Взаимовлияние науки и искусства кратко

Роль науки в современном образовании и формировании личности реферат

Введение

Мне кажется, что мышление и знание — это главные критерии философии. Если античная философия представляла собой набор догадок, не основанных на достижениях науки, то современная философия опирается на результаты логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. В конце концов, философию можно рассматривать как науку о противопоставлении различных взглядов и мыслей. Философы представляют свои точки зрения, например, на этику, на бытие, на мировоззрение, а остальные члены общества должны выбрать ту идею, которая им больше подходит. Мне кажется, что без дебатов и разногласий философия не смогла бы подняться на тот уровень, которого она достигла сегодня.

Наука в глазах смотрящего?

Определенный разрыв между искусством и естественными науками произошел в XIX веке. И тут, скорее, наука стала дистанцироваться от искусства, когда подавляющее большинство ученых перестали размышлять о художественности как о средстве, с помощью которого можно объяснять и распространять научную информацию. А вот творческие деятели наоборот с восторгом взаимодействовали с наукой в плане поиска новых средств и материалов. Например, французские химики в начале XIX века изобрели недорогие смешанные краски, упакованные в тюбики, и синтетические пигменты, которые художник мог сам смешивать между собой. Изобретение фотографии и вовсе высвободило возможность сосредоточиться на визуализации идей, а не на художественном отражении реальности. А, к примеру, художники-сюрреалисты XX века сосредоточились на выявлении бессознательного в своем творчестве, прямо вслед за теорией психоанализа Зигмунда Фрейда.

Прошло некоторое время, и в 1999 году Ричард Тейлор прославился на весь научный мир тем, что открыл в полотнах художника Джексона Поллока фрактальные структуры. Об этом написали многие авторитетные издания — от Nature до Scientific American, несколько телекомпаний сняли документальные фильмы, а сам Тейлор презентовал свое открытие на нобелевском симпозиуме по квантовой физике. Но перед этим ученый столкнулся с массой критики и сомнений относительно целесообразности своего подхода. К счастью, сегодня, как и последнее десятилетие в принципе, переплетение науки и искусства все чаще признается удачным способом осуществления научной коммуникации. Остановимся на этом поподробнее.

История дружбы науки и искусства

И наука, и искусство — это попытки человека понять, описать и объяснить мир вокруг. Субъекты, методы и правила в этих сферах имеют разные традиции, их предполагаемая аудитория различна, но мотивации и цели в глобальном смысле довольно схожи.

Ведь одна из самых примитивных врожденных потребностей людей — это понять себя и все, что существует в мире, а затем поделиться этим знанием. Ученые проводят эксперименты снова и снова, пытаясь выявить новый аспект реальности. Художники рефлексируют над реальностью. И те, и другие в широком смысле выступают творцами, которые используют различные концепции и технологии для создания чего-то принципиально нового. Оба этих мира вращаются вокруг идей, теорий и гипотез, которые воплощаются там, где разум и руки объединяются — будь то лаборатория или арт-студия.

Примеров того, как проявлялся этот синергетический эффект науки и искусства, мы можем найти немало. Пожалуй, самый очевидный продемонстрировал Леонардо да Винчи, в котором неразделимо совмещались гениальный ум ученого и талант художника. Достаточно вспомнить его иллюстрации и графические работы, которые являлись существенной частью его разработок и экспериментов.

Знаменитый Пабло Пикассо говорил, что его работы — это не столько произведения искусства, сколько самостоятельные исследования. Наравне с Альбертом Эйнштейном он ставил своей задачей переосмыслить классические представления о пространстве и времени.

Технология камуфляжа для солдат была придумана американским художником Аббатом Тайером. А Эрл Баккен изобрел кардиостимулятор, вдохновившись работой музыкального метронома. Японские оригами подсказали медицинским инженерам технологические решения по созданию подушки безопасности в автомобилях. Даже Стив Джобс некогда описывал себя и своих коллег в Apple как художников.

Кстати, по этому поводу интересную фразу сказала в одном своем выступлении на TED Talks врач и астронавт Май Джемисон: Разница между наукой и искусством заключается не в том, что это разные стороны одной и той же монеты. Это просто разные проявления одного и того же явления — воплощения человеческого креативного потенциала. Однако наука и искусство не всегда и не во все времена шли рука об руку.

Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

В науке знания используются вполне осознанно и могут быть использованы для обнаружения ошибок в рассуждениях. В обычном сознании они спонтанно усваиваются и используются. Существует определенная преемственность между обычным и научным знанием, то есть между здравым смыслом, на котором основано обычное знание, и критическим мышлением, присущим науке. Указанная преемственность, связь между ними проявляется в том, что научное мышление часто возникает на основе предположений здравого смысла. Но позже наука корректирует эти предположения, уточняет их или заменяет новыми.

Здравый смысл тоже не остается неизменным — он постепенно вбирает в себя все больше и больше истин, установленных наукой.

Не следует рассматривать научное знание как абсолютную противоположность обыденному и отвергать любую связь между ними. Отличие науки от обыденного знания: 1. обыденное знание фрагментарно, не систематизировано; 2. суждения обыденного знания — изолированные обобщения результатов; 3. знание ограничено рамками обыденного практического опыта в принципе не может быть использовано в научных экспериментальных и теоретических исследованиях; 4. для обыденного знания нет надежных способов проверки и обоснования.

Таким образом, обыденное знание — это форма ненаучного знания.

Философия — это форма интеллектуальной культуры, направленная на постановку, анализ и решение фундаментальных мировоззренческих вопросов, обладающая оригинальным знанием, содержащим все научные знания древности. Целью было создание общего взгляда на мир и человека, который сформировался в виде различных философских систем с мировоззренческой функцией. В дальнейшем происходит специализация знаний, формирование новых конкретных наук и их отделение от философии. В то же время философия развивалась как особая область знаний, она отделилась от отдельных наук. Этот процесс продолжался долгое время, но наиболее интенсивно в XVII-XVIII веках. Наконец, в 19 веке сформировались отдельные научные дисциплины, которые были отделены от философии. Это время, когда многие теоретические задачи, которые раньше решались только в умозрительной философской форме, наука уверенно берет на себя.

Философия — это особый вид интеллектуальной деятельности. Как и наука, она имеет теоретическую форму, но, строго говоря, философия не является наукой, по крайней мере, не в том смысле, в котором физика, химия, биология, механика, геология, история и т.д. считаются науками. Каждая наука изучает определенный объект, определенную часть мира, определенную его сторону, использует специальные методы, недоступные никому, кроме ученых-специалистов, опирается на эксперименты и точные наблюдения, использует приборы и т.д. В сфере философии и философского знания ничего подобного нет, но это ни в коей мере не умаляет достоинств философии.

Определение

Искусство
– воплощение явлений действительности в художественном образе. Создавая произведение, творец пытается выразить, каким он видит окружающий мир, а также поведать о своих впечатлениях и переживаниях

То, что получается в результате, близко другим людям и важно для них. Видами искусства являются, например, скульптура, живопись, хореография

Наука
занимается получением и систематизацией знаний об окружающем мире. Люди науки – это ученые и исследователи, которые трудятся в разных областях жизни. Их деятельность может иметь как теоретическую, так и практическую направленность.

Science art — научное искусство, помогающее популяризации знаний

Сегодня многие видят искусство и науку как полюса особой культуры. Есть и те, кто считает, что искусство, технологии и наука вовсе начинают сливаться в новую область под названием sci-art, или science art.

Сайнс-арт — это, например, магнитно-резонансная визуализация человеческого тела, изображение мухи на кристаллах сахара, захваченное микроскопом, или причудливый узор из кровеносных сосудов или раковых клеток, ярко светящихся благодаря внедрению в них гена флуоресцентной медузы.

А, к примеру, лаборатория молекулярной физики в европейском CERN, где находится Большой адронный коллайдер, учредила целую программу под названием COLLIDE. В рамках этого проекта художники мирового класса приезжают в лабораторию и университетский городок в Женеве на срок до трех месяцев, чтобы пересказывать историю исследований арт-языком.

Не отстает и легендарный MIT (Массачусетский технологический институт). Там в 2012 году открылся Центр искусств, науки и технологий с целью интеграции искусств в научные исследования и инженерные разработки. Таким образом один из ведущих мировых вузов признает роль искусства в науке и технологическом образовании, а также в культивировании творческой атмосферы, которая помогает раскрыться потенциалу студентов и ученых.

Все эти примеры говорят об одном. Продвижение науки через искусство — это отличный способ расширить доступ к достижениям ученых. Ведь обмен информацией интересным или необычным способом помогает улучшить распространение знаний и вовлечь более широкую аудиторию. Наука может подвести к истине, в то время как искусство позволит почувствовать ее. Поэтому, когда наука встречается с искусством, горизонты представлений расширяются, а пробелы в нашем понимании обеих этих сфер заполняются.

  • Лежебоке и солнце не в пору всходит смысл пословицы кратко

      

  • Виды следов рук в криминалистике кратко

      

  • Каковы источники заражения яиц и яйцепродуктов ответ кратко

      

  • Раннефеодальное государство киевская русь кратко

      

  • Срок полномочий это кратко и понятно

Наука и обыденное познание

Обычные знания приобретаются человеком в непосредственной практической деятельности, в труде. Это народная медицина, народная агрономия и т.д. Обычные знания часто называют здравым смыслом.

Науку и обычное знание объединяет то, что они направлены на открытие истины. Поэтому между ними нет непреодолимой пропасти. (Например, врач и целитель преследуют цель вылечить пациента).

Существуют фундаментальные различия между научным знанием и повседневным знанием:

Обычное познание бессистемно, а научное познание — это знание, упорядоченное в систему, т.е. упорядоченное знание.

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества Сфера образования — это область, где встречаются индивид, личность и наука. Образование в современном обществе непрерывно, это постоянный, непрерывный процесс.

Выделяют следующие этапы образования: дошкольное образование; среднее общее образование среднее профессиональное образование; — высшее профессиональное образование Высшее профессиональное образование; Последипломное образование.

Система высшего профессионального образования предполагает следующие основные направления работы со студентами: Образование; Научная деятельность; Обучение.

Обучение ведется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Министерством образования Российской Федерации. Для каждой специальности предполагается изучение трех циклов научных дисциплин: Гуманитарный и социально-экономический цикл. Математико-научный цикл Профессиональный цикл.

Таким образом, учебный процесс в университетах предполагает, что студенты изучают основные положения современной науки. В то же время существуют трудности в отношениях между образованием и наукой. Образование в отношении современной науки во многих случаях носит догоняющий характер, что особенно характерно для российских вузов. Часто студенты знакомятся со знаниями и технологиями, которые уже устарели.

Функции — это направления влияния науки на общество и на людей.

Культурная функция. Это связано с влиянием на личность, с формированием мировоззрения индивида. Наука знакомит человека с истинными знаниями о природе и обществе.

Функция непосредственной производительной силы была открыта в XIX веке К. Марксом. Он показал, что в результате промышленной революции в XVIII и начале XIX века наука становится производительной силой. До XVIII. Наука века не была связана с производством. Наука как производительная сила имела не только положительные, но и отрицательные последствия, например, загрязнение окружающей среды.

Наука как социальная сила. Научные данные используются для составления амбициозных планов экономического и социального развития. Таким образом, наука показана как социальная сила в решении глобальных проблем современности. С одной стороны, наука спровоцировала глобальные проблемы; с другой стороны, глобальные проблемы можно решить, только опираясь на науку.

Функция генерации истинного знания. Эта функция является центральной среди всех остальных функций. Наука возникла в ответ на потребность человека в формировании истинных знаний в то время, когда мифологические и религиозные знания перестали удовлетворять человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Все темы данного раздела:

Многообразие видов искусства

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть
духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного
освоения мира. В этом плане

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд
отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий,
предназначенных главным

Живопись

Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения,
которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую
поверхность. Как и други

Архитектура

Архитектура (лат. architectura, от греч. architйкtуn — строитель),
зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду
для жизни и деятельно

Скульптура

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный напринципе объёмного, физически трёхмерног

Киноискусство

Киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с
помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных
средствами мультипликации

Обилие видов искусства

Искусство, одна из форм публичного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфичный род фактически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят гру

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; обхватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных основным образом для быта. Его произведен

Живопись

Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-или твёрдую поверхность. Как и остальные виды искусства, живопись выпол

Архитектура

Архитектура (лат. architectura, от греч. architйкtуn — строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство

Скульптура

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерно

Киноискусство

Киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки настоящих, специально инсценированных либо воссозданных средствами мультипликации событий реальнос

Вопрос №2. Предмет и виды искусства

особенное место, занимаемое искусством в культуре, описывает и его специфическое «поведение», его роль в жизни человека и человечества, в развитии общества и культуры. Системный подход до

Функции искусства в его отношении к обществу

Как всякая саморегулирующаяся система, человеческое общество — и неважно какая его часть — испытывает потребность в неизменном укреплении собственной целостности, которая обеспечивается прочность

Функции искусства в его отношении к природе

Искусство способно воздействовать не лишь на человека и общество, но и на саму природу. Ибо оно не лишь изображает её, но и преобразует, преобразует и в воображении, и в её настояще

Функции искусства в его отношении к культуре

Если функции искусства по отношению к природе в какой-то степени осознавались в. Истории эстетической мысли, то неувязка функций искусства по отношению к культуре вообще не попадала

Функция искусства в его отношении к своим потребностям

Если во всех рассмотренных нами выше отношениях исследовалось действие искусства на те либо другие внешние для, него объекты, то сейчас речь пойдет о действиях саморегуляции художес

Динамика взаимоотношений функций искусства

Обобщая все вышесказанное, следует отметить до этого всего, что множество функций искусства — не обычный конгломерат, не хаотический «набор» разных его назначений, а слож

Структура искусства

Охарактеризовав искусство как некую эстетическую ценность, нужно направить внимание и на его структуру. Искусство представляет собой целостную систему, включающую целый ряд разнообр. Вопрос №3

главные этапы процесса художественного творчества

1. Художественное творчество как специфичная деятельность. Иерархия творческих предрасположений
Художественное творчество — загадочный процесс. Кант говорил: «…Ньютон вс

Вопрос №3. главные этапы процесса художественного творчества

1. Художественное творчество как специфичная деятельность. Иерархия творческих предрасположений
Художественное творчество — загадочный процесс. Кант говорил: «…Ньютон вс

Роль социально-гуманитарных наук в современном образовании и формировании личности

Достижения современной науки используются во всех сферах человеческой деятельности. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса — цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Основными единицами образовательной матрицы являются дисциплинарные знания, а также принципы, методы, способствующие формированию навыков и умений, составляющих личность обучающегося в реальном процессе жизнедеятельности.

Понятие личности следует отличать от понятия индивида, которое обозначает принадлежность к человеческому роду и указывает на доминирование витально-инстинктивных факторов жизнедеятельности. Понятие личности включает в себя два основных момента: необходимые социально-психологические качества человека, направленные на реализацию в нем общечеловеческой системы ценностей; социальная самореализация человека и его целеустремленность. Идея целостного воспитания личности, то есть гармоничного развития ума, чувств и воли, очень важна в наше время.

Современная система образования учитывает нейрофизиологические, ментальные и эмоционально-волевые особенности личности. Образовательные модели базируются на научных основах и достижениях различных гуманитарных наук, антропологии, педагогики, психологии, физиологии и т.д. Основой современного образовательного процесса является научное мировоззрение.

Результатом образования должно стать формирование смысловой сферы, которая направлена внутрь субъекта познания и влияет на его жизненную позицию, мировоззрение, убеждения, поведенческие и социальные решения. Научные подходы пронизывают все содержание научно-познавательного процесса. Образовательный процесс имеет свои технологии, среди которых приоритетное место занимают информационные технологии.

В настоящее время на фоне мощных тенденций глобализации пропагандируется личностно-ориентированная модель научного образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям в рамках поликультурного образовательного пространства.

К негативным явлениям в современном образовательном процессе относятся его коммерциализация и бюрократизация.

Аксиология (ценностная доктрина), но интерпретируется по-разному в зависимости от общих философских предпосылок и допущений доктрины — от естественно-натуралистических до метафизически-религиозных. Аксиологические (ценностные) основания науки — это принятые положения о практическом и теоретическом значении науки в целом или отдельных наук в системе духовной и материальной культуры, о целях науки, о научном прогрессе, его связи с общественным прогрессом, об этических и гуманистических аспектах науки.

Ценностное отношение человека к себе и к миру реализуется в эмоциях, воле, решительности, целеполагании, идеализации. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Учение о ценностях (аксиология) не сразу стало уделом философов, а только после того, как были разделены понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу морали сфере природы, а практический разум — теоретическому.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: