Государство и право древнего вавилона

История государства и права древнего вавилона - история государства и права зарубежных стран (иванов а.а., 2012)

3. Государственный строй Вавилона

Первые
города-государства управлялись верховными правителями двух видов —
военными вождями (энси) и жрецами (лугалями), которые вначале
избирались собранием горожан или советом старейшин. Подобным же
образом — путем собраний и выборов — решали свои дела и
боги, которые исчислялись десятками, но группировались при одном
верховном. Непрерывный характер войн сделал должность энси
постоянной, в его компетенцию стали входить дела судебного
разбирательства, забота о культовых сооружениях и городском
хозяйстве. В его распоряжении находилось также дворцовое имущество и
казна.

Чиновники
в городах-государствах древнего Шумера и затем древнего Аккада (на
севере Двуречья) создали надежную систему учета и контроля за
налоговыми и иными поступлениями. Все деловые документы сохранялись в
архивах, и часть из них дошла до нас. Как и в древнеегипетском
государстве, в Шумере был очень высок престиж профессии писцов. Они
были озабочены не только ведением деловой переписки и составлением
документов. В силу особой сложности чтения и толкования клинописного
письма (один знак имел по 8—10 смыслов и значений), на писцов
нередко возлагалась роль чтецов и толкователей текстов, переводчиков
на дипломатических переговорах и т.д.

Древний
Вавилон. Царь не считался божеством. Обожествлялась царская власть.
Функционировали три основных ведомства: финансово-налоговое, военное,
общественных работ.

О
чиновниках Вавилонского царства дошли весьма скудные сведения.
Правитель дворца (нубанда) выполнял многочисленные и очень важные
общегосударственные функции (роды деятельности) и управленческие
задачи: контролировал публичные службы, содействовал организации
земледельческих и ирригационных (осушительных и обводнительных)
работ, управлял дворцовым хозяйством. Чиновник, который считался
«всеобщим нотариусом», ведал сбором налогов и надзирал за
выполнением всех повинностей. Под его началом велось строительство
каналов, храмов и дворцов, он же участвовал в организации и
проведении военных походов.

Управление
на местах осуществляли наместники (исахку), областные правители
(шакканаку) и вожди родоплеменных общин. Судьи нередко совмещали свои
специальные миротворческие функции с административными. Царь считался
в этой иерархии верховным правителем и верховным судьей с правом
помилования. В случае неразыскания виновного в преступлении, в
обязанности общины входило возмещение ущерба от грабежа. Продолжали
существовать общинные органы управления, советы старейшин —
урезаны финансовые и судебные функции.

Вавилонское право

Однако прославился Хаммурапи не только этим, а и тем, что придумал законы – источники права, регулирующие многие области жизни людей, от владения собственностью до заключения браков. Этот свод законов был настолько полным, что впоследствии его превзошли только позднейшие правовые нормы Древнего Рима.

Основные законы были закреплены на так называемом “столбе Хаммурапи” – стеле из базальта. На ней высекли надписи клинописью, который мог прочитать любой грамотный человек.

В “Законе Хаммурапи” нет элементов морализаторства и религии, за исключением фразы о том, что власть царя исходит от богов.

ТОП-1 статья

которые читают вместе с этой

Особенности права Древнего Вавилона

Основным источником права являлись Законы царя Хаммурапи, созданные около 1750 г. до н.э. (282 статьи). Они были обнаружены в 1901 г. в районе г. Сузы (современный Ирак). Текст начинался с уведомления о том, что законы были даны богом Шамашем царю для утверждения в стране справедливости, мира и благополучия.

Несмотря на отсутствие системы, в Законах довольно четко выделяется комплекс норм, посвященных: охране собственности царя, храмов, населения; установлению статуса имущества, полученного от царя (илку); операциям с недвижимостью; торговле; брачно-семейным отношениям; регламентированию вопросов преступления и наказания.

Положения права собственности занимают значительный объем. Например, для сделки купли-продажи устанавливались четкие условия: имущество не должно быть изъятым из товарооборота, как, например, наделы, пожалованные царем за службу или иные особые заслуги, особенно наделы воинов («Если человек купит у редума крупный или мелкий скот, который дал редуму царь, то он лишается своего серебра»); продавец должен был быть собственником вещи, иначе — смерть. При заключении сделки были обязательны свидетели.

Подробно регулировались отношения аренды, залога, кредита, ростовщичества и др.: «Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи» (п. 42); «Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле или наводнение унесет его жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать … также проценты за этот год он может не отдавать» (п. 46).

Особое внимание уделялось договору займа, при котором закон давал должнику максимальные шансы. Например, при неурожае долг откладывался

Кредитор нес ответственность за раба («Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного отношения взятый в залог — сын человека, то должно убить его сына; если раб человека, то он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все данное в долг».

Нормы семейного права говорят о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта. Право на семью имели все, включая рабов, дети которых считались свободными. Брачный возраст формально определен не был. Приданое жены принадлежало детям.

В области уголовного права Законы закрепляли очень строгие наказания, повсеместно встречаются слова «смерть» и «убить». Имелось немало составов, наказываемых денежным штрафом. Допускались наказание по принципу талиона и кровная месть. Вина никакой роли не играла, важен был объективный вред: «Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и закопать» (п. 21); «Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить» (п. 22), если не схвачен, то ущерб возмещает община (п. 23); «Если приемный сын скажет отцу, вырастившему его или матери: «Ты не мой отец», или «Ты не моя мать», то ему должно отрезать язык» (п. 194); «Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить ему глаз» (п. 196); «Если врач сделает человеку тяжелый надрез ножом и излечит этого человека или снимет бельмо человеку и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра» (п. 215); «Если врач сделает человеку тяжелый надрез ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человеку и повредит глаз человеку, то ему должно отрезать пальцы» (п. 218); «Если строитель построит дом и дом упадет и убьет хозяина дома, то должно убить строителя» (п. 229), если сына хозяина — то — сына строителя (п. 230).

Что касается судебного процесса, то дело возбуждалось только по инициативе частного лица, т.е. по жалобе истца. Писец докладывал суду заявления и ответы сторон (истца, ответчика). Судья оценивал доказательства, заслушивал стороны. В случае необходимости применялись ордалии (судебный приговор). Судебное решение выдавалось на табличке с печатью. Пересмотреть дело мог только царь.

показать содержание

Категории свободных граждан

Категория полноправных граждан – авилум, что в переводе означает «сын человека». Авилум имел в собственности участок земли общины, у него были имущественные права, кроме того он мог рассчитывать на помощь общины.

Расслоение сельской общины при царствовании Хаммурапи развивалось довольно стремительно. Некоторые зажиточные общинники становились все более зажиточными, появились и обедневшие общинники, которые являлись должниками. Ряд статей закона Хаммурапи подтверждает стремление законодателя помочь последним. Так, отрабатывающий долг назывался не рабом, а заложником, и через три года трудовой деятельности сумма задолженности считалась погашенной не зависимо от ее величины.

Стремление царя поддержать могущество войска подтверждается ограничением произвола заимодавцев над должниками. Огромная часть законов Хаммурапи написана для поддержания воинов. К примеру: земля и скот, данные государством, не могли отбираться у воинов за долги, лишь дом или сад, купленные им самостоятельно. Надел воина передавался по наследству. Обеспеченные землей воины по приказу царя обязаны были отправиться в бой, в случае отказа, наказанием была смертная казнь, человек, который выступил вместо воина, получал его земельный надел.

Категория мушкенум («покорный»), что означает неполноправный, но свободный человек, не член общины, но попавший на служение в хозяйство царя. Мушкенумы имели личные права, а это значит, что их жизнь и здоровье были под защитой. Пользовались они и имущественными правами, такими как право на личную семейную собственность на движимые вещи, жилище, но лишены были права на личную семейную собственность на участок земли в общине. Земля, передающаяся мушкенуму для использования, имела статус имущества, принадлежащего государству. Если мушкенумом приобреталась земля в общине в собственность, он переходил в сословие авилума. По законам государства Вавилон персональную неприкосновенность авиалума ценили выше личной неприкосновенности мушкенума.

Замечание 2

Меньшая правоспособность мушкенумов обуславливалась тем, что данное сословие не сохранило отношения с общиной соответственно не пользовалось ее защитой.

Государственный строй

Древний Вавилон — государство восточной деспотии. У него три основные функции: общественных работ, военная и финансовая. Эти три функции и обусловили сосредоточение неограниченной законодательной, исполнительной и судебной власти у луга- ля. Он считается представителем бога на земле. Политической ячейкой общества опять же является сельская община.

Время правления династии Ура ознаменовалось созданием бюрократической системы, не знавшей себе равных в истории. Громадные царские и храмовые хозяйства (те и другие принадлежали лугалю) обслуживались отрядами подневольных работников, находившихся на положении рабов, хотя формально и считавшихся свободными. Чрезвычайно громоздкая и мелочная система учета и контроля порождала огромное количество документов. Из дошедших до нас более 500 тысяч клинописных документов добрая треть относится именно к периоду династии Ур. Чтобы оформить выдачу двух голубей для обеда царицы оформлялось несколько табличек.

Казенщина наблюдается во всем: и в искусстве, и в праве. Всюду господствует сухой канон. Основным же персонажем всех произведений является божественный правитель, «царь четырех стран света, царь вселенной».

Огромная бюрократическая машина могла нормально функционировать в условиях мира. Когда же на страну напали семитские кочевники амореи, государство рухнуло. Его некогда великолепная столица была разграблена дочиста.

Лугаль располагал обширным штатом придворных. Центральное управление возглавляется чиновником, сохранившим старое шумерское название- нубанда. В его руках соединено управление дворцом и страной. Он принимает решение от имени лугаля.

Финансами государства ведал специальный чиновник. Добыть деньги на содержание двора, на военные кампании было делом нелегким. Управителями городов царь назначал своих чиновников, наделяя их правами в области администрации и суда. Прежние династии этих городов были истреблены, либо отстранены от дел государственных.

Кроме высших имелись многочисленные средние и мелкие чины. Они не только вели записи доходов и расходов, но и составляли списки жителей, давали справки о рождении и смерти, вели учет налогооблагаемого населения, а также составляли списки рекрутов.

Наряду с земельным наделом (илку) многим чиновникам полагалось и денежное вознаграждение, о чем говорит, например, обнаруженная ведомость по выплате жалованья. Главнокомандующему войском: 10 мин серебра, 5 платьев; верховному судье: 3 мины серебра и 3 платья; управителю дворцовым хозяйством: мину серебра, 1 платье высшего качества и т. д. Обязанности подданных и всех чиновников регулировались законами. Царь был верховным законодателем и «действовал по поручению бога Солнца, все знающего».

Лугаль обычно сам осуществлял верховное командование армией. Строительство и эксплуатация оросительной системы было важнейшим делом центральной власти. Этим, как правило, занимался сам лугаль.

Царя охраняла гвардия. Она находилась при нем не только во время военных действий, но и в мирное время, неся охрану дворцов и покоев царской семьи.

Законы Хаммурапи: система и принципы

Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя – около 1750 г. до н. э. – и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.

Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого… доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1-5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) – правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26-41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42-67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) – торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127-195) – семейному праву; 7-й раздел (ст. 196-214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215-282) – правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.

Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела – 196-я – вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если…»). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от латинского casus – случай).

Другим характерным принципом законов был в значительной мере религиозный смысл тех запрещений, которые предписывались или подразумевались. Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц. О многих таких конкретных совпадениях напоминает свиток древневавилонских заклинаний «Шурпу», относящийся, правда, к более позднему времени (XII в. до н. э.)

Древний Вавилон: общественный и государственный строй

Будучи рабовладельческим государством, Вавилон имел неоднородный состав населения. Как и в других государствах Древнего Востока, общество разделялось на свободных людей и рабов. Последние считались просто вещью, переходили от хозяина к хозяину и занимали низшую позицию на социальной лестнице. В то же время на их труде была построена экономика Древнего Вавилона.

Но и у рабов была своя градация, о чем свидетельствует таблица:

Принадлежность рабов

Их права

Частновладельческий

Принадлежал своему господину, мог быть продан, отдан в уплату долга или для отработки его ростовщику, имели небольшое имущество

Храмовый

Служили при храмах, считались собственностью общины

Царский

Служил при дворце, мог жениться на свободной женщине, его дети были свободными людьми

Этим классовое разделение общества Древнего Вавилона не ограничивалось: свободные граждане тоже имели классовое разделение, они были полноправными и неполноправными. Первые могли быть землевладельцами и нести повинность в пользу государства, а вторые, называемые “мушену” – это бедняки, которые могли иметь рабов, но собственной земли у них не было.

Рис. 2. Рабы в Древнем Вавилоне.

Вавилоняне вели отсчет времени по лунному календарю, который, по предположениям ученых, унаследовали от шумеров.

Форма правления Древневавилонского государства

Древневавилонское государство имело форму правления восточная деспотия. Владыка Вавилона находился во главе и был не ограничен в полномочиях как законодательной, так и исполнительной власти, кроме того царь вмешивался и в различные сферы хозяйственной деятельности. К примеру: устанавливал оплату за определенную работу, стоимость товаров и услуг, возведение храмов.

Имелись и органы управления общины, которые осуществляли следующие функции:

  • судебную;
  • административную;
  • финансовую.

Из вышесказанного следует, что полностью деспотичным правление в Древнем Вавилоне назвать нельзя. Кроме того, некоторые города имели особый статус, что означало нахождение их под божьей защитой. Древние жители таких «особых» городов:

  1. не платили налоги;
  2. освобождались от военной службы;
  3. не имели трудовой повинности.

Религиозные учреждения Древнего Вавилона обладали огромной властью. Во владении храмов имелись крупные земельные участки, а сами святилища были экономически независимы. И лишь законы Хаммурапи ограничивали жрецов и подчиняли их власти царя, хотя он не был признан верховным жрецом и к божеству власть его не относилась. Царь мог находиться в храме лишь в процессе коронации, которая была ежегодной. Коронация, по убеждениям Вавилонян, давала царю способность править, но власть его божественной, все равно, не становилась.

Храмовые и общинные суды возглавляли судебную власть, но дела, которые касались имущества царя или слуг они рассматривать не имели права – такие дела рассматривал специально созданный царский суд. Законы Хаммурапи гласят, что высшая судебная инстанция – это есть Царь, и в каждом населенном пункте страны был образован царский суд. Органами администрации, то есть исполнителями судебных функций в населенных пунктах были правители области или города.

Древний Вавилон имел постоянную армию. Военные вознаграждались за службу землями, которые передавались по наследству, от отца к сыну. Пожизненная военная служба предполагала возложение на данную категорию выполнение полицейских функций. Военные полностью освобождались от уплаты налога и несения любого вида повинностей.

Правительство Древнего Вавилона отладило совершенный механизм управления государством. Дело в том, что древние правители старались лично вникнуть в каждое дело государства, даже, если оно казалось незначительным и мелким. По этой причине в цене были умные чиновники с опытом. С течением времени родовая знать была вытеснена служивой, и именно в царском дворце было сконцентрировано управление.

Ключевым источником права в Древнем Вавилоне становится закон, действие которого возможно с появлением писанного акта, принимаемого по волеизъявлению царя. Первоначальные акты создавались с целью создания памяти и передачи потомкам сведений о жизни древних вавилонян. Далее шли правовые акты, которые указывали на регулирование общественных отношений. Строение древнего правового акта свидетельствует о его подобии современному законодательству – содержание древнего акта также состояло из введения и предписания права.

По конкретному правовому акту можно было определить временной период и состояние государства. Основной акцент при написании документов делался на сохранение жизни и имущества.

Общественный и государственный строй Древнего Вавилона

На месте образования Древневавилонского государства за много веков до него находилось одно из богатейших древневосточных государств — Шумер. История этого государства длилась с V тыс. до н.э. и до XXIV в. до н.э. Потомки шумеров жили небольшими городами-государствами, объединяющими несколько общин по 40— 50 тыс. человек (Ур, Эриду, Лагаш, Ларса, Киши др.). В III тыс. до н.э., начались войны между ними. Затем, в начале II тыс. до н.э. в этой местности в Месопотамии на реке Евфрат (90 км от современного Багдада) возник Вавилон (Врата бога). Наибольшего расцвета государство достигло при царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) — оно простиралось от Персидского залива до Сирии. В 689 г. до н.э. ассирийцами Вавилон был разрушен до основания.

История Вавилона прошла несколько периодов:

  1. Старовавилонское царство (1894—1518 гг. до н.э.);
  2. Касситский период (1518—1204 гг. до н.э.);
  3. период политического ослабления Вавилонии (1204—626 гг. до н.э.);
  4. Нововавилонское царство (626—538 гг. до н.э.).

Как и во всяком древнейшем обществе, население Вавилона было разделено на четкие социальные группы: свободных и рабов.

К свободным общинникам относились полноправные авилум (мужи) и неполноправные мушкенум (покорные). Эти категории населения были экономически равны, но авилум находились в более привилегированном положении.

Вардум (рабы) были собственностью хозяина, хотя могли иметь семью и имущество. При этом после смерти раба имущество делилось поровну между его детьми и бывшем хозяином. Часто рабы включались в общину на правах ее младших членов, становились свободными со второго поколения. В рабство, кроме традиционного плена, могли попасть неоплатные должники (кредитные, ростовщические отношения), которые находились в состоянии невольничества в течение трех лет.

Государственный строй Вавилонии представлял собой типичную деспотическую монархию. Во главе государства стоял царь. Первоначально правитель Вавилона (лугаль), избирался на общем собрании всех свободных общинников-воинов. Важную роль в бюрократическом аппарате выполняли управитель дворца (нубанда), чиновник, отвечающий за ирригационные работы (управитель реки). Значительными полномочиями обладали жрецы, составлявшие многочисленные корпорации и военачальники.

Бюрократический аппарат и постоянная армия в Старовавилонском царстве были организованы на основе раздачи царских земель в качестве неотчуждаемых служебных земельных наделов (илку). Купля-продажа земельного участка воина была строго запрещена. Взрослый сын воина сохранял за собой участок отца, только если сам становился воином.

На местном уровне управление осуществлялось царскими наместниками, правителями областей и главами родоплеменных общин (рабианум). Основными их функциями была организация работ населения по поддержанию оросительных каналов в надлежащем состоянии и сбор налогов в пользу царя. Кроме того, на них были возложены полицейские и судебные функции, а также обязанности по созыву и командованию местным ополчением. Низшими единицами были общинные советы во главе с назначаемыми царем рабианумами и старосты.

Социально-правовой строй

Законы Хаммурапи исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. В праве или подразумевалось такое различие, или оно специально закреплялось по тому или другому поводу – правовой строй общества был сословным. Хотя, конечно, жестких граней между категориями людей не было, и все они – в большей, меньшей или совсем малой степени – обладали правоспособностью как в области имущественных, так и личных прав.

Вполне полноправной личностью с точки зрения права (субъектом права) считался самостоятельный мужчина-хозяин, глава патриархального семейства. Он мог принадлежать к категории свободных общинников, быть собственником выделенной общинной земли, обладать всеми подразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений – такого законы называли авилум («человек»). Другую категорию в целом полноправных и свободных людей составляли мушкенум (от «падающий ниц», т. е. поступивший в услужение); они были владельцами участков земли, переданных им на определенных условиях из царского (государственного) фонда. Авилум в основном были подвержены действию обычного права, и законы регулировали только общие для всех либо очень своеобразные ситуации. Мушкенум же представляли предмет особой заботы и охраны царской юстиции. На условной социальной лестнице они стояли несколько особняком от авилум: законы «дешевле» оценивали их имущество, возможные телесные повреждения, взаимные оскорбления. Однако земельная собственность мушкенум охранялась в ряду храмовой и дворцовой, они платили только треть той суммы, что полагалась полноправным общинникам в случае развода с женой. Такие отличия были одновременно и привилегиями. Вероятно, это было связано с тем, что мушкенум порывали с общиной и выступали исключительно как единоличники, тогда как авилум сохраняли связи с общиной и могли рассчитывать на поддержку соседей и родственников в случае разных конфликтов.

Полноправным субъектом права могли быть не только мужчины, но и женщины. Для этого необходимо было выйти из-под патриархальной власти отца семейства или мужа. Происходило это либо в случае вдовства, либо в результате развода, если женщина не была виновной в нем и не дала законного повода. Особую категорию составляли жрицы-энтум (как правило, дочери, вышедшие из-под власти отца). Они получали значительные привилегии в наследовании отцовского имущества, вообще в отношении их собственности. Однако на них налагались и определенные запреты: так, жрицы не могли посещать «злачных» мест, заниматься торговлей, корчемством – эти занятия, видимо, считались обычными для прочих женщин. Жрицы, в отличие от жрецов-мужчин, которые состояли на жалованье у царя, могли обладать наделами из дворцовых или царских земель.

В самом низу социальной лестницы стояли рабы. Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабами могли обладать как авилум, так и мушкенум, причем рабы последних обладали большими правами: могли вступать в брак со свободной, и их дети от этого брака считались свободными. В основном рабы рассматривались законами наравне с имуществом, в случае телесных повреждений рабу полагалось денежное или взаимообразное возмещение, следуя рыночным правилам. Однако рабы лично отвечали за совершенные ими преступления, теоретически могли оспаривать в суде свое рабское состояние (но проигрыш процесса влек мучительное и тяжелое наказание).

Еще одну категорию населения составляли воины – редум, баирум (букв. «погонщик» и «ловец», но смысл различий неизвестен). За свою воинскую службу царю они наделялись землей (обычно размером до 12 га), где вели сельское хозяйство, на определенных условиях (илку) . Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие – нести службу: если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь. Надел мог быть унаследован в семье, если был сын, пусть даже пока малолетний, который сможет впоследствии служить. В случае плена и даже долгого отсутствия права воина на надел сохранялись. Имущество и надел, данные воину на праве илку, нельзя было продавать, да и любые денежные сделки с ними вообще считались недействительными. Однако если воин бросил надел и по своей воле отсутствовал более трех лет, он не мог претендовать на возврат имущества. Законы защищали воинов от злоупотреблений низших воинских начальников, которых ждала смерть за попытки присвоить надел или подарок царя.

Государственный строй Древнего Вавилона

Форма правления Вавилонского государства (II-I тыс. до н.э.) — монархия, разновидность «восточной деспотии».

Во главе государства стоял монарх (царь), который носил титул «деспот». В его руках была сосредоточена законодательная, исполнительная, судебная и религиозная власть. Он осуществлял управление через сложный бюрократический аппарат.

Существовало три основных ведомства: финансовое, военное и публичных работ.

В Вавилоне был развит бюрократический аппарат. Насчитывался большой штат сановников, чиновников. К высшим должностным лицам государства относились такие, как визирь, дворецкий, начальник финансов, главный военачальник. На местах существовали органы местной власти, например: руководство большими городами осуществляли наместники царя; правители местностей; органы общинного самоуправления, в чьих руках сосредотачивалась административная, финансовая и судебная власть на уровне общины.

Высшей судебной инстанцией был монарх, который мог взять на рассмотрение особо важные дела. Судебная власть не была отделена от административной. Системы органов судебной власти не существовало. На местах судебные функции осуществляли назначенные царем наместники и правители местности.

Законы Хаммурапи

Главенствующим источником права Древнего Вавилона на сегодняшний день считают Законы, которые были приняты царем Хаммурапи в XVIII в. до н. э. Среди причин необходимости принятия законодательных норм можно назвать возникшие экономико-социальные противоречия, которые в конечном итоге способствовали разделению всего общества на богатых и бедных и их противостоянию.

Рассмотрим особенности гражданского права по Законам Хаммурапи. В рамках данных документов к наиболее важным институтам гражданского права были отнесены лица, собственность, материальные блага, принятые обязательства и договорные отношения. Все эти институты нашли отражение и в Законах Хаммурапи. В качестве лиц в рамках гражданских правоотношений Древнего Вавилона признавалась как частные лица, так и юридические субъекты, например, церковь, община и т.д. В качестве физического лица признавался свободный человек, независимо от его социальной принадлежности.

В собственности лица могли иметь как движимое, так и недвижимое имущество, а любое посягательство на имущество в обязательном порядке наказывалось, но степень тяжести зависела от большого количества факторов, среди которых можно выделить форму собственности, вид имущества и т.д. Большое количество статей в Законах Хаммурапи было посвящено договорным отношениям. Несмотря на то, что в своде Законов не были приведены общее понятие договора, наиболее важные условия его законности, при описании того или иного вида договора все же указывались обязательные условия, которые в обязательном порядке должны соблюдаться всеми участниками договора.

Рассмотрим особенности семейного права Древнего Вавилона, которому была посвящено более 25 % всех статей Законов Хаммурапи, что прежде всего свидетельствует о том, что брачно-семейные отношения играли особую роль в жизни общества, а его основные институты регламентировались светскими нормативными актами. Брак в обязательном порядке должен был заключаться на основании специального брачного договора, составляемого в письменной форме, а не договора купли-продажи, как это было принято ранее.

По аналогии с прочими отраслями права, которые регламентировались сводом законом, уголовное право содержало новые положения, которые были приняты в связи с произошедшими в обществе изменениями, и прежние, которые хотя и были устаревшими, все еще признавались и соблюдались в обществе. Согласно Законам Хаммурапи отменялась кровная месть, что подразумевало особый шаг вперед в развитии общества. Однако, все еще сохранялся принцип талиона – «равное за равное».

Необходимо отметить, что уголовное право, которое было выражено в Законах Хаммурапи имело некоторые недостатки: не приводилось общего понятия преступления, а также не были указаны виды преступлений, которые происходили в реальной мире (например, преступления против государства). Согласно статям Закона Хаммурапи любое деяние в форме действия или бездействия, которое в той или иной степени нарушало закон или наносило вред, признавалось на законодательном уровне правонарушением и в обязательном порядке наказывалось. В то же время в рамках свода законов не были выделены принципы разделения между уголовным преступлением и гражданским проступком, однако, все правонарушения делились на особо опасные и менее опасные. Среди особо опасных правонарушений выделялись такие деяния как ложное обвинение в убийстве, колдовстве, кража материальных благ дворца или бога, кража малолетнего сына, рабов дворца или мушкенума, грабеж, некоторые преступления должностных лиц, недоносительство о преступниках и прочие преступления, которые, как правило, влекли за собой высшую меру наказания – смертную казнь. За менее опасные правонарушения, как правило, применялись другие, более мягкие наказания.

Древний Вавилон

Определение 1

Вавилон — это столица Вавилонского царства, один их древнейших городов, который располагался в Южной Месопотамии на территории современного государства Ирак.

Вавилон получил известность благодаря строительству Вавилонской башни, а также одному из чудес света – висячим садам Семирамиды.

Важное место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. Сразу после вступления на престол Хаммурапи начал осуществлять завоевательную политику, в качестве результата реализации которой можно рассматривать образование вавилонской империи

Однако, вскоре после кончины Хаммурапи Вавилон подвергся нападению касситов, которые захватили город и господствовали над Вавилоном более полувека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: