Механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования

Стадии механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования отражает динамичную сторону правовой реальности, позволяет увидеть процесс взаимодействия всех правовых явлений в процессе реального функционирования норм права, что помогает более полно и точно определить реальные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами, значимость для решения тех или иных задач и достижения определенных целей. Механизм правового регулирования также позволяет увидеть деятельную сторону процесса перевода абстрактных норм права в упорядоченные общественные отношения. Таким образом, механизм правового регулирования представляет собой долговременный процесс, который состоит из нескольких стадий.

Самой первой стадией является стадия создания юридических норм государством (стадия нормативной регламентации), в рамках которой устанавливаются социально полезные цели, выявляются наиболее эффективные правовые средства, способные обеспечить их достижение, выстраивается вся последовательность предстоящего регулирования тех или иных общественных отношений. Создаваемая на этой стадии норма права не только формулирует правило поведения, но и ориентирует субъектов на конкретные цели, задачи, реализуемые в рамках формируемого механизма правового регулирования. В рамках данной стадии важнейшее значение приобретает профессионализм правотворческого органа, выражающийся в первую очередь в выполнении им представительских функций, знании правовой материи, практике реализации соответствующих общественных и правовых отношений, высоком уровне правосознания и правовой культуры.

На второй стадии, стадии возникновения правовых отношений, происходит индивидуальная регламентация общей, абстрактной нормы права. Сталкиваясь с конкретными общественными отношениями, урегулированными нормами права, субъекты определяют свое поведение в рамках установленных нормой абстрактных прав и обязанностей, т.е. переводят нормы права в практическую сферу. Появляющиеся на этой стадии правовые отношения устанавливают конкретную юридическую связь между субъектами посредством определения субъективных прав и корреспондирующих им юридических обязанностей, соответственно, определяются особенности будущих отношений сторон, пути и способы достижения тех или иных благ. Норма права в этой стадии становится уже опорной точкой формирования у субъектов определенного правового сознания, формирования собственной правовой позиции в рамках складывающихся отношений, установки конкретного поведения.

Третья стадия, стадия реализации прав и обязанностей, представляет собой осуществление сформированных правовых отношений в фактическом юридически значимом поведении субъектов права. Именно на этой стадии достигаются цели правового регулирования благодаря правореализационным действиям в форме соблюдения, исполнения, использования, иногда применения, а также обеспечивается удовлетворение интересов субъектов права, достижение социально полезных целей.

Конечно, не всегда субъекты следуют действующим нормам права, иногда нарушают их, несмотря на достигнутый в рамках правоотношений баланс прав и обязанностей. В этих ситуациях государство активно вмешивается в складывающиеся правовые отношения, пресекает правонарушения и наказывает виновных.

В связи с тем, что сама реализация норм права носит исключительно правомерный характер, можно сказать, что охранительные отношения, возникающие в связи с совершением субъектами правонарушений, являются четвертой стадией механизма правового регулирования.

Соответственно, механизм правового регулирования позволяет выстраивать всю цепочку юридически значимых событий на пути продвижения общества к социально полезных целям, выявлять слабые звенья этой цепи и комплексно реагировать на появляющиеся проблемы, локализуя в первую очередь их причины.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Правовое регулирование и правовое воздействие

Юридические средства участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Между правовым регулированием и правовым воздействием имеются различия. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – необязательно. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С.С. Алексеев, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов и другие авторы).

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (нормативной) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный) аспект заключается в общеидеологическом влиянии всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Данный аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий заметил, что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соот

ветствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)».

Социальный аспект представляет собой взаимосвязь правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют социальную среду действия права: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

Разумеется, все вышеназванные формы воздействия права (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) на общественные отношения взаимосвязаны, между ними нет и не может быть «китайской стены». Аналогичное положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая). Отсюда вывод: с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них объемы не совпадают), а с другой – полностью различать. В самом общем понимании их можно рассматривать как синонимы, ибо подобное разделение условно, оно связано с выделением различных граней общего действия права.

Основные стадии действия механизма правового регулирования

Замечание 1

Стадиями действия механизма правового регулирования называют этапы, которые необходимы для перехода нормативности права к урегулированию общественных отношений. Их содержание, а также количество могут зависеть от введенных структурных элементов и очередности привлечения к правовому регулированию. Стадии делятся на обязательные (которые все время заняты в процессе правового регулирования) и факультативные (потребность в которых возникает только тогда, когда необходимо урегулировать определенные общественные отношения). Такое разделение способно отражать различные проявления, которые оказывают действия права в сторону общественных отношений на различных стадиях его реализации.

Обязательные стадии включают в себя три этапа:

  1. Механизм по созданию норм права. Этап начинается с правового упорядочивания общественных отношений. На данном этапе в разных правовых формах (например, нормативно-правовые акты, правовые прецеденты, нормативно-правовые договора) устанавливается содержание, а также определяются границы поведения субъекта, обстоятельства образования обязанностей, ответственности, прав и полномочий. Таким образом, происходит формирование нормативно правовой базы механизма правового регулирования
  2. Механизм правовых норм действующих в виде правоотношений. Этап начинается в момент появления юридических обязанностей, а также субъективных прав в случае введения субъектов права в правовые отношения. Главным условием данного этапа является юридический факт. С данным фактом или системой фактов нормы права связывают юридические последствия. Обеспечивается уточнение общих моделей отношений, которые изложены в юридических нормах.
  3. Механизм реализации права. На данном этапе происходит реализация, а также исполнение юридических обязанностей и субъективных прав. Этот этап является завершающим, в том случае если вступление в правовые отношения происходит по обоюдному желанию участников. А также если нет нужды в принятии акта использования норм права конкретными государственными органами.

Факультативные стадии по применению норм права, может возникнуть если: обеспечительным фактором по реализации юридических обязанностей, прав участниками правовых отношений выступает правоприменительная деятельность (например, начисление пенсии производится учреждением социального обеспечения, которое основывается на общие юридические нормы); вступление в правовые отношения произошло на основании правоприменительного акта, без желания и воли участников (например, взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей по решению суда); возникла необходимость использования санкции правовой нормы, а также возложение юридической ответственности (например, механизм государственного принуждения).

Применение норм права наступает тогда, когда необходимо их реализовать в форме правоотношений. Однако применение норм права может предшествовать стадии возникновения правовых отношений определенного типа. Данная стадия может выражаться в опосредованной деятельности уполномоченных органов в том случае, если субъект права вступает с ними в правовые отношения, требование которых является составление правоприменительного акта. На основании данного акта за участниками регулируемых отношений закрепляются определенные юридические обязанности, а также субъективные права.

Авторитаризм императивного метода правового регулирования

Императивный метод – это некий метод субординации, которые ставит четкие рамки дозволенных правоотношений, установленных обязывающими и запрещающими нормами.

Сущность данного метода состоит в невозможности альтернативного выбора приемлемого варианта поведения. Выбор определенного поведения является невозможным, поскольку оно регулируется четкими законодательными рамками как запрет или обязанность. Субъектам правоотношений остается лишь исполнять эти предписания, так как уклонение от них влечет за собой наложение ответственности. Из этого вытекает главная разница между императивным и диспозитивным методами. Императивный запрещает все, что не разрешено законом, а диспозитивный, наоборот, разрешает все, что не запрещено законом.

Императивный метод правового регулирования характерен, прежде всего, для отраслей публичного права, к которым, к примеру, относятся конституционное и административное право.

Итак, подводя итоги выше сказанному, выделим основные признаки императивного метода:

  1. Выражается в нормах-запретах и нормах-обязанностях.
  2. Устанавливается в нормативно-правовых актах, регулирующих полномочия одних лиц и обязанности других.
  3. Базируется на государственном принуждении, осуществляемом различными органами государственной власти.
  4. Неисполнение предписанных норм влечет обязательное наложение ответственности.

На участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений .

Выделяют следующие методы правового регулирования:

  1. императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
  2. диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для диспозитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности . В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога , размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности , установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Типология механизмов регулирования

Существует множество различных классификаций, разработанных на основе конкретного признака. Например, в зависимости от области действия права юридическое регулирование можно разделить на общее (применяется ко всем участникам правоотношений), местное (уровень муниципальных образований), ведомственное (отдельно взятая сфера государственного управления) и локальное (взаимоотношения внутри организации или корпорации).

Опираясь на средства механизма правового регулирования, специалисты выделяют:

  1. Нормативное (при помощи норм права). Оно является первоисточником для всех вариантов отношений между членами социума.
  2. Казуальное (индивидуальное). Такое регулирование осуществляется в условиях особенных правовых актов, как правило, посредством административных и судебных, а также различных договоров. Казуальное юридическое регулирование действует в ограниченном кругу определенных лиц.
  3. Самостоятельное урегулирование отдельных видов правоотношений без вовлечения властных структур называется саморегулированием или координационным юридическим механизмом. Например, примирение сторон или заключение договоров.
  4. Наконец, вынесение индивидуальных решений со стороны компетентных органов государства (административных, судебных), называется субординационным механизмом правового регулирования.

Также существует классификация, за основу которой взята степень централизации. Различают децентрализованную и централизованную модель правового регулирования. Единая координация юридических процессов, которая осуществляется на всей территории страны, называется централизованной моделью правового регулирования. Если в пределах страны район, город или область берет под контроль собственные общественные правоотношения, то такой тип юридического регулирования будет называться децентрализованным.

Понятие механизма действия права

Понятие механизма действия права следует начать с уяснения таких категорий, как правовое воздействие и правовое регулирование, имея в виду огромное значение механизма регулирования для юридической науки и практики.

Необходимо также обратить внимание на различные аспекты (проявления) механизма действия права — юридический, социальный, психологический, кибернетический и др. Важным для усвоения понятия механизма действия права является уяснение его соотношения с категорией «правовая система общества», которое может быть конкретизировано по объему и функциональной роли

Следует иметь в виду, что в юридической науке указанное соотношение интерпретируется по-разному, и студенты сами должны определить свою позицию по этому вопросу

Важным для усвоения понятия механизма действия права является уяснение его соотношения с категорией «правовая система общества», которое может быть конкретизировано по объему и функциональной роли. Следует иметь в виду, что в юридической науке указанное соотношение интерпретируется по-разному, и студенты сами должны определить свою позицию по этому вопросу.

Если же говорить о действии права, то это — обусловленное социально-экономическими условиями, потребностями и интересами людей свойство (способность) права в определенной среде оказывать информативное и ценностно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечить соответственно целям, принципам и предписаниям права правомерный характер их деятельности, достижение цивилизованными средствами фактических результатов.

Стадии и способы административно-правового регулирования

К стадиям относятся:

  • упорядочение руководящих аспектов (публикация нормативно-правовых актов, содержащих систему административного права);
  • создание, уточнение и осуществление персональных прав и административных обязанностей;
  • охрана персональных прав и обеспечение юридических обязательств при ущемлении прав и свобод в сфере управления, в случае возникновения спора по вопросу права.

Способы регулирования можно разделить на четыре вида:

  • требовательный (императивный, влиятельный) – метод влияния, не терпящий каких-либо отступлений от правил правовых предписаний;
  • самостоятельный (диспозитивный) – метод влияния, позволяющий участникам управленческих отношений регламентировать совместную жизнедеятельность в рамках, которые определены законом;
  • рекомендательный – метод влияния, рекомендующий участникам, осуществляющим управление, наиболее подходящий тип поведения с точки зрения действующего законодательства;
  • поощрительный – метод влияния, который обещая и ободряя определенный образ действий, стимулирует субъекты управленческих отношений. При наличии факта определенных заслуг производит поощрение.

Замечание 1

Основные замыслы и руководящие начала, лежащие у истоков управленческого права и характеризующие его суть, образуют основу публичного права, которая определяет юридическую сущность административной власти и фиксируется в нормах административного права. При создании очередных норм, публичного права, она служит методом устранения пробелов в последнем, а также является целью для конституции. Принципы административного права определяются уровнем становления общества и государства.

Предмет правового регулирования

Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т.е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: