Понятие и признаки политических конфликтов
Как было отмечено выше, базовой категорией политической конфликтологии является политический конфликт, определение которого в общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Определение 2
Политический конфликт – это явное противоборство субъектов политики (политических лидеров, партий, общественных организаций, и т.д.), относительно разделяемых ими и их сторонниками взглядов, ценностей и приоритетов, а равно возникающее в связи с теми или иными неочевидными (латентными) причинами, тем не менее, приводящими к реальному противоборству.
Причиной возникновения и развития политических конфликтов в специальной литературе принято называть объективно складывающееся неравенство субъектов политики, выраженное в различном доступе соответствующих лиц и групп к процедуре принятия политически значимых решений. При этом соответствующее неравенство может возникать в связи со следующими обстоятельствами:
- Существование различий между возможностями участвовать в политической жизни общества у различных групп;
- Объективная невозможность обеспечения равного и единообразного представительства в государственных органах всех социальных групп и слоев населения;
- Трудность примирения широких социальных групп с противоположными политическими взглядами и потребностями.
Замечание 1
Резюмируя сказанное следует отметить, что возникновение политических конфликтов опосредуется двумя обстоятельствами: с одной стороны – несовместимостью требований противоборствующих сторон, а с другой – ограниченностью имеющихся у государства и общества возможностей для удовлетворения соответствующих претензий.
Понятие политического конфликта
Политический конфликт — противоборство между реальными общественными силами, состоящими из лидеров, партий, организаций, элит, других объединений и общностей людей, с одной стороны и противоположными политическими целями, взглядами, ценностями и интересами.
К основным причинам образования политических конфликтов относятся объективные факторы, которые можно объединить в основные группы:
- Сформированные общественные отношения, в основе которых понятие принципов господства и подчинения, распределение индивидов и их групп, социальных слоев таким образом, когда одна сторона обладает властью, а другая — предоставляет для этого необходимые полномочия.
- Наличие коренных расхождений в политических идеалах и предпочтениях, отличия ценностных ориентаций в зависимости от индивидов, их групп и общностей.
- Идентификация гражданского общества, в результате которой определяются политические, социальные, этнонациональные, религиозные, субкультурные общности.
- Особенности политической системы современного общества, характерные для организации актуальных систем управления.
Согласно теории М.Вебера, структура социально-политического конфликта является статичной. В данном явлении можно выделить следующие элементы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- субъекты в виде двух или более противоборствующих сторон;
- объект или предмет;
- третья косвенная сторона;
- окружающая социальная среда или политическое пространство.
Основной характеристикой политического конфликта служит его уникальность. Процессы отличаются по предпосылкам, причинам, поводам, действиям, позициям и другим свойствам. Однако, исходя из теории М.Е.Бабосова, существует типичная социодинамика развертывания политического конфликта. Согласно данному утверждению, процесс состоит из следующих этапов:
- дихотомизация отношений власти по тенденции «господство — подчинение»;
- формирование разных политических взглядов в социальных слоях и группах;
- рост осознания несопоставимости интересов и целей в политике;
- организация противоборствующих объединений и партий;
- поляризация позиций, целей и действий политических субъектов;
- возникновение и протекание политического конфликта;
- разрешение политического конфликта.
На последней стадии конфликт решается с помощью интеграции с противоборствующей стороной, кооперации с соперником или подавления противника.
При урегулировании споров применяются следующие процедуры:
- обмен данными о целях и задачах каждой стороны;
- обозначение периода переговоров по обоюдному согласию сторон, в течение которого не применяется сила;
- обращение к правовым нормам и административным процедурам;
- помощь посредников в лице авторитетных фигур;
- отказ демонстрировать собственное превосходство или абсолютную непримиримость;
- стремление достигнуть консенсуса, согласия в целом или по отдельным вопросам.
Политический конфликт обладает разрушительным действием. Деструктивными функциями процесса является, прежде всего, истощение материальных, духовных, человеческих ресурсов. Конфликтные ситуации в политике приводят к ослаблению существующей системы власти, общепринятых ценностей и устоев жизни общества.
Существуют множество теорий о том, что характер политических конфликтов является в большей степени конструктивным. Процесс служит катализатором для изменений социально-политической сферы, мотивирует на принятие действий, публичное заявление позиций разных сторон. Внешнеполитические конфликты способствуют объединению общества внутри государства, влияют на ход истории.
Примеры политических конфликтов
Множество конфликтов, которые возникли на политической почве в Российском государстве в 90-х годах 20 века, было вызвано сепаратистскими настроениями. Большая часть автономных республик, заявляя о собственной независимости, ставила вопрос о выходе из состава РФ, и только к 2000 году эти конфликты удалось урегулировать. Провозглашение суверенности Чеченской Республики (Ичкерия) привело к затяжному противостоянию меж правительством РФ и сепаратистами, что позже спровоцировало увеличение напряжённости и множество военных конфликтов на всем без исключения Северном Кавказе.
Ещё одним актуальным и известным примером политического конфликта является столкновение меж Японией и Россией из-за вопроса о праве владения Южными Курилами, которые СССР обрел по итогу Второй мировой войны.
Замечание 1
Конфликты в общественной среде неизбежны, таковой является человеческая природа. Вопрос в том, в какую сторону выйдет внутреннее напряжение, которое может накопиться даже в самом благополучном социуме.
Экономически развитым странам Запада с гражданским обществом и развитыми институтами демократии в своей среде сражаться было не с кем, в связи с этим они в значительной степени «нуждались» во враге извне. Если бы не случился теракт в США 11 сентября 2001 года, был бы найден иной повод для противоборства с внешним врагом. Уже совершались бомбежки Югославии, Ирака и иных государств, когда тревожные настроения и некоторый страх, переживаемые обществом, пытались найти способ, чтобы выйти наружу.
В Российской Федерации последний десяток лет попытки власти нивелировать недовольство и агрессию населения были связанными с поиском внутренних врагов, и в этом качестве по очереди выступали:
- Коммунисты;
- Верховный Совет РСФСР ( в 1993 году);
- Чеченские боевики;
- Угроза возвращения диктатуры;
- Лица кавказской национальности.
Мы пытаемся найти врага тогда, когда не можем жить сами с собой в мире. Собственный гнев направляется на тех, кто кажется нам хуже нас. В годы после реформ переменился привычный образ жизни, изменились критерии того, что плохо и что хорошо, и мы делаем попытки найти того, кто в этом виновен.
Политические конфликты, в их числе и международного характера, являются сложнейшими объектами исследований. Арабо-израильский конфликт, конфликт в Абхазии, Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии длятся множество лет, в их урегулировании принимают участие многие государства, но ощутимых результатов не всегда удается достичь.
Любой политический конфликт представляет собой индивидуальное явление, и при анализе его необходимо учитывать, помимо объективных, субъективные факторы, применяя рефлексивное управление противником.
Каждый конфликт важно рассматривать в форме индивидуального явления. А раз речь ведется об индивидуальности явления, то нужно говорить не об общих закономерностях, а об определенных причинно-следственных связях, т
е. речь идет не о том, как это явление, как частный случай привести к общей формуле или закономерности, а о том, к какой общности индивидуальных причин его нужно отнести.
Примерами подобных конфликтов является борьба левых движений и партий в России против имеющегося в настоящий момент режима политической власти.
Самыми яркими примерами политических конфликтов традиционно признаны:
- Войны-междоусобицы на Руси: первоначальная междоусобица случилась меж сыновьями князя Святослава, вторая происходила между сыновьями князя Владимира, третья же междоусобица случилась меж сыновьями Ярослава Мудрого.
- Тридцатилетняя война, являющаяся военным сражением за гегемонию в Европе и Священной Римской империи, которое продолжалось с 1618 по 1648 год. Этот конфликт затронул в какой-либо (большей или меньшей) степени практически все государства Европы.
- Первая мировая война, являющаяся одним из наиболее широкомасштабных вооружённых и кровопролитных конфликтов в истории всего человечества.
- Вторая мировая война, представляющая собой войну двух военно-политических мировых коалиций.
- Распад СССР.
- Конфликт между Японией и Россией из-за права владения Южными Курилами, которые СССР обрел по результатам мировой войны.
- Гражданская война в Сирии, являющаяся многосторонним вооружённым конфликтом с иностранным вмешательством на сирийской территории, начавшимся в 2011 году, и не оконченным и поныне.
Способы решения политических конфликтов
Центральной проблемой политических конфликтов является их разрешение, которое состоит из этапов управления, контроля и регулирования споров. В процессе участникам или посредникам необходимо разработать и применить систему мер, направленную на ограничение интенсивности, размеров конфликта, его деэскалацию. В качестве основных способов рассматриваются компромисс и консенсус.
Задачи урегулирования политических споров:
- предупредить открытые формы проявления конфликтов, которые сопровождаются насильственными действиями, включая войны и массовые беспорядки;
- устранить причины конфликта, сформировать новый уровень отношений участников для разрешения противоречий.
Исходя из основных направлений процесса решения конфликтных ситуаций, можно определить ключевые методы, с помощью которых осуществляется поиск средств для выхода из конфликта. К первой группе методик относится разработка мероприятий по предотвращению насильственной стадии конфликтов. Вторая категория включает пути разрешения противоречий, лежащих в основе спора. Третья группа методов призвана снизить уровень противостояния участников конфликта, заставить стороны отказаться от односторонних действий и перейти к поиску совместных решений проблем.
Основные способы решения политических конфликтов:
- Достижение консенсуса путем совпадения мнений всех сторон.
- Принятие соглашения под действием законодательной или моральной воли внешних сил.
- Соглашение, навязанное одним из участников конфликта.
- Потеря актуальности противоречий со временем.
26.5. Перспективы политического согласия в современной России
Политическое согласие — это такое состояние политической организации общества, которое характеризуется балансом интересов, рациональной легитимностью политической элиты, которая в состоянии давать «ответы на вызовы времени». Согласие по-разному проявляется в различных политических структурах. Так, в активистской политической среде с высоким уровнем политического участия населения согласие свидетельствует об отсутствии социально-политических конфликтов. В российском обществе, которое характеризуется политической индифферентностью основной части населения, о согласии можно говорить лишь в том случае, если население добровольно подчиняется властям. О согласии свидетельствует и компромиссный вариант взаимодействия различных ветвей государственной власти.
Если понимать согласие как отсутствие серьезных социально-политических конфликтов, то можно констатировать, что в современной России политическое согласие, в общем, существует. Если проанализировать взаимоотношения между структурами власти, то они отличаются достаточной конфликтностью. Если же согласие оценивать как ситуацию с высоким политическим участием населения, то в России согласия сейчас нет. Поскольку все формы согласия и несогласия связаны друг с другом, посмотрим на проблему с теоретических позиций.
В условиях тоталитаризма власть добивалась обстановки согласия сложным насильственно-идеологическим образом. Одним из исторически сложившихся механизмов был скрытый террор. Его сущность можно определить как насильственное требование соответствия условий социализации человека и его политической лояльности. В случае нелояльности члена социалистического общества его политической структуре он фактически изолировался и практически прекращал свое гражданское существование. Даже такие выдающиеся граждане, как А. Сахаров, при демонстрации политического несогласия изолировались на многие годы практически без решения суда. Поэтому в России возникла традиция скрытого дистанцирования от политической структуры при формальной демонстрации согласия, которая сохраняется до сих пор.
Говорить о реальном состоянии согласия без специальных исследований трудно. Если проанализировать российские источники политического согласия в России, то следует отметить, что в настоящее времени происходит переход к новой социальной структуре общества. Такая ситуация в России политического согласия дать не может. Если учесть все наследие социализма: тоталитарную политику экономии на оплате труда, деградацию рабочей силы и развитую систему ее теневого довоспроизвоства, то можно предположить, что политическое несогласие вытесняется в бессознательное. Пока определенная часть народа находится в состоянии согласия и живет по-старому, т.е. потребляя так, как работает. Но когда ожидания превратятся в чувство глубокого разочарования, на стихийное политическое согласие уже рассчитывать будет трудно.
Некоторые исследователи считают, что согласие в современной России необходимо создавать специально. Основным субъектом-организатором согласия должно выступить государство, на котором лежит ответственность за то, что происходит в стране, и крупные бизнесмены, которые волею судьбы получили в свои частные руки общественное богатство.
В том случае, если согласие не станет предметом деятельности субъектов-организаторов процесса новой жизни в России, то с необходимостью встанет вопрос о применении насилия для организации соответствующей жизни в стране.
Конфликт ценностей
В политических конфликтах группы с разными системами ценностей обычно сталкиваются друг с другом, независимо от того, основаны ли они на политических взглядах, идеологии, религии или принадлежат к определённой культуре. Фактические споры быстро становятся чем-то принципиальным, что затрудняет решение.
Эта ситуация может быть разрешена только в том случае, когда системы ценностей противоборствующих сторон не будут поставлены под вопрос и не будут подвергаться сомнению, а скорее станут результатом определённого поведения и действий, которые воспринимаются другими как нарушение.
На этом конкретном, ограниченном фактическом уровне конфликты также могут конструктивно разрешаться людьми или группами с разными ценностями. В процессе доверительного сотрудничества многие образы врага также будут релятивизированы, и понимание идеологических взглядов другой стороны будет только возрастать.
Общая характеристика политической конфликтологии
Определение 1
Политическая конфликтология – это относительно самостоятельная подотрасль конфликтологической науки, предмет которой составляет преимущественное исследование политических конфликтов, а также иных смежных сфер межличностного, межгруппового и международного противоборства.
В этой связи, изучение политической конфликтологии невозможно без понимания содержания и специфики политических конфликтов, как центрального звена обозначенной сферы научного знания. Так, анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что ключевыми характеристиками политического конфликта следует признавать:
- В основе любого политического конфликта находится стремление его субъектов к завоеванию, удержанию или распределению политической власти в обществе;
- Социальный конфликт (например, в экономической сфере) может автоматически признаваться конфликтом политическим в тех случаях, когда в качестве одной из его сторон выступает властный субъект;
- Сущностной чертой политических конфликтов может быть названо стремление его участников к вовлечению в конфликт максимального количества сторонников и последователей идей, отстаиваемых соответствующей стороной конфликта;
- Политическим конфликтам присуща публичность и широкая огласка реальных случаев противоборства политических субъектов. В особенности, названная публичность присуща конфликтам, возникающим между субъектами, реально претендующими на политическое господство в демократическом обществе;
- Наряду с тем, как сам по себе социальный конфликт признается неотъемлемым компонентом жизни общества, политический конфликт признает элементом политической сферы общественной жизни. Более того, с учетом специфики политического взаимодействия, конфликты в рассматриваемой сфере (особенно в условиях демократического политического режима) становятся реальным механизмом нахождения социального компромисса и обеспечения баланса сил и интересов между различными социальными группами и политическими партиями;
- Для политических конфликтов характерен особый предмет – специфические ресурсы, распределяемые именно в сфере политики.
Наиболее распространенными предметами конфликтов в политике выступают собственно государственная власть, устройство властных институтов и коллективных субъектов, статус отдельных социальных групп, и т.д
Причем важной их особенностью выступает то, что, как правило, предмет политического конфликта отличается свойствами целостности и неделимости: в отличие от тех или иных ресурсов, находящихся в основе конфликтов в экономической сфере, где разрешение конфликта возможно путем простого распределения спорного блага между претендующими на него сторонами, в сфере политики соответствующее разделение зачастую невозможно – например, пост президента страны не может быть разделен между несколькими лицами, претендующими на его замещение
В этой связи, при разрешении политических конфликтов используются особые приемы и способы, не характерные для разрешения иных категорий социальных конфликтов.
Условия предупреждения политических конфликтов
- Существование действенной нормативно-правовой базы, работающей правовой системы, в основании которой лежат правовые нормы, способные предотвратить социально-политическую напряжённость, урегулировать и разрешить возможные противоречия. Прежде всего это обеспечивается Конституцией и иными законодательными актами. На международном уровне конфликты сдерживаются коллективными международными законодательными нормами, правовыми актами.
- Готовность и желание всех общественно-политических субъектов исполнять имеющуюся правовую систему.
- Организация и осуществление мониторинга по раскрытию вероятных конфликтных зон и поиск возможных мер по предупреждению социально-политических конфликтов.
Разновидности политических конфликтов
Конфликты ценностей существуют в развивающихся странах, и требуют многих усилий для урегулирования, так как компромисс в отношении базовых ценностей, («свобода», «равенство», «терпимость» и пр.) является труднодостижимым, а зачастую и вовсе невозможным. В качестве примера такой ситуации можно называть конфликт меж частью общества, поддерживающей антидемократические «средневековые» ценности и идеалы, и остальной частью населения, разделяющей принципы рыночной экономики и демократии.
Конфликт идентификации присущ практически любому обществу, в котором отдельный индивид отождествляет себя с конкретной общностью (религиозной, языковой, этнической), а не с целым государством, в котором он проживает. Этот вид конфликтов является характерным для большей части государств, которые образовались в результате распада СССР и государств, где национальные меньшинства живут в районах, которые принадлежали им испокон века – к примеру, проблема венгров и словаков Трансильвании.
Конфликты интересов в первую очередь типичны для более устойчивых стран и экономически развитых государств. Их ярчайшим примером являются регулярные конфликты меж либералами и консерваторами, которые, к сову сказать, всегда решаются исключительно мирным путём.
Разновидности российских политических конфликтов
Определим главные разновидности политических конфликтов в Российской Федерации:
- между исполнительной и законодательной ветвями власти в ходе учреждения президентского института;
- между элитами промышленно-финансовых группировок;
- внутрипарламентский;
- межпартийный;
- внутри административно-государственного аппарата власти.
Замечание 2
В условиях современности конфликты в Российской Федерации являются единственным реальным способом проявления объективных противоречий, которые возникают в процессе реформирования. Сложнейшая социально-психологическая и политическая ситуация в Российской Федерации не только определяет в значимой степени содержание конфликтных ситуаций и формы их проявления, но и воздействует на их восприятие элитами, населением, действенность используемых средств урегулирования.
На сегодня не выработаны конституционные базисы и правовые нормы разрешения конфликтных ситуаций. По этой причине и из-за отсутствия опыта легитимного и цивилизованного управления конфликтными ситуациями довольно часто применяются силовые методики: не компромисс и переговоры, а методы подавления противника. Конфликтные по сущности методики реформирования российского общества продолжают формировать условия для сохранения конфронтационных отношений. Отчуждение населения от политики и власти не только приводит к понижению легитимности господствующих сил политики, но обуславливает нестабильность функционирования системы политики в целом.
Совместно с тем, невзирая на мировоззренческие и идеологические конфликты, существуют основания для того, чтобы полагать, что в российском государстве постепенно формируется процедурный консенсус вокруг избирательного процесса. Это значит, что не только политические общенациональные силы, но и граждане государства признают тот факт, что электоральные процедуры, выборы представляют собой единственный приемлемый инструмент властной легитимации. В первую очередь это коснулось общенациональных выборов, хотя и на местах становится заметной та же тенденция. Возможно ли распространить данное согласие и на идеологические и политические отношения, прежде всего, между оппозицией и властью — вопрос сложный, при учете нынешнего кадрового состава как первой, так и второй. Не исключается, что потребуется изменение поколений и приход в политику России свободных и прагматичных от пут прошлого людей.
Таким образом, мирное разрешение политического конфликта представляет собой процесс, который берет начало с признания частичной справедливости чужих аргументов и согласия на уступки взамен на принятие взаимовыгодных решений. В связи с этим, частично исчерпывается или же “погашается” конфликтный предмет, слабеет враждебность по отношению к политическому оппоненту, рушатся стереотипы его восприятия в образе “врага”. Совместно с этим компромиссы могут являться не только плодотворными, но и составлять питательную почву для новой эскалации конфликта при переменах соответственных условий. Не исключаются и насильственные формы его прохождения.
Замечание 3
В связи с этим намного ближе к абсолютному исчерпанию конфликтного предмета консенсусное решение, где фактическим образом не существует проигравших, что уменьшает и конфликтную остроту, и предубеждения его участников по отношению друг к другу.
Функции политического конфликта
Политический конфликт полу-прогрессивен, то есть он имеет как позитивные, так и негативные функции.
К деструктивным или же разрушительны, негативным функциям политического конфликта традиционно относят истощение ресурсов. В процессе политического конфликта обе стороны для достижения наилучшего результата начинают расходовать все ресурсы: духовные, материальные, человеческие. Также политический конфликт имеет способность ослабления существующей политической системы, так как он может поставить под сомнения общепринятые устои, ценности, нормы общественной жизни.
Замечание 2
Зачастую конфликт способствует приходу к власти экстремистов, чья деятельность ставит под угрозу свободное существование людей в государственном образовании.
В отдельных случаях конфликт может в целом уничтожить всю существующую систему. Именно это и случилось в конце 80-х – начале 90-х годов в СССР. Еще одна крайне негативная функция политического конфликта заключается в том, что он зачастую применяет насилие в качестве способа разрешения назревших проблем.
В современных конфликтологических теориях Р. Дарендорфа, Л.Козера, Т. Парсонса, Р.Коллинза, Н. Лумана и иных все больше утверждается теория о том, что конфликты обладают деструктивным характером только в каких-либо узких областях, а в целом конфликт – это явление, которое обладает преимущественно конструктивным действием, ибо:
- Во-первых, конфликт представляет собой катализатор назревших политико-социальных изменений.
- Во-вторых, конфликт оказывает помощь в принятии каких-либо действий в пользу изменения сложившейся ситуации.
- В-третьих, в процессе конфликта у ранее скрывавшихся противников властной системы появляется возможность публичным образом заявить о собственных позициях.
- В-четвертых, внешнеполитический конфликт помогает объединить общество изнутри.
- В-пятых, политический конфликт является временем рождения величайших личностей, которые способны воздействовать на ход Истории.
Последствия политических конфликтов
Последствия политических конфликтов можно разделить на две основные группы: положительные и отрицательные.
Выделяют следующие положительные последствия политических конфликтов:
- Стабилизация политической обстановки. После основных действий наблюдается некая стабилизация отношений между сторонами. разрядка напряженности. Стороны способны прийти к конструктивному диалогу.
- Налаживание коммуникаций меду субъектами. Субъекты способны не только к взаимодействию, но и к интеграции. Они проверяют, осознают свои интересы, пытаются установить баланс сил, в том числе между политическими силами, группами, государствами и т.д.
- Осуществляется интеграция общественных ценностей, норм, идеалов, форм политического взаимодействия. Стороны переосмысливают многие моменты, в том числе в политической сфере.
- Стимуляция перемен. Ввиду активного взаимодействия стороны способны прийти к компромиссу, наладить взаимодействие, создать новые формы и структуры, осуществлять реформирование политических систем и структур.
- Катализатор позитивных политических изменений. Способствует принятию ряда позитивных решений, в том числе касающихся политической сферы. Стороны получают возможность публично заявить о своих претензиях.
- Появление ярких публичных личностей. Политический конфликт – это повод для политических лидеров раскрыть свои таланты, повлиять на ход истории, проявить себя как политического лидера, показать свои сильные качества. Именно в период политических конфликтов зарождаются яркие, великие личности, которые способны привести к переменам, в том числе, носящим позитивный характер.
Готовые работы на аналогичную тему
Выделяют следующие отрицательные последствия политических конфликтов:
- Наблюдается разрушение традиционных форм взаимодействия в политике. Возможно ухудшение отношений не только между конкретными политическими субъектами, но и между политическими системами в целом.
- Наблюдается дестабилизация и дезинтеграция общества.
- Политический конфликт становится источником гражданских войн, массовой гибели людей, потери материальных ценностей, способен привести к развязыванию войны между государствами.
- При развязывании политических конфликтов существуют приемы и способы, которые способны отвлечь общественность от истинных виновников конфликта, создать образ мнимого врага, который может внести как внутреннюю, так и внешнюю угрозу.
- При политических конфликтах серьезно истощаются ресурсы, причем как материальные, так и духовные, человеческие.
- Наблюдается ослабление политической системы, устоев и ценностей.
- Возможен приход к власти экстремистских группировок, что способно полностью уничтожить политическую систему, существующую в государстве. При перевороте используется насилие, в том числе, в отношении граждан государства.