Административное правонарушение — понятие и признаки, классификация, юридический состав

Виды административных правонарушений: подходы к классификации

Понятие административного правонарушения

Кодекс РФ об Административных правонарушениях вступил в силу с 30.12.2001 года. Он предусматривает, что лица, совершившие административное правонарушение, должны быть привлечены к ответственности.

Определение 2

В рамках данного кодекса дано определение административному правонарушению. Согласно нему, под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие/бездействие физического и/или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность, в соответствии с административным законодательством федерального и регионального уровней.

Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель — предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив — осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

  • доказыванию по делу об административном правонарушении;
  • учету при определении меры и вида административной ответственности;
  • анализу при изучении причин совершения правонарушения.

Виды правонарушений

Классификация по видам административных правонарушений может проводиться по разным критериям или признакам.

Замечание 2

В то же время научную основу для классификации составляет кодифицированное законодательство, а именно Кодекс об административных правонарушениях РФ. В качестве классифицирующего критерия в таком случае выступают родовые и видовые объекты посягательства на определенный вид общественных отношений

В соответствии приведенными признаками административные правонарушения могут быть подразделены на такие виды как нарушения, посягающие на:

  • права граждан (избирательные, трудовые и др.);
  • здоровье населения (хранение и приобретение наркотических средств, сокрытие источника заражения ВИЧ и др.);
  • собственность (государственную, муниципальную, частную, интеллектуальную и др.);
  • окружающую среду (порча земель, нарушение правил лесопользования и др.);
  • строительство, энергетику (нарушение правил промышленной безопасности, нарушение порядка строительства и др.);
  • сельское хозяйство (нарушение правил ведения животноводства, мелиорации земель и др.);
  • транспорт (нарушение правил дорожного движения);
  • связь и информацию (злоупотребление свободой информации в СМИ, повреждение телефонов-автоматов);
  • предпринимательскую деятельность (осуществление деятельности без лицензии, обман потребителей, незаконное получение кредита и др.);
  • финансы, налоги и сборы (нарушение сроков постановки на учет, правил работы с наличными и др.);
  • таможенные правила (не декларирование товаров, провоз запрещенных товаров и др.);
  • государственную власть (порча государственных символов, невыполнение требований правоохранительных органов и др.);
  • государственную границу (нарушение правил прохода через государственную границу, нарушение режима пребывания и др.);
  • порядок управления (передача незаконных вещей в тюрьмы, нарушение порядка изготовления государственных бланков и др.).

Способы наказания

В Российской Федерации существуют различные методы воздействия на правонарушителей. Опираясь на КоАП РФ и другие законы регионов страны, выделяют основные методы наказания:

  1. Предупреждение — самый легкий способ воздействия на правонарушителя. Выносится в письменной форме.
  2. Штраф — денежная сумма, которая зависит от субъекта и тяжести правонарушения. Как правило, штрафы для юридических лиц крупнее, чем для физических.
  3. Лишение специальных прав — временное или постоянное ограничение человека в определенных действиях. Самым распространенным примером является лишение водителя прав на управление автомобилем.
  4. Приостановление деятельности — временное закрытие фирмы или ограничение деятельности индивидуального предпринимателя. Законодательство определяет максимальный срок такого наказания до 90 суток.
  5. Конфискация — принудительное изъятие предмета, которое было причастно к противоправному действию. Например, изъятие краденых вещей у преступника.
  6. Общественные работы — провинившемуся назначаются обязательные работы, которые не оплачиваются. Примером может являться принуждение к уборке улиц или работы по озеленению парков.  
  7. Арест — самая тяжелая форма административного наказания. Подразумевает арест сроком до 15 суток.

Все эти формы наказаний могут заменять друг друга, в зависимости от состава правонарушения и тяжести последствий преступления. Если нарушитель отказывается отбывать наказание, меры воздействия могут ужесточаться. Одна из главных функций охраны административного права — это предупреждение новых преступлений путем определения строгих наказаний за возможные проступки. Административные правонарушения имеют неприятные последствия для нарушителя и он должен быть наказан в обязательном порядке. Опора на законы позволяет определять тяжесть преступления и назначать соответствующее возмездие. Все это помогает сохранять спокойствие и безопасность граждан.Узнайте еще больше интересной информации об административных правонарушениях из предложенного ниже видео.

Еще по теме Классификация административных правонарушений:

  1. Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении Комментарий к статье 28.8
  2. Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях Комментарий к статье 22.3
  3. Тема 15. Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях Дела об административных правонарушениях рассматриваются:
  4. Тема 19. Стадии производства по делам об административных правонарушениях 19.1. Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях. Порядок возбуждения и расследования. Протокол, его процессуальное значение
  5. Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений Комментарий к статье 4.4
  6. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
  7. Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения Комментарий к статье 2.9
  8. Соотношение административного правонарушения с иными правонарушениями
  9. Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования Комментарий к статье 29.1.6
  10. Раздел V Административное принуждение, административное правонарушение и административная ответственность Глава 19 Административно-правовое принуждение
  11. 13.2. Административное правонарушение – «проступок» как основание административной ответственности
  12. § 3. Административное правонарушение как основание административной ответственности
  13. Тема 18. Производство по делам об административных правонарушениях 18.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
  14. Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением Комментарий к статье 1.6
  15. Статья 29.1.7. Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации Комментарий к статье 29.1.7
  16. Раздел УІ Административно-процессуальное право. Производство по делам об административных правонарушениях Глава 23 Административный процесс и административно-процессуальное право
  17. Административный надзор в производстве по делам об административных правонарушениях
  18. Глава 24 Общие положения производства по делам об административных правонарушениях. Субъекты административной юрисдикции

Отличие административного правонарушения от преступления

Таблица № 1

Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.ПРИЗНАКИ административного правонарушения1. Противоправность
выражается в совершении деяния (действия или бездействия), запрещенного административным законодательством, соответствующими административно-правовыми нормами.
2

Виновность
выражается в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное осуществлено умышленно или по неосторожности.
3. Наказуемость
выражается в том, что за совершенное деяние административным законодательством предусмотрена ответственность.

Таблица № 2

СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ – это совокупность признаков, определяющих конкретное противоправное действие или бездействие, как правонарушение.Объект
– это круг общественных отношений
, регулируемых и охраняемых правом, в котором произошло деяние, причинившее этим отношениям вред, возникающие сфере государственного управления, регулируемые нормами права то есть то, на что посягает конкретное правонарушение.
Объективная сторона
характеристика действия или бездействия, способа совершения правонарушения, обстоятельств (может выражаться как в действии, так и в бездействии).
Субъективная сторона
выражается в его виновности. Без вины нарушителя не может быть и административной ответственности

Вина может быть в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).
Субъект
— это физическое и юридическое лицо, совершившее правонарушение и подлежащее в силу этого административной ответственности.

Таблица № 3

Отличие преступления от административного правонарушения
1. По степени общественной опасности.
Административное правонарушение обладает меньшей степенью общественной опасности.
2. По степени уголовной противоправности.
а) за правонарушение наступает административная ответственность, за уголовное преступление – уголовная ответственность. б) за правонарушение несут ответственность не только физические лица, но и юридические и должностные лица; уголовную ответственность несут только физические лица.
в) административная ответственность наступает с 16-ти лет; уголовная ответственность наступает с 16-ти лет, а за преступления представляющих повышенную опасность – с 14-ти лет. г) уголовную ответственность несут все на общих основаниях; а военнослужащие и сотрудники ОВД, за совершенное правонарушение, несут дисциплинарную ответственность, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 2.5 КРФоАП).
3. По применению мер уголовного наказания.
Административная ответственность наступает по решению конкретных должностных лиц, государственных органов или суда; уголовная ответственность наступает только по решению суда.

Объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Значение объекта административного правонарушения:

  1. определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;
  2. в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;
  3. определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда.

Виды объектов административного правонарушения:

  1. общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);
  2. родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);
  3. видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);
  4. непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);
  5. дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);
  6. факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

  1. объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;
  2. предмет является факультативным элементом объекта;
  3. объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

Административные правонарушения

Для полноценной жизни любого общества важны здоровые социальные отношения и благополучие его граждан. Противоправные действия любого лица, посягающие на общественные отношения, носят название административного правонарушения. Государство контролирует соблюдение гражданами и юридическими лицами административного законодательства и предусматривает применение к нарушителям соответствующих мер.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Административные правонарушения могут затрагивать различные сферы жизни государства:

  • права его граждан;
  • экологические проблемы;
  • организацию здравоохранения;
  • санитарно-эпидемиологического благополучие;
  • налоговое законодательство;
  • земельные отношения;
  • общественный порядок.

Каждый раздел КоАП, характеризующий админправонарушения, содержит квалификацию проступка и определение наказания за каждый из них.

Деяния юридических и физических лиц с нарушениями профильных законов представляют основания для применения административных мер наказания. Основные из них:

  • штраф;
  • предупреждение;
  • административный арест;
  • лишение квалификации;
  • временное либо постоянное приостановление деятельности;
  • изъятие;
  • лишение определенных прав.

Наказание за такой вид нарушений носит профилактический характер и не преследует цели унижения лица, привлеченного ответственности, или снижения его репутации.

Понятие административных правонарушений и их квалификационные признаки

Для правильной квалификации правонарушения законодатель закрепил его понятие в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации

Статья 9 указанной кодификации норм права гласит, что проступком в рамках правоотношений, подпадающих под сферу регулирования административного закона, является противоправное деяние, которое проявляется действием или бездействием, совершенное умышленно или с неосторожностью, нарушает или посягает на общественный порядок, объекты собственности общества, отдельные свободы и права граждан РФ или на порядок управления, предусматривающий за нарушение применение административных санкций

Классификация административных правонарушений представлена разделами КоАП

Из указанного определения можно выделить следующие квалификационные признаки представленной категории проступков:

  • Это должно быть деяние гражданина;
  • Деяние может быть представлено действием или бездействием;
  • Оно должно быть виновным;
  • Нарушает или может нарушить в случае отсутствия реагирования правоохранительных органов социально значимый общественный порядок;
  • Объектом посягательства или нарушения также могут выступать права и свободы человека, предметы общественного значения или порядок управления;
  • Административное законодательство предусматривает определенную санкцию за такое деяние.

