Особенности философии Нового времени
Лозунгом философии Нового времени считаются слова Ф. Бэкона “Знание – сила”. Он отражает суть реформации подхода к познанию мира: церковь больше не имеет господствующего положения, роль теперь играет наука, свободная от религиозного давления.
Методы философии Нового времени: эмпирико-индуктивный и дедуктивно-рационалистический. Они подразумевают противоположные подходы, поэтому ученые старались найти точку пересечения, чтобы из каждого из них взять наиболее полезное, отбросив лишнее.
Помимо господства математических наук, для ученых Нового времени большое значение имело происхождение государства. Это было обусловлено в основном двумя факторами:
- Революции, бушевавшие в тот период, приводили к свержению текущей власти и смене правителя, но не предлагали ничего качественно нового. То есть людей не устраивало текущее положение вещей, но они не знали, как сделать лучше.
- Согласно теологической философии, весь мир был создан Богом и работает по его законам. Эта убежденность давала церкви неограниченный авторитет и позволяла ее служителям действовать в своих интересах, объясняя любое деяние религией. Философы пришли к тому, теологию необходимо отделить от социологии, ограничив ее влияние на любую из наук.
Так, именно в Новом времени была сформирована договорная теория происхождения государства, актуальная и сейчас.
Именно в Новом времени сформировались те принципы философии, которых придерживается большинство ученых в настоящее время: рационализм и эмпиризм. Это значит, что философия того периода своей основой считала научность явлений, возможность неопровержимо доказать их и при необходимости экспериментально повторить.
Учения, разработанные в эту эпоху, опираются на науку и противостоят религии, а целью мыслителей является не просто понимание законов мироздания, но и подчинение их собственным интересам, возможность влиять на них и использовать в своих целях.
Это интересно: 430,Отечественная война 1812 (очень кратко)
Маркс, Энгельс, Ницше — философы, повлиявшие на политику
Эпоха Просвещения дала понять, что мыслители способны формировать политику. К примеру, труды утопистов и философов Вольтера и Руссо стали частью идеологии Великой французской революции, начавшейся в 1789 году. Социально-экономические труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса стали основой коммунистической идеологии, внедрённой в 20-м веке в Советском Союзе, Северной Корее, Китае периода Мао Цзэдуна). «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир…», — говорили Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии».
Карл Маркс, 1875. (pinterest.com)
Маркс противопоставлял современным для него реалиям бесклассовое коммунистическое общество, где граждане будут равны в правах, а расслоение исчезнет благодаря ликвидации любой иерархии и частной собственности. Однако многие историки, социологи и экономисты считают марксистские идеи утопическими и нереализуемыми на практике в силу человеческой природы, которой свойственен эгоизм и желание личного обогащения.
Энгельсе в самостоятельном фундаментальном труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» в не менее яркой форме обличил порочную составляющую наёмного труда и затронул неравенство полов.
Фридрих Энгельс, 1879. (wikipedia.org)
Фридрих Ницше — ученик Шопенгауэра, унаследовавший от него принципы иррационального познания мира. В 20-м веке ницшеанство в искажённом виде использовали нацисты для доказательства превосходства немцев над другими народами. Дело в том, что сестра мыслителя Элизабет Фёрстер была ярой сторонницей антисемитов и радикальных националистов, выступавших за очищение арийской расы. Именно ей после смерти брата достался архив Ницше, который Элизабет, вдохновлённая идеями пангерманизма, сразу же начала исправлять, внося антисемитские дополнения. Позже она лично передала труды Ницше нацистам, и массовая немецкая публика, ранее не читавшая оригиналы, ознакомилась с уже искажёнными текстами.
Фридрих Ницше. (fastly.syg.ma)
«Падающего толкни», «То, что меня не убивает, делает меня сильнее», — эти и другие афоризмы Ницше звучат провокационно, особенно в вырванном из контекста виде. Философ не призывал к убийству. В его понимании, страдания — проверка личности на статус сверхчеловека, особого существа, способного отвергнуть старые морали ради творческих идеалов.
