Теория разделения властей дж. локка и ш. монтескье

Теория разделения властей ш. монтескье. реферат. основы права. 2012-06-11

Введение.

Какфилософ, социолог,иписатель Монтескьеоставилглубокийслед висториипрогрессивноймысли. Главныйтрудегожизни-этотрикниги: “Персидские письма”, “О духе законов”,“Размышленияопричинахвеличияипаденияримлян “.АвторитетМонтескьевсовременномемунаучноммиреиутакназываемой“мыслящей общественности”был,бесспорно,велик. Такзадвагода его книга“Одухезаконов”былаиздана 22 раза и была переведена почти на всеевропейскиеязыки (в томчислеивРоссии, где её первыми переводчиками былиАнтиохКантемир и А.Н. Радищев). Королевскаявласть внесла её в “Индекс запрещённых книг”. Вождь якобинцев Марат так писал о Монтескье и его соратниках: “Просветительнойдеятельностифилософии мы обязаны революцией “.Монтескье жилиработалвэпохуподготовкиВеликой французской буржуазной революции 1789 — 1794 г.,имевшейнетольконациональное но и международное значение. Эпоху Просвещенияв Западной Европе предваряет широко развернувшийв 17 веке общий прогресс реальныхзнаний, необходимых для нужд материальногопроизводства, торговли, мореплавания. НаучнаядеятельностьГоббса, Декарта, Лейбница, Ньютона, Спинозы знаменовала важный этап восвобождениинаукиот духовнойвластирелигии, бурный рост точныхи естественных наук, становление материализма. Научно — техническийпрогресс способствовал и сопутствовал антифеодальной идеологии.

Торговля и религия

Примечательно, что более склонны к свободе островитяне, чем жители континентов. Значительное влияние на законы оказывает и торговля. Где есть торговля, там всегда нравы кротки. В странах, где люди воодушевлялись духом торговли, их дела и моральные добродетели всегда становились объектом торга. Параллельно это рождало в людях чувство строгой справедливости, противоположное стремлению к грабежам, а также тем моральным добродетелям, которые призывают преследовать исключительно свои выгоды.

О том, что торговля развращает людей, говорил еще Платон. При этом она, как писал Монтескье, смягчает нравы варваров, так как ее полное отсутствие приводит к грабежам. Некоторые народы оказываются готовы жертвовать торговыми преимуществами ради политических.

Значительное влияние на законы страны оказывает религия. Находить те, что стремятся к общественному благу, можно даже между ложным религиями. Хоть они и не ведут человека к блаженству в загробном мире, но способствуют его счастью на земле.

Сравнивая характеры магометанской и христианской религии, философ отвергал первую, принимая вторую. Для него было очевидным, что религия должна смягчать нравы людей. Монтескье писал, что магометанские государи сеют вокруг себя смерть, сами погибая насильственной смертью. Горе наступает для человечества, когда религия отдается завоевателям. Магометанская религия внушает людям дух истребления, который ее и создал.

При этом христианской религии чужд деспотизм. Благодаря кротости, приписываемой ей Евангелием, она противостоит неукротимому гневу, который побуждает правителя к жестокости и самоуправству. Монтескье утверждает, что только христианская религия помешала утвердиться деспотизму в Эфиопии, несмотря на дурной климат и обширность империи. В результате прямо внутри Африки установились законы и нравы Европы.

Злополучное разделение, которое постигло христианство около двух столетий назад, привело к тому, что северные народы приняли протестантство, а южные остались католиками. Причина этого в том, что у северных народов всегда существовал дух свободы и независимости, поэтому для них религия без видимого главы больше соответствует их представлениям о духе независимости, чем та, которая имеет осознанного руководителя в лице Папы Римского.

Разложение

При этом каждый из типов правления рано или поздно начинает разлагаться. Все начинается с разложения принципов. В демократии все начинает рушиться, когда пропадает дух равенства. Опасно и когда он доходит до крайности, если каждый мечтает быть равным тем, кого он избрал собою руководить.

В такой ситуации народ начинает переставать признавать власть правителей, которых сам же и избрал. В этом положении места для добродетели в республике не остается.

Монархия начинает рушиться при постепенной отмене привилегий для городов и сословий. Принцип управления этого типа разлагается, когда сановники лишают свой народ уважения, превращая его в жалкое орудие произвола.

Деспотическое государство распадается уже из-за того, что порочно по самой своей природе.

Кто управляет народами земли?

В произведении «О духе законов» философ размышляет о том, что в широком понимании закон и есть человеческий разум. Он управляет всеми народами на планете, а гражданские и политические законы каждого отдельно взятого народа — не более чем частные случаи приложения этого могущественного разума. Все эти законы оказываются в тесном взаимодействии со свойствами конкретного народа. Только в редких случаях они могут быть применены к какому-то другому народу.

В книге «О духе законов» Монтескье рассуждает, что они должны соответствовать принципам правительства и природы, климату и географическим особенностям государства, даже качеству почвы, а также тому образу жизни, который ведет народ. В них определяется степень свободы, которую допускает государство, его склонность к богатству, нравам, торговле, обычаям. Совокупность всех этих понятий он называет «духом законов».

Теория познания.

Признав первичность материи и вторичность сознания, установив объективную связь явлений, Монтескье поставил вопрос о том, каким путём и насколько верно познаёт человек материальный мир, его окружающий.

В 18 веке среди церковных деятелей была широко распространена объективно-идеалистическая теория познания Платона. Он утверждал, что в человеке находится вечная душа, когда-то пребывавшая в потустороннем мире. Поэтому, если человек что-то знает, то это означает не что иное как воспоминания его души о пребывании в сверхчувственном мире. Знание — это воспоминание. Что касается конкретных вещей и явлений материального мира, то мы не можем сказать о них ничего определённого.

Монтескье отрицал эти религиозно-идеалистические догмы. Он строил свою гносеологию на признании объективного существования природы. Действуя на человека, природа вызывает в его сознании различные представления о действительности. Знание идёт извне, от природных вещей и явлений к человеку как части природы.

Признавая огромную роль опыта, Монтескье доказывал, что без разума, без рациональной обработки чувственных знаний невозможно познать действительность. Он прямо возражал против теории врождённых идей, против учения об априорном, то есть независимом от опыта характере знаний. Сначала человек ощущает только свои непосредственные нужды, затем приучается к выводам и обобщениям. Познание — процесс. Он наталкивается на ряд трудностей, которые постепенно преодолеваются. Познавая, люди улавливают причинную связь явлений и на этом основании предугадывают события.

Монтескье вместе с материалистами признавал, что познание — это отражение в человеческой голове объективно существующего материального мира.

Теория познания.

      Признав 
первичность  материи   и  вторичность 
сознания,  установив  объективную
связь явлений,  Монтескье поставил 
вопрос  о том,  каким путём и насколько
верно познаёт человек материальный 
мир,  его окружающий.

      В 
18  веке  среди  церковных  деятелей 
была  широко распространена  объективно-идеалистическая
теория познания Платона. Он  утверждал, 
что в человеке находится вечная  душа, 
когда-то пребывавшая в потустороннем
мире.  Поэтому,  если  человек
что-то  знает,  то это означает 
не  что иное  как воспоминания 
его души  о пребывании  в сверхчувственном 
мире.  Знание  —  это  воспоминание. 
Что  касается  конкретных  вещей 
и  явлений  материального  мира, 
то  мы  не  можем  сказать 
о  них  ничего   определённого.2

      Монтескье
отрицал эти религиозно-идеалистические 
догмы.  Он  строил  свою  гносеологию 
на  признании   объективного существования
природы. Действуя  на  человека, 
природа  вызывает  в  его сознании
различные представления о действительности. 
Знание  идёт  извне,  от  природных
вещей  и  явлений  к  человеку 
как  части  природы.

      Признавая 
огромную  роль  опыта,  Монтескье 
доказывал, что без разума, без 
рациональной  обработки чувственных 
знаний невозможно познать  действительность.  
Он  прямо  возражал  против 
теории  врождённых  идей,  против 
учения  об  априорном,  то есть 
независимом от  опыта характере знаний. 
Сначала человек ощущает только  свои 
непосредственные  нужды,  затем
приучается к выводам и обобщениям. 
Познание — процесс.  Он наталкивается
на  ряд трудностей, которые постепенно 
преодолеваются. Познавая, люди улавливают 
причинную  связь явлений и на этом
основании  предугадывают события.

      Монтескье 
вместе  с  материалистами  признавал, 
что  познание  —  это  отражение 
в  человеческой  голове объективно
существующего материального  мира.

Свобода человека

Таково, в общих чертах, содержание трактата «О духе законов». Кратко описанное, оно дает полное представление об идеях французского философа, который утверждает, что свобода человека преимущественно заключается в том, чтобы его не принуждали к совершению действий, которые закон ему не предписывает.

Государственное право требует от человека, чтобы он подчинялся гражданскому и уголовному праву той страны, в которой он сам находится. Когда данное правило нарушается, это приводит к фатальным последствиям. Например, эти начала были нарушены испанцами, когда они прибыли в Перу. Например, инку Атауальпу было допустимо судить только на основании международного права, они же его судили, основываясь на гражданском и государственном. Француз утверждал, что верхом безрассудства при этом было то, что судить его начали на основании гражданских и государственных законов своей страны, чтобы было очевидным нарушением.

Стране обязательно требуются судебные формальности, число которых может быть максимально велико. Однако при этом граждане рискуют потерять безопасность и свою свободу; обвинитель не будет иметь возможности доказать обвинение, а обвиняемый не сможет оправдаться.

Отдельно Монтескье описывает правила составления законов. Они должны быть написаны сжатым и простым слогом, чтобы не допускать различных толкований. Не следует употреблять неопределенных выражений. Беспокойство, которое причиняется человеку, полностью зависит от степени его впечатлительности. Плохо, если законы начинают вдаваться в тонкости. Они не нуждаются в ограничениях, исключениях, видоизменениях. Данные подробности могут инициировать только новые подробности. Нельзя придавать законам форму, которая противоречит природе вещей. В качестве примера французский философ приводил постулаты Филиппа II, принца Оранского, который обещал дворянский титул и денежное вознаграждение тому, кто совершит убийство. Такой король попрал понятие нравственности, чести и религии.

Наконец, законам должна быть присуща определенная чистота. Если они предназначены для наказания людской злобы, то сами должны обладать максимальной непорочностью.

  • Особенности аграрных кризисов кратко

      

  • Лондон кратко для детей

      

  • Новшества петра 1 кратко

      

  • Климат на меркурии кратко

      

  • Фитофаги это в экологии кратко

Территории

Рассуждает Монтескье в книге «О духе законов» и о том, каким по размерам должно быть государство в зависимости от формы правления. Республика требует небольшой территории, иначе удержать ее будет просто невозможно.

Монархии являются средними по величине странами. Если государство становится слишком маленьким, то превращается в республику, а если разрастается, то лидеры государства, находясь вдали от правителя, перестают ему повиноваться.

Обширные территории — предпосылка к деспотии. В этом случае требуется, чтобы удаленность мест, куда отправляются наказы, компенсировалась быстротой их реализации.

Как отмечал французский философ, маленькие республики погибают от внешнего врача, а большие разъедает внутренняя язва. Республики стремятся объединиться, чтобы защищать друг друга, а государства-деспоты, наоборот, отделяются для той же цели. Монархия, как считал автор, никогда сама себя не разрушает, но средних размеров страна может подвергнуться внешнему нашествию, поэтому ей требуются крепости и армии для защиты границ. Войны ведутся только между монархиями, деспотические же государства совершают друг на друга нашествия.

Деизм.

      Монтескье
не поднялся до прямого отрицания 
религии.  Он был одним  из  ранних 
представителей деизма, учения, которое 
хотя и признавало  бога в качестве
творца вселенной, но утверждало, что бог
не вмешивается в дела природы. Деисты
выступали в защиту просвещения, отвергали 
церковную  веру  в  чудеса. С 
позиций  деизма  Монтескье боролся 
против  схоластики,  деизм  был 
для  него  орудием пропаганды свободомыслия
и  передовых научных знаний. Объявляя
бога  творцом природы, он подчёркивает,
что божество  само  действует 
по  “неизбежным”  законам,  которые 
неизменны  и  не  зависят  от 
произвола.

      Монтескье
категорически  выступает  против 
признаваемого  теологами  понятия 
“чуда”;  он  утверждает,  что
бог  не  в  состоянии  нарушить 
естественный ход вещей, управлять миром 
помимо  законов,  ему  присущих. 
Он  приходит  к  выводу,  что 
природа,  будучи  созданием  бога, 
уже  не  может  быть  уничтожена 
его усилиями, — существование мира 
будет бесконечным.

      Деизм 
Монтескье свидетельствовал об ограниченности 
философского  мировоззрения просветителей 
по  сравнению  с  атеистическим 
мировоззрением  наиболее  радикальных
французских  материалистов.

      Монтескье
принимает  религию  лишь  как 
средство  государственного  
управления.  Как  и Вольтер,  он 
считает,  что  если  бога  нет, 
то  его  следует  выдумать, 
т.к.  вера  в бога  содействует 
установлению  порядка.  С точки
зрения  Монтескье,  важно,  чтобы 
религия умеряла и смягчала  деспотизм, 
улучшала  нравы  подданных  и 
правителей.       Церковь
не имеет права претендовать на 
светскую  власть — это не что иное,
как идея отделения церкви от государства

Религия допустима, если она не противоречит
государственным  законам,  не 
мешает  гражданам  выполнять 
общественный  долг.  Каждый  человек 
в  праве  верить в бога на свой манер,
в праве отрицать  любые религиозные
догмы, и власть не в должна  наказывать
людей за их мировоззрение. Монтескье
выступает  в  этом  вопросе 
как  идейный предшественник  французской 
буржуазной  революции,  как  просветитель, 
требующий  свободы  совести

      Церковь
не имеет права претендовать на 
светскую  власть — это не что иное,
как идея отделения церкви от государства.
Религия допустима, если она не противоречит
государственным  законам,  не 
мешает  гражданам  выполнять 
общественный  долг.  Каждый  человек 
в  праве  верить в бога на свой манер,
в праве отрицать  любые религиозные
догмы, и власть не в должна  наказывать
людей за их мировоззрение. Монтескье
выступает  в  этом  вопросе 
как  идейный предшественник  французской 
буржуазной  революции,  как  просветитель, 
требующий  свободы  совести.

      И
люди и животные подчиняются законам,
которые  не  ими созданы, то есть
объективным  законам  природы. В 
качестве разумных существ  люди 
создают  в  обществе  искусственные 
законы.  Но  законы  природы 
—  законы особого рода.  Их  никто 
не  в  состоянии  изменить 
по  своему  произволу.

Теория разделения властей Джона Локка

Теория разделения властей, созданная английским философом Джоном Локком, считается первым наиболее разработанным трудом в данной области. Причиной, побудившей философа заняться этим вопросом, стал кризис абсолютной монархии в XVIII веке, базировавшейся на трудах Макиавелли.

Сама теория разделения властей в основном была изложен Дж. Локком в работе «О гражданском правлении». Дж. Локк рассматривал абсолютную монархию как тиранию, которая противоречит общественному договору. Над монархом нет суда, он безответственен, что уже не может говорить о каком-либо равном для всех суде, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Поэтому одно из основных положений теории Локка: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».

Дж. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, которая посягает на естественные права и свободу этого народа. Но главное, чтобы сама власть была организована таким образом, чтобы надежно гарантировать права и свободы граждан от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей.

Особенностью локковской теории разделения властей было то, что он выделял   законодательную и исполнительную власти, но не упоминал о власти судебной. В качестве третьей власти Дж. Локк называл федеративную власть, назначение которой трудно перевести на современный язык государствоведения. Так, анализируя рассуждения Дж. Локка, можно прийти к выводу, что федеративная власть – это исполнительная власть в области внешних сношений.

По мнению философа, законодательная власть должна быть в руках специального органа, избираемого народом, исполнительная – за монархом. Федеративная власть, хотя и отличается от исполнительной, но тем не менее, по мнению Дж. Локка, «эти два вида власти всегда объединены и их вряд ли стоит разделять и передавать одновременно в руки различных лиц». В этом заключается первое противоречие локковской теории разделения властей. Фактически Дж. Локк выделяет всего лишь две ветви власти – законодательную и исполнительную, не выделяет судебную, и кроме этого, объединяет исполнительную и федеральную.

Второе и основное противоречие теории Дж. Локка, исходя из современной трактовки принципа разделения властей, связано с пониманием им законодательной власти.

С одной стороны, философ полагал, что законодательная власть не может быть деспотичной, т.к. она объединяет всех членов общества, основывается на естественном праве и общественном договоре. С другой стороны, Локк пишет о верховенстве законодательной власти над другими ветвями власти. Например, исполнительная власть должна быть подчинена законодательной, и по желанию изменена и даже смещена. В то же время законодательная власть священна и неизменна.

Несмотря на некоторые недостатки, концепция разделения властей Дж. Локка имела огромное значение для государственного развития, ведь многое из локковских политико-правовых идей нашло свое применение на практике, при формировании органов власти конкретных государств, а также было приняты рядом мыслителей конца XIX – начала XX веков.

Теория Дж. Локка способствовала развитию гражданского общества и правового государства, поскольку провозглашала не столько «мудрую опеку» над гражданами, сколько уважение к дееспособности и гражданской самостоятельности человека.

Значение

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и др. В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита. Монтескьё, а также Джон Локк и Жан-Жак Руссо считаются основоположниками современных теорий представительной демократии. Монтескьё сформулировал идею разделения властей, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: