Введение
Музей — это постоянное некоммерческое
учреждение, находящееся на службе общества
и его развития и открытое для людей, оно
приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует
и экспонирует в образовательных, просветительных
и развлекательных целях материальные
свидетельства человека и окружающей
его среды.
Существует целый ряд определений
музея, что в значительной степени объясняется
сложностью и многоликостью самого феномена.
XX век подарил человечеству новые типы
музеев. Пришло осознание того, что сохранять
и экспонировать можно и нужно не только
предметы, но и характерное для них окружение,
различные фрагменты историко-культурной
среды, виды человеческой деятельности.
Появились музеи под открытым небом, в
основе которых — не традиционная коллекция
предметов, а памятники архитектуры и
народного быта, представленные в своем
естественном природном окружении. Возникли
и музеи, экспонирующие главным образом
не подлинники, а их воспроизведения.
Проблема типологии
музеев является наименее разработанной
в современном музееведении. Ее изучение продолжает
сохранять свою остроту в связи с существенными
изменениями, которые произошли в теории,
методике и практике музейного дела за
последние десятилетия.
Целью контрольной
работы является выявление основных
видов классификаций музеев.
В соответствии
с поставленной целью, выделим основные
задачи:
1. Рассмотреть
историю типологии в отечественном
музееведение;
2. Дать краткую
характеристику основных групп
классификации музеев.
История типологии музеев в России
В начале развития музейного дела четкой
классификации музеев не было Они в основном
сохраняли небольшие разнородные коллекции
и имели общее название, например: музей
древностей. Впоследствии, с развитием
музейного дела, эти заведения специализируются
— возникают исторические, художественные,
естественнонаучные и других профилей
музее Они делились на группы в соответствии
с функциями, характера сборников или
другим и признаками.
В музееведении
до конца 20 в. было принято деление
музеев по типам, видам и профилям.
Также до 1990-х гг. применялся административно-управленческий
принцип деления музеев на категории,
которых было 4. Категория определялась
по формальным признакам численности
фондов и посещаемости и влияла на финансирование
музея, в т.ч. на заработную плату сотрудников.
В отечественном
музееведении впервые к изучению
типологии музеев обратился Ф. И.
Шмит. В связи с общественным предназначением
он выделил три типа: научные, учебные,
публичные музеи. Долгое время
к вопросу о типологии музеев
не возвращались. Затем тот же признак был положен
в основу типологии музеев, разработанной
А. М. Разгоном и в предельно сжатом виде
изложенной в учебном пособии «Музееведение.
Музеи исторического профиля» . Предложенная
им типология строилась с учетом основного
критерия — «соотношения характерных для
музея общественных функций и методов
их реализации». В соответствии с этим
критерием в музейной сети выделялись
три типа музеев: «научно-исследовательский,
просветительный (массовый); исследовательский,
академический; учебный»1.
В конце 1980-х
гг. Д.А. Равикович было предложено разделение
музейного мира по типу хранимого
наследия на коллекционные и ансамблевые
музеи, применяемое в основном в
научной литературе. Далее, разрабатывая проблему
типологии музеев, Д. А. Равикович предложила
рассматривать совокупность музеев на
двух уровнях. На первом уровне типология
строится по отношению к функции документирования,
в результате чего музеи подразделяются
на две группы:
- Музеи коллекционного типа
- Музеи ансамблевого типа.
Второй уровень
направлен на выявление специфических
возможностей различных музеев в реализации
образовательно-воспитательной и досуговой
функций. На основании этого выделяются
следующие типы музеев:
- Музеи художественные и исторические, обладающие коллекциями национального и мирового значения.
- Музеи экскурсионно-туристического типа, т. е. основанные на выдающихся исторически сложившихся историко-культурных комплексах и ансамблях-памятниках.
- Музеи историко-революционные и военно-исторические, функционирующие как в столичных центрах, так и на местах.
- Краеведческие музеи.
- Музеи — культурные центры.