Сверхчеловек — идеал Ницше, раскрытый в работе «Так говорил Заратустра». В трактате «По ту сторону добра и зла» также звучат мотивы поиска сверхчеловека, как пример Ницше приводит Наполеона Бонапарта и Леонардо да Винчи, заглянувших за пределы общественных стандартов ради великой цели.
Любопытно, что теорию сверхчеловека Ницше литературоведы и философы часто сравнивают с идеей о «тварях дрожащих» и «право имеющих» Родиона Раскольникова — главного героя романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, чьё творчество вдохновляло Ницше.
Другой важный пункт философии Ницше — теория вечного возвращения, согласно которой человеческая жизнь не имеет конца, «мировой цикл уже бесконечное число раз повторил себя», а значит, нет смерти.
Наконец, третий столп философии Ницше — гибель христианства как идеологического центра. Наиболее полно Фридрих раскрыл идею смерти христианской морали в работе «Антихристианин» (в некоторых переводах «Антихрист»). Ко второй половине 19-го века нравственные идеалы в Европе смешались, по мнению Ницше, христианство с его утешающей и примиряющей составляющей больше не могло господствовать в окружавшем мыслителя мире, на смену религии должен был прийти сверхчеловек. Во многом Ницше повлиял на зарождавшийся во время его творчества декаданс, отличавшийся от других направлений в искусстве настроениями упадничества и кризисом общественного сознания.
Формирование философии Нового времени
Начиная с 18-го столетия начинается период в развитии философской традиции Запада, который принято называть философией Нового времени. Зарождение и складывание новой европейской мыслительной традиции определили следующие факторы:
- социально-экономические преобразования.
- разложение феодальных, и зарождение капиталистических отношений.
- возрождений ценностей античной культуры.
- религиозная реформация.
- распространение знаний среди широких слоёв населения.
- активное развитие естествознания.
Замечание 2
Всё вышеперечисленное приводит к тому, что религия теряет свои прежние позиции, отныне у неё нет монополии в культурной и духовной сферах бытия.
Во времена феодализма и рабовладения не было чёткого разделения между философской мыслью и науками. Тогда существовала неразграниченная, единая сфера знания, которая называлась «философия-наука». В Новое время происходит отпочкование частных дисциплин из лона философии. Это, в свою очередь, повлияло и на последнюю. Мыслительная традиция приобрела специфические черты, в ней появились новые направления и методы
Прежде всего, изменяется сам предмет «матери» всех наук, а сами мыслители концентрируют своё внимание на проблеме соотношении сознания и материи, а также уделяют внимание решению логико-гносеологических вопросов. Кроме того, радикальные перемены в естествознании, зарождение и развитие частных методов исследования в этой области, поставили перед мыслителями задачу обобщения их достижений и разработки некоего общего метода
Именно серьёзные успехи в частных науках поставили вопрос о выработке метода познания. Сначала был поставлен вопрос о происхождении знания, его источнике. Что первично: разум или чувства, спрашивали интеллектуалы этой эпохи. При решении этих проблем было создано два главных течения:
- эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк).
- рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Эмпиризм как направление в гносеологии, связанное с успехами естествознания, возникает Италии и Нидерландах, но своё логическое завершение получает в Англии. Рационализм же, связанный, в первую очередь, с достижениями математической науки, появился ещё в Древней Элладе, а именно в концепциях Сократа и Платона. Окончательно это направление оформляется как независимое течение в гносеологии только в 17 столетии.
Приверженцы первого течения утверждали, что опыт – главный источник знания, что нет ничего в сознании, чего бы не было в чувствах. Представители данной интеллектуальной парадигмы опирались на эксперимент и на конкретные достижения современной им физики, зоологии, химии, ботаники. Они были убеждены, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Всеобщие достоверные истины, в которых никто не может усомниться, согласно их взглядам, происходят только из опыта, а не из сознания.
Рационалисты же, являясь по совместительству творцами новой математики и теоретического естествознания, считали главным источником знания – разум, логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они ставили своей целью сделать рационалистический метод всеобщим как для философии, так и для всех частных наук. Источник всеобщности и необходимости математических истин выводился из самого ума, либо из понятий, врожденных уму (Декарт), либо из врожденных интеллектуальных потенций (Лейбниц). Таким образом, оба эти направления абсолютизировали одну из сторон познавательного процесса.
Исторический экскурс
Мы все знаем, что в древнейшей истории человечества опыт был единственным доступным источником знания ввиду отсутствия книг, письменной и устной речи. Накопленный предками опыт передавался следующим поколениям невербальными методами, примерно так, как передают свой опыт потомству представители животного мира.
И даже когда начал формироваться язык как средство передачи информации, передать можно было лишь то, что видел и слышал сам, или то, что видели и слышали люди, с которыми довелось общаться. Первым, кто сформулировал эту ситуацию, является древнегреческий философ Протагор (485-410), который, по свидетельству современников, так и заявил, что «как мы чувствуем что-либо, так это и есть на самом деле».
Различные вариации на тему чувственного опыта, получаемого человеком, как источника знания можно встретить у разных философов. Тем не менее эмпиризм как полноценное философское течение сформировался намного позже, уже в Новое время. Основоположником эмпиризма в философии является английский историк и философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
Основные направления
Главной идеей философии НВ стала мысль, что разум человека не имеет границ в своём могуществе и что все явления мира могут быть объяснены с научной, рациональной точки зрения. Процветал материализм, стремление к познанию. Основными направлениями в философии стали:
- Рационализм. Это философское направление признаёт ум как единственный источник получения знаний, отрицая роль личного опыта и чувственного восприятия. Главной идеей этого течения стала мысль, что только с помощью рационального мышления можно изучать окружающую действительность и менять её по своему усмотрению. Сформировался рационализм в конце XV — начале XVI века. Его представили такие известные мыслители, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
- Эмпиризм. Это течение противопоставлялось как рационализму, так и мистицизму. Его последователи считали, что главным в познании мира выступает опыт и личное восприятие окружающей реальности, а роль научных исследований в сравнении с ним ничтожно мала. Они пытались снизить роль теоретических обобщений и увеличить значимость персональных ощущений человека. Эмпиризм зародился в середине XV века. Его основоположники и видные представители — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк.
Одной из характерных черт философии НВ стало восхваление человека как активного и творческого существа. Для неё характерен оптимистичный взгляд на будущее и интерпретация исторических событий. В политическом смысле рационализм стал представлять интересы нового класса и капиталистической буржуазии в их стремлении перебороть старые феодальные устои. Для этого нужно было постепенно расширить и раскрепостить умы людей при помощи развития образования и науки.
Немецкая классическая философия
Иммануил Кант — родоначальник немецкой классической философии. В трудах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» мыслитель анализировал возможности разума, отдельно рассматривая чувства и понятия долга и нравственности. Вещь в себе — одна из важнейших концепций Канта, согласно которой любой объект этого мира существует как проекция в сознании человека. За продвижение тезиса о первичности идей по отношению к материи Кант носит звание основателя немецкого классического идеализма. Также гений из Кёнигсберга активно использовал понятие априори, то есть знания, получаемого без опыта.
В труде «Критика практического разума» Кант сформулировал центральную этическую идею своей философии — категорический императив. По Канту, человек должен поступать так, чтобы его действия могли стать нравственным ориентиром для общества. Эта мысль соотносится с утверждением в книге «Суждения и беседы» Конфуция: «Если условие согласно со справедливостью, то сказанное можно исполнить». А сделать правильный выбор человеку должен помочь нравственный закон, имеющий божественную основу: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».
Иммануил Кант. Портрет кисти Иоганна Готлиба Беккера, 1768. (Schiller-Nationalmuseum)
Иоганн Фихте был продолжателем идей Канта. Он полагал нравственную деятельность основой человеческого сознания. Философию же Фихте рассматривал как фундамент всех наук. Пропагандировал практический подход, считая, что науки должны помогать человеку. Как и Кант, Фихте был идеалистом, но со временем начал склоняться к объективизации реальности, отрицая человеческую индивидуальность, заменяемую абсолютной общей нравственностью.
Иоганн Фихте. (wikipedia.org)
Фридрих Шеллинг развивал принципы раннего субъективного идеализма Фихте, чтобы дать ответы на вопросы: как возникает сознание и как оно становится объектом, если изначально является субъективным, то есть имеется у каждого человека. Двойственность философии Шеллинга заключается в отведении главной роли в сознании человека интуиции, которой обладают не все. Со временем разумом немецкого мыслителя завладели мистические идеи, он стал фаталистом. Поздний Шеллинг переосмыслил свободу как общественное явление, а не как выражение воли отдельно взятого человека.
Фридрих Шеллинг, 1848. (bildindex.de)
Георг Гегель стал одним из самых сложных и противоречивых философов. Он выступал за разумное постижение мира, однако признавал невозможность исчерпывающего познания реальности из-за идеалистических идей. По мнению Гегеля, видимо, продолжающего мысль Платона, земной мир — лишь материальная составляющая высшей реальности, названной абсолютной идеей. Её создал некий высший разум, распределивший всё во Вселенной правильно и гармонично. Абсолютную идею можно найти в сознании человека. Эта философия напрямую связана с мыслями философа о боге, обозначенном Гегелем как мировой дух. И вся история человечества — череда проявлений мирового духа.
Артур Шопенгауэр — один из самых известных философов-иррационалистов. Он не верил в наличие разумного начала. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр обосновывал две главные идеи мироустройства: во-первых, судьбами и поведением людей управляет воля — страсти и инстинкты, которые сложно подчинить, а значит, ничего хорошего от жизни ждать не стоит; во-вторых, реальность и её аспекты — время, пространство, значение любых предметов — зависят исключительно от субъективного представления человека. А если всё зависит лишь от представления, то каждый поступок, любое достижение и даже подвиг можно легко обесценить, лишив смысла. Любопытно, что Шопенгауэр склонялся к буддизму, это объясняет его видение мира как страдания.
В книге «Афоризмы житейской мудрости» Шопенгауэр, анализируя модель поведения человека в обществе и нравы аристократов, пришёл к выводу о пустоте каждого в этом мире и отсутствии смысла любых связей с социумом. Высокую роль Шопенгауэр отводил одиночеству: «В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле». В трактате «Эристика, или искусство побеждать в спорах» философ объяснял читателям, как одерживать верх в полемике. Нередко Шопенгауэр прибегал к советам из области чёрной риторики и софистики. Влияние философа на умы последующих десятилетий неоспоримо, без его иррационализма и пессимизма, скорее всего, человечество никогда бы не узнало о том, кто такой Фридрих Ницше. Кроме того, взгляды Шопенгауэра анализировал и оспаривал в своих произведениях Лев Толстой.
Основные проблемы
Можно выделить несколько проблем, которые поднимала Философия того времени. Давайте рассмотрим, в чем заключаются некоторые из них.
Проблема счастья и поиска смысла жизни
Чтобы человек мог нормально развиваться, ему нужно регулярно думать о своих потребностях— физических, духовных, познавательных. Потребности являются следствием негативных эмоций, которые испытывает человек. В результате негативные эмоции утихают. На смену им приходят радостные.
Человек способен совершать даже те действия, которые совсем не вызывают у него «душевного подъема». В конечном итоге это принесет ему пользу.
Счастье – состояние в динамике, развитии. Положительные эмоции человек получает, когда удовлетворяет свои нужды, исполняет желания. Потом, эмоции притупляются, и появляется необходимость ставить новые цели.
Основные течения
Философия Нового времени включает в себя два направления — эмпиризм и рационализм. Первое говорит о том, что во главе всего стоит опыт человека и то, как он воспринимает окружающую действительность. А вот роль научных теорий, по сравнению с опытом, ничтожно мала. Это философское течение сформировалось в Англии. Его яркими представителями являются: Бэкон, Гоббс и Локк.
Представители второго направления считали, что единственно возможный способ познавать то, что происходит вокруг — обратиться к своему разуму. Представители этой теории отрицают, что мир познают при помощи человеческого опыта либо опираясь на чувственное восприятие. Они не согласны с представителями философии эмпиризма. Основные представители рационалистического подхода — Лейбниц, Спиноза и Декарт.
Рационализм – это учение о том, что возможность людей при помощи собственного разума познавать окружающую действительность и менять ее к лучшему практически безгранична. Рационализм в философии нового времени, опирается на прогресс в развитии науки и техники и соответствующих настроений в обществе. Его характерными чертами являются придание истории оптимистического окраса, восхваление человека как свободного и активного существа.
Подобные течения появлялись во время разложения эпохи феодализма и существенных перемен и экономике, жизни общества в целом. Объясняется это тем, что в период развития капитализма нужно было развивать образование, науку. А для этого — постепенно раскрепощать человеческие умы.
Рационализм выражает взгляды и устремления нового класса, буржуазии в ее борьбе с феодализмом и господством католической церкви. Человек, как разумное существо, является властелином мира. Поэтому, он строит все отношения в обществе, руководствуясь разумом. Человек должен помнить, что он равен любому другому, имеет личные права и свободу.
Философия Нового времени
Замечание 1
Период Нового времени – это эпоха научной революции. Он ознаменован рядом значительных открытий в разных областях естественных наук, первостепенная роль при этом принадлежит механике.
Философия Нового времени своими достижениями частично обязана углубленному изучению природы, а частично – все более усиливающемуся соединения математики и естествознания. Отвечая потребностями научного познания, философия в данный период ставит в центр осмысления проблему метода познания, основываясь на том, что знаний бесконечное множество, а метод их достижения должен быть един и применим к любым наукам, включая философию. Философы Нового времени на основании представлений о таком универсальном методе, разделились на несколько направлений:
- рационализм;
- эмпиризм (сенсуализм);
- субъективный идеализм.
Рационализм предполагает дедуктивный метод познания, то есть продвижение от общего положения к частным выводам. Для этого философы признали существование врожденных идей, из которых может быть выведено любое знание, включая существование Бога. Сведения о природе человек получает от ощущений. Мышлением опыт и эксперимент используются как основные методы познания.
Эмпирики (сенсуалы) считают основным методом индукцию. Единственный источник знания, по их мнению – опыт, который дается посредством ощущений, восприятия и представления. Врожденные знания полностью отрицаются. Человеческая душа – это чистый лист, на который природой наносятся свои письмена. Эмпирики говорили о том, что ощущения могут быть обманчивы и их нужно подтверждать экспериментально.
Субъективный идеализм предполагает, что за субъективными понятиями не стоит никакой реальности, то есть они – суть фикции.
Основные представители
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Английский мыслитель и государственный деятель считается первым философом Нового Времени. Несмотря на то что его деятельность протекала еще в период Возрождения, его взгляды были ближе к эпохе 17 века. Среди современников он больше был известен как высокопоставленный чиновник. В 1618 году Бэкон удостоился должности лорда-канцлера Англии, но спустя три года был арестован по обвинению во взяточничестве и решением суда навсегда лишен возможности занимать государственные посты.
Английский философ, эмигрировавший из-за своих взглядов во Францию перед первой английской революцией. Гоббс был основателем концепции механического материализма, которая рассматривала природу как совокупность материальных тел, различающихся размером, фигурой, положением и движением. Материя, по мнению философа, вечна и ей тоже присуще движение.
Рене Декарт (1596-1650)
Французский философ и естествоиспытатель имел дворянское происхождение и получил образование в лучшей европейской школе того времени. Большую часть работ он написал в Голландии, куда переехал на 20 лет.
Бенедикт Спиноза (1632-1677)
Философ из еврейской семьи родился в Амстердаме. В 16 лет стал помогать отцу-предпринимателю, но после его смерти не стал продолжать семейное дело и переключился на изучение философии и латыни. В 1677 году Спиноза был вынужден переехать в Гаагу, так как из-за своих атеистических взглядов подвергся гонению. После публикации своего первого труда, его пригласили на работу в Гейдельбергский университет, но он отказался.
Джон Локк (1632—1704)
Английский педагог и философ, преподававший в Оксфордском университете древнегреческий язык. В 1667 году он стал домашним врачом и воспитателем графа Шефтсбери, затем спустя 22 года навсегда вернулся в Англию. Здесь стал одним из самых влиятельных и успешных философов современности.
Что такое Новое время?
Определение 1
Новое время, или ещё одно распространённое название в исторической науке, Новая история – период в развитии западной культуры, начавшийся после Средневековья.
Данное понятие зародилось в Италии в эпоху Возрождения. Итальянские гуманисты предложили разделить развитие западной цивилизации на древнюю, среднюю и новую историю. Предложенный термин, по мнению деятелей Просвещения, включает в себя расцвет светской культуры, освобождение от официальных догматов Церкви, объявление человека главной ценностью. Исследователи считают, что причиной изменений в обществе этого времени был именно духовный и культурный подъём, а не социально-экономические преобразования. Данный этап по своему содержанию во многом противоречив. Такие явления как Высокое Возрождения, Реформация и подъём гуманизма сочетались с иррационализмом, всплеском демонологии, а также «охотой на ведьм». Некоторые историки полагают, что «охота на ведьм» имело место быть в эпоху гуманизма и зарождения европейской толерантности потому, что преследование колдунов было не чем иным, как борьба с прокажёнными.
Термин «Новое время» был «взят на вооружение» культурологами и историками, однако смысл его остаётся условным. Дело в том, что не все народы вступили в этот период одновременно. Именно на данном этапе формируются принципиально новые установки и ценности человеческой цивилизации, складывается новая система взаимоотношений между людьми, культурами и нациями. Формируется так называемый европоцентристский мир, начинается экспансия европейской цивилизации в другие регионы земного шара.
Философия Нового Времени
Эпоха Нового времени, начавшаяся в 17 веке, пришла на смену Возрождению. В это время человечество совершило в своем развитии огромный скачок. Под влиянием прорывных открытий, которые расширили представления о природе и человеческом разуме, впервые начали подвергаться сомнению церковные постулаты. Развилось новое течение философской мысли. Цели и задачи философов заключались в осмыслении и объяснении особенностей современного мира.
Философия Нового времени — это период западной мысли 17-18 вв., характеризующийся стремлением познавать мир через опыт и мышление.
Принято выделять следующие этапы в развитии философии:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- европейская философия начала Нового времени (1600-1688 гг.);
- европейская и североамериканская философия эпохи Просвещения (1688-1789 гг.);
- немецкая классическая философия (1770 г. — середина 19 в.).
Три теории субстанции
В Новое время была поднята проблема субстанции — некой первоосновы мира, которая существует всегда и не зависит ни от чего другого. Теории о ней существовали ещё со времён античности, но специфика вопроса оставалась значимой для общественности в XVII—XVIII вв. В Новое время возникло 3 основных направления:
- Дуализм. Теория о том, что во вселенной существуют два первобытных начала, противоположные по своей основе. Согласно ей, вся человеческая жизнь — это постоянная борьба двух противоборствующих сторон, потому люди никогда не смогут достигнуть состояния покоя и умиротворения.
- Монизм. Согласно этой теории, все объекты и живые существа во вселенной являются порождениями единого начала. Все они похожи между собой и отличаются только количественными, а не качественными характеристиками.
- Плюрализм. По этой теории, во вселенной существует множество форм субстанции, никак не связанных между собой. Они не борются и не противопоставляются друг другу, сосуществуя во всех областях человеческой жизни, будь то творчество, наука, религия или философия.
Краткая характеристика Нового времени
Новое время характеризуется прежде всего активным развитием наук: астрономии, математики, естествознания и других. Это открыло перед человечеством новые горизонты и помогло совершенно по-иному взглянуть на мир. Это отразилось и в философии, задачей которой на протяжении всей ее истории было понять мировые и общечеловеческие законы и использовать эти знания во благо.
Когда в науке было совершено множество удивительных и передовых открытий, меняющих представление об окружающем мире, философам также пришлось принять эти изменения и уже на их основе делать определенные умозаключения.
Важной характеристикой Нового времени является материалистическая тенденция, вызванная значительными успехами ученых в области естествознания. Наука стала играть куда большую роль, нежели религия, требующая слепой веры и безусловного подчинения
Теперь же имело значение лишь то, что могло быть доказано в ходе эксперимента или объяснено с научной точки зрения или с помощью неопровержимых доказательств.
Основные проблемы
На первый план философской мысли выходит проблема субстанции, восходящая к античности. Философы Нового Времени считали субстанцию ядром бытия, без которого существование всего остального невозможно. В результате сформировались философские концепции, различающиеся по числу и типам элементов реальности
Первым, кто обратил внимание на проблематику субстанции, был Ф. Бэкон, он ставил субстанцию в центр всего сущего
На основе его теории, выделилось несколько течений, исследующих вопрос субстанции:
- Дуализм. Декарт был первым, кто оспорил учение Бэкона, выдвинув идею о двух субстанциях. Помимо классической божественной и высшей субстанции, он ввел еще одно понятие, исходя из которого, и духовное, и материальное может являться субстанцией.
- Монизм. Спиноза считал, что субстанция может быть только одной — это Бог или природа. Он полагал, что все, что происходит в мире, обусловлено законами божественной природы.
- Плюрализм. Эта теория, допускающая бесконечное многообразие неделимых субстанций, принадлежит математику и философу Лейбницу. По его мнению, весь мир состоит из субстанций, которые взаимодействуют друг с другом по принципам гармонии.
В результате размышлений о субстанции философская мысль поделилась на направления эмпиризма и рационализма, которые составили основу учения того времени. Основателем первой идеи был Бэкон, вторая принадлежит Декарту. Несмотря на расхождения в концепциях, их объединяло стремление поставить человека и разум в центр мироздания.
Идеи философии Нового времени
Решающее влияние на становление философии Нового времени оказали дальние и продолжительные путешествия по морю. Расширение географических границ, знакомство с иными народами и другим жизненным порядком рождало сотни вопросов, на которые предстояло найти ответы. Все это давало огромный импульс для развития философии и науки, которые начали видеть мир в совершенно ином свете.
Наука больше не строилась на открытиях и высказывания авторов прежних веков. Природа познавалась экспериментальным методом. Ученые стали изучать мир не просто ради любопытства, а чтобы применить новые достижения на практике. Изменения коснулись и отношения к религиозным догмам, человеческий разум ставился выше их. Стало скептическим отношение к авторитету церкви, философы стремились вывести государство и образование из-под церковного влияния. Центром вселенной был объявлен разум и его безграничные возможности.
Основные направления
Главной идеей философии НВ стала мысль, что разум человека не имеет границ в своём могуществе и что все явления мира могут быть объяснены с научной, рациональной точки зрения. Процветал материализм, стремление к познанию. Основными направлениями в философии стали:
- Рационализм. Это философское направление признаёт ум как единственный источник получения знаний, отрицая роль личного опыта и чувственного восприятия. Главной идеей этого течения стала мысль, что только с помощью рационального мышления можно изучать окружающую действительность и менять её по своему усмотрению. Сформировался рационализм в конце XV — начале XVI века. Его представили такие известные мыслители, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
- Эмпиризм. Это течение противопоставлялось как рационализму, так и мистицизму. Его последователи считали, что главным в познании мира выступает опыт и личное восприятие окружающей реальности, а роль научных исследований в сравнении с ним ничтожно мала. Они пытались снизить роль теоретических обобщений и увеличить значимость персональных ощущений человека. Эмпиризм зародился в середине XV века. Его основоположники и видные представители — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк.
Одной из характерных черт философии НВ стало восхваление человека как активного и творческого существа. Для неё характерен оптимистичный взгляд на будущее и интерпретация исторических событий. В политическом смысле рационализм стал представлять интересы нового класса и капиталистической буржуазии в их стремлении перебороть старые феодальные устои. Для этого нужно было постепенно расширить и раскрепостить умы людей при помощи развития образования и науки.