Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовые отношения, их виды, субъекты и объекты

Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, объекты

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Субъекты конституционно-правовых отношений можно разделить на две группы: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам конституционно-правовых отношений относятся, прежде всего, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Кроме того, индивидуальными субъектами конституционно-правовых отношений, обладающими специальной правоспособностью, являются должностные лица (прежде всего, высшие, такие как Председатель Правительства РФ, федеральные министры, судьи, главы субъектов РФ и другие), избиратели, депутаты, кандидаты в депутаты, родители, дети и другие.

В качестве коллективных субъектов конституционно-правовых отношений выступают следующие:

Социальные общности. Особойполитико-социальной общностьюявляется многонациональный народ Российской Федерации — единственный источник и носитель власти в стране. Он выступает участником конституционных правоотношений, например, принимая Конституцию Российской Федерации. Не случайно преамбула Конституции РФ открывается словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…».

К иным социальным общностям относятся народы Российской Федерации. Так, например, народы выступают участниками конституционно-правовых отношений, реализуя свое право на самоопределение (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Конституции РФ). Коренные малочисленные народы Российской Федерации являются участниками конституционных правоотношений, реализуя свои права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69 Конституции РФ).

Органы публичной власти и иные организации. К органам публичной власти как субъектам конституционно-правовых отношений относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Так, например, в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ субъектами возникшего конституционного правоотношения становятся Государственная Дума, Правительство РФ, а также Президент РФ, который вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы (ч. 3 ст.117 Конституции РФ).

К иным организациям, являющимся субъектами конституционных правоотношений, можно отнести политические партии, профсоюзы, религиозные объединения и ряд других.

Государство — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Так, например, Российская Федерация, участвуя в межгосударственных объединениях (ст. 79 Конституции РФ), выступает субъектом не только международно-правовых, но и конституционно-правовых отношений. Субъекты РФ могут вступать в различные конституционные правоотношения друг с другом (например, изменение границ между субъектами РФ), с Российской Федерацией (например, заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий), а также с муниципальными образованиями (например, передача субъектами РФ отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям).

Объекты конституционно-правовых отношений — это то, по поводу чего они возникают, то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников конституционных отношений.

К объектам конституционно-правовых отношений традиционно относят: государственную территорию (например, в случае принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта); материальные блага (например, имущество); нематериальные блага (например, жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, депутатская неприкосновенность); поведение субъектов конституционного права (например, выборы Президента РФ, прием в гражданство РФ, законодательный процесс).

Классификация

Конституционно-правовые отношения можно условно разделить на множество различных групп, в зависимости от основания классификации.

Например, существует общая для всех видов правоотношений классификация по функциям:

Регулятивные — закрепляют или регулируют социальные связи людей и граждан:

  • относительные — все субъекты определены точно;
  • абсолютные — точно определена только одна сторона, а на другой находятся все остальные субъекты;
  • общерегулятивные — субъектами являются все;

Охранительные — обеспечивают охранительную функцию права.

Рассмотрим далее специфические классификации конституционно-правовых отношений по конкретным признакам и характеристикам.

По предмету правового регулирования выделяют 4 группы:

  • связанные с основами конституционного строя, с формами и сущностью народной власти;
  • по поводу государственного устройства страны;
  • связанные с основами правового положения личности;
  • связанные с принципами организации, механизмами деятельности органов и порядком формирования государственной власти и местного самоуправления.

По степени обобщенности связей между субъектами выделяют:

  • общие отношения или состояния — существующие объективно, вне зависимости от действий субъектов;
  • конкретные — возникающие только при совершении субъектами определенных действий.

С точки зрения существования во времени принято выделять 2 разновидность:

  • постоянные — срок действия не определен;
  • временные — прекращаются по исполнении правообязанности.

По специфике правового регулирования, т. е. по юридическому значению можно условно разделить все конституционно-правовые отношения на:

  • материальные — реализуют содержание права или обязанности, выражают интересы субъектов;
  • процессуальные — регламентируют процедуру реализации правовых действий.

В зависимости от целевого назначения нормы делятся на:

  • правоустановительные — содержат права и обязанности, близки к регулятивным;
  • правоохранительные — охраняют юридические предписания, схожи с охранительными.

С точки зрения характера прав и обязанностей субъектов правоотношений, из можно разделить на 2 разновидности:

  • активного типа — одна сторона обязана совершить определенное действие, а другая имеет право требовать исполнить эту обязанность;
  • пассивного типа — лица обязаны воздерживаться от действий, запрещенных юридическими нормами.

Конституционно-правовые нормы и институты

Нормы конституционного права — это общеобязательные, формально-определенные, неперсонифицированные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционно-правового регулирования.

В теории государства и права осуществляется классификация правовых норм по множеству оснований. Все они могут быть использованы и в конституционном праве. Прежде всего нормы права принято делить на общерегулятивные (исходные, отправные, первичные) нормы и нормы-правила поведения.

К общерегулятивным нормам относят нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи, нормы-дефиниции.

Наибольшее количество таких норм (особенно, норм-начал, нормпринципов) содержится в конституционном праве. Примерами могут служить нормы главы 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Общерегулятивные нормы характеризуются наиболее общим характером. Их воздействие на общественные отношения носит опосредованный характер. В частности, на основе конституционных норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и восполняться пробелы в действующем законодательстве. К нормам главы 1 Конституции РФ часто апеллирует Конституционный Суд РФ.

Общерегулятивные нормы права носят декларативный характер. Они не могут быть защищены в судебном порядке. В качестве примеров можно привести:

– норму статьи 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»;

– норму части 1 статьи 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Эти и другие нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, служат ориентиром для законодателя, для правоприменительной и интерпретационной практики. Но гражданин не может прийти в суд и заявить иск, обосновывая свои требования ссылкой на одну лишь статью 2 или часть 1 статьи 7 Конституции РФ.

В отличие от общерегулятивных норм, нормы-правила поведения непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Они определяют конкретные права и обязанности субъектов.

Примерами могу служить нормы главы 2 Конституции РФ, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.

Далее, по характеру содержащихся в конституционно-правовых нормах предписаний они подразделяются на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. По степени определенности — на императивные и диспозитивные. По назначению в механизме правового регулирования — на материальные и процессуальные.

Особенности конституционно-правовых норм. От норм иных отраслей права нормы конституционного права отличаются:

  • предметом регулирования: они регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • источниками: наиболее важные нормы закреплены в акте, обладающем высшей юридической силой, — Конституции РФ;
  • видовым своеобразием: в конституционном праве удельный вес общерегулятивных норм (особенно, норм-начал, норм-принципов) значительно больше, чем в других отраслях права;
  • способом изложения: как правило, в статьях нормативных правовых актов закрепляется только диспозиция либо гипотеза и диспозиция. Санкция конституционно-правовой нормы в большинстве случаев излагается в статье другого нормативного правового акта, являющегося источником иной отрасли права. Например, в ч. 1 ст.20 Конституции РФ закреплено право на жизнь (диспозиция), а в ст. 105 УК РФ установлена ответственность за убийство (санкция).

Конституционно-правовой институт — это обособленная относительно устойчивая группа конституционно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли права.

Институты конституционного права подразделяются на три группы: головные, сложные и простые (одноэлементные).

Головные институты конституционного права характеризуются наибольшей степенью обобщения конституционно-правовых норм (например, институт органов государственной власти, институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина).

Сложные институты характеризуются меньшей степенью обобщения конституционных норм и могут входить в состав головных институтов (например, институт судебной власти).

Простые (одноэлементные) институты не делятся ни на какие другие институты и, в свою очередь, могут входить в состав сложных институтов (например, институт Конституционного Суда РФ).

Структура и особенности конституционно-правовых отношений

Конституционно-правовые отношения обладают своей спецификой:

  • возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
  • специфический состав субъектов, не свойственный другим сферам права;
  • высокий политический потенциал и значимость для общества;
  • реализуются не изолированно, а блочно;
  • охватывают почти все сферы жизнедеятельности общества;
  • играют определяющую роль по отношению к остальным видам правоотношений.

Структура этого вида правоотношений состоит из 3 элементов:

  • объект;
  • субъекты (2 и более);

Объект конституционно-правовых отношений — это явление или поведение, по поводу которого возникают отношения.

Объектами конституционно-правовых взаимоотношений являются:

  • материальные ценности;
  • поведение человека и гражданина;
  • действия органов государственной власти и должностных лиц;
  • территория государства;
  • личные неимущественные права граждан (на честь, достоинство и др.) и т. д.

Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности субъектов. Оно может быть двух видов:

  • материальное — например, выплата пенсий или правовое положение после отставки Президента;
  • юридическое — связь между субъектами.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

  1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.
  2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений

Субъекты являются одним из элементов структуры конституционно-правовых отношений.

Субъекты правоотношений — это участники общественных отношений, которые обладают дееспособностью и правоспособностью, вследствие чего при наступлении юридического факта могут быть участниками правоотношений.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений широк и разнообразен. Специфической особенностью является то, что как минимум с одной стороны обязательно находится государство, его орган или уполномоченное государственное лицо.

В Российской Федерации субъектами являются:

  1. Физические лица: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
  2. Социальные, национальные и иные общности граждан: в первую очередь, народ, но также нации, народности.
  3. Объединения граждан: политические партии, трудовые коллективы и др.
  4. Российская Федерация и ее субъекты.
  5. Органы государственной власти, в т. ч. на местах.
  6. Органы местного самоуправления: мэр, собрание депутатов и т. д.
  7. Депутаты и выборные должностные лица.
  8. Президент РФ.
  9. Избирательные комиссии.

Такие субъекты, как народ, нация или парламент не выделяются ни в одной другой сфере правоотношений РФ, что делает конституционно-правовые отношения уникальными.

Примечание

В других государствах круг субъектов может отличаться. К примеру, в Мексике отдельно выделяют такие субъекты, как индейские народы и общины.

Каждый субъект обладает своими индивидуальными правами и обязанностями.

Субъективное право — это мера возможного поведения участника правоотношений, которая предусмотрена нормами конституционного права.

Субъекты могут использовать свои права по личному усмотрению.
 

Субъективная обязанность — это мера должного поведения участника правоотношений, которая предусмотрена нормами конституционного права.

Сами по себе обязанности подразделяют на 2 группы:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: