Административный договор как форма государственного управления

Административный договор как правовая форма позитивного управленческого процесса | статья в сборнике международной научной конференции

Виды административных договоров

По юридическим свойствам различают договоры:

  • правоустановительные — договор об обмене информацией, договоры нормативного характера;
  • правоприменительные — договоры как юридические факты.

По предмету договора различают договоры о: компетенции; сотрудничестве; о поступлении лица на государственную службу.

По характеру взаимоотношений между субъектами выделяют: договоры субъектов, не обладающих надзорными, контрольными полномочиями, другими специальными полномочиями; договоры, в которых один субъект обладает в отношении контрагента определенными специальными полномочиями.

Понятие и правовая природа административного договора

Замечание 1

Административный договор — это административно-правовая форма реализации управленческих действий.

Публично-правовые установления направлены на повышение ответственности, укрепление дисциплины в сфере исполнительной власти, на создание правовых механизмов решения управленческих задач, применения договорных инструментов на уровне муниципальных органов и органов государственной власти.

Публично-правовое регулирование происходит главным образом путем методов императивных предписаний и нормативной ориентации, путем властно-управленческого влияния на поведение и волю юридических и физических лиц, понуждая и побуждая их к действию для удовлетворения публичных интересов и достижения общих целей. Договорные соглашения осуществляют функции управления (организации, подчинения, координации, распределения) для удовлетворения публичных интересов.

Особенности административных договоров:

  • особый вид публичных договоров, имеющий специфические признаки, особую нормативную базу;
  • одной из сторон договора могут выступать субъекты, не являющиеся в публично-правовой сфере носителями властно-регулирующих функций (граждане, негосударственные предприятия и организации);
  • одним из главных условий заключения договора является содержание в нем удовлетворения публичного (общественного) или государственного интереса;
  • обязательным условием заключения договора выступает определение административного режима реализации конкретных задач и функций;
  • возможность прекращения договора в одностороннем порядке должностными лицами при ненадлежащем исполнении или неисполнении иной стороной принятых обязательств;
  • контроль за реализацией договора органами управления;
  • возможность разрешения споров в органах административной юстиции, в судебных органах.

Значение и сущность формы государственного управления

Форма государственного управления представляет собой внешнее выражение функционирования органов государственной власти и должностных лиц государственного управления, реализуемое в пределах их компетенции по решению задач, стоящих перед ними, и обеспечивающее наступление определенных последствий.

Все формы государственного управления обладают следующими общими чертами:

  • во-первых, представляют собой способ внешнего выражения функционирования органов государственного управления и должностных лиц этих органов;
  • во-вторых, находятся в зависимости от содержания функционирования органов государственной власти и должностных лиц этих органов;
  • в-третьих, способны оказывать влияние на функционирование органов государственной власти и должностных лиц этих органов;
  • в-четвертых, находятся под влиянием содержания задач и функций субъектов государственной власти в пределах их компетенции;
  • в-пятых, подлежат обязательной юридической регламентации;
  • в-шестых, выбор форм управленческой деятельности определяется спецификой целей государственного управления;
  • в-седьмых, их применение обеспечивает наступление определенных последствий. Порождаемые последствия могут быть правового характера и неправового.

Для современного этапа развития общества характерно активное внедрение в систему государственного управления договорных отношений. Это явление обусловлено трансформацией связей между обществом и государством. Как результат, в последние годы стала широко применяться теория административного договора в системе государственной власти.

Применение договоров в государственном управлении обеспечивает реализацию таких функций как планирование, регулирование, координация, организация.

Замечание 1

Административный договор обеспечивает согласованность действий государственной власти, повышает ее эффективность.

Классификация административных договоров

Административные договоры классифицируются по нескольким критериям, к числу которых относятся:

  1. Предметный критерий. В соответствии с этим критерием административные договоры делятся на:

    • административные договоры о компетенциях, ограничивающие предметы ведения и полномочия;
    • договор, обеспечивающий государственные нужды, заключаемые при осуществлении государственного заказа;
    • договор, направленный на управление объектами государственного имущества;
    • трудовые соглашения с государственными служащими и так далее.
  2. Характер взаимоотношений субъектов договора. В соответствии с этим критерием административные договоры делятся на:

    • договор, заключаемый субъектами, наделенными надзорными, контрольными и иными полномочиями по отношению друг к другу;
    • договор, одна из сторон которого наделена специальными полномочиями в отношении другой стороны.
  3. Целенаправленность. В соответствии с этим критерием административные договоры делятся на следующие виды:

    • договор, регулирующий действия субъектов, находящихся в подчинении у сторон соглашения;
    • договор, регулирующий согласованные действия управленческого характера участников договора;
    • договор смешанного типа, включающий в себя черты двух предыдущих видов договоров.
  4. Круг субъектов административного договора. По этому критерию административные договоры делятся на следующие виды:

    • договор, заключаемый субъектами управленческой деятельности;
    • договор, заключаемый субъектами исполнительной власти и другими органами государственного и муниципального управления;
    • договор, заключаемый государственными и негосударственными организациями;
    • договор, заключаемый государственными и муниципальными органами власти и государственными и муниципальными служащими;
    • договор, заключаемый субъектами управления и населением.
  5. Количество субъектов договора. В соответствии с этим критерием административные договоры делятся на:

    • двусторонние административные договоры;
    • многосторонние административные договоры.

Правотворчество и правоприменение

Правотворчество – деятельность органов и должностных лиц государственного управления, осуществляемая в установленных формах, в пределах компетенции по выработке правовых норм.

Правотворчество отвечает принципам демократизма, законности, научности, своевременности, профессионализма, плановости.

Стадии правотворческой деятельности:

  • решение субъекта правотворческой деятельности о необходимости разработки проекта нормативного правового акта;
  • подготовка проекта нормативного правового акта, предварительное обсуждение, доработка;
  • обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе;
  • принятие или утверждение проекта нормативного правового акта;
  • опубликование (доведение до адресатов) принятого нормативного правового акта.

Правоприменение – деятельность уполномоченных субъектов государственного управления в установленном процессуальном порядке по разрешению индивидуальных конкретных дел с вынесением правоприменительных актов.

Стадии правоприменительной деятельности:

  • установление и анализ фактических обстоятельств управленческого дела (определение круга юридических значимых фактов, сбор и процессуальное оформление добытых фактов (доказательств), исследование полученных фактов, установление их допустимости и истинности);
  • юридическая квалификация управленческой деятельности (выбор юридической нормы, проверка действенности нормы, толкование нормы);
  • разрешение дела по существу, принятие индивидуального акта (подготовка дела к рассмотрению, непосредственное рассмотрение дела, вынесение акта применения, доведение принятого решения до адресатов);
  • пересмотр дела (факультативная стадия, в рамках которой акт правоприменения может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором);
  • исполнение принятого решения (воплощение решения, содержащегося в правоприменительном акте, в поведение участников управленческих отношений).

Публичный режим административного договора

Административный договор может заключаться органом исполнительной власти только в пределах его компетенции, должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия по специальной доверенности. Если одной из сторон является коллегиальный орган управления, то позже, после заключения договора, он должен утверждаться компетентным руководящим органом.

Если один из субъектов договорных отношений не исполняет или исполняет ненадлежащим образом обязательства по административному договору, местная администрация имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке, применить к правонарушителю экономические и иные санкции.

Местная администрация, заключающая административный договор, имеет право контролировать исполнение договора, получать всю информацию и документы, проверять деятельность как администрации, так и трудового коллектива организации или предприятия, вступившего в договорные отношения. В договоре должны быть установлены способы, с помощью которых будут осуществляться контрольные функции.

При непредусмотренном (внезапном) возникновении определенных условий возможно одностороннее изменение договорных соглашений органом управления в случае, если это не нарушает существенных условий договора. Споры, возникающие по данным вопросам, разрешаются в административных судах, судами общей юрисдикции, арбитражными судами.

В России вопрос об административных договорах встречается в практике применения социального права. В настоящее время формируются административно-договорные отношения в сфере обеспечения социальной жизни.

В законе об административных договорах необходимо предусмотреть положения, которые касаются:

  • конкурсной продажи приватизированных предприятий, осуществляющих торговлю товарами и бытовое обслуживание, выпускающих жизненно необходимую продукцию, представляющими общественный интерес;
  • концессий на добычу ресурсов;
  • контрактов для прохождения службы в Вооруженных Силах, полиции, во внутренних войсках, таможенной службе и т. д.;
  • осуществления общественных работ.

Признаки административного договора

Содержание административного договора характеризует ряд основных признаков:

  • содержат специальные условия (обязательства), находящиеся за пределами обычных договорных гражданско-правовых отношений;
  • субъектами договоров являются органы исполнительной власти, основная цель которых — эффективное осуществление задач государственной службы, созданной для удовлетворения общественных или государственных интересов;
  • к административным договорам относятся договоры о концессии государственной (публичной) службы, благодаря которым местная администрация может делегировать хозяйственным обществам и товариществам, физическим и юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, часть своих полномочий и функций, связанных с обеспечением важнейших интересов и потребностей граждан, поддержанием на необходимом уровне порядка;
  • включают контрольно-надзорные полномочия органов исполнительной власти, экономические санкции в отношении коллективов организаций и предприятий, вступающих в договорные отношения;
  • к административным договорам относятся контракты местной администрации с поставщиками — предприятиями разных видов продукции о предоставлении преимуществ, налоговых льгот при получении кредитов, бюджетных ассигнований;
  • при заключении договора используются общие требования договорного права — форма договора, устанавливаемые для договора сроки, случаи недействительности договора, административно-правовой статус участников договора, обеспечение исполнения обязательств, исполнение договора, условия изменения и расторжения договора, ответственность за нарушение условий договора;
  • могут заключаться в сфере действия социального права.

Сущность и признаки административного договора как формы государственного управления

Административный договор является одной из форм государственного управления, в основе которого находится соглашение, заключенное в рамках административного права между различными субъектами управленческих отношений.

Административный договор как форма государственного управления обладает следующими признаками:

  • во-первых, выступает в качестве разновидности правового договора;
  • во-вторых, основан на нормах административного права;
  • в-третьих, в качестве правовой базы использует положения российской Конституции и действующего законодательства;
  • в-четвертых, подлежит заключению между несколькими субъектами управленческой деятельности;
  • в-пятых, в качестве одного из участников такого договора выступает орган государственной власти или законный представитель этого органа;
  • в-шестых, договор выступает результатом согласования мнений участников;
  • в-седьмых, имеет определенный срок действия;
  • в-восьмых, заключение договора осуществляется по установленной процедуре;
  • в-девятых, не предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения договоров только одним из участников;
  • в-десятых, несоблюдение условий обеспечивает наступление юридических последствий негативного характера;
  • в-одиннадцатых, заключается с целью реализации интересов участников публично-правового характера.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: