Немецкая классическая философия кратко самое главное

Глава 4. немецкая классическая философия

Значение немецкой классической философии для современной науки

Важное достижение учения в том, что оно дало возможность просвещенному человечеству мыслить универсальными категориями. Для собственно философской науки важными приобретениями стали выработанные идеи познавательной и созидательной активности, развитие через создание противоречий и деятельность по их разрешению

Для собственно философской науки важными приобретениями стали выработанные идеи познавательной и созидательной активности, развитие через создание противоречий и деятельность по их разрешению.

Разработан всеобъемлющий категорийно-понятийный аппарат, принятый за основу во всем мире. Активно используемый в научной деятельности нашего времени.

Главное наследие – это введенная в оборот историчность мышления, исследующего изменения во времени, происходящие как с людьми, отдельными объектами и целыми мирами культуры. Неоценимая польза такого метода в возможности проектирования будущего через воспроизведение прошлого и логическое осмысливание настоящего. Именно поэтому немецкий идеализм называют классической философией.

Поделиться в соц. сетях

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Шеллинг в своих размышлениях ставил перед собой задачу создать общую систему знаний с помощью изучения познаний истины в отдельных областях. Впоследствии, все это превратилось в «натурфилософию», выступающая как первая попытка объединения научных открытий под внимательным наблюдением философа.

Главной идей этой системы является образ «идеальной природы», которая основывается на идеи о духовном характере природной активности. Огромный труд, который сделал философа известным, включал в себя мысли и гипотезы о натурфилософской системе. В итоге философ смог доказать, что каждую сущность можно охарактеризовать как единое целое противоположных сил. Это единение впоследствии будет названо Шеллингом «популярностью. В своих трудах он смог точно объяснение жизни и организму, которые являются сложными процессами в природе.

В своем главной книге «Система трансцендентального идеализма» философ проводит границу между теоретической и практической философией, поскольку теоретическая часть выступает как объяснение высших принципов знания. Практическая же философия создана для поиска решения проблем свободы человека, которая создается с помощью создания правового государства, что связывает все принципы человеческого развития.

Общая характеристика немецкой философии

Немецкая философия — это влиятельное течение мыслей мыслителей Нового времени. Именно с неё началось замена мыслей об анализе природы на мысли об исследовании человека, его мира и истории. Именно в то время мыслители пришли к выводу, чтобы люди живут не в мире природы, а культуры.

Немецкая философия характеризуется следующими чертами:

  • подчеркнутая роль науки в работе над проблемами гуманизма, а также её попытки переосмыслить жизненный путь человека;
  • философы говорили, что данная наука должна быть голосом всей человеческой культуры;
  • философия играла большую роль в истории человечества и развития культуры всего мира.

Человеком, который стал основоположником немецкой философии, был Иммануил Кант. Он говорил, что изучение природы, вещей и человека не играет собой роли в теоретических знаниях

Вместо этого нужно уделить внимание исследованиям, что способно стать познавательной деятельностью личности человека, а также установить законы познания и его границ

Человеческая сущность

Немецкие философы исследовали не только человеческую историю, но и саму человеческую сущность. Кант рассматривал человека как существо нравственное. В свою очередь Фихте, рассматривает действенность и активность человеческого сознания и самосознания, вследствие чего развивает концепцию устройства человеческой жизни в контексте требований разума.

Шеллинг рассматривает очень непростую проблему взаимосвязи субъективного и объективного. Гегель расширяет грани активного самосознания и индивидуального самосознания. Так, индивидуальное самосознание соотносится не только лишь с внешними объектами, но и с иными формами самосознания, вследствие чего возникают формы общественного типа.

Замечание 1

Он глубоко изучает разнообразность форм общественного сознания.

Л. Фейербах создает совершенно новый тип материализма – материализм антропологический. Его основу составляет реально существующий человек, который по своей сущности является субъектом деятельности, а для другого человека является объектом.

Для Л. Фейербаха есть лишь две реальные и действительные вещи – природа и человек – часть природы.

И. Кант

Иммаунил Кант создал логически последовательную философскую традицию, в которой он попытался дать ответы на важнейшие вопросы нашего бытия: «Что я должен делать?», «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?».

Кант полагал, что любое знание берет свое начало с опыта. Тем не менее, оно им не ограничивается. Он считал, что некоторые знания порождаются посредством познавательной способности человека. Эти знания являются априорными – доопытными. Данную трактовку философии Кант неразрывно связывал с решением определенных трудностей, которые обусловлены ограниченными возможностями рационального уровня познания. Данная ограниченность является следствием деления мира на феномены (явления), которые доступны знанию, и не познаваемые ноумены (вещи в себе). Наличие трудностей не свидетельствует о невозможности философского познания.

Критика разума И. Канта не должна останавливаться на аспектах теоретического разума, так как ее важнейшая задача должна базироваться на критике практического разума.

Философия – специальная система

Замечание 2

Все представители немецкой идеалистической философии рассматривали философию как особую систему философских категорий, дисциплин и идей.

Так, Кант выделяет в качестве философских дисциплин этику и гносеологию. Шеллинг рассматривает онтологию и натурфилософию. В свою очередь, Фихте, которые считал философию наукоучением, рассматривал в ней онтологию, гносеологию. Гегель и вовсе создал отдельную систему философских знаний, которые в себе носили логику, философию природы, философию истории и историю философии, философию морали, религии, права, государства, индивидуального сознания и развития. Фейербах рассматривал этические, гносеологические и онтологические проблемы. Помимо этого, он изучал философские основы проблемы философии религии и истории.

Идеалистическая философия Иоганна Фихте и Фридриха Шеллинга

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всех откровений», «Наукоукучика», «Закладки естественного права».

Мыслитель называет свою философию «Наукавери». Центральным пунктом философии И. Фихте было дальнейшее развитие так называемой «I-концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимосвязи с окружающим миром, которые, по мнению И. Фихте, представлены схемой

  • «Я» сначала думает о себе, создает себя,
  • «Я» считает (формирует) «не-Я», т.е. его противоположность — внешнюю реальность (антитезу),
  • «Я» верит «я» и «не-я». Взаимодействие «Я — человек» и «не-я» — окружающая среда происходит в рамках «Абсолютного Я» (способность, высшая субстанция) с двух сторон: с одной стороны, «Я» создает «не-его», а с другой стороны, «не-его» передает «Я» переживания, информацию.

Диалектика Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть с активным отношением индивида (его духа, мышления «я») к реальности. Делается вывод о совпадении теоретических и практических принципов в абсолютном субъекте, чья деятельность в процессе преодоления природы («неэго») не только порождает весь мир, но и делает возможной самореализацию.

Ранняя смерть Фихте не позволила ему углубить «Я-концепцию»; она осталась неполной и не была принята и не была понята современниками. В то же время он остается оригинальным взглядом на мир и его структуру.

Философия Фридриха Шеллинга прошла три основных этапа своего развития: естественная философия, практическая философия и иррационализм.

В своих работах «Идеи по естественной философии», «Система трансцендентального идеализма» он воплотил философские идеи Фридриха Шеллинга. В философии природы Шеллинг объяснял природу, согласно которой природа является «абсолютной» изначальной причиной и происхождением всего сущего. Это также единство субъективного и объективного, вечного духа. Материя и дух — это одно и то же, это свойства природы. Вся природа пронизана одним принципом — «снизу вверх». Движущей силой природы является ее полярность.

Антропологические взгляды Ф. Шеллинга важны. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Свобода — это желание, которое лежит в человеческой природе. Конечным результатом идеи свободы является установление правового порядка. В будущем человечество должно прийти к мировому правопорядку и мировой федерации законных государств

Другой важной проблемой является проблема отчуждения, которое является результатом действий человека, противоречащих первоначальным целям, когда идея свободы вступает в контакт с реальной реальностью

В конце своей жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму — отказу от любой логической закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

Фнтропологический материализм Л. Фейербаха

Людвиг Фейербах развил материалистическую традицию в немецкой классической философии.

В своей теории антропологического материализма Л.Фейербах обосновывает следующие выводы:

  • Природа и человек — единственные существующие реалии;
  • Человек — часть природы;
  • Человек — это единство материи и духа;
  • Человек — это единство материального и духовного, и человек должен быть в центре философии. Не мысль, не природа, но человек — центр методологии;
  • Идея не существует сама по себе, а является продуктом человеческого сознания;
  • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог является продуктом человеческого воображения;
  • Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не создана и никем не разрушена;
  • Все, что нас окружает (объекты, явления) — разные проявления материи.

В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важны следующие основные моменты:

  • Нет Бога как независимой реальности;
  • Бог — продукт человеческого сознания;
  • Мысль о Боге, как о высшем разумном существе, разлагает человека, затуманивает его страхи и аффекты;
  • Бог не Творец; истинный Творец — человек, а Бог — творение человека, его разум;
  • Религия является глубоко развитой фантастической идеологией и не имеет ничего общего с реальностью;
  • Корни религии лежат в чувстве беспомощности человека перед высшим миром, его зависимости от него.

В своей теории познания Л. Фейербах ведет ожесточенную борьбу против агностицизма И. Канта, утверждая, что границы познания постоянно расширяются и что человеческий разум способен развивать и открывать самые сокровенные тайны природы. Отправной точкой знаний является восприятие, начиная с материального мира. Л. Фейербах пытался устранить противоречия между эмпиризмом и рационализмом, пытался показать единство чувственных и рациональных моментов в познании, утверждая, что человеческое восприятие обязательно сопровождается мышлением. Однако Фейербах защищал материалистический чувственность, рассматривая в качестве основы познания только ощущения, а не практику.

С методологической точки зрения материализм Л. Фейербаха оценивается как я-тафизический, хотя и присутствуют элементы диалектики. Интересные домыслы Л. Фейербаха об источнике развития — противоречии. Он считает, что противоположности принадлежат к одной сущности: добро — зло (нравственность), приятное — неприятное (чувства), сладкое — кислый (вкус), мужчина — женщина (мужчина). С помощью принципа развития Л. Фейербах смог объяснить появление человека и его сознания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: