Основоположники учения
Помимо основателей Хуан-Ди и Лао-цзы, китайская история насчитывает много последователей учения о Дао, привнесших весомый вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:
- Чжан Даолин. Основал первую школу даосизма Пять Ковшей Риса, позже ставшую школой Первых Наставников. Долгое время был ее патриархом.
- Гэ Сюань. Написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Почитался своими последователями не меньше, чем сам Лао Цзы.
- Гэ Чаофу. Основал школу Линбао.
- Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Провел реформы в Школе Первых Наставников, распространив ее учение по всему Китаю.
- Ян Си. Основал школу Шанцин, делающую упор на религиозную сторону учения.
- Ван Чунъян. Основал школу Цюаньчжэнь.
- Чжан Саньфэн. Создал несколько систем гимнастики, применяемых в духовных практиках.
Особе место в развитии даосизма занимают Восемь Бессмертных. Они почитаются как божества, но родились обычными людьми и примкнули к пантеону только после смерти. Покровительствуют ученым, музыкантам и актерам. Изображения Восьми Бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.
Моизм
Основой маоистской философии служит аскетическое народолюбие, построенное на главенствующей роли общественного над индивидуальным. Материальные потребности определяют поведение народа, что обусловливает интересы последнего лишь в их удовлетворении.
Необходимо руководить человеческими существами для определения тех традиций, которые будут приемлемы для них. Мораль в моизме строится на удовлетворении блага как можно большего числа людей.
Упомянутое руководство должно осуществлять правительство в рамках стимулирования определенного социального поведения, направленного на пользу общества.
Моисты вели аскетическое существование и выступали против любой агрессии, веря в силу Неба, способного наказать людей за их аморальное поведение. Поздний моизм несколько изменился. На вооружение был взят тезис, утверждавший, что любовь к людям не исключает из этого процесса самого индивидуума.
Что такое Дао?
У понятия Дао нет конкретного значения. Даже знаменитые даосы, проповедующие учение, не могут точно сказать, в чем заключается его главная идея. Описание, данное Лао Цзы, представляет Дао, как начало всего. Это источник жизни и сама жизнь. Философ называет Дао дорогой жизни, законом и судьбой, которая предопределена божественным Дао.
В даосизме есть два Дао. Одно из них не имеет имени, его визуальное воплощение — Уроборос. Это вселенский дракон, который пожирает свой хвост. Уроборос символизирует бесконечный цикл жизни. Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем — оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности.
Исторический экскурс
История китайской философии берет начало приблизительно к 6 столетию до нашей эры. Впоследствии она повлияла на всю восточную мысль в целом: японскую, корейскую, вьетнамскую. Ее влияние на Азию можно сравнить с вкладом философских взглядов Древней Греции в культуру остальных европейских государств.
Выделяют несколько этапов развития китайской философской мысли.
Период до 6 столетия до нашей эры
К этому периоду относят зарождение философии. Характеризуется он существованием первоначальных религиозных верований, основанных на мифах. В те времена люди гадали и верили в предзнаменования, богов, духов.
Были сильны:
- культ предков – согласно ему, духи усопших влияют на жизнь живущих родственников, заботятся о них;
- связь мужского и женского – предполагает, что изначально Вселенная был повергнута в хаос, но появление двух начал позволило навести порядок и создать единство неба и земли; за небесные тела отвечал мужской символ Ян, а за земные дела – женская энергия Инь.
К 7-6 веку появились созерцательные практики.
6-2 столетия до нашей эры – философия Древнего Китая
В этот временной отрезок централизованное государство терпит крах в лице раздробленности и разделяется на несколько царств. Между крупнейшими из них ведется ожесточенная борьба, которая проявляется также в противостоянии различных философских школ, отличающихся разными взглядами на политику и этику.
Тогда уже оформились важнейшие философские направления среди так называемых «ста школ»:
- даосизм – учение о дао;
- конфуцианство;
- моизм;
- легизм – направление законников;
- минцзя – школа имен;
- учение об инь-ян.
Золотой век закончился весьма неожиданно – мыслителей преследовали, а написанные ими трактаты повсеместно сжигали.
2 столетие до нашей эры – 10 столетие нашей эпохи
Данный период считается китайским средневековьем. В тройку лидеров вошли конфуцианство, даосизм и легизм, между которыми велась борьба за господство в умах китайцев. В начале новой эры границ Китая достигла такжебуддийская дхарма.
С 10 века
Официально признанной идеологией стало учение Конфуция, в то время как даосизм подвергался резкой критике и гонениям. На протяжении нескольких веков традиции конфуцианства определяли жизнь китайцев, оберегая их гармонией и семейными ценностями.
С середины 20 века
Когда к власти пришли коммунисты, идеология Китая резко изменила вектор развития. И хотя укоренившаяся за 2 тысячелетия в китайском разуме доктрина Конфуция продолжает влиять на некоторые сферы жизни, ее влияние заметно ослабло.
Мужское и женское проявление Дао
В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.
Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе — человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает — изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.
Моизм
Название школы моистов идет от имени ее основателя «Мо-цзы» (475-395 гг до. н.э.). В юности мыслитель был последователем конфуцианства, но переосмыслив некоторые принципы, решил отойти от учения учителя и создать свое, противоположное вышеупомянутому, направление — моизм. В былые времена Мо-цзы славился, как и Конфуций, «создателем идеального человека», их даже называли «знаменитые ученые Кун и Мо». Идеология моистов получила распространение в V-III веках до н.э. Эта школа напоминала строго выстроенную военизированную структуру, со своим уставом и беспрекословным его соблюдением.
Концепция учения философа гласит:
- чти мудрость;
- чти единство;
- твори и принимай всеобщую любовь;
- думай об экономии и тратах;
- отрицай музыку и увеселения;
- отрицай волю Неба.
Все же ведущие идея Мо-цзы это- всеобщая любовь, обязательства, преуспевание и всеобщая выгода. По его мнению, в государстве все должны любить друг друга и заботиться о взаимной пользе.
Представляя выгоду, как средство достижения человеколюбия и долга, мыслитель создает направление утилитаризма, тем самым показывая разницу между моизмом и конфуцизмом.
Формирование китайской философской школы
В VII-III вв. до н.э. в идеологической жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль предыдущего периода, и которые были вызваны серьезными социологическими сдвигами. В этот период в Древнем Китае произошли серьезные экономические и социальные изменения, вызванные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, использованием новых, железных орудий труда и орудий труда в сельском хозяйстве и промышленность, совершенствование методов обработки почвы.
Глубокие политические потрясения — распад древнего единого государства и усиление отдельных королевств, острая борьба между большими королевствами за гегемонию — нашли отражение в бурной идеологической борьбе различных философских, политических и этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии. Потомственное дворянство по-прежнему цеплялось за религиозные представления о «небе», «судьбе», хотя и несколько видоизменяло их применительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, противостоящие племенной аристократии, выдвигали свои взгляды, противодействуя вере в «небеса» или вкладывая совершенно иной смысл в понятие небесной судьбы. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, найти «идеальный закон» управления страной, разработать новые правила взаимоотношений между различными социальными группами населения, определить место человека, страны в окружающем мире, и определяют отношения человека к природе, государству и другим людям.
Подлинный расцвет древнекитайской философии приходится именно на период VI-III веков. До н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появились такие произведения философской и общественной мысли, как «Дао дэ цзин», «Лунь-юй», «Мо-цзы» и другие. Именно в этот период произошло формирование китайской философской школы даосизма, которая затем оказала огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период возникли те проблемы, те концепции и категории, которые затем стали традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до наших дней.
Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия:
- Холизм, который выражается в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии;
- Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может быть познана только через интуитивное прозрение;
- Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская философия применяла синсян, что означает образы;
- Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. Также главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию.
Философские школы Древнего Китая
Философия Древнего Китая строилась на двух основных учениях, которые имели общие черты, но отличались в деталях мировоззренческих суждений.
Философия Древнего Китая: конфуцианство. Первая из школ, которая является самой известной на сегодняшний день и имеет большое количество последователей. Ее основателем считается Конфуции или Кун Фу-Цзы в китайской транскрипции. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. При этом его философия затрагивала управление государством. Конфуции резко негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Правление следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки.
Конфуций
Философия Древнего Китая: даосизм. Еще одно течение, которое также имеет множественных последователей. Его основателем является также реальный человек по имени Лао-Цзы. Само понятие Дао означает многогранность, которая включает в себя общее единство, бесконечность движения и всемирный Закон. Дао – это всеобщее начало и всеобщий конец. И главное в данном учении, что человек должен всю жизнь стремится к слиянию с Дао, поскольку только это приведет к гармонии, а в ином случае будут несчастья и гибель.
Основные понятия китайской философии
Наиболее значимым понятием в китайской философии является дао. Данное понятие сложилось в рамках даосизма, однако было принято во всей философии Китая, в том числе и конфуцианстве. Дао понимается как «небесный закон» — некий принцип, сущность, которая имеет активный характер, возникла до появления самой природы и богов, и задала им форму и содержание. Все в мире совершается согласно принципу дао, он руководит всем, поэтому дао понимается также как путь.
Одной из важнейших категорий даосизма является у-вей – принцип «недеяния», который предполагает такой способ непреднамеренного существования, при котором все поступки человека полностью подчинены дао и не нарушают естественной гармонии вещей. В тоже время целенаправленные усилия идут в разрез с дао, а потому обречены на неудачу.
Замечание 1
Универсальными для китайской философии являются понятия инь (темного) и ян (светлого). В ряде школ и практик они рассматриваются в качестве первооснов мира, от взаимодействия которых произошло все сущее.
Легализм
Юридические законы в рамках легализма служат основой жизнедеятельности государства. Такие законы могут создаваться правителем. Эта философия оправдывает существование деспотического государства, когда один человек наделяется неограниченной властью. Отношения с народом в этом случае становятся враждебными.
Административный аппарат своей деятельностью ограничивает образование и лишает подданных культуры и традиций, так как они отвлекают людей от обязанностей перед правителем.
Зло, лень и эгоистичность являются природной сущностью любого человека, который стремится получить личную выгоду везде, где только можно. Поэтому нужен жесткий порядок, чтобы государство не познало времена раздоров и войн. Подданные должны испытывать страх и боль, что позволит эффективно управлять ими для создания сильного государства.
Яндекс картинки
Особенности китайской философии
Китайская философская мысль обладает рядом специфических особенностей, которые резко отличают ее от философских идей запада. Одной из таких особенностей является преобладание этико-социальной проблематики в философии над онтологической и гносеологической. Вопросы взаимоотношений между людьми, человеческого поведения и его детерминант, воспитания и управления, в том числе государственного, являются первостепенными для китайской философии, им же отдается предпочтение со стороны властей в сравнении с учением о бытии и происхождении вещей.
Тесно связанной с эти оказывается особенность цзя и цзяо, т.е. двойственного философско-религиозного характера учений Китая. В отличии от Европы в Китае философия и религия не противопоставляются друг другу, а рассматривается как две стороны одной монеты. Цзя – учение истины которого открыты для мудрецов и развиваются ими, а цзяо – это ритуализированная мистическая форма изложения основ учения, которая доступна для понимания основному населению страны, вместе они формируют единое философское пространство.
В целом в философии Китая отсутствует понятие дуализма, не только в паре знание-вера, но и вообще. Философия Китая проникнута диалектичностью, в каждом явлении мудрецы видят существование двух или больше сторон, однако они не борются и не противопоставляются друг другу, а напротив находятся во взаимодействии и способны заменять друг друга (инь и ян).
Другой характерной особенностью является натурализм китайской философии. Мир не распадается для китайских мудрецов на идеальный и материальный, они с одной стороны ограничивают себя природным, прагматическим аспектом, а с другой не уходят в полный материализм, поскольку мистико-духовная составляющая оказывается неотделимой от природы.
В отсутствие идеалистической философии многие исследователи видят причину неразработанности логического аппарата китайской мысли. Протологика, возникшая в Китае, так и не смогла окончательно оформиться ее место заняла нумерология, в которой логические принципы заменены ассоциативными, символическими, эстетическими связями между числами и геометрическими фигурами.
Заключение
Таким образом, развитие теоретической мысли и формирование философии представляют собой длительный процесс, предпосылки которого можно найти на ранних стадиях развития человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся ответить на вопрос о происхождении, природе мира и месте человека в нем, имели долгую предысторию, и они возникли на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Уже в условиях племенной общины, которая полностью зависела от природы, человек начал влиять на процессы в природе, приобретая опыт и знания, которые влияли на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится объектом человеческой деятельности.
Отделение человека от окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, которые символизировали его стремление к единению с природой.
Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его факультета предвидения, основанного на наблюдении определенной последовательности событий и, как следствие, на понимании некоторых закономерностей природных явлений.
Одним из важнейших моментов, влияющих на ход этого процесса, является необходимость объяснения и воспроизведения результатов познания. Развитие языка, и особенно появление абстрактных понятий, является важным показателем формирования теоретической мысли и формирования условий для появления общих выводов и, следовательно, философии.
Изобретение письменности стало важной вехой в развитии человеческой мысли. Она не только открыла новые возможности для передачи знаний, но и обогатила условия для появления самого знания
Условия развития теоретической мысли, а в ней и первых проявлений философской мысли, развивались неравномерно. Отдельные регионы с различными социально-экономическими условиями отличались друг от друга. Развитие философской мысли в восточных странах не шло по прямой.
Несмотря на то, что взаимное влияние не исключается в некоторых моментах и в некоторых областях, все три изученных региона — Ближний Восток, Индия и Китай — представляют собой своеобразную, культурную целостность.
На Ближнем Востоке в древности не сложилась философская традиция в собственном смысле этого слова. Однако это была область, где, в отличие от других регионов мира, доминировали оседлые земледельцы и социально-экономические отношения развивались достаточно интенсивно. Накопленные знания и опыт соответствовали этому динамичному развитию.
Они также оказали влияние на религиозные убеждения, идеологию и культуру в целом. Все эти различные сферы человеческой мысли работали в целом в древних ближневосточных цивилизациях.
Древняя и средневековая китайская философия не может быть отделена от развития интеллектуальной жизни китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно и только в значительной степени зависела от буддизма, но на протяжении нескольких веков адаптировалась к местным традициям и духовной жизни. Китайскую философию можно охарактеризовать как единое целое, развитие которого определялось способностью интегрировать различные новые внешние воздействия.