Духовная культура личности и общества кратко

Сфера духовной культуры - учительpro

Сфера духовной культуры

Духовная культура общества — это совокупность духовных ценностей, норм и принципов, а также деятельность людей, основанная на их разработке и применении в жизни. Если говорить о том, что относится к данной сфере, следует упомянуть мораль, образование, науку, философию, религию, искусство как проявления культуры.

  • Мораль в обществознании — это система нравственных ценностей и норм, во многом определяющих поведение человека. Она вырабатывается обществом на протяжении длительного времени. Говоря простым языком, к ней относятся представления о добре и зле, хороших и плохих поступках, справедливости и несправедливости. От того, какую роль эти категории выполняют в социуме, зависят нормы поведения. Они не имеют выражения в официальных документах, но часто являются ориентирами в жизни человека.
  • Образование — элемент духовной культуры, целью которого является передача имеющихся знаний и накопленного опыта последующим поколениям. От его уровня зависит состояние общества: образованные люди способны оценивать и анализировать окружающий мир и себя, планировать пути развития.

Рис. 1. Университет.

  • Наука — область духовной культуры, задачей которого является систематизация имеющихся знаний, формирование научной картины мира, открытие нового.
  • Философия как элемент духовной культуры является особой системой взглядов на действительность. Она определяет, что входит в понятие рационального познания, что такое мир и бытие, каково место человека в нём.
  • Религия — система представлений, в основе которой лежит вера в существование высших сил, обладающих сверхъестественными свойствами. С этой позиции она объясняет, что такое Вселенная, как она устроена, каким законам подчиняется жизнь человека.
  • Искусство — область культуры, основанная на творческом осмыслении действительности, выражении взглядов автора в образах. Существуют различные виды искусства: живопись, архитектура, художественная литература, музыка, театр, скульптура.

Рис. 2. В театре.

Все перечисленные элементы оказывают влияние на формирование нашего внутреннего мира. Под воздействием духовной культуры человек из биологического существа превращается в личность. Он усваивает нормы морали, получает образование, впитывает религиозные взгляды, пытается философски осмыслить действительность, восхищается произведениями искусства.

Примеры духовной культуры

А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:

  • Нормы морали, т.е. комплекс правил поведения, базирующийся на представлениях людей о добре и зле;
  • Мифологию – совокупность преданий, содержащих в себе первоначальные представления людей об окружающей реальности, ее происхождении и месте в ней человека;
  • Религию, т.е. мировоззренческую позицию, построенную на вере в сверхъестественные силы божественного происхождения;
  • Искусство, под которым понимаются попытки человека отразить окружающую его реальность посредством использования языка образов;
  • Философию — науку об общей проблематике, затрагивающей основные вопросы бытия;
  • Науку — сведенные воедино идеи и взгляды о построении окружающего мира, основанные на проведенных учеными исследованиях; – комплекс, включающий в себя различные убеждения, идеи и взгляды.

Духовные ценности

Духовная культура — это система определённых ценностей. Кратко познакомимся с основными из них, узнаем, какие компоненты включает каждая группа.

  • Мировоззренческие ценности лежат в основе формирования картины мира. К ним относится определение смысла жизни, роль судьбы и воли человека, отношение к прошлому и будущему, осознание своего места в окружающей действительности.
  • К религиозным ценностям можно отнести веру, любовь к Богу и к миру, отношения с другими людьми.
  • Нравственные ценности определяют особенности нашего поведения в той или иной ситуации в соответствии с представлениями о том, что правильно, а что нет.
  • Эстетические ценности лежат в основе представлений о прекрасном и безобразном. Они связаны с пониманием красоты мира в разных проявлениях.

Рис. 3. Схема «Духовные ценности».

Существует понятие «вечных» ценностей. Это те ценности, которые являются важными для всех людей во все времена. Примерами являются добро и польза, любовь, свобода, честь и достоинство, истина и справедливость, красота, верность.

Что мы узнали?

Духовная культура — это совокупность ценностей и идеалов и деятельность людей по их разработке и применению. Она включает следующие элементы: мораль, наука, образование, философия, религия, искусство. К духовным ценностям относятся мировоззренческие, нравственные, религиозные, эстетические.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой творческий потенциал.
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Различия между духовной и материальной культурой

Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.

К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:

  • материальная культура является миром вещей и явлений, создаваемым людьми для удовлетворения их потребностей;
  • материальный мир технологичен, он состоит из технических средств и алгоритмов;
  • технической основой материальной культуры являются навыки, умения и способности людей.

В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:

  • наличие идеальных форм, остающихся за пределами человеческой деятельности (например, морали, права, научных знаний и т.д.);
  • наличие внутри духовной культуры интегрирующих форм (к ним относят религию, философию, искусство и др.);
  • наличие субъективной духовности, состоящей из совокупности знаний, религиозности, культуры поведения, морального выбора и пр.

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие (связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные (Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба).

    Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;

  • Эстетические (Красота, высокие ценности);
  • Религиозные (Любовь, вера, смирение).

Духовные ценности

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.

  • К нравственным ценностям относят доброту, дружбу, любовь, свободу и творчество, набор указанных ценностей позволяет установить отношения сопереживания и родственной близости между людьми;
  • К социальным ценностям относят науку, религию, право, образование, культуру и искусство. Все перечисленные ценности помогают людям совместно жить в одном социуме, выстраивая взаимоотношения друг с другом на основе уважения к чужим правам, законности и справедливости;
  • К абсолютным ценностям относят ценности всеобщего характера. Таковыми считают жизнь и здоровье, труд, гуманизм, любовь к Родине и т.д.

Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью

Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь

Как создаётся духовная культура?

К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.

Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.

Что такое духовные ценности и чем они отличаются от материальных

Теперь стоит пояснить, что обществознание понимает под ценностями в сфере духовной жизни.

Духовные (культурные) ценности — это продукты духовной культуры общества, которые помогают удовлетворить высшие потребности человека.

Если кратко, то еда, сон, безопасность и т. д. — это низшие физические потребности. Человеку необходимо их удовлетворять, чтобы выжить. Но есть и потребности другого толка — высшие. Их мы удовлетворяем, когда хотим улучшить качество жизни: стать успешнее, образованнее и прикоснуться к прекрасному. Так вот, духовные потребности относятся к высшим.

64.6K

Потребности человекаЧитать →

Вот несколько примеров ценностей духовной сферы:

  • культурные традиции;

  • народные обряды;

  • техники живописи;

  • языки и диалекты;

  • научные достижения;

  • высшее образование и т. д.

Противоположность духовным ценностям — материальные.

Материальные ценности — это продукты материальной культуры, которые имеют вещественную форму: имущество, товары, предметы.

Это то, что мы можем видеть, слышать, пробовать и осязать. В то же время духовные ценности существуют только в рамках нашего воображения, разума. Это одна из их главных особенностей, которую мы уже упоминали выше.

При этом важно помнить, что духовные и материальные ценности часто бывают связаны. Например, когда первые выражаются через вторые

Давайте подробно разберём, как это работает, на примере.

Пример № 1.

Ира — художница. Она пишет серию картин в жанре импрессионизм, в которые вкладывает особый смысл. Каждая из них отражает одну из 5 стадий принятия неизбежного: отрицание, торг, гнев, депрессию и принятие.

Эти картины — имущество, материальные ценности, т. к. их можно осмотреть, потрогать и даже продать, если захочется. А со временем они придут в негодность, и люди забудут, как они выглядели. Зато смысл, который вложил в них автор, — духовная ценность. Это идея, которой невозможно причинить вреда.

Теперь важно вспомнить и другие черты, которые отличают духовные ценности от материальных:

  • Ими невозможно «насытиться». В отличие от той же еды, которая считается материальной ценностью, человек может потреблять духовные ценности бесконечно. Например, слушать музыку.

  • Они сохраняются в сознании людей и передаются из поколения в поколение. Вещи со временем портятся, зато идеи могут жить столетиями. Даже когда их материальное воплощение уже давно утрачено.

  • Они в большей степени запечатлевают личность автора. Мир до сих пор помнит имена великих творцов, но и работы неизвестных авторов также ценны для культуры.

Проверьте себя

Подумайте, как лично вы взаимодействуете с духовной сферой: создаёте ценности или только потребляете их? Приведите несколько примеров, как именно.ов, как именно.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Что такое духовная культура?

Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.

Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.

Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.

К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.

Характеристика духовной жизни человеческого общества

В структуру духовной жизни включено общественное сознание, а также взаимоотношения между людьми и институты, влияющие на порядок существования общества и его функционирования. Такая духовная жизнь подразумевает право человека на внутреннюю свободу, на удовлетворение потребностей духовного характера, на полноценную реализацию способностей и талантов. Давно доказано огромное влияние культуры на формирование личности, ребенок с самых ранних лет усваивает определенные культурные ценности и правила, в то же время он узнает, что некоторые вещи запрещается делать именно исходя из установленных норм культуры и морали.

Степень общего развития человека и его внутренние богатства характеризуются уровнем имеющейся у него духовной культуры. Важными составляющими такой культуры можно считать любые религиозные и политические учения, философские трактаты, произведения, написанные в сфере литературы или музыки. Для создания абсолютно любого предмета материальной культуры требуются не только человеческие руки, но и разум, который также развивается в процессе изобретения нововведений.

Именно духовная культура личности выступает основным фактором формирования мировоззрения человека, его взглядов на жизнь, интересов. С помощью культуры внутренний мир людей обогащается, расширяется, многие ценности бережно передаются из поколения в поколение, для развития духовной культуры важна преемственность.

Стоит обратить внимание и на профессиональную культуру, свидетельствующую о степени подготовленности конкретного индивидуума в сфере избранной им специальности. Существует и правовая культура личности, она связана с отношениями между различными составляющими человеческого общества, социальными группами, национальностями

Экологическая культура касается взаимоотношений человека и природы, людям необходимо осознавать, в какой степени надо беречь окружающую среду, как правильно использовать огромные естественные богатства.

Человек с высоким уровнем духовности наделен моральными, нравственными, религиозными устоями, что способствует гармоничному существованию общества в целом. При массовой бездуховности, характеризующейся господством лишь примитивных биологических инстинктов и отсутствием каких-либо этических правил и эстетических потребностей, народ однозначно обречен на постепенную деградацию без шансов занимать в мире какую-либо достойную, уважаемую позицию.

Существующие разновидности культур

Специалисты давно отличают друг от друга материальную и духовную культурную сферы. К материальной культуре относятся продукты производственной деятельности человека, являющиеся вещественной разновидностью культурной отрасли. Под духовной культурой подразумеваются творения эмоциональной сферы человека, такие, как различные произведения искусства или сделанные учеными открытия.

Само определение «культура личности» имеет в виду самые разные формы культурного самосознания человека, можно выделить целый ряд присущих человеку культур, в том числе эстетическую, нравственную, профессиональную, экологическую, правовую.

С помощью уровня эстетической культуры можно определить степень приобщения определенного социума к миру прекрасного, развития искусства в обществе. Нравственная культура говорит о том, насколько тот или иной человек либо социальная общность придерживаются установленных норм морали, что именно позволяется и запрещается индивидууму в обществе с точки зрения нравственных правил.

Сегодня полноценный, грамотный специалист не способен исполнять свои обязанности без наличия профессиональной культуры, исходя из уровня такой культуры, делается вывод о степени подготовленности человека к избранной им сфере деятельности. Не менее важна и экологическая культура, в соответствии с которой общество обязано должным образом ценить окружающую среду, ее богатства, иметь представление о том, как следует разумно и рационально использовать природу, не причиняя ей при этом необратимого вреда.

Воздействие культуры на формирующегося человека

Роль культурной сферы в воспитании подрастающего индивидуума давно доказана. С самого раннего детства происходит серьезное влияние культуры на формирование личности. Очень многое в нравственных, этических, моральных, правовых установках будущего человека зависит от того, какие понятия были приняты в его семье и ближайшем окружении.

Если ребенку с младенчества прививают любовь к музыке, литературе, другим произведениям художественного творчества, учат по-настоящему ценить все прекрасное, то велика вероятность того, что во взрослом возрасте он действительно станет обладать высоким уровнем эстетической культуры. Необходимо работать и над развитием национальной культурной сферы, рассказывать маленькому человеку об обычаях и традициях его народа, о моральных принципах, принятых в определенной национальной общности. В то же время следует обязательно учить его и терпимому, доброжелательному отношению к представителям других национальностей, стараться воспитать уважение и к иным культурам.

Сегодня духовная культура личности складывается также под воздействием телевидения, кинематографа, Интернет-пространства, любой ребенок окружен этим огромнейшим информационным потоком. Родителям обязательно надо контролировать сведения, которые получает подрастающий человек, и правильно объяснять ему, какие вещи действительно являются интересными и полезными, а какие способны лишь серьезно навредить еще не сформировавшейся личности.

Взрослеющий человек постепенно включается в социум, постигает отношения между различными социальными структурами, народностями, классами. Старшим членам семьи и педагогам необходимо следить за тем, чтобы у подростка устанавливалась и правовая культура личности, четкие представления о том, как он может и должен вести себя в разных человеческих общностях.

Без культуры, нравственных, этических, эстетических ценностей просто не может существовать ни конкретный современный человек, ни общество в целом. Народ, не придающий значения духовным ценностям и озабоченный лишь материальным процветанием и благополучием, рано или поздно ожидает глубокая деградация и постепенное вымирание, исчезновение из глобального социума людей.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях

Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать внутренний мир.
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

Синергия в сфере бизнеса, менеджмента и экономики обеспечивает промышленным и финансовым предприятиям стабильность в процессе развития. Объединение нескольких потоков в одном русле на выходе дадут эффект, в разы превосходящий силу каждого в отдельности.

Одаренность – такое сочетание способностей человека, от которого может зависеть возможность достичь успеха в определенном виде деятельности. Такие задатки разделяют на виды: творческие, академические, социальные, лингвистические и литературные.

Закон Парето – универсальный принцип, выраженный в пропорциях 20/80, где 20% — это затраченные усилия в любой деятельности, а 80% конечный результат. Правило работает и приносит пользу в экономике, организации бизнеса, тайм-менеджменте, торговле.

В списке популярных тренингов находится тренинг по построению дерева целей. С его помощью можно существенно изменить жизнь к лучшему, добиться успеха на личном и финансовом фронте, а организации — ощутимо увеличить прибыли. В чем же секрет этого понятия?

  • Биография петра булахова кратко

      

  • Свойства ткани из химических волокон 7 класс кратко

      

  • История лодейного поля кратко

      

  • Монолог кулигина действие 1 явление 2 кратко

      

  • Европейское экономическое сообщество это кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: