Каковы основные характеристики сознания

Структура сознания

Введение.

Что такое сознание? В чем его особенности? Эти вопросы очень важны в современном мире, так как сознанием обладают все люди, и для того, чтобы понимать друг друга сначала стоит понять структура сознания самого по себе и как его функции действуют на нас и нашу действительность. В нашей жизни часто приходится анализировать то или иное событие, или же делать выбор в пользу альтернатив, предоставляемых нам жизнью. Наш выбор и наши умозаключения будут исходить как раз из того, что находится в нашем сознание. Так же у каждому человеку присуща такая особенность как бессознательность, которая тоже имеет свои особенности в которых стоит разобраться (откуда она берется, почему человек ей подвержен и так далее)

Цель моего реферата – выяснение особенностей сознания, его структуры и функций

Задачи для выяснения цели:

  1. Раскрыть понятие сознание и отходящие от него термины
  2. Разобраться в структуре сознания и ее особенностях
  3. Понять содержание функций сознания
  4. Выяснить особенные признаки бессознательного

По итогам, разобравшись со всеми задачами, я хочу собрать всю информацию воедино, чтобы иметь общий базис по теме сознание, его отличительным чертам от других психологических понятий, а также по тому, как проявляется сознание и бессознательные признаки.

Введение

Сознание — это высшая, свойственная только
человеку форма отражения объективной
действительности, способ его отношения
к миру и к самому себе, который представляет
собой единство психических процессов,
активно участвующих в осмыслении человеком
объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно
его телесной организацией (как у животных),
а приобретаемыми только через общение
с другими людьми навыками предметных
действий.

Сознание состоит из чувственных образов
предметов, являющихся ощущением или представлением
и поэтому обладающих значением и смыслом,
знания как совокупности ощущений, запечатленных
в памяти, и обобщений, созданных в результате
высшей психической деятельности, мышления
и языка. Сознание является особой формой
взаимодействия человека с действительностью
и управления ею.

В течение многих веков не смолкают горячие
споры вокруг сущности сознания и возможностей
его познания. Богословы рассматривают
сознание как крохотную искру величественного
пламени божественного разума. Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания
по отношению к материи. Вырывая сознание
из объективных связей реального мира
и рассматривая его как самостоятельную
и созидающую сущность бытия, объективные
идеалисты трактуют сознание как нечто
изначальное: оно не только не объяснимо
ничем, что существует вне его, но само
из себя призвано объяснить все совершающееся
в природе, истории и поведении каждого
отдельного человека.

В данной работе мы попытаемся определить
происхождение категории сознания, его
функции и структуру.

Список литературы.

1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. — Москва: «Центр», 1998г.

2. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — Москва: «Аспект-Пресс», 1997г.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. — Санкт-Петербург: «Питер», 2001г.

4. Выготский Л.С. Психика, сознание и бессознательное. — Москва: «ВЛАДОС» , 2002г.

5. Дубровина И. В. Психология. — Москва: «Аванта», 2001г.

6. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания. — Москва: «ЮНИТИ», 2001г.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — Москва: «Дело», 2005г.

  • Мышление, мыслительные операции
  • Здоровье человека. Факторы, влияющие на здоровье человека
  • Темперамент. Виды темперамента
  • Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 год. Проекты новой Конституции Российской Федерации, Сравнительный анализ
  • Сущность компьютерных преступлений и их социальная опасность
  • Правопонимание и право
  • Макроэкономические модели: их сущность и классификация
  • Устройство персонального компьютера: системный блок и периферия (Чем опасна нехватка мощности в ПК?)
  • Устройство персонального компьютера: системный блок и периферия
  • Методы несанкционированного доступа к информации (возможные методы получения конфиденциальной информации)
  • Устройство персонального компьютера: системный блок и периферия (Основные устройства ПК и их характеристики)
  • Международный олимпийский комитет

Функции сознания.

Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

  • познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
  • целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
  • ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
  • управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
  • коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
  • рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

Также самосознание выполняет такие функции как:

Самосознание выполняет следующие функции:

  • Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  • Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  • Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.
  • Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
  • Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.

Связь индивидуального сознания с общественным

Общественное сознание (сознание общества) — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное же сознание — это, логично предположить, та же самая совокупность, только принадлежащая конкретной личности. Сознание общества складывается как раз из этих индивидуальных частей, но это не просто их сумма. Это синтез неповторимых, многообразных, более ярких, чем общественное, коренным образом отличающихся друг от друга сознаний.

Получается, что общественное сознание — это только лишь продукт индивидуального? Не совсем так. Любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное не только формируется индивидуальным, но и само формирует индивидуальное сознание. Соответственно, и индивидуальное сознание — продукт общественного.

Понятие и проблема сознания

Сознание является проблемной областью различных наук и философии. При этом каждая дисциплина подходит к данной проблеме с различных сторон и по-своему определяет сознание. В рамках философии сознание является одной из основополагающих категорий, отраженных в главном вопросе соотношения сознания и бытия, или идеального и материального.

Сам термин сознание начал использоваться в философии начиная с Нового времени. В периоды античности и средневековья философы использовали такие термины как душа и дух, однако несмотря на смену терминологии, принципиальное положение сознания в философии не изменилось. Сознание понималось и понимается как идеальная субстанция, нематериальное начало мира, вечное и неизменное, содержащее в себе все образы, идеи, абстрактные понятия и представления о вещах и предметах, благодаря которым и возникает материальный мир.

Специфика сознания в сравнении с душой и духом, выражается в том аспекте, что сама семантика термина – «со-знание» подчеркивает его гносеологических характер, способность человека с помощью идеального инструмента – разума, познавать и самостоятельно изучать окружающий мир, а так же распространять это знание в обществе. Если душа – это лишь отблеск, отражение и творение божества – христианского или древнего, то сознание все больше обособляется от божественного, становится самостоятельной и независимой силой.

Научный подход рассматривает сознание как одну из форм психики. Длительное время сознание ассоциировалось с психикой вообще, предполагалось что все психические процессы, состояния, явления полностью представлены в сознании, а потому доступны для самонаблюдения, а также сознательного, волевого контроля. Данная точка зрения доминировала в донаучной ассоциативной психологии, опиравшейся в качестве основного метода исследования на интроспекцию, т.е. самонаблюдение.

Развитие позитивизма, стремление очистить науку и философию от метафизики, а также повсеместно внедрить эксперимент, как единственно-верный способ проверки истинности знания, оказало свое влияние и на психологическую науку. Во второй половине девятнадцатого века В. Вундт открывает в Лейпциге первую психофизическую лабораторию, начинается новый этап развития психологической науки и представлений о сознании. Повсеместное распространения эксперимента как основного метода исследования психики приводит к накоплению множества фактов, выходящих за рамки ассоциативной теории, что приводит к кризису понимания сознания в частности и психики вообще.

Термин сознания конкретизируется. Его содержание ограничивается лишь внутренним планом психики, тем «экраном» на который проецируются процессы и результаты психической деятельности. При этом значительное содержание психики выносится за пределы сознания, как в неосознаваемые области (психоанализ, когнитивная и гештальтпсихология), и во вне, в поведение и деятельность (бихевиоризм и субъектно-деятельностный подход).

Работа сознания. Процесс и принцип

Структура сознания человека проявляется в процессе познания окружающего мира — среды. Поступая в сознание из среды, информация вызывает в нас эмоции и переживания, и мы формируем свое личное, эмоционально наполненное отношение к аспекту реальности. Эмоции становятся почвой для зарождения желаний повторить приятные переживания или никогда не повторять то, что было нам неприятно. Таким образом, сущность сознания также состоит в избирательности. Далеко не все предметы и явления окружающей действительности находят в сознании человека свое место, а только те, которые являются на данный момент для него актуальными.

Для примера, почти каждый однажды впервые пробует шоколад. Вкус шоколада, как правило, нравится человеку, и у него возникает желание повторить это приятное ощущение снова. Если же мы попробуем на вкус что-то горькое, вероятно у нас возникнет желание больше никогда этого не пробовать.

При этом желание может так и остаться только желанием, если в нем нет должной мотивации для реализации. Такой мотивацией может стать острая необходимость.

Например, у аборигена, живущего в тропическом климате, привыкшего носить набедренную повязку, возможно, возникнет желание иметь одежду, если ему ее покажут и объяснят практическую пользу. Однако его мотивация получить эту одежду в мягких климатических условиях будет гораздо меньше, чем у жителя континентального климата с зимними холодами.

Неотъемлемым элементом в структуре сознания, позволяющими анализировать поступающую информацию и примерять ее со своей уже существующей картиной мира является интеллект. С помощью интеллекта мы приобретаем знания и умения, которые в дальнейшем могут быть использованы для достижения поставленных целей.

Самосознание — еще один важный элемент в структуре сознания, который главным образом отличает человека от животного. Самосознание — это способность обращать вектор познания на себя самого. Получая информацию извне, человек делает выводы о своем собственном месте в окружающем мире, о своих качествах и способностях. Появляется самоотождествление сознания с каким-то элементом своего «Я». Любая характеристика, которую вы можете себе дать – это отождествление. Например: родитель, экономист или счастливый человек. Именно самосознание позволяет нам ответить на вопрос «кто Я».

Структура сознания

Замечание 1

Сознание представляет собой один из наиболее сложных объектов исследования, поскольку не обладает собственной качественной спецификой. Специфика сознания задается теми психическими процессами и явлениями, которые его наполняют, но сами сознанием не являются.

Так сознание наполнено:

  • чувственным образами, как результатами процессов восприятия и ощущения;
  • мыслительными цепочками, понятиями, представлениями, возникающими по ходу и в результате мышления;
  • образами прошлого извлекаемыми из прошлого;
  • аффектами, отражающими эмоциональную реакцию на реальные и мнимые стимулы;
  • желаниями, отражающими потребности и мотивы;
  • переживанием готовности/неготовности к деятельности, в зависимости от включенности процессов воли;
  • субъективными оценками, отражающими когнитивные установки и систему мотивации и т.д.

В сознании все эти компоненты представлены как бы одновременно, при этом на передний план выдвигается как правило один из них, в зависимости от сосредоточения внимания личности на тех или иных процессах. И хотя представить себе сознание или психику без этих процессов невозможно, их исследование не позволяет ничего сказать о собственно самом сознании. Тем не менее попытки структуризации сознания все равно предпринимаются. Так В.П. Зинченко выделяет три слоя сознания:

  • бытийное сознание,
  • рефлективное сознание,
  • самосознание.

Бытийное сознание представляет собой внешний слой, ориентированный в первую очередь на отражение окружающей реальности, его содержание составляют чувственные образы и биодинамический опыт индивида во взаимодействии со средой. Рефлективное сознание в свою очередь ориентировано на отражение собственно психических интеллектуально-аффективных процессов, его содержание включает в себя смыслы и значения.

Бытийное и рефлективное сознания поддерживают функционирования самосознания, как высшего уровня развития сознания как такового. Самосознания выполняет важнейшую функцию перманентной самоидентификации психики, позволяя связывает единицы опыта в стройную личную историю человека, формировать образ Я, представление о себе, своих свойствах и качествах, которое ложится в основу систем принятия решений, формирования целей и потребностей, прогнозирования будущего.

Понятие сознания

Наука рассматривает понятие сознания с философской, психологической и биологической точки зрения.

Сознание (философия) — состояние психической жизни человека, когда индивид субъективно переживает события внешнего мира и собственной жизни, а также отдает отчет всему происходящему.

В философии как в науке существует специальная дисциплина — философия сознания, — которая изучает природу сознания и его соотношение с физической реальностью (телом).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Сознание (психология) — представление субъекта о мире и о своём месте в нём. Наличие сознания обеспечивает способность человека отдавать отчет своему внутреннему психическому опыту и опыту, необходимому для разумной организации совместной деятельности.

С точки зрения биологии, сознание — это функция мозга, которая позволяет индивиду получать представление о самом себе и об окружающей среде.

То есть, рассматривает все три эти определения, можно сделать вывод, что сознание — это то, что отличает человека от животного и позволяет ему прожить жизнь не только на врожденных инстинктах, но и психически осознавая все происходящее. Сущность сознания на данный момент практически не объясняется наукой.

Сознание можно разделить на две части по степени осознанности — бессознательное и сознательное. Считается, что чем старше человек становится, тем преобладание сознательной части над бессознательной увеличивается. То есть, младенец существует практически бессознательно, а зрелая личность наоборот — практически сознательно. Однако, если рассматривать этот вопрос более глобально, даже взрослый человек очень часто пользуется бессознательной частью своего мозга и многие действия совершает, не вникая в процесс. Это происходит из-за отсутствия у большинства людей потребности к полному осознанию каждого переживаемого мгновения.

Примечание

Зигмунд Фрейд, один из основателей психоанализа, который внес значительный вклад в психологию, считал, что структура сознания делится на три части: бессознательное («Оно»), сознание («Я») и сверхсознание («Сверх-Я»). Отсюда и теория, что человек — это промежуточное существо между животным и сверхчеловеком.

Функции сознания

Структурные элементы  сознания находятся
во  взаимосвязи и взаимодействии и
обеспечивают  сознанию  ряд  жизненноважных
для человека  функций.  Когда речь
идет о функциях (от лат. — совершение, исполнение)
сознания, анализ переходит к выяснению
той роли, которую выполняет сознание
в жизнедеятельности человеческого общества.

К основным функциям сознания относятся:

Отражательная (познавательная) функция. Она предполагает обобщенное,
целенаправленное (сознание образов, предвосхищающих
практические действия), оценочное (избирательная
ориентация на выработанное обществом
и принятые субъектом ценности) отражение
действительности. Эта  функция 
является всеохватывающей, из нее происходят
все другие.

Известный тезис
о том, что сознание не только отражает,
но и творит мир, раскрывает преобразовательную
функцию сознания. Именно в изменении
природы и реальности, а не в природе как
таковой находит существенную и ближайшую
основу развития мышления и сознания.
Однако преобразовательную функцию сознания
можно рассматривать, не только как внеположенную,
то есть выходящую во внешнее бытие, но
и как обращенную на себя, на самопреобразование.

Познавательная 
функция  сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в  том,
что в  паvяти человека «оседают», 
накапливаются  знания,  полученные
не  только из  непосредственного, 
личного опыта, но и от  современников
или предшествующих  поколений  людей.
Эти  знания по мере необходимости 
актуализируются, воссоздаются и служат
средством реализации других  функций 
сознания. Ч ем богаче  память человек
а, тем легче ему  принять  оптимальное 
решение.

Ориентационная функция, которая включает
в себя регулирование — принятие решений
в едином строю норм жизнедеятельности,
а также самоконтроль, связанный с синхронизацией
внутренних и внешних оценочных критериев.
Самоконтроль предполагает анализ мотивов
собственного поведения, выбор наиболее
рационального способа достижения поставленных
целей.

Аксиологическая (оценочная) функция. Человек не  только получает 
данные о внешнем мире, но и оценивает
их с точки  зрения своих потребностей
и  интересов.  Сознание, с одной 
сторон ы,  является  формой объективного 
отражения, формой  познания действительности,
независимо от  человеческих стремлений
и интересов. Результатом и  целью 
сознания  как познавательной деятельности 
становится получение  знаний, объективной 
истины. С другой  стороны,  сознание 
включает в себя проявление  субъективного 
отношения к действительности,  ее оценку, 
осознание  своего  знания и себя.
Результатом и  целью ценностного 
отношения к миру  является  постижение 
сущего, степени  соответствия  мира
и его проявлений  человеческим интересам
и  потребностям,  смысла  собственной 
жизни. Если мышление,  познавательная 
деятельность требует в основном только
ясного выражения  знания, соблюдения
логических схем, оперирования ими, то
ценностное отношение к миру и его осознание
требует  личных  усилий, собственных 
раздумий и переживания истины.

Типы сознания в психологии, примеры

 В психологии различают пять типов сознания:

  1. Житейское формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий. Водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но только в рамках своей профессии. Дети — профессора психологии, с мамой он один, с отцом — другой, с бабушкой — совсем третий: в каждом конкретном случае ребенок хорошо знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Так или иначе, житейское сознание формируется в результате знаний и опыта, передаваемого нам от предшествующего поколения.
  2. Проектное охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности. Например, вы хотите детскую площадку во дворе дома. В голове появляется образ будущего — безопасная площадка с качелями, на которой играют счастливые дети. Здесь возникает проект, а вокруг него — люди. Чтобы появилась площадка, нужно обговорить вопрос с соседями, договориться с управляющей компанией, выбрать подрядчика, собрать деньги и проконтролировать установку. Управляя проектом, вы находитесь в середине системы и влияете на ее части. Именно от вас зависит конечный результат — будет детская площадка во дворе дома или нет.
  3. Научное опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует взаимосвязи объектов, а не их отдельные свойства. Например, научное сознание формирует мировоззрение человека, решает проблемы, встающие перед человечеством, строит будущее технического прогресса, а также помогает создавать прогнозы развития общества. В отличие от житейского сознания, научное предполагает продуманность, рациональность, осознанность.
  4. Эстетическое связано с процессом эмоционального (психологического) восприятия окружающей среды, мира. Сюда относятся концепция катарсиса, влияние произведения искусства на ваше самочувствие, а также чувства и эмоции к тому или иному произведению искусства, которые вы испытываете, когда, к примеру, умирает главный герой вашего любимого сериала или книги.
  5. Этическое определяет нравственные установки человека; помогает вести себя как социально одобряемая личность. Дружба, зло, добро, свобода, — все эти понятия имеют разные значения для каждого из нас, и, в зависимости от нашего трактования этих понятий, в повседневной жизни мы выбираем окружение, имеющее аналогичные взгляды на эти вещи.

На данный момент человеческое сознание продолжает развиваться, благодаря ускоренным темпам научно-технического, а также культурного прогресса.

Типы и структура сознания в философии и психологии

Существуют различные концепции сознания, разработанные психологами и философами. Наиболее известные:

  • «Я-концепция» У. Джеймса;
  • нейробиологическая модель К. Коха и Ф. Крика;
  • психоаналитическая теория З. Фрейда;
  • структурная психология В. Вундта;
  • теория архетипов К.Г. Юнга;
  • феноменологическая концепция Э. Гуссерля;
  • представление о сознании, выработанное в рамках диалектического материализма;
  • субъективный идеализм и др.

В философии и психологии выделяют 4 основных компонента сознания:

  1. Перцептивный (сенсорный) — отвечает за непосредственное отражение действительности органами чувств.
  2. Интеллектуальный — за понятия, умозаключения, логические выводы.
  3. Эмоциональный компонент — связан со сложными психическими процессами, отражающими в форме переживаний оценочное отношение к миру.
  4. Мотивационно-волевой компонент — определяет мотивы и направленность деятельности индивида.

Терминология Зигмунда Фрейда

Австрийский психиатр З. Фрейд создал трехмерную концепцию психики человека и ввел ряд новых терминов для обозначения процессов, протекающих в ней.

Компоненты психики по Фрейду:

  1. «Я» (или «Эго») — психологическая сущность, отвечающая за восприятие. Это посредник между внешним и внутренним миром индивида и связующий компонент между «Оно» и «Сверх-Я».
  2. «Ид» («Оно») — бессознательная часть психики, управляемая инстинктами.
  3. «Супер-Эго» («Сверх-Я») — компонент психики, отвечающий за этику, мораль, художественное и научное начало в человеке. Формируется под влиянием воспитания.

В соответствии с этой концепцией все процессы, происходящие в человеческой психике, делятся на осознаваемые и бессознательные. Фрейд считал, что поведение человека определяется его либидо — бессознательными сексуальными влечениями. Задача индивида — перевести свои неосознаваемые импульсы в осмысленные.

Ученик Фрейда К.Г. Юнг дополнил его учение понятием «коллективное бессознательное». Он полагал, что поведение людей в значительной мере определяется архетипами — первоначальными универсальными образами.

Каковы основные виды сознания у человека

В медицине выделяют:

  • ясное сознание;
  • пограничные расстройства;
  • галлюцинации;
  • бред;
  • ступор;
  • кому и др.

Примечание

Под ясным сознанием понимают способность психики индивида адекватно реагировать на поступающую информацию. Пример помутненного сознания — больной шизофренией.

Виды состояний сознания:

  • сон и различные его фазы (от быстрого до медленного сна);
  • бодрствование (напряженное, спокойное, активное, переходное);
  • измененные под воздействием психоактивных веществ состояния (психотропные препараты, лекарства, алкоголь и т.д.)

Полноценная познавательная деятельность человека возможна только в состоянии активного бодрствования.

Как особую форму состояния сознания иногда выделяют медитацию. Это глубокое внутреннее сосредоточение, которое практикуется для релаксации, а также в духовно-религиозных и оздоровительных целях.

В зависимости от направленности внимания и типов деятельности в философии различают:

  • бытовое;
  • научное;
  • эстетическое;
  • этическое;
  • проектное и другие виды сознания.

 В психологии используется также классификация сознания по стадиям развития:

  • бодрствующее (младенцы);
  • предметное (дети до 3-х лет);
  • индивидуальное (до младшего школьного возраста);
  • коллективное (до 14-16 лет);
  • рефлексивное (с 16-18 лет).

Особенности работы сознания

Наличие у человека сознания — это огромное отличие Homo sapiens от других животных. Благодаря ему, человечеству не приходится вновь и вновь приспосабливаться к изменениям в окружающей среде и жертвовать ради этого целыми популяциями. Например, некоторые представители фауны, в частности, насекомые, чтобы выживать в мире, должны видоизменяться (мутировать) и быстро сменять поколения, отчего и жизнь таких существ крайне коротка. Человек же способен мгновенно (в глобальном смысле) обрабатывать полученную информацию и перестраивать жизнь всего человеческого рода, при этом оставаясь живым и практически не меняясь на протяжении многих сотен лет. 

То есть, сознание — это защитный механизм людей, как, например, способность к мимикрии или наличие панциря у животных. Человек относительно слабое существо с физической точки зрения, которое не может переносить сильную жару, холод, имеет хрупкое строение, тонкую и чувствительную кожу, но сознание решает проблему приспособления, является главным ключом к существованию.

Однако множество привычных человеку процессов на самом деле протекает на бессознательном уровне, активность которого сознание контролировать не в силах. Такие повседневные вещи, как реакции на слова других людей, машинальные бытовые действия, моментальные пожелания в еде и тому подобное, не контролируются сознанием даже человека с высочайшим интеллектом. 

Структура сознания.

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

  • Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
  • Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
  • Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
  • Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
  • Самосознание — репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

Также структура сознания подразделяется на три компонента:

  • Познавательная сфера
  • Эмоциональная сфера
  • Ценностно-волевая сфера

Познавательная в свою очередь разделяется на:

Область чувственных процессов (ощущение в результате воздействия на внешние органы)
Область рационального мышления (понятийное, образное мышление, внимание, память)

Эмоциональная включает в себя:

  • Эмоции (волнение, гнев, радость и т.п.)
  • Внутренние чувства (любовь, ненависть и т.д.)

Ценностно-волевая обладает такими составляющими как:

В итоге это приводит к воле – способности осуществлять свои цели с помощью усилий

  • Внутренние цели
  • Духовные усилия к достижению целей

Уровни восприятия

Разделить структуру можно на 3 уровня: чувственно-эмоциональный, рационально-дискурсивный и интуитивно-волевой. Теперь подробней о каждом из них.

Чувственно-эмоциональный

Непосредственное отражение реальности в форме ощущений, представлений, восприятий. Этот уровень всегда индивидуализирован и многогранен из-за разнообразия чувствительности и эмоциональности людей. В очень редких случаях какая-то часть этого уровня поддается специальному осознанию, реакции человека на чувственно-эмоциональном уровне ближе к неконтролируемым рефлексам, чем к мышлению.

Рационально-дискурсивный

Если же какие-то свойства и характеристики действительности не могут быть непосредственно отражены, то с помощью логических операций человек приходит к каким-либо понятиям, суждениям и умозаключениям. Это и есть рационально-дискурсивный уровень сознания. Ему присущи осознанность и рефлексивность.

Рефлексия — обращение человека к внутреннему «Я», анализ, осознание и переосмысление собственных действий, чувств, переживаний и т. п.

Интуитивно-волевой

Обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания. В данном случае человек, основываясь на опыте самосознания и индивидуальном понимании истин и ценностей, более осознанно подходит к своим действиям. Интуитивно-волевой уровень позволяет сознанию направлять поведение человека.

Иное подразделение

Существует также более простое разделение на подуровни: высокий, средний и низший. Названия говорят сами за себя. Признаки высокого уровня присутствуют у людей, чья деятельность связана с постоянной интеллектуальной и творческой работой, такие люди способны проводить глубокий внутренний анализ, а также анализ всего происходящего вокруг, что влияет на качество осознанности их жизни. К людям со среднем уровнем принадлежат практически все среднестатистические современные жители, деятельность которых направлена на удовлетворение повседневных потребностей и потребностей своих близких. Они проводят поверхностный анализ ситуаций, которые помогут достичь необходимых результатов. Низший уровень сознания — это примитивное мышление, отсутствие стремления к развитию, неспособность адекватно анализировать и прогнозировать ситуации.

Примечание

Следует понимать, что во многих случаях люди со среднем и низшим сознанием не могут самостоятельно оценить свой уровень и что-либо предпринять для развития, которое, на самом деле, требуется далеко не всегда. Прийти к мысли о саморазвитии достаточно сложно, учитывая многие внешние факторы, например, окружение, место жительства, воспитание в семье и учебных организациях и т. п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: