Вооруженные конфликты и международное право

Статья 356 ук рф (последняя редакция с комментариями). применение запрещенных средств и методов ведения войны

Введение

Одним из важнейших направлений 
развития международного права стало 
правовое регламентирование средств 
и методов ведения военных 
действий. Возникнув в качестве правового 
обычая, уже в XIX веке появились первые юридические
нормы международного характера, касающиеся
ограничения тех или иных средств ведения
войны. Исторический опыт Первой и Второй
мировых войн, ставших войнами, рассчитанными
на «тотальное уничтожение», заставил
практически все государства решить проблему
того, должна ли война каким-либо образом
регламентироваться. Очевидный ответ
– да – породил другой правовой вопрос:
как и в какой мере?

Итогом стало принятие
четырех Женевских конвенций 
о правилах ведения военных действий 1949 года. В период «холодной
войны» вопрос о регламентации военных
действий снова стал актуален. Соперничество
СССР и США привело к настоящему всплеску
как региональных международных вооруженных
конфликтов, так и вооруженных конфликтов
немеждународного характера. При этом
общеизвестными стали факты не просто
жестокости, а поистине бесчеловечности,
сопровождавшие вооруженные конфликты
второй воловины ХХ века.

«Реакцией» мирового
сообщества стало дальнейшее развитие
юридической регламентации правил ведения военных действий.
В первую очередь. Это также произошло
в международном праве – уже в 1977 году
были подписаны два Протокола к Женевским
конвенциям, более детально определившие
недопустимые методы ведения войны и распространившие
правила ведения военных действий на вооруженные
конфликты немеждународного характера.

Но продолжает оставаться
очевидным тот факт, что «беспощадная»,
«тотальная» война, война на уничтожение,
война без правил остается реальностью 
и в настоящее время. Об этом свидетельствует как опыт бывшей Югославии, Ирака, так
и наш собственный опыт вооруженного подавления
конфликта в Чечне.

В работе раскрываются:

  • Понятие, содержание и нормативное закрепление понятия запрещенных методов и средств ведения войны;
  • Система запрещенных методов ведения войны;
  • Дана характеристика отдельных видов оружия, которое запрещено международным правом;

Основной задачей 
являлась: изучение категорий запрещенных средств
и методов ведения войны, а также классификация
основных проявлений этих двух категорий.

Начало войны и его правовые последствия. Театр войны. Нейтралитет в войне

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г.).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами:

  • дипломатические и консульские связи прекращаются;
  • персонал посольств и консульств отзывается;
  • политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о военном, союзе) прекращают свое действие;
  • некоторые многосторонние договоры приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами;
  • международные многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами.

С началом войны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими государствами — с другой. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте.

Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.

Раздел II. Запрещенные методы ведения войны

В свою очередь, метод ведения вооруженного конфликта – это
способ, правило применения (использования)
средства ведения вооруженного конфликта,
а также способ ведения военных действий
в целом.

Если использование 
того или иного средства запрещено 
само по себе, то использование метода вооруженного конфликта,
а также способ ведения конфликта в целом.

Запрет многих ведения 
вооруженной борьбы берет своё начало
из сформировавшихся обычаев ведения войны (например,
«вероломство», убийство парламентера,
использование эмблем Красного Креста,
флагов и эмблем нейтральных стран или
стран, не участвующих в конфликте и др.).

Также, в международном 
праве, в соответствии с Конвенцией
о запрещении военного или любого иного враждебного использования
средств воздействия на природную среду
от 10 декабря 1976 года, установлено, что
каждое государство-участник настоящей
Конвенции обязуется не прибегать к военному
или любому иному враждебному использованию
средств воздействия на природную среду,
которые имеют широкие, долгосрочные или
серьезные последствия, в качестве способов
разрушения, нанесения ущерба или причинения
вреда любому другому государству-участнику.
А термин «средства воздействия на природную
среду» применим к любым средствам «для
изменения — путем преднамеренного управления
природными процессами — динамики, состава
или структуры Земли, включая ее биосферу,
литосферу, гидросферу и атмосферу, или
космического пространства».

Анализ действующих 
норм международного права позволяет 
говорить о существовании системы запрещенных методов
ведения вооруженных конфликтов, в которую
входят:

  1. При вооруженных конфликтах международного характера:
  • умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственное участие в военных действиях;
  • умышленные нападения на гражданские объекты, т. е. объекты ,не являющиеся военными целями;
  • умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;
  • умышленное совершение нападения, когда ясно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного. Долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, которой будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходства;
  • нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств;
  • ненадлежащее использование флага парламентера, флага или военных знаков различия и формы неприятеля или ООН, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими Конвенциями;
  • вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих неприятельской армии;
  • заявление о том, что пощады не будет;
  • разграбление города или населенного пункта, даже если он захвачен штурмом;
  • использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил
  • умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям или транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями;
  • умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду, в качестве способа ведения войны путем лишения его предметов, необходимых для выживания, включая умышленное создание препятствий для предоставления помощи, как это предусмотрено в Женевских конвенциях;
  • набор или вербовка детей в возрасте до 15 лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в военных действиях.

При вооруженных конфликтах немеждународного характера:

Причины войн

Цели государства выражают интересы его населения. На международном уровне оно придерживается политики, которая является продолжением внутренних процессов. Причина возникновения войны заключается в том, что правительство страны принимает решение использовать вооруженное столкновение для достижения внутриполитических и внешнеполитических целей.

Война может проводиться на суше, в воздухе, на море. Она может быть локальной, колониальной, малой. Сегодня появились совершенно новые формы ведения войны, например, информационные войны, прокси-войны, сетецентрические войны.

Проблему войны изучают ученые разных направлений. Психологи заключили, что человек от природы склонен к агрессии. Согласно одной из теорий государство создает условия для накопления этой агрессии и ее выплеска в форме войны. То есть изжить полностью войну, как явление, становится невозможным, так как агрессивный компонент в человеке является естественным. Но эта теория не до конца объясняет причины войн, так как, как правило, их развязывают меньшинство, а народное большинство оказывается втянутым в процесс. Есть гипотезы, предполагающие, что причиной войны становится технический прогресс и усиление власти правительства. Социологи полагают, что причиной является дисбаланс в социально-экономической жизни общества. Демографический подход полагает, что количество войн в последние несколько десятилетий снизилось из-за того, что благодаря высоким технологиям вопрос голода решается более эффективно.

Согласно рационалистической теории обе стороны ведут себя разумно, если рассматривать войну, как средство достижения целей обеими сторонами. Причинами войны эта теория называет неделимость, невозможность полагаться на обещания конкурента и асимметричность информации.

Второй комментарий к Ст. 356 УК РФ

1. Объект этого преступления — регламентированные международным правом средства и методы ведения войны.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризуется следующими действиями:

1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;

2) депортация гражданского населения;

3) разграбление национального имущества на оккупированной территории;

4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

К запрещенным средствам ведения войны относится, в первую очередь, применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК РФ. Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия.

Запрещенные методы ведения войны предполагают определенные способы ее ведения, запрещенные международным правом.

Следует отметить, что нормы и принципы международного права в части определения запрещенности средств и методов ведения войны распространяются и на внутренние вооруженные конфликты (на территории одного государства). Это вытекает, например, из Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.

3. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

5. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает повышенную ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. ст. 355 УК).

3.5.Зажигательное оружие

Применение зажигательного
оружия в военном конфликте запрещается протоколом III к Конвенции о запрещении
или ограничении применения конкретных
видов обычного оружия, которые могут
считаться наносящими чрезмерные повреждения
или имеющими неизбирательное действие
(Нью-Йорк, 10 октября 1980 г.). В нем дается
определение зажигательного оружия
– это любое оружие или боеприпасы, которые
в первую очередь предназначены для поджога
объектов или причинения людям ожогов
посредством действия пламени, тепла или
того и другого вместе, возникающих в результате
химической реакции вещества, доставленного
к цели.

3.4.Яд и отравленное оружие

Согласно ст. 23 IV Гаагской конвенции, кроме ограничений,
установленных особыми соглашениями,
воспрещается применять во время вооруженных
конфликтов яд и отравленное оружие.

В доктрине международного
права существуют различные точки 
зрения по поводу того, отражает ли вышеназванная статья ранее действующую
норму обычного международного права.
Некоторые юристы отвечают на этот вопрос
положительно3. Другие утверждают, что норма, содержащаяся
в ст. 23 вошла в общее международное право
и как таковая как для участников, так
и не для участниковэтой конвенции. Третья
группа специалистов  лишь упоминает
ст. 23 или норму, содержащуюся в ней, не
уточняя, является ли эта норма обязательной
только для участников  Гаагских конвенций
или дан для всех государств, применяющих
обычное международное право.

В литературе международного
права встречаются также утверждения,
что ход исторических событий лишил запрещение
применения яда и отравленного оружия
реальности и сделал его устаревшим

Голландский
ученый ван дер Хейдте обращает внимание
на тот факт, что запрещение отравленного
оружия( это запрещение он рассматривает
как часть обычного международного права)
касается лишь тех видов оружия, которые
вызывают отравление и наносят повреждение,
незначительное по сравнению с тем, которое
причиняет химическое действие оружия. Таким образом, по его мнению, оружие, обладающее
побочным отравляющим действием, не запрещено

3.2.Химическое оружие

Химическое 
оружие – это отравляющие вещества и средства
их боевого применения, поражающий фактор
которых основан на токсичных свойствах
химических веществ и соединений, которые,
находясь в газообразном или жидком состоянии,
могут проникать в организм человека через
дыхательную систему, кожные покровы,
слизистые оболочки или пищеварительный
тракт.

В соответствии с Конвенцией
о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического
оружия и о его уничтожении от 3 января
1993 года, каждое государство-участник
обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах:

  • не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;
  • не применять химическое оружие;
  • не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;
  • не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности. Запрещенной государству-участнику настоящей Конвенции.

Кроме того, в настоящей 
Конвенции установлен ряд обязательств
государств-участников по уничтожению 
своего химического оружия, в том числе и находящегося
на территории иностранных государств,
а также любых объектов по производству
химичечкого оружия, которое находятся
в его собственности или владении или
которые размещены в любом месте под его
юрисдикцией или контролем. Наконец, каждое
государство-участник обязано не использовать
химические средства борьбы с беспорядками
в качестве средства ведения войны.

В ст. 2 данной Конвенции 
дано определение химического оружия
и предметов, оборот и использование 
которых расцениваются как преступные по международному
праву. К таковым, в частности, относятся:

  1. «Химическое оружие» в собственном смысле, означающее в совокупности или в отдельности следующее:
  1. токсичные химикаты и их прекурсоры, за исключением тех случаев. когда они предназначены для целей, не запрещаемых по настоящей Конвенции, при том условии, что виды и количества соответствуют таким целям;
  1. боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств указанных в подпункте а) токсических химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;
  2. любое оборудование, специально предназначенное для использования, непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств, указанных в подпункте b).
  1. «Токсичные химикаты», то есть любые химикаты, которые за счет своего химического воздействия на жизненные процессы могут вызвать летальный исход, временный инкапаситируюжий эффект или причинить постоянный вред человеку или животным. Сюда относятся все такие химикаты, независимо от их происхождения или способа их производства и независимо от того, произведены ли они на объектах, боеприпасах или где-нибудь еще.
  1. «Прекурсоры» — любые химические реагенты, участвующие в любой стадии производства токсичного химиката каким бы то ни было способом. К ним относится любой ключевой компонент бинарной или многокомпонентной химической системы.

3.1.Биологическое и токсинное оружие

Биологическое
оружие основано на  использовании болезнетворных
свойств микроорганизмов (бактерий, вирусов),
способных вызвать массовые заболевания
людей, животных и растений. К таким возбудителям
относят, например, возбудителей чумы,
сибирской язвы, оспы, холеры и прочих
болезней. Что может быть следствием применения
биологического оружия, показали события,
связанные с паникой в США, возникшей по
причине массовых заболеваний сибирской
язвой в результате получения зараженной
почты, имевшие место в 2002 году.

Токсинное оружие – это оружие, поражающим фактором которого
являются белковые или полипептидные
вещества, являющиеся продуктом жизнедеятельности
ряда микроорганизмов, животных или растений,
и способные вызвать гибель человека и
животных. Нередко токсинное оружие считают
разновидностью оружия биологического,
я считаю, что это допустимо, так как разница
между ними состоит лишь в характере поражающего
фактора: в биологическом оружии – живой
микроорганизм, а в токсинном – продукт
обмена веществ.

В соответствии со ст. 1 Конвенции 1972 года,
каждое государство-участник настоящей 
Конвенции обязуется никогда, ни при
каких обстоятельствах не разрабатывать,
не производить, не накапливать, не приобретать
каким-либо иным образом и не сохранять:

  1. микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей;
  2. оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.

В то же время данная Конвенция 
допускает возможность использования 
агрессивных биологических агентов в мирных исследованиях – такие микроорганизмы
не подпадают под определение биологического
и токсинного оружия.

Защита жертв войны в международном праве

На современном этапе развития международным правом предусмотрена правовая защита жертв войны, т.е. воюющие страны на международном уровне принимают на себя обязательства в ходе военных конфликтов обеспечивать предоставление международно-правовой защиты раненым и больным лицам, военнопленным.

Согласно положений международного права к раненным и больным можно относить как военнослужащих, так и представителей мирного населения, которые вследствие полученной травмы, болезни, расстройства психического или физического характера нуждаются в предоставлении медицинской помощи, уходе, при этом воздерживаются от враждебных действий, что является обязательным условием предоставления защиты.

На страны, которые не принимают участия в военных действия, т.е приняли позицию нейтралитета, также возлагается обязанность обеспечивать международно-правовую защиту раненых и больных.

Следует отметить, что раненые и больные не имеют права частично или в полной мере отказываться от прав, которые для них определены международным гуманитарным правом.

В случае, если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, то они признаются военнопленными и к ним должны применяться нормы, которые регламентируют положение и права военнопленных.

В качестве жертв войны также рассматривают лиц, которые потерпели кораблекрушение в результате боевых действий, в отношении таких лиц запрещено осуществление следующих действий: посягательство на жизнь, т.е. убийство, нанесения легких и тяжких увечий, жестокое обращение, применение пыток, оскорбительное обращение и т.д.

В соответствии с международными нормам права защита жертв войны также предполагает обязательство воюющих сторон обеспечить правовой режим для военнопленных. Таким образом, на международном уровне установлено, что любой комбатант, который попал во власть врага, рассматривается в качестве военнопленного. Иначе говоря, правами военнопленных могут пользоваться лица, которые непосредственно относятся к личному составу вооруженных сил воюющей страны, ополчения, различного рода добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизанских отрядов, а также лица, которые сопровождают представителей вооруженных сил, но при этом не входят в их состав непосредственно, например, члены экипажа судов торгового флота и др.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, в которых находятся войска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны вредить их жизни и здоровью. В лагерях, в которых совместно с представителями мужского пола находятся военнопленные женщины, должны быть обеспечены отдельные помещения для сна.

Также в качестве одной из категорий жертв войны в соответствии с положениями Женевских конвенций следует рассматривать мирное населения. Статистика последних десятилетий говорит о росте удельного веса представителей мирного населения в общем числе пострадавших.

Лица, представляющие мирное население, при любых обстоятельствах вправе требовать уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и т.д.

В соответствии с положениями международного права мирное население охраняется от насилия или запугивания, его представителей запрещено грабить, терроризировать. Также положения Женевской конвенции запрещает мародерство, уничтожение государственного и частного имущества, изменение статуса должностных лиц неприятельского государства, принуждение представителей мирного населения к службе во враждебных войсках. Привлечение представителей мирного населения к работам возможно исключительно при условии, что такие работы не носят военного характера и достойно оплачиваются.

Война в международных отношениях

Определение 1

Война в международных отношениях – это средство разрешения конфликта между государствами с помощью вооруженных сил.

По масштабам война больше военного конфликта, так как в нее втягиваются целые государства или их группировки. Она происходит на основе серьезных противоречий, например, религиозных, этнических. С помощью войны инициатор стремится решить следующие задачи:

  1. Навязывание своей воли противнику.
  2. Принуждение к отказу от идеологии.
  3. Отъем ресурсов, территорий.

Ученые называют войну способом насильственного продолжения политического курса. Именно государственная власть решает, когда начинать войну, с кем и в каких масштабах. Политическое руководство определяет, с кем будет заключаться союз, либо создаваться коалиция.

Успех военных действий страны зависит от силы власти, способности быстро перестроить внутренние процессы на обеспечение военных действий, умения искать союзников. Средством достижения результата в данном случае считается вооруженная борьба. Помимо оружия может использоваться информационная пропаганда, идеология, дипломатические и экономические усилия.

Если военные действия доводятся до крайних пределов, то война становится тотальной. Цель войны заключается в том, чтобы обессилить врага. Завершением станет полная капитуляция. Война ведет к большому числу человеческих потерь, к материальному ущербу. После окончания Второй мировой войны подобные действия считаются преступными. Только Совбез ООН имеет право инициировать ввод миротворческих войск в какие-либо регионы мира. В целом любые вооруженные конфликты осуждаются мировой общественностью.

Запрещенные средства ведения войны

Международное гуманитарное право регламентирует особенности ведения военных действий, ограничивает способы и методы ведения военных действий. Цель этого международного права заключается в минимизации негативных последствий для мирного населения и его имущества. Тем самым оно обеспечивает баланс гуманизма и военных целей.

Методы ведения или обычаи войны стали рассматриваться в контексте правовой системы еще в 14 веке. Состояние войны ведет к тому, что для сторон конфликта возникают определенные юридические последствия. Прежде чем начать войну, страна инициатор должна официально объявить об этом. Устав ООН 1945 года запретил любые причины проведения военных операций, кроме случаев коллективной или индивидуальной обороны, решения СБ ООН.

Агрессией считаются следующие проявления:

  1. Вторжение на чужую территорию, ее захват и оккупация.
  2. Проведение бомбардировок против другого государства.
  3. Блокада.
  4. Открытое нападение на военных другой страны.

Если страна предоставляет свою территорию для совершения акта агрессии, то это тоже приравнивается к агрессивным действиям. Однако, государство может выбрать положение нейтралитета, при котором оно отказывается от любых действий, которые могут вовлечь страну в вооруженное противостояние.

Международное сообщество выработало положения о запрещенных средствах ведения военных действий. Это использование ядов, отравляющих веществ, бактериологического оружия. Запрещено убивать противника, если он добровольно сложил оружие. Руководству военных действий запрещено отдавать приказ на полное уничтожение противника. Международное право категорически запрещает использовать вооружение, которое приносит человеку дополнительные страдания. Женевская конвенция регулирует случаи несанкционированного использования флагов, униформы. Также нельзя конфисковать или уничтожать собственность врага, наносить удары по мирным населенным пунктам. Грабеж и мародерство считаются преступлениями.

Запрещенными боеприпасами являются разрывные средства, пули, сплющивающиеся или разворачивающиеся в теле человека, биологическое и химическое вооружение. Нельзя использовать осколочное вооружение, мины-ловушки и противопехотные мины, зажигательные смеси, кассетные боеприпасы. Стоит отметить, что вооружение массового поражения не запрещено международным законодательством напрямую.

Международно-правовые последствия окончания войны

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие — временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее. Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач (подбор раненых, погребение мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.).

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН «О временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.).

Капитуляция — это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Согласно обычной норме международного права нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такового указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные военные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими.

Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе и дипломатические. Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войн, возвращаются интернированные граждане и т. д.

показать содержание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: