Меры административного пресечения
Меры административного пресечения – меры, направленные на принудительное прекращение совершения правонарушения.
Признаки административного пресечения
- Меры, применяемые непосредственно к правонарушителю (доставление, административное задержание)
- Меры имущественного характера (изъятие охотничьего оружия)
- Медико-санитарные меры (отстранение от работы инфекционных больных)
- Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспортного средства)
Виды административного пресечения
- Доставление – представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении
- Административное задержание – принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение
- Личный досмотр, досмотр вещей – состоит в принудительном обследовании гражданина или его имущества в целях обнаружение и изъятия предметов, являющихся оружием или непосредственным объектом совершения правонарушения.
- Задержание транспортного средства – запрещение эксплуатации ТС с помещением его на специальную охраняемую стоянку
- Медицинское освидетельствование на состояние опьянения – проводится в медицинских учреждениях или с помощью специальных технических средств
- Привод – принудительное доставление лица, уклоняющегося без уважительных причин от явки по вызову, в отношении которого ведется дело об административном правонарушениии др.
Специфические свойства административного принуждения
Меры обеспечения производства согласно административным правонарушениям характеризуется отдельными чертами.
Специфические свойства административных мер принуждения:
- сфера применения — производство по делам административных правонарушениях;
- применяются только при наличии законно возбужденного дела об административном правонарушении и при признаках совершения правонарушения;
- меры производства, касающегося административных правонарушений, осуществляются административно-юрисдикционной деятельностью;
- цель административного принуждения — обеспечение производства, надлежащего порядка его реализации, выполнения задач производства, совершения необходимых процессуальных действий;
- применяется только к лицам, для которых закон устанавливает процессуальный статус;
- применяется только при наличии условий и оснований, предусмотренных законом.
Меры административно-процессуального принуждения — это интегрированная система принудительных мер, которые используются субъектами административно-процессуальной деятельности для сбора и закрепления доказательств, осуществления всех необходимых действий для расследования административных проступков и реализации принятых решений.
Меры административно-процессуального обеспечения
Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.
В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.
По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.
Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.
Классификация мер административного принуждения
Меры административного принуждения применяются для установления личности нарушителя, пресечения административного правонарушения, составления соответствующего протокола об административном правонарушении, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела о правонарушении, исполнения по делу постановления.
Классификация мер административного принуждения, исходя из их содержания и целей:
- меры, ограничивающие личные свободы гражданина (административное задержание, доставление, привод), могут применяться только в отношении физических лиц;
- меры имущественного характера (арест товаров, изъятие документов и вещей, арест транспортных средств и др.), могут применяться в отношении физических и юридических лиц;
- меры, ограничивающие свободы и права юридических и физических лиц (досмотр вещей, личный досмотр, медицинское освидетельствование, досмотр транспортных средств).
Отдельные исследователи выделяют два вида мер обеспечения производства: непосредственно обращенные к физическим лицам (задержание, доставление, привод, личный досмотр); меры, применение которых обязательно при присутствии физического лица или представителя юридического лица (изъятие вещей, досмотр вещей и др.). Любая из предложенных классификаций носит субъективный характер, так как вызвана субъективным взглядом исследователя, останавливающим свой выбор на тех или иных критериях классификации, которые позволяют разграничить совокупность мер обеспечения производства в зависимости от определенных признаков административных правонарушений и обозначают специфику проводимого исследования.
Меры обеспечения производства по административным правонарушениям выступают эффективным средством для устранения препятствий к более объективному, всестороннему и полному разрешению дел. Перечисленные меры тесно связаны с реализацией института административного принуждения и административной ответственности. Административная ответственность выражается в негативных последствиях для правонарушителя в виде определенных административных санкций, содержание и характер которых обусловлены конкретными целями и задачами административного принуждения.
В деятельности правоохранительных органов применяются административно-предупредительные меры принуждения, процессуально-обеспечительные меры, меры административного пресечения и административной ответственности:
- требование от должностных лиц и граждан прекращения противоправных действий;
- проверка у должностных лиц и граждан удостоверяющих личность документов (при наличии для этого достаточных оснований);
- патрулирование общественных мест и населенных пунктов;
- осуществление административного задержания, составление протоколов административных правонарушений, применение мер, предусмотренных нормативно-правовыми актами об административных правонарушениях;
- осуществление личного досмотра граждан, вещей, находящихся при них (при наличии для этого достаточных оснований — граждане могут иметь при себе боеприпасы, оружие, взрывчатые устройства и вещества, психотропные и наркотические средства);
- производство регистрации, кино-, аудио- и видеосъемки, фотографирования, дактилоскопирования лиц, которые были задержаны по подозрению в совершении преступных деяний;
- производство оцепления участков местности при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф, при проведении карантинных мероприятий, пресечении групповых действий и массовых беспорядков, нарушающих работу связи, транспорта, организаций и др.
Меры административного принуждения, применяемые правоохранительными органами, с точки зрения соблюдения свобод граждан, их конституционных прав, являются объективно необходимыми, так как чаще всего являются единственным средством обеспечения нормальных условий в деятельности государства.
Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Особенности административного принуждения:
- основывается на нормах административного права;
- применяется как физическими, так и юридическими лицам;
- применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
- закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
- применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
- система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
- применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
- порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
- применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
- законность применения обеспечивается системой гарантий;
- применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Цели административного принуждения:
- предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
- пресечение правонарушений;
- восстановление нарушенного состояния;
- процессуальное обеспечение;
- наказание (ответственность) правонарушителя.
По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.
По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.
По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.
Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.
Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).
По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.
По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.
Стадии применения мер административного принуждения:
- анализ правоохранительной ситуации;
- выбор меры административного принуждения;
- проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
- принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
- реальное применение меры административного принуждения;
- анализ эффективности применения меры административного принуждения;
- внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.
Общая характеристика системы мер административного принуждения
Итак, цель административного принуждения в самом общем виде может быть охарактеризована как профилактика нарушений и опасных ситуаций посредством ограничения деятельности организации или поведения физического лица. Реализация административного принуждения позволяет восстановить требования установленного законом порядка управления, сдерживая тем самым негативные для общества и государства последствия правонарушений.
В соответствии с действующим административным законодательством систему видов административного принуждения образуют:
- административно-принудительные меры, которые применяются для предупреждения возможных правонарушений в условиях стихийных бедствий, несчастных случаев. Обычно такие меры служат инструментом предотвращения опасности для жизни и здоровья населения. Здесь наличествует опасность совершения правонарушений или преступного посягательства, на предотвращение которой и направлены меры административного принуждения. К числу таких мер можно отнести: прекращение движения транспорта; таможенный досмотр и др.;
- меры административного пресечения. Такие меры применяются для пресечения совершения противоправного деяния и предотвращения вредных последствий такого деяния. К числу административных мер пресечения относятся краткосрочное задержание органами полиции для составления протокола об административном правонарушении, принудительное лечение лиц, которые страдают заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
- административно-восстановительные меры. Этот вид мер административного принуждения направлен на восстановление правоотношений, существовавших до совершения правонарушения, например, снос самовольно возведенного строения и др.;
- меры административной ответственности, целью которых является привлечение к административной ответственности лиц, которые совершили административные правонарушения. Меры административной ответственности предусматриваются административным законодательством, реализуется в строгом соответствии с требованиями административного закона. Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая для предупреждения совершения новых правонарушений непосредственно правонарушителем и иными лицами.