Система права и система законодательства

Система права и система законодательства [реферат №4026]

Введение.

Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что-то тоже самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права».

С философской точки зрения система — это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре (организации) права.

Процесс обогащения системы законодательства — системой права и наоборот — длящийся. Система права наполняет содержанием систему законодательства. Она определяет цели, задачи развития системы законодательства в целом, а также ее частей. С помощью системы права система законодательства вбирает в себя общечеловеческие ценности, повышая при этом свою ценность как регулятора общественных отношений. С другой стороны, система законодательства также отражает в системе права современные тенденции изменения общественных отношений, особенности государственной политики и т.д. Этот процесс беспрерывный и, если не поддерживать его на должном уровне, то произойдет снижение качества правовой жизни в обществе. Причем динамика такого процесса может значительно различаться в разные периоды развития государства и общества. При существенном изменении государственного устройства и общественных отношений требуется кардинальное изменение системы права и системы законодательства. И здесь чаще всего прослеживается два этапа. Первый — это наработка необходимых норм, а также законодательной базы. На этом этапе первостепенное значение имеет количество. Второй этап — это систематизация нормативного материала. И здесь на первое место выходит качество.

Причем динамика такого процесса может значительно различаться в разные периоды развития государства и общества. При существенном изменении государственного устройства и общественных отношений требуется кардинальное изменение системы права и системы законодательства. И здесь чаще всего прослеживается два этапа. Первый — это наработка необходимых норм, а также законодательной базы. На этом этапе первостепенное значение имеет количество. Второй этап — это систематизация нормативного материала. И здесь на первое место выходит качество.

Особо следует отметить системно-структурный метод и метод сравнительно-правового анализа. В целом при изучении конкретных вопросов автор использовал целый комплекс различных методов, стремясь, чтобы суждение наиболее близко подходило к объективной реальности. Разработка такого интегративного подхода в методологии идет уже давно и дает положительные результаты.

Материальное и процессуальное право

Система объективного права делится также на право материальное и процессуальное.

Материальное право — это совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Нормы материального права отвечают на вопрос «Что делать в том или ином случае, как поступать?». Большинство субъектов правоотношений, то есть мы с вами или организации, сталкиваются именно с ними.

К материальному праву относятся уже перечисленные ранее гражданское, уголовное, семейное, земельное, трудовое и многие другие отрасли права. Но только материальным система позитивного права не исчерпывается.

Процессуальное право устанавливает порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Определяет также формы и методы защиты прав граждан. Таким образом, оно позволяет ответить на вопрос: «Как реализовывать на практике то, что предусмотрено отраслями материального права?».

Нормы процессуального права в большей степени востребованы специалистами в области юриспруденции: судьями, следователями, дознавателями, прокурорами, адвокатами. Они всегда императивны. Именно процессуальные нормы устанавливают правила ареста, задержания, возбуждения уголовного дела, рассмотрения спора между хозяйствующими субъектами, допроса свидетелей, оформления протоколов и т. д. Материальное право без процессуального мертво, потому что процессуальные нормы дают механизм реализации норм материальных.

К процессуальному праву относится гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.

Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства являются правовыми общностями, характеризующими строение позитивного права. С.А. Комаров отмечает: если система права выступает как внутренняя форма права (его строение по отраслям и институтам), то система законодательства как внешняя форма права, как система нормативных правовых актов, в которых отрасли и институты права выражены.

Система права и система законодательства различаются, прежде всего, в способах выражения права. Система законодательства представлена нормативными правовыми актами различной юридической силы. Система права основывается также не только на системе нормативных правовых актов, но и на общих принципах права, международных принципах и нормах, на нормах обычного права, на правилах прецедента и актах толкования и других формах объективирования права. В целом на уровнях регулирования внутриправовой системы Российской Федерации система права и система законодательства часто совпадают, так как право в своей основе не может быть правом вообще, т.е. вне законодательства.

Система права характеризует взаимосвязи между ее основными элементами, так же как и система законодательства. Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

  1. первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт;
  2. система права складывается исторически в соответствии с общественными интересами и отношениями, а система законодательства обусловлена волей законодателя;
  3. система права выступает в качестве содержания, а система законодательства — в качестве формы права;
  4. система права имеет первичный характер, является основой системы законодательства. Система законодательства носит производный характер от системы права;
  5. система права имеет отраслевое (горизонтальное) строение, а система законодательства строится по юридической силе (вертикальное строение). В связи с чем в системе законодательства в зависимости от формы государственного устройства выделяются конституционные, федеральные, местные законы и подзаконные акты, структурированные по юридической силе;
  6. система права и система законодательства различаются также по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, хотя и включает в себя определения норм, но строится по-своему — Общая, Особенная части, разделы, главы, статьи;
  7. система законодательства строится по отраслям права, которые являются элементом системы права. Но отрасли права и отрасли законодательства не всегда между собой совпадают. Система права носит более целостный характер.

Несовпадение системы права и системы законодательства связано с тем, что систематизация законодательства осуществляется при наличии уже сложившейся системы права, например, появлению кодексов предшествует образование соответствующих отраслей права. Отраслей законодательства намного больше, чем отраслей права.

Основа системы законодательства — нормативный правовой акт. В основе вертикальной (иерархической) системы российского законодательства лежит классификация нормативных актов по юридической силе и органам, их принявшим.

Список литературы/источников:

— https://lektsia.com/4x3d2d.html

— https://studfile.net/preview/1853549/page:2/)

— https://isfic.info/sunzov/bagme54.htm

— https://rgiufa.ru/prochee/kakie-sushhestvuyut-vidy-otraslej-prava.html

— https://bzbook.ru/Shpargalka-po-teorii-gosudarstva-i-prava.57.html

  • ТЕСТ FASMI (FAST (Быстрый))
  • Сниженная лексика в текстах современных СМИ (​​​​​​​Стилистически сниженная лексика)
  • Место и роль в мировой экономике ФРГ
  • Место и роль в мировой экономике ФРГ
  • Ответственность за осуществление экстремистской деятельности в РФ (Ответственность за осуществление экстремистской деятельности)
  • Маркетинговый анализ в управлении предприятием (Процесс и методы маркетинга)
  • Современные системы физических упражнений
  • Современные системы физических упражнений (Аэробика)
  • Понятие гимнастики, ее содержание и упражнения (По дисциплине «физическая культура и спорт»)
  • Личность юриста и его профессиональная деятельность
  • Акты государственной администрации
  • Особенности эвакуации населения в военное время (Эвакуация населения в мирное время)

Соотношение системы права и системы законодательства

Система характеризует внутреннее строение права, группирует его нормы по отраслям и институтам. В свою очередь, система законодательства является внешней формой выражения права, она характеризует состояние источников права. В систему законодательства входят все нормативно-правовые акты в их совокупности и взаимосвязи.

Замечание 1

Данные понятия находятся в тесной взаимосвязи, являясь при этом самостоятельными категориями, представляющими аспекты сущности права. Присутствует соотношение содержание – форма.

У структуры права имеется объективный характер, который основан на экономическом базисе общества

Важно отметить, что структура системы права не может быть полностью раскрыта без внешней формы права в лице системы законодательства

Как ранее было определено, система права и система законодательства не являются тождественными понятиями, к числу их существенных различий относятся следующие:

  • первичный элемент: системы права – норма, системы законодательства – нормативный правовой акт;
  • по объему представленного материала система законодательства более широкое понятие, чем системы права;
  • основу деления права на отрасли и институты составляет предмет и метод правового регулирования. По этой причине нормы отрасли права имеют высокую степень однородности. В системе законодательства, применяется только предмет регулирования, отсутствует единый метод, присутствует разнородность в регулируемых отношениях;
  • несовпадение внутренней структуры системы права и внутренней структуры системы законодательства;
  • у системы права имеется объективный характер, у системы законодательства – субъективный характер (зависимость от воли законодателя).

Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

  • федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);
  • законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);
  • законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Международная система права и система национального права

В современном мире насчитывается порядка двухсот государств и аналогичное количество внутригосударственных правовых систем. Как правило, нормы международного права регулируют отношения между государствами (международное публичное право), а также затрагивают сферу частных интересов (международное частное право). При этом, со-временное международное право затрагивает и сферу внутригосударственных отношений.

В вопросе о соотношении системы международного права и системы национального права в науке имеется несколько подходов. Дуалистическое направление определяет, что международное и внутригосударственное право являются относительно изолированными и независимыми друг от друга системами. Монистические направления основаны на том, что международное и национальное право являются составными частями единой системы права.

Большинство ученых склоняется к версии, что в мире существует единая система права, в которую входит и международное право и национальное. При этом международное право является преимущественным, но не входит в национальную систему права. Связано это с тем, что предмет международного права является чрезвычайно многообразным и выходит за рамки внутригосударственных отношений.

Замечание 2

Следует сделать вывод о том, что международные правовые нормы регулируют межгосударственные отношения, т.е. присутствует коллективная воля государств, входящих в мировое сообщество. Источник международного права – нормативный договор. В свою очередь, национальное право определяется процессами внутри государства. К основным источникам внутригосударственного права относятся нормативно-правовые акты (романо-германская правовая система) или судебные прецеденты (англосаксонская правовая система).

Отрасли права

Отрасли права различаются по соотношению предметов и методов правового регулирования. Основные группы отраслей права:

  • публичное право (все, что имеет отношение к государственным интересам, т.е. комплекс отраслей права, которые поддерживают и охраняют государственный и политический строй, устанавливают ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (уголовное, административное, конституционное, отрасли права);
  • частное право (все, что находится в интересах отдельных лиц, т.е. комплекс отраслей права, выражающих и защищающих частные интересы отдельных лиц (гражданское, семейное, трудовое, предпринимательское, страховое, патентное, право).

Материальные отрасли права, прямо регулирующие общественные отношения, несут в себе функции закрепления государственного строя, положения и структуры госорганов, установления прав и обязанностей граждан и организаций.

Процессуальные отрасли, определяющие процедуру реализации норм материального права, образованы от него (административно-правовой процесс, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, арбитражный и конституционный процесс).

Понятие системы права и ее значение

Определение 1

Система права является объективно существующим строением права, выраженном в разделении единого права на отрасли, которые связаны между собой.

Помимо указанного определения, в научном сообществе бытует мнение о том, что в систему права входят следующие взаимосогласованные элементы:

  1. Нормы.
  2. Институты.
  3. Подотрасли.
  4. Отрасли.

К основным признакам системы права относятся следующие:

  • единство и согласованность составляющих систему норм;
  • разделение на отрасли и институты;
  • объективность строения;
  • иерархичность;
  • непротиворечивость.

Необходимо рассмотреть основные уровни системы права. В первую очередь, сюда относится норма права, то есть сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, которое выступает как модель правомерного поведения. Очевидно, что норма права – это основополагающий элемент всей системы права.

Далее следует правовой институт, который представлен совокупностью правовых норм, он регулирует обособленную в рамках определенной отрасли группу однородных общественных отношений. В качестве примера можно привести, институт наследования, институт собственности, договорной институт и пр. В отдельных случаях правовой институт может разделяться на субинституты.

К подотрасли права относится крупный правовой институт, который стремится к выделению в самостоятельную правовую отрасль. Так, в финансовом праве особо выделяется налоговое право, в гражданском праве — жилищное и др. То есть, понятие подотрасли предполагает, что направление расширилось за раки института, но еще не является самостоятельной правовой отраслью.

В свою очередь, отрасль права является обособленной совокупностью правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений, при этом используется специфический правовой метод. В рамках отрасли формируются различные нормы – в виде общих и специальных, регулятивных и охранительных, запрещающих, обязывающих и дозволяющих. В комплексе они представляют относительно обособленный нормативный комплекс.

Очевидно, что правовые отрасли являются центральными звеньями всей системы права, они определяют развитие действующего законодательства. В этой связи науки изучаются по отраслям. Согласно традиционной точке зрения, разделение норм по отраслям происходит исходя из предмета и метода, применяющихся в конкретной правовой отрасли.

Публичное и частное право

В романо-германской семье система объективного права делится на право публичное и частное. Основными критериями тут выступают юридическое положение субъектов по отношению друг к другу, особенности метода правового регулирования, преобладание императивности или диспозитивности в поведении субъектов и др.

Публичное право — это совокупность правовых отраслей, регулирующих отношения, одним из участников которых является государство. При этом оно находится не в равных условиях с другими, а преобладает и диктует им свою волю. Иными словами, отношения между субъектами строятся по вертикали, на принципах субординации.

В связи с этим здесь превалируют императивные нормы, прямо указывающие остальным субъектам, как им следует поступать в том или ином случае. Например, конституционное (государственное) право, административное право, налоговое право и др.

Частное право — это совокупность правовых отраслей, регулирующих и защищающих интересы отдельных лиц (физических, юридических или даже государства) в их взаимоотношениях с другими лицами. Отношения строятся по горизонтали, на принципах равенства субъектов и независимости друг от друга.

Таким образом, в этих отношениях может принимать участие и государство, но здесь оно выступает на равных с другими субъектами. Например, гражданское, семейное, трудовое, авторское право и др. В этих отраслях преобладают диспозитивные правовые нормы.

Внутригосударственное (национальное) и международное право

Нормы международного права складываются на основе соглашений между государствами и иллюстрируют их общую волю. Процесс выражается в подготовке и принятии международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров, которые становятся обязательными на территории всех подписавших данные документы стран в том случае, если они ратифицировали (одобрили в своих парламентах) такие соглашения, иначе акт на территории этого государства не действует.

Различают международное публичное и частное право. Международное публичное право регулирует взаимоотношения между государствами, а также между государствами и международными организациями, определяя их взаимные права и обязанности. Международное частное право включает в себя совместно выработанные правила, как разрешать споры по имущественным и иным делам, возникшие между представителями различных стран. Оно также определяет территориальные пределы действия судебного решения по гражданским (имущественным) делам.

Соотношение норм международного права и права отдельных государств регулируется общим, признанным всеми правилом, закрепленным в конституциях многих государств мира (в том числе и в Конституции РФ): в случае противоречий приоритетными являются нормы международного права, именно их следует исполнять судам, иным государственным органам, гражданам.

показать содержание

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий

Система объективного (позитивного) права — это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Иными словами, система права — это совокупность юридических норм. Но не всякое множество норм можно назвать системой, поскольку для того, чтобы быть ей, необходимо единство следующих условий:

  • взаимодействие норм друг с другом;
  • внутреннее единство норм (они должны подчиняться единым принципам и выражать единую государственную волю);
  • внутренняя согласованность норм (они должны не противоречить друг другу, а дополнять; необходимо наличие определенной иерархии между нормами).

Право делится на отрасли, подотрасли и институты. Критерием деления выступает предмет правового регулирования. В некоторых случаях отрасль не делится на подотрасли, а сразу структурируется по отдельным правовым институтам. Разъясним эти понятия, а также приведем примеры.

Правовая отрасль — это совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения. При этом используется присущий именно данной отрасли метод правового регулирования. Например, имущественные и связанные с ними неимущественные отношения регулируются гражданским правом, отношения по поводу совершения преступлений и последствий этих преступлений — уголовным, а правоотношения, связанные с уплатой государственных налогов физическими и юридическими лицами, — налоговым.

Правовая подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько отдельных сторон (участков) однородных общественных отношений. У этих отношений те же субъекты и объекты, поэтому выделение их в отдельную отрасль не требуется. Например, договорные отношения в рамках гражданского права регулируются обязательственным правом, а отношения, связанные с наследством, — наследственным. Обе эти подотрасли входят в гражданское право и являются его частью. Другой пример: избирательное право является важнейшим разделом отрасли конституционного права.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих какой-то один участок общественных отношений в рамках данной отрасли или подотрасли. Например, институт купли-продажи, сделок, представительства в рамках гражданского права.

Вместе с тем следует отличать понятие система права от понятия система законодательства.

Система законодательства — совокупность нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение внутренние содержательные и структурные характеристики системы права. Иными словами, если система права делится на отрасли и подотрасли, а также правовые институты, то всем этим разделам права соответствуют конкретные нормативные акты: кодексы, законы и пр. Именно они и составляют систему законодательства.

Вся она систематизирована по направлениям правового регулирования и по видам общественных отношений. Особенно это касается государств романо-германской правовой семьи, где закон (нормативный акт) является основным источником права.

Систематизация законодательства бывает двух видов:

  • кодификация. В этом случае нормы, регулирующие одну из отраслей правоотношений, собирают в единый кодекс, который также можно назвать сводом законов. Например, гражданский,уголовный, семейный, налоговый и т. д. В этом случае нормы, содержащиеся в кодексе, одинаковы по силе действия друг к другу. А главное, создается единый нормативный акт — кодекс;
  • инкорпорация — объединение разных нормативных документов: законов, указов, положений, инструкций и т. д. Вместе их связывает лишь общая сфера правового регулирования. Например, сборники «Законодательство РФ о защите прав потребителей» или «Законодательство РФ о нотариате». Они издаются Министерством юстиции и единым нормативным документом не являются. Вместе с тем их легко использовать в практической деятельности как юристам, так и обычным гражданам.

Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению. (ис.)

Построение системы права и системы законодательства

Основа структуры системы права представлена предметом и методом правового регулирования, определяющими, что именно подлежит правовому регулированию и каким образом осуществляется это регулирование.

Предметом правового регулирования обозначают определенную совокупность однородных общественных отношений.

Общественные отношения становятся предметом правового регулирования в следующих ситуациях: при устойчивости и повторяемости; при заинтересованности государства в придании правовой формы этим общественным отношениям и, как следствие, их охране и защите; общественные отношения отличает способность к внешнему государственному контролю (судебному или административному).

Предмет правового регулирования – это основной критерий, он обладает объективным содержанием, не вступает в зависимость от воли законодателя, его предопределяет сам характер общественных отношений.

Структура предмета правового регулирования состоит из:

  • субъектов – индивидуальных или коллективных;
  • их поведения, поступков, действий;
  • объектов правового регулирования;
  • юридических фактов, связывающих возникновение правоотношений.

Методом правового регулирования является комплекс юридических средств и способов, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Метод правового регулирования – это дополнительный критерий основания построения системы права, состоящий из следующего: установление пределов правового регулирования; специфический способ координации прав и обязанностей участников правоотношений; способы, с помощью которых формируется содержание прав и обязанностей субъектов права; юридические последствия, которые наступают за невыполненные субъективные обязанности и нарушение субъективных прав.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: