Размышления о философии аристотеля

Личная жизнь

О личной жизни Аристотеля мы почти ничего не знаем. Известно, что за годы своей биографии он был дважды женат.

Первой супругой ученого была Пифиада, которая приходилась приемной дочерью тирану Ассосу из Троады. В этом браке родилась девочка Пифиада.

После смерти супруги, Аристотель незаконно взял себе в жены служанку Герпеллиду, которая родила ему сына Никомаха.

Мудрец был прямым и эмоциональным человеком, особенно, когда речь заходила о философии. Однажды он настолько серьезно поссорился с Платоном, не соглашаясь с его идеями, что тот начал избегать случайной встречи с учеником.

Наставничество Александра Македонского

По рекомендации своего подопечного Феофраста Аристотель отправился на о. Лесбос в г. Мителены, где вел преподавательскую деятельность в 343/2 г. до н.э. вплоть до поступления приглашения от царя Македонии Филиппа II стать наставником для его наследника Александра. По всей вероятности, причиной царского выбора послужили тесные взаимоотношения Филиппа с Гермием.

Аристотель начал обучать Александра Македонского, когда юноше было 13-14 лет. Сперва учебный процесс шел в Пелле, а затем в г. Миезе в Нимфейоне. Философ обучал царевича многим наукам, не исключая и медицину. Он привил наследнику престола любовь к поэзии Гомера, и позднее великий царь будет хранить составленный для него список «Илиады» с кинжалом под подушкой.

Учитель оставил своему царственному воспитаннику наставление в письме. Он подчеркивал, что Александру следует быть сострадательным по отношению к незащищенным, избегать жестокости и не стыдиться слабости. Он наставлял царевича вести добродетельную жизнь и не поддаваться вспышкам гнева.

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Благодаря Аристотелю в науке появилось понятие «категория». Философ выделял такие категории, как материя, которая рождается из первоэлементов; форма; время; цель; время, бытие; дедукция и индукция.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Теория познания

Платон понял слова Сократа о значении понятий для познания бытия и исходил из идей как прототипов мира через явления чувственного мира, в котором эти идеи как истинные формы бытия представлены в искаженном виде к понятиям, улавливающим сущность явлений — их тождественную и неизменную основу. Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов раскрываются в представлениях о них, Платон пришел к выводу, что понятия — это не только наши мысли о бытии, но и существуют сами по себе, своеобразно и, конечно, независимо. чувственного мира. Мыслитель подошел к познанию с позиций диалектики. Аристотель возражал против этого.    

Его предметом было познание Аристотеля. Опыт основан на ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: это то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых объектов без их материи. Разум видит в человеке общее. Формы истинно научного знания — это концепции, которые постигают суть вещей.    

Аристотель систематизировал и приблизил учение Платона к реальности. Различия между Платоном и Аристотелем аналогичны различиям между индийской и китайской философией. Истина индийской философии, как и мир идей Платона, находятся по ту сторону чувственного мира, истина китайской философии — в этом мире, как и в вещах Аристотеля, идея и реальность неразрывно слиты. Философия Платона сосредоточена на мире мысли, идеалов. Это нормативная философия, антитеза материалистической философии Аристотеля, ориентированная на реальный мир.    

Человек

Человек в учении Аристотеля представлялся политическим животным, то есть общественным существом, обладающий нравственными качествами.

Так как человек рождается существом политическим, то изначально имеет в себе инстинкт к общественному существованию.

Таким образом, у человека выявлялась два начала – общественное и биологическое.

Аристотель так же внёс значительный вклад в концепцию прав человека. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного.

Детство и юные годы

Аристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) появился на свет в 384 году до н.э. в городе Стагира, расположенном неподалеку от Афонской горы в греческой колонии в Халкидиках. Точная дата рождения будущего философа неизвестна – по имеющейся информации «между июлем и октябрем».

По месту своего происхождения Аристотель впоследствии получил прозвание Стагирит или Стагирский. Его родители принадлежали к династии врачевателей. Отец Аристотеля – Никомах был уроженцем острова Андрос и служил личным врачом при дворе у царя Македонии Аминты III – деда легендарного Александра Македонского.

Кроме того, он был близким другом правителя. Согласно словарю Суды, Никомах был автором шести медицинских книг и одного труда по натурфилософии. Мать Фестида родилась в Халкиде Эвбейской и имела знатное происхождение.

Краткая биография Аристотеля
В семье древних греков искусство врачевания передавалось по наследству, и своих детей они из поколения в поколение обучали лекарскому делу с малых лет. Отец Аристотеля, придерживаясь традиции, стал первым наставником сына, которого планировал приобщить к своей профессии.

Кроме основ медицины, Никомах знакомил отпрыска с философией, которая считалась для каждого лекаря обязательной наукой. Вполне возможно, что мальчик еще с детства помогал отцу. Такая вовлеченность в процесс врачевания побудила в будущем ученом интерес к биологии.

Логика Аристотеля – кратко

Подробнее – см. в отдельных статьях Логика Аристотеля и Логика Аристотеля – кратко

В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий» – наиболее общих понятий, обозначающих самые общие характеристики бытия. Их перечень и число различны в разных его сочинениях. Чаще всего он называет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Категория сущности – то есть, ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком, лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую роль.

Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. Высказывания могут обладать различными типами модальности (возможность и невозможность, случайность и необходимость). Чтобы содержать в себе истину, они должны подчиняться законам логического мышления (закону тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего).

Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми логическими выводами. Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен. В своей философской логике Аристотель подробно разбирает различные виды силлогизма, различая в нём три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы могут давать как общие, так и частные выводы.

В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки отдельных их видов.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о Сократе, Платоне и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Аристотель обладал острым умом и отличной памятью и довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался обаянию старого грека, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что,  отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Учение Аристотеля о человеке и государстве

Человек по природе — существо государственное, и если кто-либо в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, тот или выше человека, или недоразвит в нравственном отношении. Совершенством человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь,— совершенность его государства. Взгляд этот в высокой мере типичен для наблюдателя и исследователя жизни греческих полисов, каким был Аристотель.

Отвергнув теорию аристократического «идеального государства» Платона, Аристотель создал собственную теорию рабовладельческого государства. Это, согласно Аристотелю, наиболее совершенная форма общения людей. Власть в государстве, по его мнению, должна принад­лежать не богатым, не бедным, а среднему слою рабовладельцев.

Этику Аристотеля (впрочем, как и всю политику) пронизывает принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергал уси­лия, направленные на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой преобладают такие цели, он называл паразитической и характеризовал как «животную», свидетельствующую о «рабском образе мышления».

Достойной свободного гражданина Аристотель считал жизнь практичес­кую (т. е. наполненную политической деятельностью) либо теоретичес­кую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, бла­гость.

Государство Арис­тотель рассматривал реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исхо­дя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конститу­ции управлять людьми — такими, каковы они есть, и прежде всего забо­титься о физическом и моральном воспитании молодежи. .

Из политических устройств современных ему государств критика Аристотеля особо выделяет государственный строй афинской демократии, государства Спарты и македонской монархии

Из политических теорий Аристотель подвергает критике прежде всего теорию своего учителя Платона, но уделяет внимание, гораздо менее пристальное, и другим теориям, например уравнительной утопии Фалея Халкедонского

Утвердив свой город-государство государства на Рабском труде. Аристотель рассматривает возможные формы государственного устройства рабовладельческого общества. Свой проект наилучшего государственного строя он намечает, исследуя реальные, исторически известные или современные формы государства. При обсуждении достоинств и недостатков этих форм и при составлении их классификации уже заранее как незыблемая предпосылка принимается, что все эти формы возможны, существовали и существуют только как формы именно рабовладельческого, а не иного государства.

Критерием для определения правильных форм государственного строя Аристотель признает способность формы правления служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то, согласно Аристотелю, такие формы государственного устроения, независимо от того, правит ли один, или немногие, или большинство, — формы правильные, а те формы, при которых правящие имеют в виду личные интересы — или одного лица, или немногих, или большинства,— являются формами, отклоняющимися от нормальных. Поэтому, согласно теории Аристотеля, возможны всего шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны: 1) монархия (или царская власть)—правление одного, 2) аристократия— правление немногих, но более одного, и 3) полития — правление большинства. Монархия — тот вид единодержавия, который имеет целью общую пользу. Аристократия — правление немногих, при котором правящие также имеют в виду высшее благо государства и входящих в него элементов. Наконец, полития — правление, когда в интересах общей пользы правит большинство. Но высшая степень добродетели для большинства может проявляться в народной массе в отношении к военной доблести. Поэтому в политии высшей верховной властью пользуются лица, имеющие право владеть оружием.

Структура наук по Аристотелю

Аристотель делит науку на теоретическую, практическую и поэтическую.

  • Теоретическая наука – это наука, которой занимаются ради нее самой, то есть никакой внешней пользы она не приносит. Первая философия занимается началами всего сущего. Ее главным вопросом является «Что такое сущее?» . Вторая философия занимается физикой и изучением души.

  • Практическая наука занимается принципами, поступками, деятельностью человека. Целью деятельности является достижение благополучия, счастья. Таким образом, человек практический понимает, в чем состоит его собственное благо и в чем благо для человека вообще. Способами и целями проявления человеческой деятеьности являются этика и политика.

  • Поэтическая наука рассматривает искусство как принципы. Цель этой науки – создание произведения, которое носило бы поэтический смысл. Принцип оформления словесного материала и логоса как главной характеристики человека. Риторика.

Замечание 1

Физика – первая философия, она же – метафизика

Аристотель утверждал, что самые высокие формы знаний невозможны без низких. Опыт невозможен без памяти. Он является знанием единичного. Искусство – это знание общего.

Эпистема занимается принципами сущего как сущего или сущего как такового. Наивысшей формой эпистемы является мудрость.
Целью искусства является достижение блага. Всякое искусство существует ради того, чем оно само по себе не является. Благо лежит за пределами самого искусства.

Знание причин сущего как сущего достигается ради него самого. Сущее существует только ради себя самого, оно свободно и лишено всякой утилитарности. Искусство не свободно. Оно служит цели.
Эпистема же свободна, поскольку существует только ради себя. Эпистема о причинах называется мудростью. Соответственно, тот, кто ее занимается, — мудрецом.

Замечание 2

Подлинное знание – это знание начал и знание причин. Аристотель задается вопросом о возможности существования эпистемы о подвижном сущем.

Вся греческая философия занимается природой. У Аристотеля физика может получить статус науки, если определить, что есть начало подвижного сущего.

Аристотель обращает внимание на изменчивый мир. Философ рассматривает все виды движения, включая возникновение и уничтожение

Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.

Аристотель считает, что одной платоновской идеи недостаточно. Для всех вещей общим является то, что каждое сущее есть «вот это вот». И это сущее является подлежащим познанию.
Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.

Таким образом, сущее в идее не постижимо. Есть форма, и есть движение.

Замечание 3

Сущее нужно охватить так, чтобы форма и движение были тождественны. То состояние, в котором мы можем ухватить в единстве форму и движение, есть состояние покоя.

Политическая философия Аристотеля

Подробнее – см. в статье Аристотель «Политика» – краткое содержание

В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой. Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. То, что греки держат варваров в рабстве, справедливо, ибо дикие племена являются существами низшей природы. Отношение между ними и эллинами – то же, что между телом и духом.

Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.

Аристотель полагает, что это совершенное устройство не должно основываться на крайнем идеализме, как в «Государстве» Платона. В своей «Политике» Аристотель отстаивает те же средние, умеренные принципы, что и в «Этике». Он отвергает призывы Платона к общности женщин и имуществ, отстаивает семью и частную собственность, лишь с некоторым государственным вмешательством в экономические отношения и в дело воспитания юношества. Для выработки добродетели необходим досуг. Поэтому полноправных граждан следует освободить от физической работы, переложив её на рабов и неполноправных метеков.

В трактате «Политика» Аристотель даёт также обзор форм государственного правления, сводя их к трём: монархии (правление одного лица), аристократии (правление немногих лиц) и демократии (общенародное правление; законную, умеренную демократию Аристотель чаще именует «политией»). Каждая из этих трёх политических форм имеет свои преимущества и недостатки. Когда последние получают преобладание над первыми, три возможных формы государства переходят в свои «испорченные» разновидности – тиранию, олигархию и охлократию (власть буйной толпы). Аристотель затрудняется отдать ясное предпочтение одному из трёх типов государственности, ратуя лишь за то, чтобы они не впадали в испорченность. Наилучшим ему кажется некое сочетание аристократии с демократической политией, где власть принадлежит не тёмным низам, а разумному среднему сословию.

Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: