Понятие, функции и принципы административной ответственности

Физические лица, как субъекты административной ответственности

В соответствии с КоАП РФ физические лица привлекаются к ответственности, если отвечают двум признакам субъекта административного правонарушения:

  • достигли возраста, с которого наступает ответственность;
  • являются вменяемыми.

Возрастной ценз административной ответственности

Равно как и уголовная, административная ответственность наступает с 16 лет. При этом, в отличие от УК РФ, КоАП РФ не предусматривает никаких исключительных случаев, снижающих возраст. То есть если в уголовном праве за некоторые преступления граждане подлежат ответственности с 14 лет, то в административном действует только один возрастной порог. Именно поэтому субъектом административного правонарушения может стать лицо, достигшее возраста 16 лет. 

Важно: несовершеннолетние правонарушители (от 16 до 18 лет) по решению КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) могут быть освобождены от наказания с применением к ним иных мер воздействия. Это возможно с учетом различных обстоятельств и исходя из тяжести проступка

Вменяемость

В силу статьи 2.8 КоАП РФ физическое лицо, признанное невменяемым, не подлежит привлечению к административной ответственности. Факт вменяемости устанавливается судом на основании заключения психиатрической экспертизы, которая определяет, мог ли правонарушитель в момент совершения проступка руководить своим поведением, понимал ли опасность действий и т. д.

Если ответы на эти вопросы будут отрицательными, суд почти наверняка сделает вывод об отсутствии вменяемости и освободит виновного от наказания. Таким образом, лицо, признанное невменяемым, к ответственности не привлекается, а значит, не может считаться субъектом административного правонарушения.

Юридические лица, как субъекты административной ответственности

Перечень санкций для юридических лиц несколько иной, чем для граждан. В него входят:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация предмета правонарушения или орудия его совершения.

Тогда как физические лица, помимо указанных мер, могут быть подвергнуты аресту, обязательным работам, дисквалификации (в случае с должностными лицами) и т. д.

Большинство статей КоАП РФ содержат ссылку на применение нормы к определенным субъектам административного правонарушения —например, только к физическим или только к юридическим лицам либо к любому правонарушителю с разграничением санкций. Если же такого указания нет, организации являются субъектами административного правонарушения на тех же основаниях, что и  граждане.

Важно: согласно статье 2.10 КоАП РФ, в случае преобразования или смены собственника юридического лица административная ответственность наступает в следующем порядке:

  • при слиянии ответственность несет вновь возникшая организация;
  • при присоединении — присоединившее юрлицо;
  • при разделении — правопреемник (то есть организация, принявшая на себя, согласно разделительному балансу, все права и обязанности прежнего предприятия).

Таким образом, субъекты административной ответственности могут быть разными. Это и физические, и юридические лица, а также должностные лица, военные, иностранцы. Для каждого субъекта КоАП РФ предусматривает определенные виды наказаний. Например, для физических лиц возможен арест, а для юридических – приостановление деятельности. Для иностранцев возможно выдворение с территории РФ. 

Еще больше материлов по теме в рубрике: «Административные правонарушения и ответственность». 

Сущность административной ответственности

Определение 1

Вообще, юридическая ответственность – это существенная часть правовой системы, которой посвящено множество научных работ правоведов и юристов. Однако официального и признанного понятия юридической ответственности нет, существует большое количество различных ее понятий и определений. Так, ряд научных работников предлагают понимать юридическую ответственность как способность переносить негативные юридические результаты нарушения закона.

Следует отметить, это понятие сложное и многогранное, поскольку количество физических и юридических лиц, способных претерпевать негативные результаты нарушения закона, гораздо больше количества субъектов права, несущих ответственность, так как многие из правонарушений попросту не были выявлены, или не установлены их субъекты, а также возможно истечение сроков давности привлечения к ответственности.

Меры правового принуждения используются по отношению ко многим субъектам (и к невменяемым лицам, и к очевидцам, которые игнорируют повестки в суд, и к лицам, помещаемым в приемники-распределители и другим), но они не считаются мерами юридической ответственности.
Административная же ответственность представляет собой государственную реализацию административно-правовых наказаний по отношению к физическим и юридическим лицам, которые совершили административное правонарушение .

Рисунок 1. Адимнистративная ответственность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ее можно рассматривать как правовую ответственность за административные нарушения закона. При этом следует учитывать, что объектом в данном случае являются общественные отношения в сфере государственного управления. Но с одной стороны, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, а также связанные с охраной собственности, прав и свобод граждан, окружающей среды и т.д., а с другой – она используется за несоблюдение не любой нормы административного права, а лишь тех из них, что содержат распоряжение на административную ответственность.

Список литературы

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2008 №197-ФЗ

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г., Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, №52 (ч. 2), ст. 1274.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений), Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, №27, ст. 909.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ, в ред. Федерального конституционного закона от 05.04.2005 №3-ФКЗ, КонсультантПлюс, ст. 1.

Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 09 марта 2004 г. №314, в ред. Указа Президента РФ от 07.10.2008 №1445, КонсультантПлюс, ст. 2.

Литература

Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, стр. 139–143.

Административное право: Учебник. Издание второе, Л.Л. Попов, 2005, КонсультантПлюс, стр. 133–135 (Глава 12, раздел 1)

Административное право: Учебник. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю., ЗАО Юстицинформ, 2007, стр. 92–94

Правоведение: Учебник для высших учебных заведений, М.И. Абдуллаев, Магистр-Пресс, 2004, стр. 151

Административная ответственность: Учебное пособие, И.В. Тимошенко, Москва, «Март», 2004, стр. 22–27.

1 Административное право: Учебник. Л.Л. Попов.2005. ст. 133 (Глава 12)

2 Правоведение: Учебник для высших учебных заведений, Магистр-Пресс, 2004, ст. 24

3 Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, ст. 139

4 Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, ст. 139

5 Статья 23.1 КоАП РФ

6 Статьи с 23.2 по 23.69 КоАП РФ

7 Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 22-27.

8 Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, ст. 141

9 Статья 1.3. КоАП РФ

  • Право и социальные нормы
  • Лидер — кто он? (По дисциплине: “Обществознание”)
  • Ответственность за осуществление экстремистской деятельности в РФ (Основы безопасности жизнедеятельности)
  • Гражданское право
  • Искусственный интеллект. Интеллектуальные информационные системы (Искусственный интеллект – новая информационная революция)
  • Лидер — кто он? (\КАЧЕСТВА ПРИСУЩИЕ ЛИДЕРУ)
  • Административно-правовые гарантии и охрана прав граждан (Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ: общие положения)
  • Источники административного права. Их виды
  • Акты государственной администрации (Виды актов государственной администрации)
  • Выдающийся юристы
  • Право и социальные нормы (По дисциплине: “Обществознание”)
  • Применение мультимедийных технологий в бизнесе.

Права, обязанности и ответственность субъектов административного права

В теории административного права деление прав и обязанностей, вытекающих из норм административного права, осуществляется по различным критериям.

Так, права и обязанности, субъектов административного права делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. Относительными являются такие права реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также от наличия фактических возможностей для их осуществления.

К абсолютным относятся такие права, как право граждан участвовать в управлении государством непосредственно и через своих представителей; право граждан на объединение; право граждан на свободу, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища; право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право граждан обращаться (направлять жалобы) лично, а также направлять коллективные обращения (жалобы) в государственные органы; право на передвижение; право свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц.

В число относительных необходимо включать, например, право граждан на поступление в высшее учебное заведение, право на вождение транспортного средства и ряд других подобных прав.

Большинство обязанностей граждан в сфере административного права относятся к абсолютным, например, обязанность соблюдать правила общежития и правила поведения в общественных местах.

Вместе с тем ряд обязанностей в сфере административного права имеет относительный характер. Например, обязанность проходить военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют только граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные к военной службе по состоянию здоровья и не имеющие освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Другим критерием деления прав и обязанностей субъектов административного права является их деление на общие и специальные.

Общие права и обязанности распространяются на все сферы государственного управления, например, право на обжалование незаконных действий государственных органов и должностных лиц.

Специальные административные права и обязанности — это права и обязанности граждан в определенной сфере государственного управления, например, в сфере образования.

К административной ответственности гражданин или организация привлекается за совершение административного правонарушения, то есть виновного действия или бездействия, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Государственные служащие в рамках норм административного права также могут привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Контрольные вопросы

  1. Понятие субъекта административного права
  2. Общая характеристика системы субъектов административного права
  3. Права субъектов административного права.
  4. Обязанности и ответственность субъектов административного права

показать содержание

Функции административной ответственности

Административная ответственность употребляется как актуальное средство правоохраны, борьбы с определенным видом нарушений — административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления.

  1. Главной функцией административной ответственности считается ее предупредительная функция. Ее сущность состоит в том, что она побуждает юридических и физических лиц к соблюдению законодательства. Основа этого предполагает нравственное действие на субъект правоотношения, предотвращающее противоправное деяние или бездействие. Формируемы таким образом необходимые этические посылы, способны ограждать общество от нарушений административно-правовых норм. Учитывая большую распространенность административных правонарушений в отличие от преступлений, можно с уверенность говорить об эффективности данной функции.

  2. Правозащитная функция заключается в создании специального правового устройства, которое способно оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов. Но у этой функции есть и еще одна задача, выраженная в законодательной регламентации мер административного принуждения, использование которых невозможно согласно Конституции РФ.

  3. Следующая функция административно-правовой ответственности – ограничительная. В большинстве случаев цель административных наказаний заключается в лимитировании результатов ущерба от возможных нарушений закона. К ним, относятся, например, лишения специального права, административный арест, административное выдворение. Однако в отличие от других функций, применение ограничительной функции не всегда эффективно. Так, устное предупреждение или же отдельные виды административных штрафов не всегда способствуют лимитированию повторных административных проступков.

  4. Другая функция ответственности по административному праву действует в общегосударственных интересах. Любое государство заинтересовано в правовой регламентации особенных карательных способов, не сопряженных с применением специализированных мер физического или же психического принуждения, которые присущи уголовному преследованию.

Законодательные основы административной ответственности

Определение 2

Законодательные основы административной ответственности – это целостная система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, которые устанавливают административную ответственность.

Среди данных законодательных источников первостепенная роль Конституции РФ. Она разделяет полномочия федеральных государственных органов и органов власти субъектов федерации в сфере административного законодательства (в том числе, касающегося административной ответственности).

Административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В данном случае действует то, что законы и другие акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не должны им противоречить. Если же имеется противоречие между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее общего ведения с субъектами Федерации, то функционирует федеральный закон РФ.

Кодекс об административных правонарушениях является ключевым федеральным актом, он устанавливает административную ответственность физических лиц.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. По своей структуре он состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть констатирует основные положения в области административной ответственности, а Особенная дает классификацию административных правонарушений и указывает конкретные виды административных взысканий за их совершение.

Ответственность за административные нарушения закона начинается на основании законодательства, действующего в период и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или же отменяющие административную ответственность имеют обратную силу, то есть распространяются и на нарушения закона до издания данных актов. Акты, устанавливающие или же усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Понятие и сущность административной ответственности

Административная ответственность является одним из способов правовой охраны общественных отношений в сфере государственного управления. Ей присущи все общие признаки юридической ответственности: 1) является средством охраны правопорядка; 2) предполагает государственное принуждение; 3) обращена на нарушителей административно-правовых норм; 4) влечет негативные последствия для нарушителя в форме лишений личного, организационного или имущественного характера; 5) реализуется в строго установленном процессуальном порядке.

К отличительным особенностям административной ответственности относятся следующие:

  1. основанием применения является административное правонарушение. Оно представляет собой противоправное деяние в сфере государственного управления, например, нарушения различных правил, ГОСТов, стандартов и пр.;
  2. субъектами являются физические и юридические лица. В возникающих правоотношениях всегда участвуют субъекты публичной власти — органы исполнительной власти и их должностные лица;
  3. состоит в применении к виновным особого рода санкций — административных наказаний. Их виды установлены в ст. 3.2 КоАП РФ. Применение административного наказания влечет для нарушителя состояние административной наказанности (ст. 4.6 КоАП РФ);
  4. применяется к нарушителям, которые не подчиняются субъектам административной юрисдикции;
  5. применение осуществляется в порядке, установленном в КоАП РФ;
  6. имеет свою обособленную нормативную правовую базу (КоАП РФ и законы субъектов РФ об административной ответственности);
  7. в основном применяется за совершение правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов.

В последние годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями повышается. Это происходит путем установление административной ответственности за действия, которые ранее не считались административными правонарушениями, например за нарушения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение к административной ответственности может осуществляться в судебном порядке и внесудебном (административном) порядке.

КоАП РФ устанавливает подведомственность дел об административных правонарушениях судьям (мировым судьям) органам исполнительной власти (их должностным лицам) в главе 23.

Принципы административной ответственности: законность; индивидуализация ответственности; ответственность субъекта лишь за свои правонарушения; ответственность лишь за виновные деяния; справедливость; гуманизм; своевременность.

Цели административной ответственности: 1) защита правопорядка; воспитание граждан в духе уважения закона; 3) восстановление социальной справедливости; 4) предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности: штрафная (карательная); воспитательная; компенсационная.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: