приводит к частичному объединению в ее рамках разноплановых категорий, имеющих различную правовую природу.

Общие и частные принципы, как правило, определяются применительно к конкретному субъектному составу, на который они распространяются, например, демократия и гуманизм реализуются в отношении неограниченного круга субъектов, а принцип равенства перед судом может быть применен лишь в отношении государственного управления, реализуемого судебными органами власти, что позволяет отнести его к числу частных принципов. Выделение организационно-технологических принципов основано на ином критерии их классификации, в связи с чем, объединение их с общими и частными приводит к смешению разнородных понятий.

Выводы

Формулирование целей государственного управления, процесс их достижения посредством использования конкретных методов и инструментов управления, выполнения определенных функций органами государственной власти и управления основываются на ряде принципов.

Принципы как продукт сознательной деятельности человека следует отличать от закономерностей, действие которых не зависит от людей.

Принципы государственного управления – это, как правило, законодательно закрепленные, базовые положения, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного управления.

Литература

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» N 79-ФЗ от 27.07.2004
  3. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление. – М.: Дело и сервис, 2014.
  4. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2014.
  5. Кифанов А.Г. Основы государственного управления. – М.: Кноркс, 2011.
  6. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. – М.: Экзамен, 2014.
  7. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юнити-Дана, 2013.
  8. Система государственного и муниципального управления. / под ред. Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2015.
  9. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Инфра-М, 2013.

Принципы организации деятельности органов государственного управления

Существуют специальные принципы, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления: например, органы ФСБ, МВД используют регламентированные законами принципы конспирации, сочетание гласных и негласных форм деятельности, например в борьбе с организованной преступностью и другими особо опасными преступлениями. А также организационные принципы:

Принцип плановости и прогнозирования – разработка комплексных федеральных программ по осуществлению динамически устойчивого развития общественных процессов на основе познанных объективных законов, закономерностей социального управления.

Принцип объективности – анализ и учет фактического состояния процесса управления, его устойчивого и динамического развития, а также определение комплексных мер по поддержанию требуемого уровня процесса управления.

Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из органов управления и их должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы. Принцип научности выражается в применении научных методов познания законов и закономерностей процесса управления, их теоретической систематизации и использовании на практике, использовании научных методик и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработке с применением количественных методов на базе ЭВМ, а также выявлении и осмыслении актуальных проблем, формировании приоритетных целей по их разрешению, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения

Принцип научности выражается в применении научных методов познания законов и закономерностей процесса управления, их теоретической систематизации и использовании на практике, использовании научных методик и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработке с применением количественных методов на базе ЭВМ, а также выявлении и осмыслении актуальных проблем, формировании приоритетных целей по их разрешению, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

Принцип рациональности, т. е. целесообразность достижения желаемого результата, заключается в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших ресурсных затратах (силах и средствах, финансовых, временных ресурсах и др.).

Принцип ответственности органов управления и их должностных лиц за результаты своей работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы.

Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью реализуется практически во всех органах исполнительной власти, даже там, где основным принципом управления является единоначалие (например, в МВД РФ).

Принцип линейности обеспечивает руководителю по предметам ведения и в пределах его компетенции возможность реализовывать все функции и задачи по отношению к своим подчиненным и персонально нести ответственность за результаты работы органа управления.

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление подразделениями милиции общественной безопасности и муниципальной милицией.

Принцип единства и централизации характерен для отраслевых и особенно для военизированных органов исполнительной власти.

Виды функций государственного управления

По субъекту, масштабу, средствам и характеру воздействия на объект функции делятся на:

  • социально-организационные (направлены на все сферы общественных процессов, именно в них заключен смысл управленческой деятельности государства);
  • внутриорганизационные (направлены на организацию и регулирование деятельности всех структур государственного аппарата).

По содержанию и глубине действия на общественные отношения функции делятся на следующие разновидности:

  • общие (присутствуют в любом управленческом взаимодействии и отражают сущностные моменты. К ним относятся, к примеру, организация, планирование, прогнозирование, регулирование, контроль и др.);
  • специфические (проявляются в специальных областях, где необходимо действовать именно от имени государства: правоприменение, проведение выборов, перепись населения, лицензирование деятельности, регулирование особых правовых режимов, финансирование, налогообложение, регулирование труда и деятельности предприятий, кредитование и др.).

Сколько объективно существует

Перечень функций органов государственного управления официально не прописан ни в Конституции РФ, ни в законах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. Однако большинство научных работ выделяют 12 основных функций, прописанных выше.

Понятие «Государственное управление»

Понимание государственного управления различно, и зависит от контекста использования.

  • Государственное управление (в широком смысле) – реализация совокупности действий государством, связанных с реализацией мер по улучшению общественной жизни посредством деятельности законодательной, исполнительной и судебной властных ветвей с привлечением негосударственных организаций, имеющих определённые полномочия.
  • Государственное управление (с другой стороны)– работа государственных органов, реализующаяся в жизни общества.

Государственное управление имеет субъекты (лица, которые выполняют конкретные задачи) и объекты (то, с чем связаны задачи, связано их выполнение).

Субъект государственного управления – органы, исполняющие функционал власти, которые осуществляют работу, связанную с государственным управлением. В рамках определённых условий субъект бывает разным – либо государство, либо орган конкретной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), муниципалитет, должностное лицо и прочее.

Объект государственного управления – население, проживающее на определённой территории, взаимоотношения людей, конкретной национально-этнической, социальной группы, отношения между государственных объединения, специальных категорий граждан и так далее.

Признаки государственного управления

Государственное управление характеризуется определёнными особенностями, которые, содержат наиболее полную субъективную информацию о нём и выделяют характерные черты.

  • Вид деятельности, связанной с регулированием общественных отношений.
  • Субъект – государство.
  • Характер — властный.
  • Управление постоянное и плановое.
  • Регулирование осуществляется с опорой на законодательную базу и с целью исполнения законов.
  • Обладает строгой структурой, построенную на основании иерархических связей.
  • Реализация на основании специальной гарантийной системы.
  • В случае нарушения правил наступает юридическая ответственность.

Функции государственного управления

Список функций госуправления:

  1. Обеспечение органов, имеющих властные полномочия, информационными ресурсами, в частности, сбор, обработка и хранение информации.
  2. Наделение конкретных органов государственной власти необходимыми полномочиями для реализации их функционала.
  3. Разработка специального плана, который способствует полноценному выполнению всего функционала.
  4. Установление правил осуществления деятельности органов государственной власти, текущих в том числе.
  5. Регулирование осуществления функций органов власти.
  6. Осуществление руководящей деятельности, контроль над работой органов государственной власти.
  7. Координация деятельности органов государственной власти.

Важным аспектом осуществления государственного управления является преимущественное осуществление задач, направленных на общественную жизнь. То есть деятельность государственного управления должна либо полностью, либо частично отвечать на запросы общества и работать, основываясь на их потребностях.

Рабовладельческий строй

Рабовладельческий тип государства — первый в истории классового общества. Сущность этого государства заключалась в том, что оно представляло собой диктатуру класса рабовладельцев, орудие их организованного насилия над эксплуатируемыми рабами, механизм внеэкономического принуждения рабов к производительному труду. Основу производственных отношений рабовладельческого общества составляла полная собственность на орудия труда, средства производства и рабов, рассматривавшихся как одушевленные орудия труда. Рабовладелец мог совершать в отношении раба все действия, совершаемые в отношении других предметов собственности — купить, продать, подарить, обменять, завещать наследникам, даже убить.

Наряду с рабовладельцами и рабами на всех этапах развития рабовладельческого строя встречались различные социальные группы свободных и полусвободных людей. Это были крестьяне-общинники, ремесленники, или иные в той либо другой степени зависимые от царя и храмов люди. Их положение также строго регламентировалось государством.

Рабовладельческий строй представляет собой закономерный и в то же время более прогрессивный тип производственных отношений по сравнению с первобытнообщинным. Развитие производительных сил ускорилось, привело к дальнейшему разделению труда, к большему накоплению средств производства и продуктов труда, расширению торговли, обмена, как между отдельными лицами и их группами, так и меду государствами.

Одновременно с возникновением и развитием рабовладельческого государства возникло и развивалось рабовладельческое право, представлявшее собой возведенную в закон волю рабовладельцев, совокупность общеобязательных норм, закрепляющих господствующие в обществе отношения.

Рабовладельческое право имело очень большое значение для осуществления задач государства, как связанных с существованием противоречий внутри данного общества, так и других, общих для всех членов этого общества. Все же в первую очередь рабовладельческое право обеспечивало деятельность государства по удержанию рабов в подчинении.

Феодализм

Феодальный тип государства второй исторический, более прогрессивный по сравнению с рабовладельческим типом государства. В ряде европейских стран феодальный строй установился после разложения рабовладельческого способа производства, на развалинах некогда могущественных рабовладельческих государств. У некоторых же народов, как упоминалось ранее, феодальный строй был исторически первой классовой общественно-политической формацией. Основу феодального способа производства составляла собственность феодала на главное средство производства того времени — землю. Феодалы являлись господствующим классом. Крестьяне, жившие на земле феодала, находились, помимо экономической, еще и в личной зависимости. Своим трудом и собственным инвентарем крестьянин обрабатывал барскую землю, урожай с которой целиком поступал феодалу. Кроме того, крестьяне платили феодалу оброк; натуральный, в виде продуктов труда, или денежный. Три вида феодальной ренты — отработочная, продуктовая и денежная — были главными формами эксплуатации крестьян на протяжении всего средневековья. Основной внутренней функцией феодального государства была охрана и развитие феодального способа производства, в том числе путем удержания в подчинении крестьянства и ремесленников. Так же, как и во времена рабовладения, одним этим, то есть подавлением свободы непосредственных производителей, внутренние функции государства не исчерпывались. Государство также осуществляло организацию денежного обращения на своей территории, сбор налогов и другие функции. Аналогичным образом, сходными остались и внешние функции — оборона от нападения извне, ведение завоевательных войн по отношению к другим государствам и народам, дипломатические и торговые отношения с ними в дни мира. Экономический базис феодального общества был определяющим не только для политической структуры феодального государства, но и для феодального права, сутью которого являлась возведенная в закон воля экономически господствующих лиц. Феодальное право можно охарактеризовать как сословное право, обеспечивающее внеэкономическое принуждение и подавление производителей продуктов труда, в первую очередь — крестьянства, как рассматривавшее применение силы в качестве правомерного способа осуществления интересов феодалов или разрешения споров между ними. Феодальное право носило, как правило, религиозный характер и имело тесную связь с нормами религиозной морали. 15

Принципы государственного управления

Под принципами государственного управления предполагаются определённые догматы и идеи, которым следует государство в ходе реализации поставленных задач.

Существуют различные виды принципов государственного управления, которая подразумевает распределение на социально-правовые (иначе говоря, общие) и организационные.

Организационные принципы государственного управления

Организационные принципы предполагают формирование структурно выстроенной организации, которая способствует исполнению задач государственного управления.

Отраслевой принцип

Данный принцип рассматривает реализацию управленческой деятельности, которая осуществляется в определённой сфере. Например, управление здравоохранением, наукой, транспортное обеспечение, управление научно-исследовательской деятельностью и тому подобное.

Территориальный принцип

Управление на ограниченном географически отделённом объекте (на отельной территории). К ним относятся различные муниципалитеты, органы управления в субъектах РФ, в частности, образование в республиках, областях и прочее, медицина в сёлах, посёлках и так далее.

Линейный принцип

Принцип, который предполагает наличие в управленческой деятельности отношений субординации по схеме «начальник — подчинённый».

Практически без исключения ему придерживаются многие органы государственного управления.

Функциональный принцип

Каждый орган государственного управления реализуют в рамках широкопрофильных функций несколько небольших, составляющих полный функционал. Например, в сфере здравоохранения – фармацевтическое направления, государственные поликлиники, обеспечение государственного оборудования, работа с обращениями граждан и так далее.

Принцип двойного подчинения

Подчинение и центральному управлению, и управлению, основанному на территориальном или функциональном признаке.

Принцип коллегиальности и единоначалия

Каждый орган государственного управления имеет своего руководителя, который осуществляет руководство над его деятельностью и решает текущие вопросы. Несмотря на это, каждый орган управления подразумевает решение важнейших вопросов коллегиально, то есть посредством принятия совместного решения. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: