Понятие и принципы правового воспитания
Правовое воспитание представляет собой деятельность по передаче положительного опыта в правовой сфере от одного поколения к другому.
Несомненным является тот факт, что правовое воспитание в современном обществе очень важно. Оно преследует социально значимые цели и задачи
Посредством правового воспитания увеличивается уровень правосознания в обществе, воспитывается патриотизм и устанавливаются нерушимые социальные ценности.
Правовому воспитанию присущи свои методы, средства, функции. Представляется актуальным кратко их рассмотреть.
Правовое воспитание основывается на своих принципах. Условно их можно разделить на следующие группы:
- Общие,
- Социально-профессиональные.
К принципам можно отнести:
- Личностно-ориентационный принцип,
- Объективности,
- Целостности право воспитательного процесса,
- Целесообразности обучения,
- Нераздельности обучения,
- Сознательности,
- Единства учебной, практической, исследовательских деятельностей,
- Нераздельности правового воспитания и правового самовоспитания,
- Требовательности,
- Планирования и т.д.
Функциями правового воспитания выступают воздействие на волю и сознание людей через организованный процесс воспитания. Отражают все важные элементы, которые направлены на достижение задач правового воспитания. К функциям относят:
- Воспитательная,
- Познавательная,
- Регулятивная,
- Охранительная,
- Исторически-воспитательная,
- Профилактическая.
Механизмы, формы и методы правового воспитания
Многие правовые ценности основаны на моральных нормах, а личность усваивает их в ходе осуществления различной социальной практики, посредством иных, не правовых форм и каналов формирования общественного сознания. Но правовым воспитанием предполагается создание и специальный инструментарий, направленные на донесение до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, с их превращением в личные убеждения и внутренний поведенческий ориентир.
Системой правового воспитания охватываются разные категории воспитанников, а также государственные органы, осуществляющие правовоспитательную функцию.
В механизмах правового воспитания выделяют следующие ступени:
- общественное правовое сознание;
- система норм права;
- формы и средства правового воспитания;
- правосознание воспитанников, которое должно быть обогащено идеями, которые включены в общественное правосознание.
Правовая информация – стержневая нить, которая связывает в последовательном порядке все структурные элементы рассматриваемого механизма, придавая этой связи импликативный характер. На уровне первых трех элементов правовая информация – это дескриптивная, то есть оповещающая информация, на уровне четвертого элемента, то есть правосознания воспитуемых, становится, при ее глубоком усвоении она становится информацией прескриптивной, или командной.
Совокупность всех этих четырех элементов делает правовоспитательный механизм устойчивым, стабильным и вместе с этим чрезвычайно гибким и глубоко динамичным. При этом первым и четвертым элементами образуется внутренняя часть рассматриваемого механизма, а вторым и третьим – внешняя, инструментальная часть. Оба звена выполняют самостоятельную роль «передаточного механизма» между общественным и индивидуальным правосознанием.
Общественное правосознание – начальное структурное звено механизма правового воспитания, а правосознание воспитуемых, которое должно быть обогащено и пронизано идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма располагается еще ряд компонентов, без которых не может существовать сложный процесс правового воспитания человека.
Правовое воспитание состоит из следующих элементов:
- субъекты воспитания – организации и специально уполномоченные государством лица, осуществляющие правовоспитательную деятельность;
- объекты воспитания – воспитываемые отдельные граждане или группы населения;
- совокупность правовоспитательных мероприятий, которые осуществляются в определенной форме с использованием специальных правовых средств и методов.
К основным элементам механизма правового воспитания, то есть конкретным способам организации воспитательного процесса относят:
- правовую пропаганду – распространение тех или иных правовых идей и ценностей. Необходимость соблюдать нормы права, где необходимы разнообразные способы агитации;
- правовое обучение – распространенная форма, но не всегда доходит до каждого и в этом плане более действующей считается следующая форма;
- юридическую практику – как бы не велась активная пропаганда, какие бы силы и средства не выделяли, если юридическая практика органов суда, прокуратура, правоохранительных органов должна носить поверхностный характер, то есть не всегда быть точной и справедливой, общество невозможно будет убедить в том, что соблюдать права – это необходимость, причем выгодная с позиции законопослушного гражданина;
- самовоспитание в качестве самой эффективной формы воспитания, опирающейся на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.
В ходе правового воспитания необходимо активно пользоваться всеми имеющимися группами правовоспитательных форм. К ним относятся:
- профессиональное юридическое образование со специальной подготовкой и обучением в высших и средних учебных заведениях юридического профиля;
- правовое воспитание населения – лекции и кинолекции по праву, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации и пр.;
- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами, то есть правовоспитательная работа судов, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и пр.
Принципы, цели и задачи правового воспитания
В любом государстве с развитым строем, роль социальной культуры населения возрастает с каждым днем. Воспитание в правовой сфере оказывает больше влияние на процесс построения, как социального государства, так и гражданского общества. Все прекрасно понимают, что прививание молодежи правовой культуры невозможно без правильного конструктивного диалога между общественностью и государством. Государство видит своей целью формирование правильного правосознания граждан и общества в целом, воспитание юридической грамотности и высоких моральных ценностей.
При построении системных методов правового воспитания, учитываются два основных принципа:
Принцип гуманизма | Принцип законности |
---|---|
Признавать индивида высшей ценностью | Абсолютная реализация законов, подзаконных правовых актов: — всеми правительственными органами; — публичными организациями; — служебными лицами; — самими гражданами. |
Защищать достоинства, свободу, элементарные гражданские права | |
Создавать условия беспрепятственного и многогранного проявления способностей личности |
Основной целью правового воспитания в педагогической деятельности является формирование правовой просвещённости культуры юридического сознания у учащихся и молодежи.
Более конкретно эти цели можно выделить так:
- Формирование у граждан знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека (незнание закона не освобождает его от ответственности);
- Повышение (укрепление) авторитета закона, как социальной ценности, формирование уважение к нему, преодоление правового нигилизма;
- Формирование у граждан ориентации на законопослушную деятельность и правомерное поведение;
- Формирование у молодежи навыков и умений участия в правовых процессах, защите своих прав;
- Создание атмосферы нетерпимости к нарушению закона и порядка;
- Укрепление понимания того, что ответственность за содеянное – неотвратима.
Определяя задачи воспитания юридической грамотности, мы выделяем следующие моменты:
- Воспитание правовой активности граждан;
- Распространение правовой информации;
- Формирование у каждого собственного комплекса правовых установок, убеждений, взглядов
- Приобретение правовых знаний, убеждений
- Воспитание уважения к закону
- Привитие навыков законопослушного поведения
Разумеется, всем нам хотелось бы жить в правильно построенном правовом государстве, чувствовать себя хозяевами в своем дома, чувствовать себя защищенными. Сейчас все мировое сообщество движется к полному возрождению правовой системы. Поэтому, правильное воспитание индивида относится к числу наиважнейших проблем , которые ставит перед собой любое демократическое государство.
Средства правового воспитания
Определение 1
Средства правового воспитания представляют собой организованную методическую систему, объединяющую возможности, предметы, пути передачи нормативно-правовых норм и информации и всего, что может быть использовано для реализации и достижения целей правового воспитания.
В правовом воспитании используется обширное количество средств. Среди них возможно выделить:
- Нормативно-правовые акты,
- Культурно — образовательные организации,
- Средства массовой информации,
- Литература.
В науке средства правового воспитания делятся на две группы:
- Материальные,
- Устные.
Процесс воспитания воплощается в формах воспитания.
Определение 2
Форма воспитания – это средство для организации воспитательного процесса, благодаря которому воспитанник и воспитатель взаимодействуют
Формы воспитания способствуют достижению поставленных целей. Их различают по следующим критериям:
- По назначению (общие, такие как пропаганда и агитация и специальные (правовая практика и правоведение),
- По количеству (массовые и индивидуальные),
- По влиянию (индивидуальные, непосредственные, косвенные).
В правовом воспитании немаловажную роль играют методы (совокупность приемов и способов воздействия для достижения целей).
К методам можно отнести:
- Метод поощрения. Меры материального и морального стимула для достижения наилучших показателей.
- Метод убеждения. Гуманный способ воздействовать на сознание воспитанников.
- Метод принуждения. С его помощью воспитатель заставляет воспитанника совершенствовать свои качества.
- Метод примера. Системное воздействие на сознание людей путем демонстрирования положительного поведения и примеров.
- Метод соревнования. Создание атмосферы соперничества и равнения на лидера.
- Метод наблюдения. Фиксация влияния воспитания на личность воспитанников.
Замечание 1
Грамотно подобранные формы, средства и методы правового воспитания способствуют лучшему восприятию и скорейшему достижений целей и задач системы правового воспитания.
Таким образом, использование прогрессивных средств и методов позволяет доносить для сознания людей ценности, которые закреплены ы основополагающих нормативно-правовых актах.
Методы правового воспитания
Представляют собой совокупность приемов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей воспитания. К методам правового воспитания в современной педагогике относят следующие активные действия:
Убеждение – это гуманное воздействие на сознание человека с целью создания у него стойкого желания жить по закону. В процессе убеждения никто не заставляет строго соблюдать законы только затем, чтобы не попасть в тюрьму. Убеждение – это эффективный современный метод, его актуальность и значение очень велики. Нужно доходчиво рассказать воспитаннику, что законный образ жизни – это норма . Преступность все равно рано или поздно наказывается.
Принуждение – преподаватель заставляет ученика отказаться от пагубных привычек прошлого. На первый план в процессе реализации этого метода выступает навязывание воли государства
Желания и сознание воспитываемого во внимание не берутся. Ярким примером метода принуждения является требование устранить недостатки
Если человек ездит на явно неисправной машине, то воспитатель принудительно заставляет его пройти техосмотр и убрать нарушения технических показателей.
Личный пример – воспитатель сам обязуется стать эталонным образцом соблюдения законов и правил в обществе. У него должен быть авторитет среди учащихся, основывающийся на законном, правомерном поведении.
Поощрение – это метод стимулирования правомерного поведения, когда учащегося жить по законам поощряют за законный образ жизни. Яркий пример – это купить желаемый подарок ребенку, если за учебный год на него не поступит жалоб относительно мелкого хулиганства, воровства и других правонарушений. Это покажет ребенку все прелести законного образа жизни благодаря получению подарка.
Правильное использование форм и методов правового воспитания приведет к созданию гражданского общества. Члены этого общества будут знать свои права и не бояться требовать от чиновников выполнения в полной мере своих обязательств перед коллективном людей. Конечный результат правового воспитания – это уважение к законам, желание их соблюдать. Формируется укоренившаяся привычка соблюдать правовые предписания и требовать этого от других.
Понятие правового воспитания
Определение 1
Правовое воспитание – это деятельность, направленная на формирование правосознания, а также правовой культуры как отдельной личности, так и общества в целом.
Целью правового воспитания можно назвать формирование личности, строящей собственную жизнь на добровольной и сознательной основе в соответствии с принятыми правовыми нормами.
Необходимо отличать правовое воспитание от социализации правовой направленности, представляющей собой достаточно продолжительный процесс формирования правосознания и правовой культуры личности, который продолжается на протяжении всей жизни человека под воздействием различного рода факторов. Правовое воспитание следует рассматривать как одно из наиболее эффективных средств правовой социализации человека.
Среди составляющих правового воспитания можно выделить следующие:
- Субъекты воспитания, к которым можно отнести семью, учителей и воспитателей, журналистов и прочих представителей СМИ, должностных лиц;
- Объекты воспитания, среди которых выделяют индивидов, отдельные социальные категории, общество в целом;
- Содержание правового воспитания, которое включает общепринятые правовые нормы, идеи, а также ценности, которые передаются субъектами воспитания воспитуемому;
- Способы воспитания, к которым можно отнести убеждение, поощрение, принуждение, а также прочие приемы воздействия на объекты воспитания;
- Формы воспитания, среди которых можно выделить правовое обучение, пропаганду, а также самовоспитание.
Следует отметить, что на сегодняшний день эффективность правового воспитания в значительной степени зависит от большого числа факторов как объективного, так и субъективного характера.
Уважение к правовым нормам, законодательным и нормативным актам отражает непосредственную сущность гражданского воспитания, при этом, уважение к закону является таким отношением к предписаниям правового характера, когда индивид сам, по свой воле признает ценность законодательным норм. В качестве результатов успешного освоения норм поведения можно рассматривать внутренний контроль, когда индивид настолько глубоко усвоил принятые нормы морали и права, что неосознанно поступает так, как того требуют принятые в социуме нормы.
Непосредственное уважение к закону как внутренняя установка личности, рационально-эмоциональное отношение к его духу формируется как признание ценности закона для индивида (позитивное правосознание). А подобное формирование представляет собой процесс и результат правового воспитания.