Конвенции в международном праве
Определение 1
Конвенция – это разновидность международного договора.
Определенных признаков для того, чтобы называть документ конвенцией нет. Это своеобразная традиция называния международных документов определенного содержания. Участники конвенции, подписывая ее, соглашаются на то, чтобы поддерживать определенные стандарты. Наиболее известными являются Женевские конвенции, регламентирующие разные сферы жизни мирового сообщества.
ООН, Совет Европы принимают участие в разработке многосторонних конвенций. Также создаются двусторонние договоренности. Обобщенное понятие конвенции – это набор согласованных стандартов, критериев и норм, которые становятся своеобразным обычаем.
Конвенция является одним из инструментов международного права. В них закрепляются положения, призванные улучшить качество взаимоотношений между странами. Чаще всего конвенции заключаются между двумя сторонами. Однако на базе ООН вырабатываются многосторонние конвенции, которые обеспечивают унификацию и стандартизацию процессов.
Они регулируют следующие типы отношений:
- Политические.
- Юридические.
- Социально-экономические.
Конвенции затрагивают различные области жизни мирового сообщества, например, гуманитарное право, статус беженцев, расовая дискриминация, права человека, права ребенка, дипломатические отношения и многое другое. Конвенция является источником международного права, что закреплено в статье 38 Уставав Международного суда ООН. Конвенции регламентируют совершенно разные области отношений, они даже кодифицируют нормы международных договоров. Каждая страна имеет свои обычаи, традиции, национальное законодательство. Принятие конвенций способствует облегчению взаимоотношений и документооборота.
Начало войны и его правовые последствия. Театр войны. Нейтралитет в войне
Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г.).
Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами:
- дипломатические и консульские связи прекращаются;
- персонал посольств и консульств отзывается;
- политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о военном, союзе) прекращают свое действие;
- некоторые многосторонние договоры приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами;
- международные многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами.
С началом войны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими государствами — с другой. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте.
Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.
Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.
Международно-правовые последствия окончания войны
Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие — временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее. Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач (подбор раненых, погребение мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.).
Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.
Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН «О временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.).
Капитуляция — это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Согласно обычной норме международного права нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такового указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные военные действия, либо наказание виновных как военных преступников.
Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими.
Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе и дипломатические. Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войн, возвращаются интернированные граждане и т. д.
показать содержание
Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники. «Право Женевы» и «право Гааги»
Право вооруженных конфликтов можно определить как совокупность создаваемых путем международных соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах, международных и немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.
Наибольшее значение из ныне действующих международно-правовых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. («право Гааги» или собственно «право войны») регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. («право Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.
В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Важное место среди источников права вооруженных конфликтов занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Женевский протокол 1925 г
запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие.
Право вооруженных конфликтов содержит большое количество международно-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм права вооруженных конфликтов. Это Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.
Из общих принципов международного права в праве вооруженных конфликтов особое значение имеют: принцип гуманности, принцип недопустимости дискриминации; принцип ответственности за нарушение норм и принципов права вооруженных конфликтов, который включает:
- специальные принципы права вооруженных конфликтов, регулирующие применение средств и методов ведения войны: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы; принцип разграничения военных и гражданских объектов;
- специальные принципы права вооруженных конфликтов о защите участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения подразделяются на две группы: принципы защиты законных прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов.
Защита жертв войны в международном праве
На современном этапе развития международным правом предусмотрена правовая защита жертв войны, т.е. воюющие страны на международном уровне принимают на себя обязательства в ходе военных конфликтов обеспечивать предоставление международно-правовой защиты раненым и больным лицам, военнопленным.
Согласно положений международного права к раненным и больным можно относить как военнослужащих, так и представителей мирного населения, которые вследствие полученной травмы, болезни, расстройства психического или физического характера нуждаются в предоставлении медицинской помощи, уходе, при этом воздерживаются от враждебных действий, что является обязательным условием предоставления защиты.
На страны, которые не принимают участия в военных действия, т.е приняли позицию нейтралитета, также возлагается обязанность обеспечивать международно-правовую защиту раненых и больных.
Следует отметить, что раненые и больные не имеют права частично или в полной мере отказываться от прав, которые для них определены международным гуманитарным правом.
В случае, если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, то они признаются военнопленными и к ним должны применяться нормы, которые регламентируют положение и права военнопленных.
В качестве жертв войны также рассматривают лиц, которые потерпели кораблекрушение в результате боевых действий, в отношении таких лиц запрещено осуществление следующих действий: посягательство на жизнь, т.е. убийство, нанесения легких и тяжких увечий, жестокое обращение, применение пыток, оскорбительное обращение и т.д.
В соответствии с международными нормам права защита жертв войны также предполагает обязательство воюющих сторон обеспечить правовой режим для военнопленных. Таким образом, на международном уровне установлено, что любой комбатант, который попал во власть врага, рассматривается в качестве военнопленного. Иначе говоря, правами военнопленных могут пользоваться лица, которые непосредственно относятся к личному составу вооруженных сил воюющей страны, ополчения, различного рода добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизанских отрядов, а также лица, которые сопровождают представителей вооруженных сил, но при этом не входят в их состав непосредственно, например, члены экипажа судов торгового флота и др.
Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, в которых находятся войска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны вредить их жизни и здоровью. В лагерях, в которых совместно с представителями мужского пола находятся военнопленные женщины, должны быть обеспечены отдельные помещения для сна.
Также в качестве одной из категорий жертв войны в соответствии с положениями Женевских конвенций следует рассматривать мирное населения. Статистика последних десятилетий говорит о росте удельного веса представителей мирного населения в общем числе пострадавших.
Лица, представляющие мирное население, при любых обстоятельствах вправе требовать уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и т.д.
В соответствии с положениями международного права мирное население охраняется от насилия или запугивания, его представителей запрещено грабить, терроризировать. Также положения Женевской конвенции запрещает мародерство, уничтожение государственного и частного имущества, изменение статуса должностных лиц неприятельского государства, принуждение представителей мирного населения к службе во враждебных войсках. Привлечение представителей мирного населения к работам возможно исключительно при условии, что такие работы не носят военного характера и достойно оплачиваются.
Женевская конвенция о защите жертв войны
Четыре конвенции, подписанные 12 августа 1949 года, являются документами, защищающими жертв войны. Это международные многосторонние соглашения, призванные упорядочить законы и правила ведения войны с целью защитить людей от вооруженных конфликтов. В состав Женевских конвенций входят 4 универсальных договора:
- Первая конвенция обязывает участников военных действий подбирать на поле боя раненых и больных людей из стана неприятеля. Причем помощь не должна зависеть от расы, пол, национальной, религии и политических убеждений раненого. Все медработники, а также медицинский транспорт пользуются защитой. Совершать нападение на них запрещено.
- Вторая конвенция о раненых в кораблекрушениях призывает помогать раненым и тонущим вне зависимости от занимаемой ими стороны.
- Третья конвенция устанавливает правила обращения с противником, попавшим в плен.
- Четвертая конвенция утверждает, что гражданское население, попавшее в плен или находящееся на оккупированной территории, так же подлежит гуманному обращению.
Протоколы от 1977 года затрагивают вопросы защиты жертв международных и немеждународных вооруженных конфликтов. Женевские конвенции обязывают все стороны, подписавшие их, принимать активное участие в поиске лиц, нарушивших положения документов. Они должны быть преданы суду любой из стран-участниц конвенции, при условии наличия доказательств их виновности.
Те лица, которые нарушили положения конвенции, считаются преступниками. Они привлекаются к уголовной ответственности и несут соответствующее наказание. В Женевских конвенциях закреплен порядок расследования заявлений о нарушениях. Участницы конвенций должны в своем национальном законодательстве учитывать подобные преступления. Наказание за нарушение должно быть эффективным. Сегодня более 190 стран подписали конвенции. В том числе Россия.
Таким образом, Женевские конвенции призваны защитить права людей во время военных действий. Они защищают раненных, больных, гражданских лиц, не участвующих в войне. Конвенции направлены на то, чтобы снизить количество пострадавших в случае возникновения вооруженного конфликта.