Философия платона — кратко и понятно о ключевых идеях и трудах

Философия платона: основные идеи, учение кратко | философ&я

Теория идей

Согласно теории Платона, существует три типа вещей: вечные идеи, конкретные вещи, подлежащие изменению, и пространство, в котором вещи существуют. Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и непогрешимая, которая ниоткуда не воспринимает в себя ничего и не входит ни во что сама, невидимая и никак иначе воспринимаемая, но отданная заботе мысли. Во-вторых, есть нечто похожее на эту идею и носящее то же имя — воспринимаемое, рожденное, вечно движущееся, возникающее в определенном месте и снова исчезающее из него, и это воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть другой вид, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дает пристанище всей семье, но само воспринимается вне ощущений, посредством каких-то незаконных умозаключений, и в это почти невозможно поверить..  Эта теория подробно рассматривается Платоном в диалоге Тимей. Исследователи работ Платона неоднозначно относятся к его отношению к идеям и статусу идей. Под идеями Платон понимает не только понятие вещи, но и причину и цель его существование.   

В диалоге Парменид Платон критикует кардинальное противопоставление мира идей и мира вещей. В этом диалоге персонаж, призванный изобразить исторически существовавшего философа Парменида, обязуется доказать абсурдность утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Для Платона тема существования идеи раскрывается в вопросе о существовании единой идеи вообще. Если он существует, он не может оставаться таковым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: Один может оставаться одним, и только одним, единственным, пока его не существует. Как только одно становится существующим, оно перестает быть одним и становится одним. Здесь есть противоречие, но это противоречие самого бытия. Отвергает ли этот вывод раздельное существование идей? В монистической системе он отвергает, в дуалистической — нет.     

Доктрина государства

Платон определяет государство как единое целое, в котором люди, неравные по своей природе, выполняют свои различные функции. Кроме того, Платон считал, что государство похоже на человека. В государстве действуют те же три принципа, что и в душе человека: разум, ярость и похоть. Естественное (и идеальное) состояние — это когда правит разум. Платон считал аттический город-полис идеальным государством. Идеальное государство находится в определенном политическом времени и пространстве. Уже во времена Платона такое государство принадлежало прошлому. Идеальное государство противоположно индивидуалистическому греческому государству.       

Идеальное государство для Платона — закрытое, самодостаточное образование. Идеальное государство для всех — это принудительный институт, а также для разумной аристократии — в конце концов, они обязаны управлять гневом и похотью. Для идеального состояния развитие — это ущерб, разрушение, потому что развитие возможно только к лучшему, а это состояние уже идеально. Поэтому контакты с другими городами-государствами ограничены. Торговля, промышленность, финансы ограничены — это развращает.    

Целью такого государства является единство и добродетель всего государства в целом и добродетель отдельного человека. Политическое правление происходит в соответствии с четырьмя добродетелями идеального государства: мудрость (философы, хранители закона), благоразумие (единство взглядов правителей и подданных), отвага (способность правителей постоянно поддерживать мысли об опасности, которую они внушают. в образовании) и юстиции. В таком состоянии три разных (разделенных по естественным склонностям) поместья выполняют разную работу. Правители, олицетворяющие разум, обеспечивают правильное воплощение идеи идеального государства. Это сотрудники правоохранительных органов старше 50 лет. Воины, олицетворяющие ярость, защищают государство от врагов, они хранители закона. Фермеры, ремесленники и торговцы олицетворяют похоть. Их задача — поддерживать экономическую основу государства. Однако у них нет политических прав. Платон считает такое разделение справедливым, а вмешательство этих сословий в дела друг друга — полная несправедливость.         

Платон отмечал, что только стражи закона обладают политической властью, и проблема сохранения единства государства — это прежде всего проблема поддержания внутреннего единства среди класса стражей. Поэтому Платон разрушил их семью — иначе это было бы началом индивидуализма, разделения интересов. Кроме того, стражники не должны иметь никаких материальных благ, заниматься торговлей или сельским хозяйством.  

Платон отмечает, что политическая элита — это результат правильного воспитания. Воспитание — это приобщение детей к такому образу мышления, которое определено законом как правильное и в его истинной правильности убедились на опыте самые старые и уважаемые люди. Цель закона, неписаного обычая, искусства — заставить людей добровольно выполнять действия, определенные правителями как справедливые.  

Платон не отрицает неравенства. Он утверждает, что неравенство заложено в самой природе, поэтому его нельзя избежать в идеальном состоянии. В неидеальных государствах справедливость — это соглашение между людьми. Государство — это результат человеческого договора, заключенного с целью не терпеть несправедливости. В таких состояниях нет естественной справедливости (но она присутствует в идеале). Естественная справедливость состоит в том, что государство — это договор, согласующийся с естественной основой: общественная жизнь начинается с естественного неравенства.     

Платон признает власть старших над младшими или отцов над детьми (старше 20 лет — родители, младшие — дети). Поэтому стражи закона становятся правителями только через 50 лет. Кроме того, благородный должен править неблагородным (для оправдания Платон цитирует миф, в котором говорится, что боги вложили золото в души правителей, серебро в души стражей закона, а железо и медь — в души. третьего сословия, и очень редко рождается от фермеров ребенок с золотом или серебром в душе, но если он родится, он будет переведен в соответствующий класс). Кроме того, хозяева правят, рабы подчиняются; сильный покоряет слабого. И, что самое главное, невежественный находится под руководством разумного.     

Политический упадок для Платона является результатом морального упадка (и недостатка знаний). Платон считает, что упадок начинается с изменения детских игр, нравов, привычек и деловых отношений граждан. Поэтому нужно запретить все изменения — они приведут к худшему. И государство также должно контролировать мораль, чтобы не допустить моральных изменений.   

Любовь и Красота

Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”

Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Формирование мировоззрения Платона

На учение философа большое влияние оказали происхождение, семья, образование, политическая система Эллады. Биографы Платона считают, что родился он либо в 428, либо в 427 г. до нашей эры, а умер в 348 или 347 году до н.э.

В момент появления на свет Платона в Греции шла война между Афинами и Спартой, которая получила название Пелопоннесской. Причиной междоусобной борьбы было установление влияния над всей Элладой и колониями.

Имя Платон было придумано либо учителем борьбы, либо учениками философа в юности, при рождении же был назван Аристоклом. В переводе с древнегреческого языка «Платон» означает широкий или широкоплечий. По одной из версий, Аристокл занимался борьбой, имел крупное и крепкое телосложение, за что учитель и назвал его Платоном. Еще одна версия говорит о том, что прозвище возникло из-за идей и взглядов философа. Есть и третий вариант, согласно которому Платон имел довольно широкий лоб.

Аристокл появился на свет в Афинах. Его семья считалась довольно знатной и аристократической, ведущей родство от царя Кодра. Об отце мальчика практически ничего неизвестно, скорей всего, его звали Аристон. Мать – Периктиона – принимала активное участие в жизни Афин. Среди родственников будущего философа числился выдающийся политический деятель Солон, древнегреческий драматург Критий, оратор Андокид.

У Платона была одна сестра и три брата – два родных и один сводный, и ни один из них не увлекались политикой. Да и сам Аристокл предпочитал читать книги, сочинять стихи, беседовать с философами. Этим занимались и его братья.

Мальчик получил очень хорошее на то время образование, которое состояло из посещения уроков музыки, гимнастики, грамоты, рисования, литературы. В юношеские годы он стал сочинять собственные трагедии, эпиграммы, которые посвящались богам. Увлечения литературой не мешало Платону принимать участие в различных играх, соревнованиях, турнирах по борьбе.

На философию Платона огромное влияние оказали:

  • Сократ, который перевернул жизнь и мировоззрение юноши. Именно Сократ подарил Платону уверенность в том, что есть истина и высокие ценности в жизни, которые могут подарить блага, красоту. Получить эти привилегии можно только через тяжелый труд, самопознание и совершенствование.
  • Учение софистов, утверждавшие, что существует социальное неравенство, а мораль – это выдумка слабых, и для Греции лучше всего подходит аристократическая форма правления.
  • Евклид, вокруг которого собирались ученики Сократа. Некоторое время они вспоминали учителя, переживали его смерть. Именно после переезда в Мегару у Платона возникла идея путешествия по миру, который верил, как и его учитель, что мудрость передается от других людей. А для этого нужно ездить и общаться.

Философия Платона

Платон – один из выдающихся философов античности, первый мыслитель, сформировавший всестороннее философское учение, включавшее в себя и онтологию, и гносеологию, и этику. Философское мировоззрение Платона стало образцом для всех идеалистических концепций, созданных более поздними мыслителями.

Замечание 1

Платон полагал, что бытие разделено на два плана существования, два мира – мир идей и мир материй.

Мир идей – это подлинный, настоящий мир, который имеет нематериальный характер и состоит из вечных и неизменных идей – идеальных сущностей всего и вся, что существует в бытие. Каждая идея есть надвещественное, родовое определение, объединяющее в себе сущностные признаки определенного явления. Поскольку идея совершенна она не может развиваться или изменяться, равно как исчезать или рождаться. Все идеи являются частью Мировой Души, своеобразного Абсолюта, который соединяет в себе все истинные знания и воплощает высшее благо.

Мир материй – это вторичный мир, своеобразное отражение мира идей, его воплощение в веществе. Материализованные идеи не равны идеальным, они искажаются, что порождает их несовершенство, временный характер существования и разнообразие, поскольку каждый реальный объект отражает лишь часть идеи.

Человек в свою очередь является соединением материального и идеального начала. Имея несовершенное тело, он обладает нематериальной душой, которая представляет собой идею, заключенную в плоть. При этом человеческая душа состоит из трех частей:

разумной, обитающей в мозгу, отвечающей за познание мира, осознание себя и самоуправление, философствование;
отважной, обитающей в сердце, отвечающей за такие черты характера как смелость, отвага, лидерство, а также высокие чувства – любовь, преданность, патриотизм. Оборотной стороной отважной части души выступает чрезмерная гордость, агрессивность, деспотизм;
вожделеющей, обитающей в печени, которая наиболее часто оказывается во власти чувственных желаний плоти – похоти, сребролюбия, чревоугодия, жадности и т.д

Однако вожделеющая часть души, находясь под контролем разума, может проявлять себя и с благородной стороны, через чувства умеренности, гармонии, рассудительности, хозяйственности.

Общая характеристика политической философии Платона

Античному философу Платону традиционно отводится очень важная роль в мировой истории и культуре, его философия, как отмечал Гегель, характеризуя значение Платона для духовной культуры человечества, представляет собой одно из немногих всемирно-исторических творений, которые от момента возникновения, во все последующие эпохи оказывало величайшее значение на культуру человечества и ход ее развития.

На труды Платона ссылались и апеллировали к ним не только его современники – античные философы, но и представители всех последующих эпох – религиозные деятели, философы эпохи просвещения и т.д., и даже современные ученые и мыслители.

Следует отметить то, что на формирование и становление политической философии Платона большое значение оказал кризис античного полиса, и, как следствие – необходимость разрешения проблемы укрепления государственной власти, выступающей в качестве гарантии согласия и порядка в обществе.

Замечание 1

Особый акцент отмечался Платоном на формулировании высшей ценности всего государственного управления, в качестве которой он называл – достижение целостности общества путем обеспечения согласия различных социальных групп и сословий. В этом он видел справедливость государственного устройства, главную основу идеального государства.

Кроме того, справедливость как основа идеального государства находила свое отражение в том, что каждому гражданину государства должно быть предоставлено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре. Иными словами, справедливость в государственном масштабе, с точки зрения Платона, означает соответствие реального положения вещей их идее, поскольку государство идеально, то есть отвечает собственной идее только тогда, когда каждый его гражданин поступает в согласии с собственной, индивидуальной сущностью.

Представляется, что заслуга Платона в области политической философии состоит в том, что ему принадлежит фактически первая в человеческой истории систематически проработанная концепция социально-политического государственного устройства, освещающая как позитивные, так и негативные проявления государственности, положения которой оказывали на протяжении многих веков влияние на последующее развитие социально-политической теории.

Рассмотрим подробнее основные положения политической философии Платона.

Философия и взгляды

Идеи Сократа разительно отличались от взглядов того времени. В его учениях основной акцент делался на познании природы человека.

Платон внимательно слушал речи философа пытаясь, как можно глубже проникнуть в их суть. О своих впечатлениях он неоднократно упоминал в собственных произведениях.

В 399 г. до н.э. Сократа приговорили к смертной казни, обвинив его в не почитании богов и пропаганде новой веры, которая развращала молодежь. Философу позволили произнести защитную речь, перед смертным приговором в виде испития яда.

Сократ и Платон

Казнь наставника серьезно повлияла на Платона, который возненавидел демократию.

В скором времени мыслитель отправился в путешествие по разным городам и странам. В данный период биографии он успел пообщаться со многими последователями Сократа, включая Эвклида и Феодора.

Кроме этого Платон общался с мистиками и халдеями, которые побудили его увлечься восточной философией.

После долгих путешествий, мужчина приехал в Сицилию. Он совместно с местным военачальником Дионисием Старшим, задался целью основать новое государство, в котором верховная власть должна была принадлежать философам.

Однако планам Платона было не суждено сбыться. Дионисий оказался деспотом, возненавидевшим «государство» мыслителя.

Возвратившись в родные Афины, Платон сделал некоторые поправки в отношении создания идеального государственного устройства.

Результатом данных размышлений стало открытие Академии, в которой Платон начал обучать своих последователей. Таким образом было образовано новое религиозно-философское объединение.

Платон давал знания ученикам посредством диалогов, которые по его мнению позволяли человеку лучше всего познать истину.

Преподаватели и ученики Академии жили вместе. Интересен факт, что выходцем Академии был и знаменитый Аристотель.

Биография. Вклад Платона в развитие философии

Платон жил с 427 по 347 год до нашей эры. Это крупнейший философ Древней Греции. Он был учеником Сократа.  

Платон родился в Афинах. Он принадлежал к древним аристократическим родам как по материнской линии (родство с законодателем Солоном), так и по отцовской линии (родство с последним аттическим королем Кодром). Это происхождение предполагало неизбежное политическое участие в жизни Афин, чему также способствовали образование и личные наклонности Платона. Однако знакомство с Сократом изменило эту точку зрения. Первоначально Платон изучал политологию у Сократа. Затем он увлекся философией. У него появилось желание радикально изменить существующую систему. После казни Сократа в 399 г. до н. Э. Платон покидает Афины и окончательно возвращается в город только в 360 году до нашей эры. В это время он путешествует (с длительными остановками и обучением у священников и ученых) в Египет, Кирену, Италию. Трижды за это время он пытается провести на Сицилии, в Сиракузах, политический эксперимент по установлению политической системы во главе с правителем-философом. Все три попытки терпят неудачу. По возвращении из Сиракуз в Афины Платон основал там (в 387 г. до н.э.) философскую школу. Школа очень быстро зарекомендовала себя и стала собирать много талантливых мыслителей. Создание философской школы — Академии — огромный вклад в развитие философского учения. 

Платон считается основоположником идеалистического направления в философии. Его основные идеи:                

  • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем перестают существовать;
  • окружающий мир (мир вещей также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
  • реально существуют только чистые (бестелесные) идеи (эйдос);
  • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
  • любая существующая вещь является лишь материальным отражением изначальной идеи (эйдоса) данной вещи;
  • весь мир — отражение чистых идей (эйдосов).

Платон оставил ряд фундаментальных философских работ: Апология Сократа, Пармелиды, Горгий, Федон, Государство, Законы. Платон писал свои произведения в форме диалога. 

Сохранилось около 70 древних свидетельств того, что Платон в последние годы своей жизни излагал некие систематические учения (неписаные учения, как его называет Аристотель). Это незарегистрированное учение, предположительно названное О добре как таковом, Платон изложил в свои последние годы преподавания в Академии. 

Платон — основоположник идеалистического направления в философии. Он оказал большое влияние на развитие философской мысли. Он оставил после себя собрание сочинений по философии.  

Учение о душе

Учение о душе изложено в философском труде Государство. Тело и душа противоположны: тело разложимо и смертно, а душа вечна. 

Таким образом раскрывается дуализм души и тела. В отличие от тела, которое можно разрушить, ничто не может помешать душе существовать вечно. 

Три части души. В диалоге Федр Платон дает знаменитый образ колесницы души. Нарисована следующая картина: Давайте уподобим душу объединенной силе парной команды крылатых и возничих. Боги — и кони, и возничие — все благородны и происходят от знатных богов, а все остальные имеют смешанное происхождение. Во-первых, наш повелитель управляет упряжкой, а потом лошади что-то с ним — одна красивая, благородная и рождена от тех же лошадей, а другая лошадь — его противоположность, а его предки разные. Мы — трудное и скучное дело. Кучер изображает здесь разум, хорошая лошадь — это волевая часть души, а плохая лошадь — это страстная или эмоциональная часть души. 

Платон выделяет три начала души:

  1. Разумное начало — сосредоточение на познании и полностью осознанной деятельности.
  2. Неистовый старт — стремление к порядку и преодоление трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых похотей и даже часто с ними спорят: мы замечаем, как человек, одолеваемый желаниями, несмотря на способность рассуждать, ругает себя и злится на этих насильников, поселившихся в нем. Гнев такого человека становится союзником его разума в этой борьбе, которая, кажется, идет между двумя сторонами.  
  3. Страстное начало — выраженное в бесчисленных желаниях человека. В диалоге Платона Государство сказано, что начало, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду, овладевает другими желаниями, мы назовем начало необоснованным и тоска, близким другом всем. виды удовлетворения и удовольствия.  

Платон разработал теорию бессмертия души. В диалоге Федон Платон приводит четыре аргумента в пользу этой теории. 

Циклическое доказательство. Есть взаимная обусловленность любых противоположностей. Поскольку противоположности подразумевают друг друга, смерть подразумевает бессмертие. Живое происходит из мертвых, а умереть может только живое, тогда этот факт может служить аргументом в пользу реинкарнации душ. Души умерших должны оставаться в нетленном состоянии, что отличает их от природы тела и предполагает дуализм духа и тела.    

Учение о знании как о запоминании. В человеческом сознании существуют универсальные понятия, такие как красота сама по себе или справедливость в себе. Эти концепции указывают на абсолютные сущности, которые существуют вечно. Если о них знает душа, значит, человеческая душа существовала еще до рождения самого человека. Душа не могла бы получить знания о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В сочетании с первым аргументом доказывается продолжение существования души даже после смерти человека.     

Доказательство неоднородности души и тела. Есть два вида существования. Первый включает в себя все видимое и разложимое, второй — бесформенное, то есть недоступное для чувств, неразложимое. Тело — это то, что видно и постоянно меняется. Поэтому тело сложное по своей природе, и в нем нет ничего простого и неразложимого. Вот почему тело смертно. А душа бесформенна и тянется к познанию вечного и неизменного.      

Четвертый аргумент в пользу бессмертия души — это более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Итак, если число четное, то оно не может быть нечетным, а если что-то справедливо, то оно не может быть несправедливым. Если мы определяем душу, то это истинная причина существования тела. Эту причину Платон назвал эйдосом или идеей. Следовательно, душа как идея жизни не может быть вовлечена ни в что противоположное жизни, то есть в смерть. И это доказывает бессмертие души.      

Платон вводит этические и религиозные аспекты в свое учение о бессмертии души. Так, в частности, он упоминает о возможности посмертных наказаний и наград душе за ее земные достижения. Несовершенные человеческие души падают из сферы чистого бытия на землю и входят в человеческие тела.  

В своем учении Платон исследует судьбу человеческой души, находящейся в сфере чистого бытия. Нет ни времени, ни перемен. И есть только чистые формы, идеи. Этические взгляды Платона также укладываются в учение о душе.   

Теория идей

Известно, что Платон использовал некоторые слова в широком смысле — это относится также и к понятию «идеи». Согласно философу, «тот, кто последовательно поднимается по ступеням наблюдения прекрасного, тот увидит нечто удивительное, прекрасное по своей природе. Это прекрасное неуничтожимо, оно не имеет начала или конца, его нельзя ни увеличить, ни убавить, оно предельно самодостаточно». По мнению Платона, идея, или эйдос, имеется у абсолютно любого объекта; для лучшего понимания он выстроил своеобразную иерархию, по которой человек может добраться от низменных объектов до их высшей сути:

  • Отображения или тени (соответствует косвенному познанию при недостатке чувственных данных).
  • Чувственно воспринимаемые материальные объекты (познание при помощи 5 органов чувств, непосредственное наблюдение).
  • Математические объекты (познание посредством разума и операций интеллекта).
  • Высший эйдос или идеи (непосредственное познание разумом или интуицией).

Эту теорию можно объяснить достаточно понятно и просто. К примеру, наблюдать кувшин — это обычный акт чувственного познания материального объекта. Размышление о структуре кувшина при помощи абстрактного мышления — познание при помощи разума. Если же человек пойдёт ещё дальше и попробует представить себе прообраз всех кувшинов, сумеет не просто вообразить, но прочувствовать качество, делающее кувшин кувшином — то тогда он приблизится к пониманию идеи с точки зрения Платона.

Философ считал, что создать идею невозможно — они уже все созданы до появления любого из людей. Человеку же остаётся только воспринимать их своим разумом и воплощать в реальности, а на это способны только те, у кого разум максимально чист и восприимчив (гении). При этом повысить свою восприимчивость к эйдосу можно через интеллектуальное или эстетическое наслаждение, доставляемое наукой или искусствами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: