Административная ответственность

Административная ответственность - административное право российской федерации (попов л.л., 2019)

Об административной ответственности военнослужащих

Согласно КоАП, к таким субъектам относятся и те, кто занимается административной, хозяйственной или распорядительно-организационной работой в ВС РФ — как в войсках, так и воинских формированиях. И на таких субъектах административной ответственности остановимся более подробно.

Что касается военнослужащих, то это особые субъекты административной ответственности. Все заключается в особых должностных функциях, выполняемых этой категорий лиц и в их статусе.

Обращаем внимание на ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой административная ответственность может наступить в определенных случаях. Упомянутой статьей предусматривается условие, которое указывает на то, что военнослужащие за допущенные ими нарушения правовых норм могут быть привлечены к ответственности дисциплинарного характера, за исключением ситуаций, отраженных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ

В этой части упомянутой статьи предусматривается общий порядок, согласно которому предусмотрена возможность привлечения субъектов административной ответственности к таковой в случаях нарушения ими перечисленных в статье правовых норм.

Указанные в кодексе нормы касаются и нарушения требований пожарной безопасности, в том числе вне места прохождения службы или проведения военных сборов.

Положения о дисциплинарной ответственности в отношении военнослужащих, в соответствии с действующим законодательством, оговариваются и уставами воинских частей или иных формирований. Предусмотрены следующие виды такой ответственности:

  • выговор, в т. ч. строгий;
  • вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии;
  • лишение очередного увольнения или нагрудного знака.

Помимо этого, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, к военнослужащему может быть применена мера ответственности в виде понижения в должности или снижения звания на одну ступень (также эти меры могут быть применены совместно — и снижение звания, и понижение в должности).

К военнослужащим, несмотря на то, что эти субъекты административной ответственности наделены особым статусом, также могут применяться такие виды дисциплинарной ответственности, как увольнение до момента окончания контракта либо отчисление из военного учебного заведения или с проводимых военных сборов. Самым суровым наказанием следует считать дисциплинарный арест: он заключается в содержании военнослужащего в специальном изоляторе при воинской части или гарнизоне, который называется гауптвахта.

Важно сказать, что применение такой дисциплинарной меры возможно только в том случае, если за совершенное правонарушение в соответствующей статье КоАП предусмотрена аналогичная ответственность (т. е. административный арест)

В виду того, что данная мера пресечения напрямую связана с ограничением прав и свобод человека и гражданина, причем одного из важнейших прав — свободы передвижения, назначение такого наказания возможно только гарнизонным судом. При рассмотрении вопроса о привлечении военнослужащего к ответственности в виде дисциплинарного ареста суд обязан учитывать фактически обстоятельства дела, характеристики личности военнослужащего, а также отягчающие или смягчающие вину обстоятельства, если таковые имеются.

Следует также отметить, что все вышеперечисленное применяется к субъекту административной ответственности не только в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, но также и в зависимости от его должности, звания или статуса при прохождении военной службы, обучения в образовательном учреждении военной направленности или прохождения военных сборов.

Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность внешне обладает всеми признаками юридической ответственности.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются лишь ее характерные признаки.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только федеральными законами; дисциплинарная — законодательством о труде, о государственной службе, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников; материальная (имущественная) ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административного права;

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок; материальной (имущественной) — причинение материального вреда (убытков);

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной — физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. По его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Физические лица — субъекты административной ответственности — могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности;

г) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления — уголовные наказания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

д) административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; исполнительной власти и др.; уголовные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях — в административном порядке;

е) административные наказания применяются органами и должностными лицами к не подчиненным им правонарушителям. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органам, должностным лицам. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности, например, к военнослужащим;

ж) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы, за исключением дисквалификации. Лицо, к которому применено административное наказание, считается имеющим его в течение установленного срока;

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности — как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.

Особенности административной ответственности

Определение 1

Административная ответственность представляет собой правоотношения, которые возникают между государством в лице его компетентных органов и должностных лиц и правонарушителем, совершившим административное правонарушение.

Специфика административной ответственности заключается в том, что она представляет собой особый вид юридической ответственности, который регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административная ответственность наступает с возраста 16 лет, то есть с указанного возраста уже можно привлекать лиц к ответственности, в отношении них можно составлять административные протоколы. Стоит заметить, что процедура рассмотрения протоколов в отношении несовершеннолетних лиц и взрослых различается. Так, административные протоколы в отношении взрослых лиц рассматривают районный суд или мировой судья, административные протоколы в отношении несовершеннолетних лиц рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних при администрации муниципального образования по месту проживания несовершеннолетнего.

Административная ответственность является более мягким видом ответственности, чем уголовная, однако по структуре построения состава, правонарушение и преступление являются близкими понятиями. Так, административная ответственность наступает при выявлении состава административного правонарушения. Состав административного правонарушения представлен четырьмя элементами:

Объект посягательства. Это то, на что направлено правонарушение, нарушаемое право. Факультативным элементом являются потерпевшей и предмет, так как далеко не в каждом правонарушении они присутствуют. Например, в случае совершения правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ потерпевший отсутствует.
Объективная сторона. Это деяние, выраженное в форме действия или бездействия. В некоторых деяниях присутствует причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
Субъективная сторона

Это вина форме умысла или неосторожности. В некоторых случаях могут присутствовать мотив, цель, эмоции.
Субъект

Это физическое вменяемое лицо, достигшее возраста привлечения к административной ответственности.

Административная ответственность устанавливается государством, а именно правотворческим органом. В настоящее время в России административная ответственность устанавливается не только КоАП РФ, но также и региональным законодательством. Например, в ряде регионов существуют законы об административных правонарушениях, который также регламентирует вопросы административной ответственности на территории региона. Стоит отметить, что субъектом административной ответственности может быть не только физическое вменяемое лицо, как в уголовном праве, но и организация, то есть юридическое лицо.

Рисунок 1. Принципы административной ответственности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Отличие административной ответственности от иных видов ответственности

Административная ответственность является более мягким видом ответственности, чем уголовная. Это обусловлено меньшей степенью опасностью административных правонарушений по сравнению с преступлениями. Тем не менее, меры, которые перечислены в КоАП РФ, являются более жесткими, чем, например, меры гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности. Специфика данных мер заключается в воздействии на правонарушителя, нарушающего нормы действующего законодательства. Многие административно-правовые меры направлены на дальнейшее предотвращение совершения правонарушений и преступлений со стороны правонарушителя.

Административное законодательство накладывает на правонарушителя определенные санкции, в связи с чем он вынужден нести определенные лишения. Данные лишения могут заключаться не только в порицании со стороны государственных органов, но и в конкретных мерах наказания, например, в виды назначения денежного штрафа.

При назначении наказания учитывается принцип его индивидуализации, а также общие возможности его реализации. Так, нельзя назначить штраф неработающему человеку, с которого не получится его взыскать в дальнейшем. Аналогичные некоторые меры наказания не могут применяться по отношению к несовершеннолетним. Уголовное законодательство также, в отличие от административного, не предусматривает такую меру наказания, как предупреждение.

Признаки административных правонарушений

Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, смысл которого заключается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Понятие административного правонарушения указано в статье 2.1 КоАП РФ. Правонарушение характеризуется следующими признаками:

Деяние – акт волевого и осознанного поведения. Может быть выражено действиям или бездействием.
Антиобщественный характер. Правонарушение посягает на интересы общества, государства, а также отдельных граждан.
Виновность

Данная конструкция заимствована из уголовного права, где также имеется понятие вины, умысла и неосторожности. Статья 2.2 КоАП РФ предусматривает понятие формы вины.
Противоправность

Деяние, которое совершается лицом, должно быть противоправным и посягать на объект, который представляет определенные ценности для личности, общества, государства.

Важным также является понятие наказуемости, без которого невозможно существование административного законодательства. Это означает установление государством меры ответственности за совершение административного правонарушения. Виды административных наказаний определяются ст. 3.2 КоАП РФ: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановления деятельности, административный запрет на посещение мест проведения некоторых мероприятий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: