Введение
Неклассическая философия представляет собой философское направление, которое отличается от классической философии своими особенностями и подходами к исследованию мира и человеческого сознания
В отличие от классической философии, которая часто опирается на универсальные истинности и рациональное мышление, неклассическая философия акцентирует внимание на контекстуальности, субъективности и разнообразии философских подходов
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Влияние неклассической философии на современность
Неклассическая философия имеет значительное влияние на современность и различные области нашей жизни. Вот некоторые из ключевых влияний:
Постмодернизм и деконструктивизм
Неклассическая философия сыграла важную роль в развитии постмодернизма и деконструктивизма. Эти философские подходы критически относятся к универсальным истинам и утверждают, что значения и интерпретации зависят от контекста и взглядов индивидуумов.
Критика рациональности и универсализма
Неклассическая философия также направлена на критику рациональности и универсализма, которые присущи классической философии. Она подчеркивает ограничения рационального мышления и признает значимость эмоций, интуиции и контекстуальных факторов в познании и понимании мира.
Развитие философии сознания и языка
Неклассическая философия оказала существенное влияние на развитие философии сознания и языка. Она исследует связь между мышлением, сознанием, языком и общением, а также рассматривает субъективность восприятия и понимания.
Психоанализ
Психоанализ (гр. psyche — душа, analysis — разложение) — это направление неклассической философии, созданное 3. Фрейдом и его последователями, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. В психоанализе выделяется три элемента психической структуры личности: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством защитных механизмов; «Сверх-Я» — область социальных норм и нравственных установок.
Идеи Фрейда развивал К.Г. Юнг. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свёл всю человеческую деятельность к биологическим инстинктам, тогда как они имеют чисто символическую природу. В связи с этим он ввёл понятие «архетипы» — это символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Понятие «архетипы» Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном. Юнг разделяет индивидуальное и коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забывания или подавления. Коллективное бессознательное — это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческого животного состояния. У современных людей коллективное бессознательное выходит на поверхность через сновидения.
Феноменология
Феноменология
Гуссерль (1859-1938) — один из самых выдающихся представителей философии XX в., по праву считающийся основателем феноменологии. Феноменологический поворот, характерный для философии XX в., начался с выхода в свет в 1900-1901 гг. «Логических исследований» Гуссерля.
В Германии, на родине Гуссерля, феноменологическое движение пробивало себе дорогу, находясь в противостоянии с такими мощными философскими течениями, как неокантианство и с конца 20-х гг. фундаментальная онтология Хайдеггера, а позднее — герменевтика. Первая мировая война нанесла существенный удар по феноменологическому движению как в Германии, где распалось абсолютное большинство уже образовавшихся к тому времени центров упомянутого движения, так и в России, где в условиях социализма феноменология была зачислена в разряд буржуазно-идеалистических философий со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Экзистенциализм
Экзистенциализм (лат. existentici — существование) — иррационалистическое учение неклассической философии, возникшее после Октябрьской революции 1917 г. в России и I мировой войны в Западной Европе. Предшественниками этого учения считают С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского, а также философию жизни и феноменологию.
В центре внимания экзистенциализма — проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Одно из основных понятий данного философского направления — экзистенция. Экзистенция — центральное ядро человеческого «Я».
Человек осознаёт себя как экзистенцию прежде всего в «пограничной ситуации» — перед лицом смерти, болезни, катастрофы, реже — в обыденной жизни. Постигая себя, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности.
Свобода человека понимается в экзистенциализме как формирование себя своими действиями и поступками. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, при этом свободный человек несёт ответственность за собственный выбор. Человек таков, каким он сам себя делает. Экзистенциалисты описывают человеческое существование в терминах тревоги, заброшенности, отчаяния, пессимизма.
Экзистенциализм существует в двух видах — религиозном (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер, Л. Шестов, Н. Бердяев) и атеистическом (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Выделение этих течений в экзистенциализме весьма условно.
Особенность экзистенциализма заключается и в том, что эта философия практически развивалась в художественных произведениях литературы, театра, кино. Этим и объясняется её необыкновенная популярность прежде всего в среде художественной интеллигенции.
Философия жизни
Философия жизни
Жизнь — основа бытия, отсюда и название. Основные категории — творчество, интуиция, воля.
Течение основал Артур Шопенгауэр (1788-1860) — родоначальник иррационализма, который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля.
Он считал, что мир неразумен и хаотичен. Жизненный хаос шире разумной целесообразности. Мир приводит в порядок ничем не ограниченная мировая воля, воля к жизни. Человек есть также проявление воли, и в его жизни разум вторичен по отношению к воле, жизненные процессы происходят без участия разума. Человек не может вырваться за рамки желаний.
Эти идеи получили развитие во взглядах Ф. Ницше, В. Дильтея, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Бергсона и их последователей.
Фридрих Ницше (1844-1900). Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.
Центральное понятие у Ницше — идея жизни. Он родоначальник направления, которое называется философией жизни.
Позитивизм
Такой неклассический подход как позитивизм направлен на яростную борьбу с рационалистическими подхода в области науки. С точки зрения позитивистов настоящим, «позитивным» знанием может быть лишь то, что опирается на непосредственный опыт, может быть подвергнуто практической проверке в ходе эксперимента. Любое умозрительное знание, не имеющее практической опоры иллюзорно, фальшиво и несет в себе больше вреда чем пользы. Как следствие вся метафизика и рационалистический подход к познанию представляют собой излишнее отягчающее наследие, так как они не удовлетворяют строгим критериям научности. Статус настоящих наук закрепляется позитивистами за экспериментальными естественными дисциплинами.
Идеи позитивизма активно развиваются в трудах О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милля в первой половине девятнадцатого века. А уже во второй половине возникает новое течение – эмпириокритицизм или махизм, разрабатываемый Э. Махом и Р. Авенариусом. Махизм ставит перед собой цель очистить науку от остатков метафизики и умозрительных размышлений, путем усиления эмпиристической ориентировки в методологии и феноменологического подхода в гносеологии науки.
Наконец уже в двадцатом веке появляется третье перерождение – неопозитивизм, берущий за основу методологические идеи логического атомизма Б. Рассела. В рамках «венского кружка» философов, представленного Л. Витгенштейном, К. Поппером, А. Тарским, Г. Фреге и др. разрабатываются идеи демаркации и верификации научного знания, очищения науки и философии от метафизики и ненаучного путем логической проверки языка науки, его феноменологичности и атомарности.
В рамках неопозитивизма также развивается концепция научных парадигм Т. Куна, под которыми мыслитель понимает некий общепризнанный образ мира, совокупность аксиоматических предположений, от которых отталкиваются ученые в построении своих гипотез и исследований. Как только парадигма исчерпывает себя появляется большое количество аномалий – фактов, не вписывающихся в рамки картины мира, после чего происходит научная революция, демонтаж старой и становление новой парадигмы.
Постмодернизм
Философия постмодернизма
На рубеже 70-х гг. XX в. в философии наступает эпоха постмодернизма.
Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на весь остальной мир. Среди представителей постмодернизма можно назвать Ж.Ф. Лиотара, Ж. Дерриду, Ж. Делёза, Р. Рорти. Большинство исследователей приходят к убеждению, что постмодернизм связан с ощущением растерянности, с которым столкнулся человек современного общества. В обществе стала нарастать угроза самому существованию человечества в век свободы и демократии, успехов науки и техники, усиления мощи средств массовой информации. Утрачены иллюзии о всемерном процветании общества, и, как следствие, нарастает фальшь и пустота в человеческих отношениях. Именно изменения форм жизни, строительство больших городов современности, господство СМИ приводят к тому, что в философии всё чаще ведутся разговоры о «смерти субъекта или автора». В современном мире утрачивается традиционная ценность диалога, общения, так как они перестают быть подлинно человеческими феноменами.
Постмодернизм в качестве главного творческого принципа выдвигает радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры.
Опора на разум уже привела человечество к ряду не просто ошибок, а катастроф глобального характера. В силу этого в постмодернизме утверждается тезис, что в своей деятельности человек должен опираться не на разум, а на интуицию, эмоции, игру.
Понятие неклассической философии
Неклассическая философия зарождается в девятнадцатом веке как реакция на появление немецкой классической философии, а также следствие кризиса всей рационалистической философии Нового времени. В то время как в классических трудах Гегеля и Канта постулаты рационализма достигают высшей формы своего развития, неклассические философские подходы демонстрируют полностью противоположную тенденцию – недоверие и отказ от разума, неверие в его способность охватить, изучить и объяснить происходящие в мире явления, утверждение иррациональной, бессмысленной природы мира.
Замечание 1
Возникновение неклассической философии связано с тем, что идеалы эпохи Просвещения, воплощаемые в реальность, в конечном итоге привели общество к прямо противоположным результатам. Вместо разрешения всех социальных проблем и разумного, гармонического устройства общества, человечество получило череду кровавых революций, обострение межклассовых противоречий и борьбы, дестабилизацию общества.
Прорыв науки и ее практическое воплощение в объектах менявших повседневную жизнь человека – поезде и железной дороге, телеграфе и телефоне, электрическом освещении и транспорте, воздухоплавании, динамите и новых вооружениях, привели к нивелированию значения философии, куда более важным и полезным для человека стало приобщение к плодам прогресса, чем постижение философских истин. Не последнюю роль сыграл в становлении неклассической философии стремительный демографический рост европейских держав, за один только девятнадцатый век ее их население увеличилось более чем в 2,5 раза.
В данных условиях обострился интерес к бытию и проблемам самого человека, его жизненного пути в непредсказуемом и нерациональном мире, полном жестокости и насилия, потребность в переосмыслении всей человеческой культуры не только философии, но и религии, и искусства, и науки, что в конечном итоге нашло свое отражение в неклассической философии. Несмотря на общую тематику – критику рационализма и метафизики, неклассическая философия представлена целым рядом различных направлений, многие из которых развиваются и по настоящее время:
- позитивизм,
- экзистенциализм,
- постмодернизм,
- иррационализм и др.
Неотомизм
Неотомизм
Современная религиозная философия представлена широким спектром философских учений. Пожалуй, главным из них является неотомизм.
Неотомизм — официальное учение католической церкви, наиболее влиятельная религиозно-философская школа. К основным представителям неотомизма относятся Ж. Маритен, Э. Жильсон, К. Войтыла (папа Иоанн Павел II).
Фундаментом неотомизма выступает учение Фомы Аквинского. Центральным является принцип гармонии веры и разума при приоритете религии перед философией. Основная проблема — доказать бытие Бога (точнее, сгладить противоречия между христианством и постоянно развивающейся наукой). Метод — религиозная интерпретация научного знания. Например, теорию креационизма неотомисты описывают физическими терминами «теории Большого взрыва»; они не отрицают и теорию Ч. Дарвина.
Прагматизм
Прагматизм — американская философия. Сформировался в 1870-е гг. Представители — У. Джеймс, Ч. Пирс, Дж. Дьюи.
Прагматизм (греч. pragmatos — дело, действие) — субъективноидеалистическое философское учение, считающее философию не учением о наиболее общих законах бытия, а общим методом решения проблем. Возник в США в XIX в. и оказал сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Прагматизм можно характеризовать как американскую версию европейского позитивизма. Представители: Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него — успех, польза, материальная выгода. Основным понятием прагматизма является опыт. Истинным является то, что ведёт к успеху, что выгодно. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру. Задача человека заключается в том, чтобы наилучшим способом устроиться в жизни, а задача философии — помочь ему в этом. Согласно прагматизму, философия должна превратиться в совокупность способов решения проблем, с которыми люди встречаются на протяжении всей своей жизни.
Марксизм
Карл Маркс 1818. Фридрих Энгельс 1820.
Философия марксизма
Философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса
К. Марксом и Ф. Энгельсом создано новое по сути направление в философии — диалектический материализм. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. Диалектический материализм вобрал в себя наиболее значительные достижения мировой философской мысли.
Основными принципами диалектического материализма являются:
- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы;
- принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нём и определяет его содержание;
- принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-историческая практика;
- принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;
- принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех её творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества.
Диалектический и исторический материализм
Диалектический материализм стремится к творческому соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Эта часть марксистской философии получила название исторического материализма. Вместе диалектический материализм и исторический материализм представляют собой единое философское учение.
Критика неклассической философии
Несмотря на свою значимость, неклассическая философия также подвергается критике. Вот некоторые основные критические моменты:
Субъективизм и отсутствие объективных истин
Критики неклассической философии указывают на ее субъективный характер и отсутствие объективных истин. Они утверждают, что отрицание универсальных истин и рационального мышления может привести к отказу от объективной реальности.
Опасность отрицания объективной реальности
Другая критика связана с опасностью отрицания объективной реальности и приверженностью только субъективным взглядам. Некоторые считают, что это может привести к релятивизму и потере общего понимания и ценностей.
Позитивизм
Исторически первой формой неклассической философии был позитивизм. Он так же, как и марксизм, и философия жизни, обусловлен критикой предельной абстрактности философии Гегеля.
Позитивизм — философское течение, которое претендует на исследование сущности научного знания и его методологического основания. Термин «позитивный» принадлежит О. Конту и означает «опирающийся на опыт», то есть освобождённый от вероятностного знания, от домыслов, приносящий пользу.
Как самостоятельное течение позитивизм сформировался в 30-е гг. XIX в. В центре внимания позитивистов, независимо от того, на каком этапе своего развития находилась эта философия, неизменно стоял вопрос о взаимоотношении науки и философии.
Основные положения позитивизма.
- Всё подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения.
- Философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Она не может дать ответ на вопрос «Почему?», отвечая лишь на вопрос «Как?».
В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:
- классический позитивизм (О. Конт и Г. Спенсер);
- эмпириокритицизм(махизм) (Э. Мах и Р. Авенариус);
- неопозитивизм (философы «Венского-кружка», Львовско-Варшавской школы, Б. Рассел и Л. Витгенштейн);
- постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун).
Структурализм
Если в XX в. в Германии доминировали неокантианство, феноменология и герменевтика, а в Англии и США аналитическая философия, то во Франции — структурализм и постструктурализм. Начнем наш анализ с рассмотрения структурализма.
Структурализм
Структурализм является одной из форм позитивизма.
Структурализм как философское направление возник в 50-е гг. во Франции. С его появлением французская философия совершает радикальный поворот, который многими исследователями сравнивается с поворотом от физики Ньютона к теории относительности и квантовой механике. Речь идет о переоценке ценностей западной философской традиции последних трех столетий (однородность мышления, абсолютное знание, смысл, истина, субъект). Наряду с работами Леви-Стросса (антропология) этот поворот был подготовлен также творчеством других представителей структурализма и постструктурализма — Мишеля Фуко (культурология), Жака Лакана (психоанализ), Ролана Барта (семиология). Структурализм является неоднородным течением, сфера интересов его представителей разнообразна и говорить о нем как о единой философской школе некорректно. Как отмечают сами структуралисты, правильнее вести речь о структуралистской деятельности как «упорядоченной последовательности определенного числа мыслительных операций».
Постмодернизм
Постмодернизм строится на отрицании метафизики и идеи о существовании некой сущности, первоначала, которое придавало бы миру или человеческой жизни смысл. Картина мира предстает хаотической, релятивной, случайной, в то время как человек и общество пытаются бороться против этой случайности и сами же восстают против этой борьбы.
Основными представителями постмодернизма являются М. Фуко и Ж. Бодрийяр. Центральная идея Фуко заключается в том, что человек живет в мире власти и насилия, которому он подвергается со стороны общества. Общество стремится упорядочить мир, составить некий единый и всеобщий порядок вещей, который позволил бы ему эффективно управлять своими членами, подчинить большинство меньшинству. Фуко выделяет три типа насилия:
- субъективное насилие – такое, что нарушает общественный порядок. Насилие отдельных лиц, направленное против других лиц;
- объективное насилие, ориентированное на поддержание общественного порядка. Объективное насилие находит свое выражение через законы, нормы морали, нравственности, религиозные догмы, общественные стереотипы, действия властных структур и социальных институтов, нормирующих как поведение, так и жизненную устремленность индивида;
- языковое насилие, выражается посредством языковых средств, через двойственные обороты речи, с помощью которых одни лица пытаются навязать свою волю другим.
Вместе с тем, Фуко полагает, что у человека всегда есть способ избежать действия власти и насилия, не выполнять свои социальные обязательства, уклоняться от службы в армии или уплаты налогов, нарушать нормы морали, отказаться от религии и т.д.