Виды и примеры административного правонарушения

  1. Посягательство на гражданские права человека — препятствование честным выборам, нарушение правил предвыборной агитации, наказание работников за проведение забастовки в рамках закона, предоставление ложной информации;
  2. Нарушение родительских прав — ненадлежащий уход за несовершеннолетним ребенком, невыполнение родительских обязательств;
  3. Причинение вреда здоровью — пропаганда наркотических средств, нарушение санитарных требований на пищевых предприятиях, прием сильнодействующих лекарств без рецепта врача;
  4. Посягательство на общественную и государственную собственность — незаконное владение участком земли, пользование электричеством и газом без согласованного подключения к сети, вандализм по отношению к памятникам культуры и общественным зданиям;
  5. Посягательство на личную собственность — мелкие кражи, повреждение чужих вещей и предметов собственности;
  6. Причинение вреда окружающей среде — выброс мусора в непредназначенных для этого местах, нарушение правил пожарной безопасности в лесу, незаконная вырубка деревьев;
  7. Несоблюдений правил на производствах — нарушения в технических процессах производства, отсутствие нормативной документации, пренебрежение к требованиям общей безопасности на предприятии;
  8. Нарушение правил дорожного движения — несоблюдение правил разметки и дорожных знаков, вождение автомобиля в нетрезвом виде, отсутствие документов на право вождения автомобилем.

Понятие административных санкций и их виды

Взыскания, как виды административно-правовой ответственности – это принудительное наступление для правонарушителя негативных последствий, предусмотренных официальным законодательством и направленных на воспитание нарушителя и превенции повторения совершения проступков с его стороны и стороны третьих лиц (иных граждан).

Воспитательные цели административных санкций направлены на:

  • Соблюдение и уважение закона;
  • Понятие общественной ценности, ответственного отношения к ней;
  • Выполнение правил общественного сожительства;
  • Негативное отношение к повторному совершению данного и других виновных наказуемых проступков.

КоАП Российской Федерации закрепляет следующие виды административных взысканий:

  • Штраф;
  • Исправительные работы;
  • Изъятие предмета с последующей компенсацией;
  • Письменное предупреждение;
  • Лишение специальных прав;
  • Безвозмездная конфискация предмета;
  • арест.

Внимание! Административные штрафы как виды админ. наказания — наиболее распространенный вид взыскания

Присуждение штрафа

Самой легкой мерой пресечения является письменное предупреждение. Оно применяется сотрудниками правоохранительных органов в отношении граждан, совершивших незначительный проступок впервые (например, распитие алкогольных напитков в общественных местах, курение в неположенном месте и т.п.).

Самой серьезной санкцией считается арест сроком до пятнадцати суток (например, неисполнение требования сотрудника полиции об остановке движения транспортного средства после совершенного водителем нарушения ПДД).

Решение о размере и виде админ. взыскания принимает начальник сотрудника правоохранительных органов, составившего протокол о соответствующем нарушении. При этом он опирается на вид самого деяния, умысел нарушителя, характер и размер наступивших в результате проступка последствий.

Повторное административное правонарушение

Как указывалось выше,  при решение вопроса о мерах пресечения правонарушения, должностное лицо, уполномоченное издать постановление с указанием вида и размера санкции, непременно учитывает количество и виды нарушений, совершенных нарушителем в текущем календарном году.

Обратите внимание! Повторное совершение проступка несет утяжеление применимой санкции

Решение об увеличении санкции принимается в судебном порядке

Если лицо совершило проступок впервые, чаще всего правоохранители ограничиваются письменным предупреждением, однако при повторном и более совершении нарушений могут наступить следующие последствия:

  • Выбор более сурового взыскания;
  • Удвоение суммы штрафа;
  • Применение сразу двух видов взыскания (например, штраф и лишение права управлять транспортными средствами на определенный срок);
  • Квалификация, влекущая наступление уголовной ответственности.

Административные правонарушения представляют категорию менее тяжких по последствиям деяний, чем уголовные. Однако при злостном уклонении от ответственности, многократном нарушении норм действущего законодательства обоснованно и целесообразно привлечение нарушителя к уголовной ответственности. Поэтому пренебрежительное отношение к соблюдениям установленных правовых норм недопустимо и может быть строго наказуемо.

Что такое административное правонарушение

Административные правонарушения обладают отличительными признаками и видами. Они строго контролируются законом и должны наказываться в обязательном порядке. Административное правонарушение — это поступок, который нарушает закон. В Российской Федерации наказание за такие проступки определяет “Кодекс РФ об административных правонарушениях” (КоАП РФ), а также другие законы, действующие на территории отдельных субъектов страны.

Когда человек или группа лиц совершают какое-то незаконное действие, органы безопасности и судебные комиссии определяют характер проступка. Если действие нарушает общественный порядок, но не причиняет сильный урон жизни и здоровью граждан, его могут назвать административным. В противном случае преступление будет называться уголовным, и за него назначат гораздо более строгое наказание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: