Проблема смысла жизни

Проблема смысла жизни в философии

Введение

В этом тесте я решил рассмотреть проблему смысла жизни, так как считаю ее актуальной для человека на любом этапе возрастного развития. Смысл — это то, что вдохновляет человека на всю жизнь — можно найти и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой. Осознавая смысл жизни, человек осознает себя. Проблема смысла жизни изучается социологами, психологами, этиками, эстетиками и философами. Но по сей день однозначного ответа на этот вопрос нет. В различные эпохи проблемы пытались снизить ценность внутренней ценности человеческой жизни, призывая к самоотречению и самопожертвованию во имя будущих поколений.      Но человек должен быть счастлив не в чужой жизни, а в собственной. Счастливы не за счет других или в ущерб другим. 

Суть проблемы лаконично выражается в форме вопроса: Зачем жить? Есть только один фундаментальный вопрос философии, пишет французский философ А. Камю. Вопрос в том, стоит ли жить.  Среди множества подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.        

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма сегодня, как и много веков назад, утверждают как смысл жизни и ее высшую цель: первое — достижение максимальных удовольствий, второе — достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение пользы, пользы, успеха как раз и является смыслом жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения. В современной христианской православной традиции провозглашается: Человек не имеет границ своей человеческой природе. Если Бог — свободная духовная личность, тогда и человек должен стать таким же. У человека всегда есть возможность стать более богоподобным. Не изменение мира на основе добра, а культивирование существенного добра в себе. Совершенство человеческой природы в природе Бога оказывается источником радости и свободы. Сторонники материалистических идей считают, что развитие человека и человечества определяется их внутренней логикой саморазвития. Цель человека не имеет ничего общего с мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни видится в саморазвитии человека, в совершенствовании его основных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предшествующим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание. Таким образом, категорию смысл жизни можно определить как нормативное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, которое обосновывает и трактует присущие этой системе моральные нормы и ценности, показывает, для чего необходима предписанная деятельность.            

Смысл жизни — это философская категория, отражающая длительную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением человека, имеющую социальную и личностную ценность, задачу, которая реализуется в его социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности. Невозможно найти смысл жизни для всех времен и народов, так как наряду с универсальными, вечными истинами он включает в себя нечто конкретное — стремления людей каждой данной эпохи. Смысл жизни открывается каждому человеку по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий существования человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели едины, в зрелости и старости — разные. Только мы сами, сознательно или спонтанно, намеренно или непроизвольно, самими средствами своего существа придаем ему значение и, таким образом, выбираем и создаем нашу человеческую сущность.     

Список литературы

  1. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. — Ростов н / д. / Под ред. центр Март, 2004.
  2. Коваль Б.И. Смысл жизни (мнения и мнения). — М.: ООО Соверо — Принт, 2007.
  3. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М.: Мысль. — 2015.
  4. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1992.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1991.
  6. Философия: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н / д.: Феникс, 1997.  
  • Реферат на тему: Философия жизни А.Шопенгауэр и Ф.Ницше
  • Реферат на тему: Основные предпосылки возникновения человеческого общества
  • Реферат на тему: Проблема познаваемости мира
  • Реферат на тему: Информационная революция и становление информационного общества
  • Реферат на тему: Понятие (оккультных) наук и (эзотерического) знания
  • Реферат на тему: Психофизическая проблема: постановка и решение проблемы
  • Реферат на тему: Время и его смысл в философии
  • Реферат на тему: Сущность технологии: исторические этапы становления и развития
  • Реферат на тему: Проблема идентификации современного человека
  • Реферат на тему: Свобода и нравственность
  • Реферат на тему: Философия и экономика в цифровом мире
  • Реферат на тему: Политика и религия в современном мире

Проблема смысла жизни человека

Рассматривая
вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи.
Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой
жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений.
Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за
счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме
вопроса: «Для чего жить?». Есть, пишет французский философ А.Камю,
только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не
стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное — имеет ли мир три измерения,
руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно.
Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы
философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают
в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые — достижение максимальных
наслаждений, вторые — достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что
достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека.
Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее
достижения.

В современной
христианской православной традиции провозглашается: «человек не имеет
границ своей человеческой природе». Если Бог есть свободная духовная
личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается
возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на
началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование
человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и
свободы.

Сторонники
материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества
определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не
имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В
материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека,
в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот
процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое
реальное содержание.

Поэтому,
категорию «смысл жизни»можно определить как регулятивное понятие,
присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и
истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает,
во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни —
это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую
внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу,
реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой
общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором
личности.

Найти смысл
жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с
общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния
людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий
бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в
зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно,
намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем
самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. «Только мы и никто
другой», пишет в своей книге «Время человеческого
бытия»талантливый философ Н.Н.Трубников.

Смысл жизни —
это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму)
ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то,
чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни
— в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться
с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем
больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в
том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие
представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого
отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его
индивидуальными качествами.

Три уровня наивысших значений

Так как же значения живут и функционируют в культуре? Каждое общество устанавливает для своих членов определенную систему высших ценностей, которые могут придать смысл жизни. Эти ценности расположены как бы на трех уровнях.      

Первый уровень — это ценности трансцендентного, которые позволяют постичь жизнь в связи со смертью и придают смысл смерти. Это идея Бога и богов, абсолютных принципов, лежащих в основе мира и определяющих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементного общества, они, как правило, встроены в идеологическую систему, которая напрямую влияет на эмоции людей, в результате чего страстно переживаются религиозные смыслы. Правда, в XX веке были государства, которые практически отказались от ценностей трансцендентного и заменили их различными версиями светской религии: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как высшую земную истину, которая определяет нравственность и смысл жизни и смерти.   

Второй уровень — это ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история. Этнонациональные ценности: традиции, язык, искусство и культура, сохранение самобытности и индивидуальности народа. Второй уровень обычно тесно связан с первым. Он также включает диалектику регионального и универсального: человек может найти высокий смысл в служении человечеству как таковому и посвятить этому служению свою жизнь.   

Третий уровень, очень насыщенный по содержанию, представлен ценностями личной жизни, имеющими место в мире повседневной жизни. Эти ценности различны для разных эпох, но в большинстве случаев включают в себя здоровье и долгую жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенным занятиям и успехам в ней, творчество, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, хорошие отношения с другими людьми. В восточных культурах особенно ценно созерцание, эстетическое отношение к миру.  

Чем более иерархичным и деспотичным является общество, тем меньше людям разрешается выбирать свои высшие ценности. Ведущие смыслы прописаны и строго установлены, люди познают их с детства, переживают как свои собственные, и у них нет сомнений в том, жить ли, работать и пробовать: они делают это, иногда преодолевая себя, во имя Господа или Родина, во имя того, что другие считают важным и значимым. 

Чем демократичнее общество, тем больше свободы личного выбора, но в то же время происходит потеря общих ценностей, которые в определенном смысле объединяют людей. Собственно, распространение рыночного общества почти на всю планету, широкая демократизация многих стран, потеря религиозности массовым сознанием привели к кризису старых смыслов, поставили многих перед необычным и непонятным поиском их: поиск смысла. 

Однако значения, которые дает общество через ценности, — это еще не весь смысл. В свое время советский психолог А. Н. Леонтьев много внимания уделял личностным смыслам — интерпретации, которую внешние смыслы претерпевают в индивидуальном сознании, официальная. Мы можем принять Бога, провозглашенного обществом, как своего собственного, как внутреннего Ты, или нет. Мы можем гордиться целостностью неделимого государства, а можем не гордиться.        

Смысл так или иначе связан с внешним, но у каждого свое.

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека — это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни». Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью

Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место — проблема смысла жизни

Бессмысленность

Бессмысленность может быть описана через следующие экзистенциальные моменты:

  • Скука. Человек, испытывающий бессмысленность, не знает, что с собой делать, а если и знает, то его деятельность не удовлетворяет его, она кажется ему внешней, навязанной силой и только бременем. Скука раскрашивает мир в серые, блеклые тона, сливает в неразличимость разные явления и предметы, взгляд скользит равнодушно, ни на чем не останавливаясь. Скука — это отсутствие впечатлений, смыслового и чувственного голода.   
  • Депрессия, меланхолия, раздражение.
  • Отсутствие значимых целей. Те цели, которые ставятся извне, бессмысленно, не воспринимаются как свои собственные, отвергаются, нет внутреннего стремления к достижению целей. 
  • Собственная незначительность, бесполезность в субъектно-субъектных отношениях, личное одиночество, брошенность и брошенность другими людьми.
  • Собственное место во вселенной воспринимается как случайное и необоснованное, неудобное, лишенное цели.
  • Отказ от реальности, отрицание ее, отказ от нее.

Поскольку либо сами цели бессмысленны, либо, по крайней мере, вопрос об их значимости остается нерешенным и спорным, вся человеческая жизнь принимает характер бессмысленного кружения, как кружащаяся белка в колесе, набор бессмысленных действия, которые неожиданно, вне всякого отношения к этим целям, поставленным человеком, а потому также совершенно бессмысленны, прерываются смертью.

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл — это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой — чтобы написать диссертацию, третий — себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни, исходя из жизни, из ее контекста и ситуации — нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл — это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни — это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение «Четыре года без смерти». Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте — примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти

Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст — это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы смысла жизни 40 лет, 50 лет, и т. д.

Помню запись 51-летнего Толстого в «Исповеди». Он пишет: «две мыши — белая и черная — то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти».

Заключение

Человеческая жизнь по своей сути никогда не может быть бессмысленной. Человеческое существование наполнено смыслом до самого конца — до последнего вздоха.

Смысл жизни — это независимый, осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на обладание (отношение к обладанию), а на бытие (отношение к использованию всех человеческих потенций). Смысл жизни в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее человек, тем сильнее он влияет на окружающих. Смысл жизни в том, чтобы улучшать себя, улучшать окружающий мир. Эти общие представления о смысле жизни следует трансформировать в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленного объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.    

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Главный из них — социологический, поскольку выявляет зависимость смысла жизни от социальных отношений, в которые включен социальный объект, и показывает, что именно социальные отношения придают простор или, наоборот, тормозят реализацию жизненных целей. 

Сегодня люди во всем мире особенно сильно страдают от потери смысла. Вакуум смысла в присутствии бытия порождает неврозы или безразличие, апатию или агрессию и в конечном итоге приводит к ментальному или реальному самоубийству. Без стремления к большему содержанию жизнь оказывается тяжелой ношей и суетой. 

Истинное понимание смысла жизни — это результат высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную независимость, автономность, личность, но и познают объективные социальные отношения. Истинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвкушение жизненных событий. Он оказывает прямое влияние на весь жизненный путь. В деятельности носителей истинного понимания смысла жизни существует неразрывная связь времен. Для них прошлое — это не прошлое, безвозвратно ушедшее в забвение, а их собственный опыт, который продолжает влиять на ход всей их жизни. Все это говорит о том, что люди становятся носителями истинного понимания смысла жизни в результате понимания своего социального бытия и реальности.       

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: