Возрастная периодизация

Лекция 13. подходы к возрастной периодизации в истории педагогики и на
современном этапе

Найдено научных статей по теме — 12

Хронобиология. Возрастная периодизация

Гуров Валерий Александрович

Обосновывается цикличность гормональной перестройки физиологических процессов в организме человека на всем протяжении его жизни. Аргументируется вероятная численность таких циклов.

Проблема возрастной периодизации в социологии детства

Бесчасная Альбина Ахметовна

Дети и детство в качестве объектов исследования рассматриваются многими научными дисциплинами. Этим объясняется неоднозначность определения возрастного периода детства.

Возрастная периодизация карьерного пути предпринимателей

Прохорова Мария Вячеславовна, Белоконь Ольга Леонидовна

В ходе анализа карьерного пути тридцати выдающихся предпринимателей определены возрастные периоды, в течение которых с наибольшей вероятностью достигаются успехи или происходят кризисы в бизнесе, а также выявлены стабильные ситуац

Жизненные ценности и смыслы возрастной периодизации человека

Ермаков С.А., Кашина О.П.

В статье авторы обращаются к осмыслению определяющих жизненных ценностей и смыслов в основных периодах жизни человека. Показывается значимость данного анализа для всестороннего осмысления и интерпретации жизненного пути человека.

Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси

Филиппова Галина Григорьевна, Василенко Елена Владимировна

В современном мире проблемы, связанные с развитием и воспитанием детей, отношением к детям и родительству приобретают все большее значение.

О критериях возрастной периодизации (материалы к философии возраста)

Лишаев Сергей Александрович

The problem of age periodization is regarded in the perspective of hermeneutic phenomenology.

Особенности возрастной периодизации детской целевой аудитории телепрограмм

Тымко Анастасия Юрьевна, Черкашина Светлана Анатольевна

Сформулированы причины недостаточного уровня развития детских телепрограмм для детей. Рассмотрены основные периодизации детского возраста, ограничения материалов в информационной продукции для детей разного возраста.

Кризисы развития: по результатам контент-анализа шестидесяти возрастных периодизаций

Краснова Оксана Викторовна, Краснов Андрей Андреевич

Возрастные периодизации могут служить теоретическим содержательным материалом, связывающим объяснительные концепции с эмпирикой как отражение накопленного поколениями ученых опыта наблюдений и осмысления процессов развития личност

Теории и концепции периодизации

1. Еще Пифагор в VI веке до нашей эры обращался к теме периодизации и создал вот такую классификацию:

  • весна (зарождение и становление человека, с рождения до 20 лет);
  • лето (молодой человек, от 20 до 40 лет);
  • осень (человек в расцвете сил, от 40 до 60 лет);
  • зима (угасание человека, с 60 лет до конца жизни).

2. Зигмунд Фрейд создал свою концепцию, основанную на бессознательном сексуальном влечении, на психосексуальном развитии. Периодизация Фрейда включает в себя оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадию.

3. Общепсихологическая теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева и Сергея Леонидовича Рубинштейна берет истоки от постулата марксизма — «бытие определяет сознание». Психологи выявили некую зависимость, которая присутствует в жизни человека и определяет его развитие:  деятельность — мотив — потребность.

4. Л. С. Выготский в своей концепции выразил мысль, что развитие — это идеальное освоение бытия взрослого. Данная теория подразумевает следующие особенности психического развития ребенка:

  • развитие незапрограммировано изначально, а определяется одним только своим ходом, то есть развитие неперформированное;
  • источник развития находится вне оргазнизма;
  • ребенок является не только объектом, на который можно воздействовать извне, но и субъектом жизни, так что сам может направлять вектор своего развития;
  • наличие сензитивных периодов, то есть периодов, когда человек максимально восприимчив в воздействию извне, соответственно, перенимает много информации и развивается.

Концепция Выготского включает в себя чередование стабильного и кризисного развития ребенка и подростка:

  • кризис новорожденности (до 2 месяцев);
  • младенческий возраст (до 1 года);
  • кризис 1 года;
  • раннее детство (1—3 года);
  • кризис 3 лет;
  • дошкольный возраст (3—7 лет);
  • кризис 7 лет;
  • школьный возраст (7—13 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный возраст (13—17 лет);
  • кризис 17 лет.

5. Концепция Даниила Борисовича Эльконина является интеграцией теорий Леонтьева и Выготского: освоение идеального мира взрослых происходит посредством активной деятельности самого ребенка. Эльконин делил всю деятельность ребенка на системы «ребенок — взрослый» и «ребенок — общественный предмет», а сам период до перехода во взрослую жизнь на следующие этапы:

  • Раннее детство.
    Младенчество: непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.
    Раннее детство: предметно-орудийная деятельность, ребенок под руководством взрослых осваивает способы употребления орудий и речи.
  • Детство.
    Дошкольное детство: сюжетно-ролевая игра.
    Младшее школьное детство: учебная деятельность.
  • Подростничество.
    Младшее подростничество: интимно-личностное общение со сверстниками.
    Старшее подростничество: учебно-профессиональная деятельность.

6. Также существует теория психосоциального развития Эрика Эриксона. Он придерживался идей эпигенетического принципа, что означает генетическую предопределенность возрастных периодов, которые обязательно проходит каждый человек.

8 фаз развития личности по Эриксону и примерный соответствующий возраст:

  • младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (1—3 лет);
  • игровой возраст, дошкольный (от 4—6 до 7 лет);
  • школьный возраст (от 7—8 до 12 лет);
  • юность (13—19 лет);
  • молодость, начало зрелости (от 19 до 35-39 лет); 
  • взрослость, зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками;
  • старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась.

Эриксон также выделил и описал 8 психологических кризисов, с которыми сталкивается человек, и эти труды немецкого и американского психолога внесли большой вклад в психологию развития личности.

Разделение возрастных периодов

Надо заметить, что психологический возраст конкретного ребенка и календарный возраст, который записан вначале в свидетельстве о рождении, а после в паспорте, не все время совпадают. Также необходимо отметить, что любой период имеет свои особенности развития личности, взаимоотношений с окружающими, психических функций. Помимо этого, у ребенка есть некоторые границы, которые все-таки могут смещаться. Таким образом, некоторые дети раньше вступают в определенный возрастной период, а некоторые – позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием, особенно сильно расплывчаты.

Детство

Когда заканчивается детство? Традиционно в психологии речь идет о времени с рождения человека до достижения им семилетнего возраста. Но, естественно, современное детство продолжается у ребенка и после того как он начинает ходить в школу. Конечно же, младший школьник еще является ребенком. Между прочим, многие психологи, определяют отдельно «затянувшееся детство» и подростковый период. Какого бы мнения психологи ни придерживались, необходимо констатировать факт того, что ребенка настоящая взрослость ожидает только к 16–17 годам.

Деятельность и переживание

Как ребенок взаимодействует со средой? Выготский выделил две единицы ситуации развития – это деятельность и переживание. Внешнюю активность и деятельность ребенка можно легко наблюдать. Однако существует и внутренний план, план переживаний. Отдельные дети одинаковую ситуацию в их семье по-разному воспринимают. Это относится даже к близнецам, то есть детей, которые находятся в одном возрасте. Таким образом, например, ссора между родителями незначительно отразится на развитии одного ребенка, при этом может вызвать и разные отклонения или невроз у другого. Помимо этого, переходя от одной возрастной группе к другой, один и тот же ребенок по-разному переживает определенную ситуацию в семье.

Выготский о развитии

Возрастное развитие людей является довольно сложным процессом. Тем более это относится к детскому этапу. На любом из возрастных периодов личность человека меняется. Развитие по Выготскому – это, в первую очередь, появление нового. То есть, этапы развития, согласно Выготскому, отличаются конкретными возрастными новообразованиями, точнее такими качествами или свойствами, которых в готовом виде ранее не было. Но, как говорил сам ученый, новое «с неба не падает ». Оно появляется закономерно. Весь процесс предыдущего развития подготавливает к этому человека.

Источником развития является социальное общество. Любой шаг в детском развитии изменяет то, каким образом среда воздействует на ребенка. Она становится совершенно иной, если переходит из одного возрастного этапа в другой. Сам Выготский говорил о «социальной ситуации развития». Под данным термином психолог понимал специфическое для определенного возраста отношение между социальной средой и человеком. Ребенок начинает взаимодействовать с социальным обществом, которое его воспитывает и обучает. Данное взаимодействие начинает определять путь развития, который приводит к появлению возрастных новообразований.

Взгляды на процесс развития человека

В психологии существует несколько точек зрения на процесс развития ребенка. Некоторые ученые считают, что данный процесс имеет непрерывный характер, другие считают его дискретным.

Сторонниками непрерывного развития было высказано положение о том, что процесс идет без остановки. Он не ускоряется и не замедляется, при этом нельзя говорить о наличии границ, которые отделяют одну стадию от другой.

Если обратиться к мнению приверженцев дискретного развития, то оно идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Для него характерен главный (ведущий) фактор развития

По этой причине важно выделение периодов развития, качественно отличающихся друг от друга. Ученые считают, что дети последовательно должны пройти через все этапы развития, не пропустив ни одного из них и не забегая вперед

Сегодня предпочтение отдается дискретной позиции развития. В целом все периодизации делятся на 3 группы, первая из которых включает в себя периодизации на основании внешнего критерия (связан с процессом развития).

Понятие возрастной периодизации

Возрастная периодизация — разделение жизни человека с момента его рождения до самой смерти на периоды, ограниченные возрастными особенностями физического, психического и социального развития.

В некоторых случаях периодизацию отсчитывают с момента зачатия, например, когда это важно для определения физиологических особенностей организма. 

Существует несколько принципов возрастной стратификации, то есть разделения общества на страты — конкретные социальные группы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • По внешним критериям. Эта группа никак не связана с физиологией и психологией человека, основания для определения возрастной группы человека — нахождение в той или иной социальной группе, например, дошкольники, школьники, студенты.
  • По внутренним критериям. В данном случае причины классификации субъективны и могут быть основаны на абсолютно разнообразных физиологических и психологических особенностях: развитие детской сексуальности (З. Фрейд), появление и смена зубов (П. П. Блонский) и т. п.
  • Смешанная группа. Периодизация основана на нескольких существенных особенностях организма, которые меняются с течением времени.

Принятая в обществе возрастная периодизация необходима для решения различных физиологических, психологических, юридических и социальных задач. Например, воспитание, педагогические процессы и процессы социализации выстраиваются относительно умственного и физического развития человека, определение статуса личности в обществе также часто зависит от его возраста, а в судебном деле и праве принадлежность индивида к конкретной возрастной группе вообще является одним из основным критериев (совершеннолетие, наступление возраста уголовной ответственности, пенсионный возраст и т. п.).

Наиболее важным аспектом в развитии личности является классическая периодизация психики, так как вовремя и полноценно выстроенные психические процессы или, наоборот, отклонение от общепринятых норм, влияют не только на жизнь самого человека, но и на стабильность всего общества.

Выготский о периодах развития

Ученый определил такие два периода развития ребенка:

  • Первый период развития – критический. Этот период неожиданно появляется и бурно проходит.
  • Второй период – литический (спокойный).

В определенных возрастах, на самом деле, развитие отличается литическим, точней медленным прохождением. В течение продолжительного срока, который, как правило, охватывает несколько лет, в это время не происходит фундаментальных, резких сдвигов и изменений. А те, которые могут отмечаться, не перестраивают полностью личность ребенка. Значительные изменения происходят только в результате продолжительного течения скрытого процесса.

Литический путь развития

Развитие в относительно устойчивые возрасты проходит чаще всего благодаря небольшим изменениям личности. Скапливаясь до определенного момента, они после проявляются скачкообразно в виде определенного возрастного новообразования. Основная часть детства занята именно этими периодами. Поскольку развитие внутри них проходит «подземным путем», изменения в личности отчетливо выражены во время ее сравнения в начале и конце конкретного промежутка времени. Учеными стабильные возрасты изучены гораздо полней, чем отличающиеся кризисами – еще одним периодом развития.

Периодизация психического развития

Такой вид возрастной классификации делится на три этапа:

  • умственное становление;
  • социальная адаптация;
  • эмоциональная сформированность.

Умственное становление

Первый этап развития происходит параллельно первому этапу социализации. Благодаря изучению внешнего и внутреннего мира, индивид учится понимать и взаимодействовать с другими людьми, выражать свои мысли, анализировать свои действия и действия окружающих, принимать несложные решения. В это время у человека формируются первые предпочтения, симпатии и неприязни. Естественно, на этапе умственного становления человек только знакомится с этими понятиями на бессознательном уровне и чаще всего не отдает отчет протекающим процессам.

Социальная адаптация

Когда индивид проходит стадию «знакомства» с миром, наступает второй этап — активное приспособление к условиям социальной среды. Все происходящие изменения во время адаптации, в свою очередь, делятся на три уровня:

  • Физиологический — организм приспосабливается и учится поддерживать все необходимые для жизнедеятельности процессы в пределах нормы с учетом внешних изменений.
  • Психологический — адаптация обеспечивает стабильную работу всех психических структур при воздействии внешних факторов.
  • Социальный  — человек приспосабливается к социуму за счет уже накопленного опыта в анализе собственных возможностей в конкретной ситуации и при взаимодействии с конкретными лицами.

В этот период человек уже более осознанно относится к своим действиям и действиям окружающих. На более высоком уровне проходит взаимодействие с окружающими, он может проследить и проанализировать некоторые несложные причинно-следственные связи, определить, почему ему нравится или не нравится что-то, учится принимать решения и прогнозировать возможные события. В период социальной адаптации человек знакомится с понятиями добра и зла, справедливости, чести, долга, с социальными нормами и отклонениями и другими аспектами, на которых строится общество.

В случае каких-либо искажений во время второго этапа, социальная адаптация может приобрести следующие формы:

  • Девиантная — приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения.
  • Патологическая — приспособление к социальной среде за счёт использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики.

Несмотря на то, что в период приспособления человек на более сознательном уровне относится к миру, он все еще не может полностью отдавать отчет тому, что происходит внутри и вокруг него.

Эмоциональная сформированность

Наивысшая степень психологического развития личности, когда он имеет сформированное мировоззрение и модель поведения, отдает отчет своим поступкам, может проанализировать и объяснить совершаемые им и окружающими действия, в случае принятия решения основывается на имеющийся опыт и максимально осознанно, насколько это позволяет данный этап развития для конкретной личности, использует всю имеющуюся информацию из различных сфер жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: