Функции норм права

Функции норм российского права

Введение

В науке понятие 
«функция» употребляется в самых 
различных значениях. В математике под
функцией понимается зависимая переменная величина, т. е. величина,
изменяющаяся по мере изменения другой
величины, называемой аргументом.
В биологии — это специфическая деятельность
органа и организма (функция руки, щитовидной
железы и т. п.). В других науках функция
понимается как направление действия
какой-либо системы (кибернетика).

В юридической 
науке термин «функция» употребляется 
для характеристики социальной
роли государства и права.

Таким образом, термин «функция» 
многозначен. Он приемлем для характеристики
любых динамических структур, что обусловлено
спецификой познавательных
задач тех наук, в которых используется
этот термин (математика, биология,
социология, юриспруденция). Но, так или
иначе, в большинстве случаев с функцией
связывается направленное избирательное воздействие системы
(структуры, целого) на определенные стороны
внешней среды.

Актуальность 
этой темы обуславливается тем, что 
всегда важно понимать характеристику
предмета, его назначение и суть. Теория государства и права
— это изучение государства и права, их
взаимосвязи и содержания

С помощью
выяснения функций права, можно выяснить
социальное назначение права. Таким образом,
через раскрытие функций норм права мы
рассмотрим социальное назначение такой
категории теории государства и права,
как «право».

По справедливому 
замечанию В.А. Мальцева, «в современных 
условиях дальнейшей демократизации нашего
общества, углубляющего реформирования
национального хозяйства резко 
возросла роль права, правовой идеологии,
юридических профессий. Действующая 
правоприменительная практика явно показала
важную роль права, его активный характер
в нынешнем переходном периоде российской
государственности. Между тем этот знаменательный
факт до сих пор не нашел должного отражения
в юридической науке».

 В свою 
очередь познание права невозможно 
без уяснения его структуры, 
в которой норма права является,
с одной стороны, первичной 
единицей, а с другой стороны 
– важнейшим элементом данной 
структуры. По образному выражению 
А.Б. Венгерова, «…самым точным 
будет представление об этом 
социальном явлении как о первичной 
клеточке или как об атоме 
правовой системы, если использовать 
биологическую и физическую терминологии.
Действительно, норма права как 
общеобязательное правило (веление) 
лежит в самой основе конкретно-регулятивною 
воздействия права на общественные 
отношения».

Целью данной курсовой
работы является раскрытие современных 
взглядов на функции норм права.

Для достижения
поставленной цели был сформулирован 
ряд задач:

— рассмотреть 
понятие функции норм права;

— охарактеризовать 
системы права;

— проанализировать 
отдельные функции норм права;

— показать проблемы 
функций норм права в современном 
российском государстве.

Нормативно-правовую
базу исследованиямоей курсовой работы
составляет Конституция Российской Федерации,
принятая всенародным голосованием 12
декабря 1993 г. Российская Газета, 1993, 25
декабря.

Теоретическая база
работы основывается на исследованиях 
российских и зарубежных ученых, посвященных 
нормам права, среди которых особо хотелось
бы выделить труды А.Б. Венгерова, В.А. Мальцева,
В.В. Лазарева, В.Н. Протасова, Марченко
М.Н. и пр.

 Структурно 
работа состоит из введения, основной 
части, заключения, а также списка 
использованных источников и 
литературы.

Классификация функций норм права

В литературе обычно выделяют следующие функции правовых норм:

  1. Учредительная. Проявлением данной функции является оформление и закрепление правовой нормой основополагающих политических, экономических и культурных институтов общества. Эта функция характерна в первую очередь для норм международного и конституционного права, но может быть свойственна и локальным нормам (например, нормам устава юридического лица).
  2. Правонаделительная. Выполняя эту функцию, норма права устанавливает основы правового статуса субъектов права, обеспечивает юридическую связь между ними.
  3. Регулятивная. Выражается в том, что нормы права устанавливают правила должного и пределы возможного поведения, упорядочивают сложившиеся общественные отношения.
  4. Охранительная. Это направление действия связано с защитой посредством правовой нормы основ общественного строя, общественных и государственных институтов, обеспечением охраны конституционного строя. Данная функция позволяет использовать государственное принуждение, применять меры юридической ответственности к нарушителям.
  5. Организационная. Норма права оказывает не только индивидуальное регулятивное воздействие, но и более общее – организующее воздействие на общество в целом и различные сферы общественной жизни.
  6. Идеологическая. Будучи надстроечным явлением (согласно положениям марксистского учения), нормы права являются выразителем сложившейся в государстве идеологии – системы взглядов и идей. Посредством правовых норм государство воздействует на сознание своих граждан, проводит в жизнь определенную политику, обосновывает легитимность своих действий и решений.
  7. Аксиологическая (ценностная). С идеологической функцией тесно связана аксиологическая (от греческого «аксиа» – «ценность»). Это направление действия нормы права обеспечивает воспроизводство ценностей, сложившихся в конкретном обществе.
  8. Системообразующая. Важнейшее свойство правовых норм – их общность, системность. Разрозненные правовые нормы не способны оказывать регулятивное воздействие на общественные отношения, поэтому правовые предписания должны обеспечивать согласованность требований всей системы права, единства и взаимодействия норм права.
  9. Ориентирующая (целевая, мотивировочная). Выполняя эту функцию, нормы права направляют поведение субъектов на достижение позитивной цели, одновременно указывая на правовые последствия того или иного поведения.
  10. Превентивная. Проявлением регулятивного воздействия нормы права может быть частная и общая превенция – предотвращение нарушений норм права широким кругом лиц, а также лицами, которые уже понесли ответственность за противоправное поведение. Данная функция присуща в основном нормам публичных отраслей права – уголовному, административному, процессуальному.
  11. Оценочная. Норма права позволяет не только регулировать поведение субъектов отношений (т. е. создавать модель их поведения), но и оценивать уже совершенные субъектами права поступки. Как правило, оценка поведения предполагает ответ на вопрос о правомерности или, наоборот, неправомерности поведения.

Виды правовых норм

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называть правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно. И в зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей права специализируются в основном на охране общественных отношений.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства. Например, возбудить уголовное дело — это и право и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем в одних нормах на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других — его право, в третьих акцент делается на запрете определенного поведения.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один — предпочтительный. Если норма формулирует правило, условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной.

Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые — предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так называемые специализированные, к которым относятся нормы дефинитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов, нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм) (рис. 1).

Рис. 1. Классификация норм права

Классификация принципов права

По сфере распространения выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы. Общие принципы права. Общими принципами права выступают основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные особенности и черты. Общие принципы раскрывают прежде всего содержание и особенности права в целом как регулятора общественных отношений. Этот вид принципов распространяется на все правовые нормы и отношения, существующие в стране, с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых отношений.

Общие принципы права также подразделяются на нормы-принципы, прямо закрепленные в законодательстве и принципы, выводимые из него. К общим принципам права относятся следующие: демократизма, равноправия, законности, справедливости, гуманизма, единства прав и обязанностей и др.

Межотраслевые принципы. Данные принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Данные отрасли являются преимущественно смежными, родственными: конституционное и административное право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. К ним относятся: принцип неотвратимости ответственности, состязательности и гласности судопроизводства, коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел и др. На межотраслевые принципы полностью «налагаются» и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей они приобретают свою специфику.

Отраслевые принципы права. Данные принципы действуют только в рамках отдельных отраслей. Отраслевые принципы права характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Так, отраслевыми принципами для гражданского права являются принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, презумпция вины лица, не исполнившего обязательства или собственника источника повышенной опасности. Для земельного права России характерны такие принципы, как множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого использования земли и др. Для гражданского процессуального права характерны такие принципы: принцип осуществления правосудия только судом, сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства, диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия, устности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства.

Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых принципов, строится на основе собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Вместе они составляют основу, на которой создаются и функционируют не только отрасли права, но и все право.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решений по конкретному юридическому делу, особенно в случаях применения аналогии права.

В зависимости от типа права принципы права могут быть соответствующими рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому праву, праву национальных правовых систем и правовых семей.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. К последним обычно относят:

  • принцип общеобязательности норм права;
  • принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритета законов перед всеми другими актами;
  • принцип подразделения права на публичное и частное, на самостоятельные отрасли и институты права;
  • принцип соответствия права и его осуществления, объективного и субъективного права;
  • принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности;
  • принцип юридической ответственности только при наличии вины;
  • принцип недопустимости обратной силы законов и др.

Принципы права также различаются по следующим основаниям: в зависимости от характера нормативного источника (конституционные и отраслевые); в зависимости от субъекта регулирования (судоустройственные (организационные) и процессуальные (функциональные) и др.).

Специфика права как социального регулятора

Право имеет свои источники, принципы, систему, чем отличается от иных норм, регулирующих общественные отношения. Вместе с тем, в правовом регулировании общественных отношений также участвует нормы морали, религии, обычаи и традиции, ритуалы. Так, право и мораль преследуют одни и те же цели, имеют единую нормативную основу, распространяя влияние на одних и тех же людей, а также должные и возможные поступки субъекта. Однако право устанавливается государством, а мораль возникает стихийно. Кроме того, право выражает волю государства, а мораль – общественное мнение. Нормы права всегда обязательны для исполнения, в то время как реализация морали зачастую осуществляется в силу привычки.

Задача права – регулирует правоотношения между людьми. Так, не допускается регулирование правоотношений между человеком и животным. Однако за рубежом известные и другие примеры норм права. Так, на сегодняшний день согласно имеющимся данным, в США существует свыше одного миллиона завещаний, в которых упоминаются домашние питомцы. В Российской Федерации существование подобных отношений не допускается.

Возникновение правоотношений определяется юридическими фактами, как определенными жизненными обстоятельствами, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Это события или действия, которые юридически значимы. События не зависят от воли человека, например, это стихийное бедствие. Действия, наоборот, зависят от воли людей, так как должны быть совершено именно ими.

Понятие и функции права

Определение 1

Право – это совокупность общеобязательных для всех норм, установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой.

Право обладает следующими признаками:

  • Имеет упорядоченную систему норм и правил поведения, которые регулируют поведение людей в обществе. Право не регулирует отношения людей с природой, с техникой, животными и т.д.
  • Регулирование государством. Все нормы права устанавливаются и санкционируются государством, это означает, что негосударственные структуры не могут устанавливать нормы права.
  • Нормы права выражают государственную волю. Они облачены в норму права, нормы права в свою очередь объединяются в закон, кодекс, иной нормативно-правовой акт.
  • Охрана и обеспечение норм права осуществляется государством в лице его компетентных органов.
  • Нормы права носят общий обязательный характер, они обязательны для тех лиц, кому адресованы.

Функции права представляют собой основные направления его воздействия на общественные отношения и поведение людей. Выделяют следующие основные функции права:

  • Регулятивная функция. Заключается в необходимости регулирования сложившихся в обществе экономических, политических и других отношений. Регулирование отношений осуществляется только в рамках общего правового регулирования.
  • Охранительная функция. Заключается в необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина. Охрана прав и свобод осуществляется при помощи установления мер ответственности за совершение правонарушения, неисполнение установленных законом обязанностей в случае совершения нарушения в отношении правонарушителя применяются специфические меры принуждения, в том числе со стороны государства в лице его компетентных органов.
  • Гуманистическая функция. Задачи права заключаются в смягчении возникающих в обществе социальных противоречий и конфликтов, максимально безболезненном их разрешении.

Выделяют следующую классификацию функций права:

  1. Общесоциальные функции:

    • Экономическая.
    • Политическая.
    • Коммуникативная.
    • Экологическая и т.д.
  2. Социально-юридические функции:

    • Регулятивная.
    • Охранительная.
    • Оценочная. Заключается в необходимости выбора критерии правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
    • Воспитательная. Права выражают определенную идеологию, которая воздействует на поведение людей.

Виды функций норм права.

Системный подход
к исследованию процессов и явлений 
образует одну из отличительных
особенностей современной науки, современного
стиля нового научного
мышления.

Анализ функций 
норм права как единой целостной 
системы позволяет не просто сгруппировать,
упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает
приращение знаний, позволяет глубже,
полнее понять содержание
каждой из функций.

Известно, что 
возможности познания остаются малоэффективными,
если оно ограничивается уровнем единичности,
если за отдельными элементами оно
не стремится выявить их систему, Дело
еще и в том, что в реальной жизни функции норм
права не существуют изолированно друг
от друга, они тесно взаимосвязаны
между собой. Поэтому ни одна из них не
может быть исследована достаточно глубоко
и полно без выяснения ее взаимодействия
с другими функциями, то есть без изучения
ее в системе.

Система функций норм права 
представляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально
следует различать функцию норм права
как целого и функции этого целого.

Система функций 
норм права самым непосредственным
образом связана с системой норм
права. В соответствии с элементами, из
которых состоит последняя, можно выделить
пять групп функций норм права, образующих
их систему:

-общеправовые (свойственные 
всем отраслям права);

-межотраслевые 
(свойственные двум и более, 
но не всем отраслям права);

-отраслевые (свойственные 
одной отрасли права);

-правовых институтов
(свойственные конкретному институту 
права);

-нормы права (свойственные 
конкретному виду норм права).

Вопрос о соотношении 
функций норм права различных 
уровней имеет важное значение, так 
как структурным элементам системы 
права присущи функции, которые 
имеют известную специфику, определяемую
предметом и методом правового
регулирования данных элементов и их назначением
в системе норм права. Та или иная
общеправовая функция может в большей
или меньшей степени
конкретизироваться функциями более низкого
уровня

Это зависит, во-первых, от характера
общеправовой функции и, во-вторых, от
назначения отрасли, института, нормы
права и соответственно их функций. Например,
функции уголовного права конкретизируют
общеправовую охранительную функцию
в значительно большей степени, чем соответствующие
функции семейного или земельного права4

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: