Основные идеи
В начале, во главе других дисциплин мыслитель ставил философию, придерживаясь субъективного идеализма. Фитхе допускал существование определяющей реальности, получившей название «абсолютного Я». Эта реальность разумна, сама создает мир и законы, противоположные по своей сути законам людей. Работа этой реальности направлена на нравственное сознание. В этот период, философия Фихте включает несколько ключевых идей. Рассмотрим их кратко:
- Человек — существо, в котором есть духовность, разумность и нравственность. Его главная цель — целенаправленная деятельность.
- Человек обладает нравственным разумом, постоянно требующем действия. Мир есть область действия.
- Мировое для Фихте было вторичным. Во главе он ставил потребность действовать. Познание — средство действия.
- Фихте интересуется о первоначальной природе знания.
- Центральная идея философа заключена в человеческой свободе, без которой, он не в состоянии исполнять предназначение — действовать.
- Человеческое «Я» выражается в стремлении к исходной точке, где субъект совпадает с объектом, а абсолютное «Я» — с индивидуальным
Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало человеческого мышления.
Познание — динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил в способность человека познать мир и подчинить своей воле.
Закон и мораль в эпоху позднего Фихте
Во втором периоде творчества Фихте меняет свои представления о сущности государства и права, отказывается от прежних взглядов.
В своем произведении 1806 года «Основные черты современной эпохи» Фихте больше не разделяет «земную жизнь» и «вечную жизнь»; Конечная цель земной жизни, как теперь объясняет Фихте, — это устройство всех человеческих отношений на основе свободы и разума, и это цель не только правового государства, но и морали и религии. Это понимание состояния, принципиально отличное от ранее принятого.
Фихте никогда не упоминает, что он сам в своих ранних работах также разделял концепцию общественного договора, но очевидно, что теперь с этой концепцией больше нет. Таким образом, по сути, Фихте также отвергает правовые принципы либерального государства, что особенно ясно из его последующих работ.
Так, в своей работе «Теория государства, или отношение изначального государства к царству разума» Фихте противопоставляет идеальное государство ложному представлению о задачах и цели государства, широко распространенному в его современнике. сознание. Согласно этому заблуждению, государство существует для того, чтобы сохранить прежде всего существование людей, а затем их собственность, поскольку это средство существования. Таким образом, согласно Фихте, государство оказывается лишь средством сохранения собственности, то есть частных, корыстных интересов личности. Возникает такая идея, говорит Фихте, что земная жизнь людей ставится наивысшей целью, а общественный союз, которым является государство, ставится на ее службу. Между тем, по сути, высшая цель человека — не сохранение своей животной жизни, а нравственно-религиозный акт — реализация образа Бога в себе. Только решение этой задачи может оправдать существование государства: оно должно гарантировать свободу ради реализации этой высшей цели человеческого рода.
Таким образом, на смену верховенству закона позднего Фихте государство выступает как моральное сообщество, носитель высших ценностей духовного мира.
Характерно, что, призывая к освобождению от власти завоевателей, Фихте считает, что средством к такому освобождению может стать не столько оружие, сколько нравственное воспитание народа.
Назначение человека
Человек обладает нравственностью, разумность, и духовностью — это три его главных качества. Достичь состояния чистого «Я» поможет волевое усилие и осознание себя таковым. Через самосознание человек чувствует свободу и способность определять себя. Свобода достигается только действиями.
Индивид должен преобразовать окружающую реальность, общество и природные условия, привести их в соответствие с понятиями идеала. Подчинение неразумного и разумное владение на законных основаниях — главная цель человеческого существования.
Последняя цель человека должна быть заведомо неисполнимой, чтобы идти до нее всю жизнь. Цель человеческой жизни — получение желаемого, приближение к бесконечности и бесконечное самосовершенствование.
У каждого есть свой идеал человека и стремление стать таковым. Так совершенствуется не только отдельный человек, но и люди в целом. Взаимодействие в идеале проходит, без принуждения.
Совершенные индивиды имеют одинаковые, равные права и связаны между собой. Это недостижимый идеал, поэтому главная цель человека заключается в собственном совершенствовании равных, свободных людей. Это возможно через свободу воли и культуру.
Право как условие самопознания по Фихте
В философии права Фихте обсуждает вопрос о возможности реализации свободы человека. В философии права Фихте выводит понятие человеческого тела, которое, в отличие от других тел природы, является не только продуктом теоретических способностей — иначе тело было бы всего лишь феноменом, и это было бы невозможно, например, рассматривать причинение телесных повреждений другому лицу как нарушение закона . Таким образом, Фихте устанавливает чисто практический характер человеческой чувствительности, видя в ней не продукт природы, а инструмент целенаправленной человеческой деятельности.
Свобода, согласно Фихте, невозможна вне правового государства — последнее следует отличать от естественного состояния, в котором никакая свобода не может быть реализована. Фихте подчеркивает, что в этом вопросе он следует за Кантом, который в своем трактате «К вечному миру» разделяет «естественный закон» и «естественное состояние».
Законодательство, по его мнению, требует, чтобы человек, живущий в обществе с другими людьми, ограничивал свою свободу, тем самым позволяя всем остальным пользоваться своей свободой. Но правовой закон не требует, чтобы человек жил в обществе этих людей: каждый имеет право жить в том государстве и обществе, в котором он хочет. Но, живя в определенном штате, он уже тем самым соглашается соблюдать законы этого государства.
Этот аргумент предполагает, что государство является как бы результатом договора между его гражданами, и, соблюдая условия договора, каждый обязан либо подчиняться принятым законам, либо выбрать другое государство, законы которого ближе к нему.
Это либерально-индивидуалистическая концепция государства, основанная на принципах общественного договора, широко распространенная в XVIII веке. С таким пониманием государства и отношения к нему личности тесно связана идея Канта о «праве мирового гражданства», в духе которой Фихте строит государственно-правовую теорию в первый период своей деятельности.
Основная позиция философии права Фихте заключается в следующем: «Конечное разумное существо не может постулировать себя, не приписывая себе свободную деятельность». Свободная деятельность Я определяет себя, принимая некоторый объект — не-Я, и этот объект его ограничивает. Только если деятельность Я ограничивается объектом, само практическое Я появляется как конечное рациональное существо. Но для того, чтобы «я» было определенным эмпирическим индивидом, необходимо, чтобы ограничивающее «не-я» было определенным эмпирическим объектом. А положение определенного объекта может иметь место только в определенный момент времени. Что определяет этот момент времени? Его нельзя определить по объекту — в этом случае последняя основа деятельности Я не лежала бы в себе, что невозможно, потому что тогда это была бы не практическая деятельность, а теоретическое созерцание. Это означает, что акт постулирования должен быть объяснен из самого «Я» — и в то же время не может быть объяснен из него, поскольку это акт установления границ его деятельности.
Фактически философия права воспроизводит ту же философию, которая имеет место в общей науке Фихте. Но здесь необходимо решить другую проблему. А именно: найти объект, побуждающий человека к самоопределению.
Влияние предшествующих философских систем
На философию Фихте очень сильно повлияли философы Нового времени. Так, от Б. Спинозы Фихте перенял рационалистический дух его системы. Спиноза пытался вывести содержание личной философии из одного понятия – Бога, а Фихте, в свою очередь, трансформировал данную систему и стремился вывести в такой же категорически-схоластической системе все содержание системы одного целостного понятия «Я».
Фихте пытался порвать с канонической основой системы логического монизма Б. Спинозы. Так, возвращение к субстанции как к определенной трансцендентной, потусторонней сущности, каковой она существует у Спинозы, уже кажется ему невозможным после Кантовой критики.
Замечание 3
Таким образом, именно Фихте смог сделать определенный философский синтез традиций Б. Спинозы и И. Канта. Невзирая на то, что он был идеалистом, он не отторгал не эмпирическую, не рациональную составную человеческого познания, утверждая, что оба компонента очень важны в гносеологии.
Определение наукоучения
Философия воспринимается Иоганном не отдельной наукой, а ее первоисточником. Она должна объяснить, насколько возможно само существование науки. Поэтому свое философствование он называл наукоучением, то есть учением о науке.
Правдивость и системность — основные качества науки. Все положения должны выводиться из достоверного утверждения, доказуемого в рамках самой науки. Главная задача наукоучения — предоставить основание для развития науки, раскрывая основные положения других дисциплин.
Достоверность других дисциплин гарантирована, так как они выведены через наукоучение. Оно определяет и объясняет положения остальных наук и дисциплин. Наукоучение должно быть исчерпывающим для человеческого знания. Оно должно вмещать все положения, не противоречащие науке. Если одно из них вступает в противоречие, то противоречит всему знанию и исключается из него, потому что не является верным.
Мышление не совершает ошибок, когда находится в процессе действия. Достоверно только одно наукоучение и одна философия. Став основанием для науки, оно исключит ошибки, суеверия, случайности.
Сам Иоганн Фихте называл себя жрецом истины, развивая размышления о разумности и целесообразности мира. Основная задача человека в этом мире, его предназначение заключается в совершении разумных поступков.
Абсолютный разум — источник всего, находящегося на планете. Задача абсолютного разума — творить, используя для этой цели человека. Человек представлялся ему свободным, деятельным существом, главная задача которого реализовывать нравственный идеал, жить в мире и гармонии. Теория познания содержала размышления о неделимости субъекта с объектом и диалектической природе мышления. В деятельности философ видел развитие общества.
Фихте о назначении человека
Общее понимание назначения человека определяет назначение человека в обществе и в каждой отдельной сфере деятельности. Все люди разные, но их цель одна – совершенство. Хотя идеалы неосуществимы, действительность должна быть преобразована в соответствии с нашими идеалами. Каждый имеет идеал человека и стремится других поднять до него, и таким образом в обществе происходит совершенствование человеческого рода. Такое взаимодействие не должно быть принуждающим, а только свободным. Если бы все люди стали совершенными, они были бы равны между собой, были бы единым, абсолютным субъектом. Но этот идеал недостижим, и поэтому назначением человека в обществе является бесконечное совершенствование себя и других как свободных существ. Для осуществления своей цели у человека есть свободная воля, а так же особый навык – культура.
Этика и социальная философия Фихте
Большое внимание Фихте уделяет практической философии, в особенности этике, в которой он развивает Кантовские принципы, а также идеям о политическом и социальном устройстве общества. Чтобы преодолеть противопоставление чувственности и рациональной воли, согласно которому, в философии Канта истинно моральное поведение исключает всякое получение удовлетворения, Фихте вводит понятие морального закона, который представляет собой синтез стремления человека и его волевых проявлений
Чтобы преодолеть противопоставление чувственности и рациональной воли, согласно которому, в философии Канта истинно моральное поведение исключает всякое получение удовлетворения, Фихте вводит понятие морального закона, который представляет собой синтез стремления человека и его волевых проявлений.
Замечание 2
Политические взгляды Фихте значительно менялись во времени, от либерально-демократических (государство поддерживает, но не вмешивается) в сторону социалистических (государство обеспечивает равность прав и имущества) и, наконец, достаточно жестких представлений о социальном устройстве – классово-цеховой системе при тотальном контроле государственного аппарата.
Основоположения философии Фихте
Хотя Я первично и не может быть произведено от чего-то другого, тем не менее, Я никогда не могло бы себя осознать иначе, как определенным через нечто, отличное от себя (не-Я). Поэтому Я стремится к самоопределению и с необходимостью полагает не-Я – Я полагает не-Я. Не-Я – это мир вещей, объективная реальность. Получается, что субъект сам создает свой объект. Я проявляет активность не только в восприятии чувственных созерцаний, как у Канта, но и в их создании. Человеческое Я воспринимает свои созерцания как существующие независимо от него вещи, потому что они являются продуктом бессознательной деятельности чистого Я, которая ускользает от нашего рассудка.
Очевидно, что не-Я — не что-то вне Я, а в нем самом, ведь ничто не мыслимо вне Я. Противопоставление Я и не-Я, о котором идет речь, обнаруживается только в конечном сознании. Но обе эти противоположности произведены из абсолютного Я, и существуют в нем одновременно, взаимно ограничивая друг друга – Я противополагает в Я делимому Я делимое не-Я. Взаимное ограничение Я и не-Я предполагает два вида отношений: 1) Я ограничивается, или определяется через не-Я. В теоретической деятельности абсолютное Я бессознательно творит объект своего познания (не-Я), тем самым ограничивая себя. Человеческое Я постигает его как независимые от нас вещи через чувственность и рассудок; 2) Я ограничивает, или определяет не-Я. т.е. действует. В практической деятельности Я стремится освободиться от зависимости вещей как объектов, стремится овладеть не-Я, привести его в соответствие с чистым Я, т.е. с разумом, нашими идеальными понятиями о вещах и о мире. Не-Я, произведенное в теоретической деятельности выступает для эмпирического Я препятствием, чтобы оно смогло осуществить свою деятельность, преодолевая его. Я ставит себе предел, чтобы преодолевать его, т.е. Я является теоретическим, чтобы быть практическим. Без препятствия не-Я бесконечная деятельность Я осталась бы без содержания, у нее не было объекта для деятельности, она была бы бесплодной.
Деятельность абсолютного Я осуществляется через конечную деятельность множества человеческих Я. Только через человека бесконечная деятельность абсолютного Я становится определенной. Человеческое Я в свою очередь есть бесконечное стремление к никогда недостижимому изначальному тождеству, где субъект и объект, индивидуальное и абсолютное Я совпали бы.
Политические взгляды И. Фихте
Политические взгляды Фихте в чем-то похожи на взгляды Локка. Он также признает права на жизнь, свободу и собственность. Как и Локк, он рассматривает собственность как одно из врожденных прав личности, которое государство должно защищать.
Фихте требовал равноправия всех людей, которое должно быть не только правовым, но и экономическим. В современном государстве, по мнению философа, такого равенства нет: не каждый получает то имущество, которое он должен иметь по праву, поскольку другие забрали себе больше, чем их доля. В будущем состоянии разума, согласно Фихте, шанс овладения собственностью должен быть устранен: каждому должно быть дано то, что ему причитается по праву; все должны быть равны не только формально, как собственники, но и по размеру своей собственности.
Фихте считал, что земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает. Право собственности на вещи означает только право не допускать влияния на них других людей. Более того, если мы говорим не о помещиках, а о ремесленниках и предпринимателях, то в этом случае принцип собственности проявляется тем более отчетливо, как его понимает Фихте; здесь право собственности на деятельность может осуществляться даже без права собственности на вещи.
Характерной чертой теории Фихте является утверждение, что собственность не столько результат деятельности, сколько ее состояние и предпосылка. Действительно, если собственность понимается как вещь, как внешний объект, то прошлая деятельность воплощается в ней. Если собственность — это право на деятельность, то она призвана служить залогом будущей деятельности, ее состоянием и гарантом.
В идеальном состоянии Фихте сфера свободной деятельности должна быть не только равномерно распределена между индивидами, но и обеспечена всем возможность реализовать эту деятельность. Принцип деятельности, на котором основана вся философия Фихте, предполагает, что источником богатства является труд.
Регулирующая функция государства может достичь этой цели только в том случае, если, как было сказано, оно способно защитить национальную экономику от любых внешних сношений и контактов.
Философия Фихте
И. Фихте, к сожалению, не пользовался широкой популярностью как мыслитель. Если сравнить литературу о Шопенгауэре и о Фихте, то получим огромный контраст, что является достаточно необычным явлением, так как именно философия Фихте положила основу мировоззрения Шопенгауэру По данной теме мы уже выполнили доклад Шопенгауэр. подробнее .
Готовые работы на аналогичную тему
Огромная заслуга Фихте в теории познания заключается в провозглашение неотъемлемости объекта от субъекта в указании на то, что постепенное развитие субъективного идеализма должно обязательно привести к критическому солипсизму.
Представители солипсизма выделились в отдельное философское ответвление из неофихтианцев
В сфере практической философии особое внимание занимает связь, которую установил Фихте между социализмом и этикой. Эта связь заключается в том, что экономическая составная общества неразрывно связана с этической стороной общественной жизни
Очень важными являются и социально-педагогические идеи Фихте, которые нашли свое отражении в исследованиях Наторпа. Можно полагать, что и вся философская традиция Фихте будет прослеживаться во множествах трудах современных мыслителей.
Фихте о понятии наукоучения
Фихте внес большой вклад в развитие философской мысли. Он обосновывал разумность мира, свободу человека и его нравственное предназначение. В теории познания Фихте развивал идеи о неотделимости субъекта и объекта познания друг от друга, о диалектической сущности мышления. Главная идея философии Фихте – идея активности субъекта, т.е. человека. Деятельность разумного человека Фихте считал не только сущностью познания, но и главной предпосылкой развития общества. Идея необходимости разумности человеческой деятельности даже при такой абсолютизации субъективности как у Фихте, безусловно, является ценным вкладом философа в мировую философию.
ГОСТ
Иоганн Готлиб Фихте По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Основы философии Фихте подробнее является одним из величайших представителей классической немецкой философии. Именно он является одним из основателей субъективного идеализма – направления в философии, которое развилось из этических и теоретических работ И. Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее .
Довольно часто Фихте воспринимают как человека, который создал определенный философский мост между идеями И. Канта и Г. Гегеля. Так само как и у Канта, и у Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее , основная проблема сознания и объективности служила мотивом его мыслительных трудов.
Фихте написал множество работ, который связаны непосредственно с политической философией. Именно поэтому он очень часто воспринимается как отец германского национализма.
Биография
Иоганн Фихте родился 19 мая 1762 года в маленькой деревушке под названием Рамменау в семье крестьян. Мальчик мог не стать философом, если бы не случайность. Барон Мильтиц не пришел в церковь, и будущий философ сумел точно пересказать проповедь. Барон был так впечатлен, что помог мальчику устроиться в Иенский и Лейпцигский университеты.
Фихте получил образование богослова и хотел по воле матери стать пастором, но Мильтиц умер, и Иоганн остался без влиятельной поддержки. Чтобы поправить трудное финансовое положение своей семьи, после окончания учебы, молодой человек был вынужден давать уроки на дому.
С 1790 года началось знакомство Фихте с трудами Канта, с которым Иоганн почувствовал духовное единство. Пытаясь встретится с Кантом, Фихте выслал ему одну из своих рукописей. Через год им удалось встретиться в Кенигсберге. Тогда, анонимно было опубликовано сочинение Фихте. Первоначально считалось, что авторство принадлежит Канту, но позже Иоганн проснулся знаменитым.
Еще через три года, профессор Иенского университета Иоганн Фихте начал преподавательскую деятельность в области этики, теории права. Через пять лет, философ был обвинен в пропаганде атеизма, из-за чего и переехал в Берлин.
С приходом французской армии, философ переехал в Кенигсберг, где в период с 1807–1808 гг. читал патриотические речи, призывавшие к объединению и реформированию системы образования.
В 1810 году Фитхе получил должность профессора и ректора Берлинского университета. На этом посту он пробыл четыре года, но мог занимать его дольше, если бы не вступил в ряды народного движения против Наполеона. Вскоре заразился тифом от жены, работающей в госпитале, и умер 27 января 1814.
Назначение ученого
Как и многие философы, Фихте рассматривал основные задачи человека и государства, их взаимодействие между собой. Предназначение человека и государства индивидуально и служит средством для наведения нравственного порядка. Главная государственная цель заключается в воспитании стремления исполнить истинный долг — совершенствоваться с точки зрения интеллекта и нравственности. . Под ученым, философ понимает воспитателя и учителя людей.
Истинное назначение сословия ученых — наблюдение за развитием рода человека, и постоянная помощь в этом развитии. Их призвание — указывать человеку направление к его последней цели — нравственному совершенствованию, но прежде он должен самостоятельно дойти до нее и указать другим этот путь.
Человек не нравственный в состоянии злобы, поэтому ученый должен быть добрым и спокойным. Учение заключается не в словах, а в примерах. Ученый подает пример нравственного идеала, во время всей своей жизни.
Наукоучение Фихте
Замечание 1
В своей философии Фихте развивает и продолжает большинство идей Канта. При этом, избегая иностранных терминов, он называет свое учение «наукоучением». Центральной темой его изысканий становится противостояние материалистической точке зрения.
С позиции Фихте, догматизм, который приравнивался им к материализму, не состоятелен, ибо не материя не может ощущать, обладать сознанием и мышлением, а, следовательно, не может породить дух. В противовес ему Фихте создает учение свободы, которое основывается на трех положениях:
- Я есть Я;
- Я полагает не Я;
- Я противополагает в Я делимое Я делимому не-Я.
Первое положение является самоочевидным. Для того, чтобы осознать себя, субъект должен обладать неким Я, которое и произведет данный акт самосознания. Таким образом, Я представляет собой единство как источника деятельности, активности, так и его результата. Сам акт самосознания протекает спонтанно, что обуславливает свободу духа и человека.
Второе положение логично вытекает из первого. Поскольку Я способно осознать само себя, оно также осознает и наличие неких «посторонних» вещей, не-Я, которое представлено окружающей реальностью или материальным миром. Данное положение указывает на фиксацию сознанию в его направленности на окружающий предметный мир.
Однако объединение данных двух принципов порождает парадокс, зафиксированный в третьем положении. Согласно ему Я оказывается ограничено не-Я, которое его окружает, что в сущности в философии Фихте невозможно, поскольку реальностью обладает лишь Я, в то время как не-Я возникает по мере его осознания самим Я.
Для его разрешения Фихте углубляет созданную им структуру Я, через выделения в ней сознательной и бессознательной стороны. Совмещение данных форм активности Я, позволяет Фихте разработать систему включающую в себя четыре Я:
- сознательное или практическое Я;
- бессознательное не-Я;
- интеллектуальное Я;
- абсолютное Я.
Итак, практическое Я соответствует обыденному сознанию среднего индивида. Практическое Я ограничено в том смысле, в котором его самосознание, рефлексия возможны лишь при взаимодействии с не-Я, внешним объектом. При этом Я и не-Я несмотря на их отделенность друг от друга оказываются тесно взаимосвязана. Не-Я не может существовать без Я, которое является единственной реальностью и центром активности, однако и само Я не может начать осознавать окружающее и само себя без некоего толчка от не-Я.
Данное противоречие разрешается за счет признания существования более глубокого уровня интеллектуального Я. Оно не осознается практическим Я, поскольку последнее входит в него в качестве сознательного компонента. В тоже время, окружающее не-Я, также оказывается элементом Я, но продуктом бессознательной деятельности, фантазии и именно поэтому осознается практическим Я как нечто внешнее и чуждое.
Наконец, практическое Я постоянно стремится к своему расширению за счет поглощения не-Я, которое является одновременно и его ограничением и условием существования. Если бы в какой-то момент практическое Я поглотило бы все не-Я, что в действительности невозможно, то такое Я смогло бы осознать себя в полной мере, и не нуждалось бы более в не-Я для своего существования. Подобное Я Фихте приравнивает богу.
Диалектика
Фихте исследовал познание с его активной, деятельной стороны. Он рассматривал действие, как реальность. Субстанция рассматривается одновременно и в качестве субъекта. Понимание предмета возможно только через его развитие.
Во взаимодействии противоположностей, философ видит главный закон, по которому происходит движение духа человека. Он не рассматривает диалектику, в качестве отдельных положений и моментов, а развивают ее в качестве самостоятельного философского метода.
Диалектические отношения Фихте раскрыл только в области сознания. Проявление диалектики особенно выражено в наукоучении. Человеческое «Я» выступает в качестве субъекта. Это абсолютная точка, исходя из которой происходит рассмотрение и объяснения явлений, происходящих в реальности. «Я» рассматривается не с позиции вещи, объекта или явления, а как совершенное действие, или работа сознания. Через действия человеческого «Я» находятся противоположности, (тезис и антитезис), которые позднее объединяются в синтезе.
Метафизика
Очень важным элементом философской традиции Фихте является метафизика, которая сложилась под воздействием нескольких факторов: предшествующие философские традиции, психологические мотивы, общественная необходимость в сотворении общественной философии. Эта общественная философия станет ответом на множество вопросов о сосуществовании людей, о их поведении друг с другом. Это и есть то звено, где идеализм соприкасается с материализмом.
Аспект экономического и этического синтеза является очень важным для философии, так как последующие попытки такого примирения не дали положительных результатов. В частности, проблему этики и экономики рассматривал К. Маркс, а этика коммунизма в реальной жизни не смогла быть достойной человеческого общества.