Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского
Рис.2 – Н.Я. Данилевский
Отечественный ученый придерживался мнения, что специалисты в сфере культурологии должны определять и изучать культурно-исторические типы социума. Фундаментом выделения, с точки зрения Н.Я. Данилевского, должны быть особенности таких видов культурной деятельности, как религиозная, общественная, бытовая, научная, художественная.
Ученый придерживался того мнения, что каждый культурно-исторический тип обладает своей неповторимой культурой жизнедеятельности, не характерной и непередаваемой иным типам, так как они формируются автономно друг от друга, а также важны и понимаемы лишь в пределах данной народности либо группы народов.
Н.Я. Данилевским были выделены этапы развития некой локальной цивилизационной культуры:
- роста;
- культурное и политическое самоопределение;
- расцвет;
- исчерпание сил;
- накопление неразрешимых противоречий;
- утрата веры. Замечание 1
Культурологом также были выделены двенадцать культурно-исторических типов, часть из которых преодолела все этапы жизнедеятельности, а часть из них так и не прошла в связи с их уничтожением.
Теория локальных цивилизаций
Исходя из 2-х определяющих критериев, религии и территориального признака, Тойнби выделяет 21 цивилизацию, например, египетскую, андскую, китайскую, минойскую, шумерскую, майянскую, индскую, эллинскую, западную, православную христианскую, дальневосточную, иранскую, арабскую, индуистскую, мексиканскую, юкатанскую, вавилонскую и др.
Тойнби продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. В развитии теорий локальных цивилизаций его теория является кульминационным пунктом.
Многие ученые исследование А. Тойнби «Постижение истории» считают шедевром исторической и макросоциологической науки.
В своем исследовании автор утверждает, что общество должно быть истинной областью исторического анализа. Они в пространстве и во времени имеют большую протяженность, чем национальные государства и называются «локальными цивилизациями».
Рисунок 2. Теория локальных цивилизаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо двадцати одной, названной им цивилизации, есть ещё четыре, которые в своем развитии остановились – это:
- эскимосская,
- момадическая,
- оттоманская,
- спартанская.
Кроме этого Тойнби называет пять «мертворожденных» цивилизаций.
Одни цивилизации на ранней стадии своего существования становятся неподвижными и не складываются, а другие достигают более высокого уровня.
Тойнби пытался понять, почему пять цивилизаций – полинезийская, эскимосская, кочевая, спартанская, оттоманская застыли на ранней стадии своего развития, в то время как другие развивались довольно успешно.
По его мнению, цивилизация развивается в соответствии с прогрессивным и аккумулирующим внутренним самоопределением, в переходе к более тонкой религии и культуре.
Растущая цивилизация по Тойнби – это постоянное единство творческого меньшинства общества и идущего за ним большинства этого общества.
Из множества цивилизаций к мертвым он относил не менее 16-ти. Этот упадок цивилизаций является длительным процессом, состоящим из надлома, разложения и гибели.
Иногда между этими стадиями проходят столетия и тысячелетия. Например, египетская цивилизация надломилась в XVI веке до нашей эры, а погибла в V веке нашей эры.
Ученый разбивает историю на локальные цивилизации и вместе с тем делает попытку восстановить идею единства мировой истории, придавая ей религиозный смысл.
Прогресс в истории, считает он, это приближение человека к Богу.
Концепция Тойнби охватывает всю историю человека и описывает появившиеся в её ходе цивилизации.
Цивилизационный подход А. Тойнби
Замечание 1
Создателем цивилизационной теории является выдающийся британский культуролог, философ истории, историк, социолог А. Тойнби.
После окончания винчестерского колледжа, а затем оксфордского Бейлиол-колледжа, он в 1912 г начинает преподавать историю Средних веков и историю Византии.
Во время службы в Министерстве иностранных дел ему пришлось изучать ближневосточные конфликты, собирать материал германской агрессии в Бельгии во время Первой мировой войны.
В период с 1919 по 1924 гг. Тойнби читает лекции в Лондонской школе экономики и в Королевском институте международных отношений.
Его историческое мышление определили Парижские мирные конференции 1919 и 1946 гг., благодаря которым Тойнби попадает в мировую политику высшего уровня.
В своей работе «Постижение истории» он развивает концепцию локальных цивилизаций, которые делит на три поколения: к первому поколению он относит маленькие и примитивные, бесписьменные культуры, с односторонней специализацией и приспособленностью к определенной географической среде.
Рисунок 1. Концепция А. Тойнби. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эти цивилизации не имеют государства, у них нет церкви, науки. Они погибают, если не вливаются в более мощную цивилизацию второго поколения.
Резкое изменение условий жизни («вызов») приводит к тому, что общество не в состоянии дать адекватного ответа и перестроиться, тогда это будет путь к гибели.
В некоторых культурах выдвигаются энтузиасты – пророки, жрецы, философы, политики и своим примером ведут основную массу за собой – тогда общество переходит на новые рельсы и начинает формироваться дочерняя цивилизация, наследующая опыт предыдущей.
Что касается цивилизаций второго поколения, то они динамичны, социальная связь направлена на творческие личности. В этих цивилизациях идет развитие рынка, развивается товарный обмен и разделение труда.
Возникают ремесленники, торговцы, утверждается сложная социальная стратификационная система.
В цивилизациях этого поколения могут присутствовать атрибуты демократии – самоуправление, выборная и правовая система, разделение властей.
Чтобы появилась полноценная вторичная цивилизация, возникновение которой не предрешено, необходим ряд условий.
Правда, это не всегда возможно, потому что ряд цивилизаций оказываются «недоразвитыми».
Для Тойнби центральной является проблема рождения цивилизации из примитивной культуры. По его мнению, в генезисе цивилизаций расовый тип, среда, экономический строй решающей роли не играют.
Всё дело заключается в мутации примитивных культур, зависящих от множества причин. Мутацию предсказать довольно трудно.
В основе формирования цивилизаций третьего поколения лежат церкви. Из 3-х десятков существовавших цивилизаций к середине XX века, по его мнению, сохранилось семь или восемь цивилизаций, например, христианская, исламская, индуистская и др.
Тойнби считал, что развитие цивилизаций подчиняется цикличности – рождение, рост, расцвет, гибель, хотя гибель вероятна, но совсем не обязательна.
По мнению Тойнби, к вырождению цивилизации приводит леность и консерватизм, ограниченность и эгоизм правящих элит.
Тойнби считает, что вершиной прогресса может стать только новая религия, способная примирить враждующие человеческие группы, сформировать здоровое отношение к природе и спасти человечество от гибели.
Единица измерения — цивилизации
Из выявленных цивилизаций семь являются живыми обществами, а остальные четырнадцать — мертвы, причем большинство живых цивилизаций в настоящее время находятся в состоянии упадка и распада. Помимо цивилизаций, достаточно продвинувшихся по пути развития, Тойнби выделяет четыре нерожденные цивилизации (в том числе скандинавские) и особый класс отложенных цивилизаций, которые родились, но остановились в своем развитии после рождения (к ним относятся полинезийцы, эскимосы, кочевники, спартанцы и т.д.). «Действительно, запоздалые цивилизации, в отличие от первобытных обществ, являются истинными примерами «народов, у которых нет истории. Они оказываются в таком состоянии, желая продолжить движение, но вынуждены оставаться в незавидном для себя положении, потому что любая попытка изменить ситуацию означает смерть. В конце концов, они погибают либо потому, что осмеливаются двигаться, либо потому, что они замерзли, замерзли в неудобном положении.
Теория локальных цивилизаций
В своем творчестве и профессиональной деятельности Тойнби выделял следующие этапы:
- Период Первой мировой войны;
- 1950-е годы;
- Завершающийся этап.
Цивилизация – это локализованное сообщество, характеризующееся наличием двух основных компонентов: религии и той формы, посредством которой она организована, и территории, степени удаленности от места, где общество зародилось изначально.
Тойнби выделял 21 цивилизацию: Западную, Русскую и Византийскую, Иранскую, Сирийскую, Индскую, Китайскую, Минойскую, Шумерскую, Хеттскую, Вавилонскую, Андскую, Мексиканскую, Юкотанскую, Майя, Египетскую и цивилизации, которые остановились в развитии (эскимосскую, номадическую, оттаманскую и спартанскую).
Кроме данных цивилизаций Тойнби также отмечал цивилизации, которые еще не родились:
- Дальнезападную христианскую;
- Дальневосточную христианскую;
- Скандинавскую.
Тойнби предлагал оценивать цивилизацию в соответствии со следующими критериями: устойчивости во времени и пространстве, а также ситуации вызова-ответа.
По Тойнби цивилизация проходит через несколько стадий своего развития: зарождение, развитие, надлом и разложение. Значимую роль в развитии цивилизации играет творческое меньшинство, способное сформулировать и ответить на вызовы истории, другой культуры или окружающей среды. Тойнби отмечал следующие вызовы:
- Вызов сурового климата;
- Вызов агрессии соседних обществ;
- Вызов новых земель;
- Вызов ущемления;
- Вызов постоянного внешнего давления.
Во время вызова цивилизация может утратить важные и необходимые элементы, заряды, и тогда творческое меньшинство должно взять на себя функцию разработки ядра, несущего в себе смысл. В момент, когда творческая элита понимает, как ответить на вызов, у нее появляется авторитет, в результате чего цивилизация интенсивно развивается. Когда в своем развитии цивилизация подходит к этапу надлома, творческое меньшинство утрачивает свой потенциал, не находя ответы на вызовы, и с течением времени превращается в элиту, которая управляет обществом посредством силы оружия.
Многие мыслители считают неуместным описывать историю как линейное движение к одной цели, когда все народы движутся в одном направлении, обгоняют или отстают друг от друга. Напротив, для них история — это развитие отдельных социальных единиц, которые в той или иной степени взаимодействуют друг с другом, смерть одной из них сопоставляется с рождением другой. В теориях такого типа на смену непрерывному движению прогресса человечества в целом приходит циклическое развитие отдельных локальных цивилизаций. Английский историк ХХ века Арнольд Тойнби является одним из мыслителей, придерживающихся аналогичного взгляда на тему истории. Его теория локальных цивилизаций обсуждается в данной работе.
Определение понятия «цивилизация» по А. Тойнби
Арнольд Джозеф Тойнби известный британский историк, социолог и философ, являлся представителем философии культуры. Главная работа его жизни — это труд «Постижении истории», первые публикации датируются 1934- 1936 годами. Работа представлена двенадцатью томами, в ней ученый попытался подвергнуть анализу огромный по объему исторический материал. А. Тойнби был продолжателем идей Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, его концепция является пиком в развитии учения об локальных культурах.
Свою теорию А. Тойнби начинает с утверждения о том, что исторически анализ должен начинаться с изучения обществ, которые имеют временную и пространственную протяженность большую чем национальное государство. Такие общества назвали «локальными цивилизациями». А. Тойнби выделил двадцать три локальные цивилизации:
- западная
- русская
- византийская
- иранская
- арабская
- индийская
- две дальневосточных
- античная
- сирийская
- цивилизация Инда
- китайская
- минойская
- шумерская
- хеттская
- вавилонская
- андская
- мексиканская
- юкатанская
- майя
- египетская
- эскимосская
- номадическая
- оттоманская
- спартанская
- пять мертворожденных цивилизаций
Замечание 1
Эскимосская, номадичсекая, оттоманская и спартанская цивилизации в какой-то промежуток истории остановились в своём развитии. Число цивилизаций в работах Тойнби не всегда совпадает.
Нынешняя ситуация
Как английский историк оценивает нынешнюю ситуацию? Тойнби почти ничего не говорит об истории двадцатого века, и даже события девятнадцатого века он упоминает лишь мимоходом. Мировая история появляется без своей центральной главы, главы, посвященной современной истории. Тойнби объясняет свой бегство в прошлое стремлением к объективности в анализе цивилизаций, что якобы требует значительного удаления от объекта исследования.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Дана краткая биография историка и философа А.Тойнби. Определение цивилизации по Тойнби, стадии цивилизации, два пути возникновения цивилизаций, условия возникновения цивилизаций. Кратко раскрыта цивилизационная теория.Его теория является циклической в том, что она не рассматривает историю как единое поступательное движение всех народов к одной общей цели.
Выполнила: Говорина Т.И.
Арнольд Джозеф Тойнби
теории. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта. В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.
Цивилизация , по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев :
1) религия и форма её организации;
2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.
А.Тойнби выделяет 21 цивилизацию:
Тойнби выделяет два пути возникновения цивилизаций:
через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций
Тойнби выделяет пять основных стимулов , которые могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации :
Стимул природной среды: a) Стимул бесплодной земли; б) Стимул новой земли
Цивилизация – локальное образование, которое обладает присущими чертами и характеристиками.
Единой цивилизации человечества нет, есть только множество цивилизаций.
Каждая цивилизация создает свой индивидуальный художественный стиль.
Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов, общество решает вставшую перед ним задачу, чем приводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояния.
-
Хантер х хантер кратко по сериям
-
Уроки гражданской войны кратко
-
Значение зерновых культур кратко
-
От европейской к мировой войне кратко
- Виды страховых компаний и порядок их создания кратко
Теория А. Тойнби
Рис. 3 – А. Тойнби
- западную,
- православно-христианскую,
- исламскую,
- индуистскую,
- дальневосточную.
Попадая под влияние природно-географической среды и иных факторов, цивилизация приобретает сугубо свой собственный и неповторимый облик.
Арнольд Тойнби придерживался той точки зрения, что цивилизация есть единый организм со своей системой ценностей, высшими из которых являются религиозные.
Принципы локально-цивилизационного подхода до сих пор используются современными учеными. К примеру, С. Хантингтон также под цивилизацией трактует культурные социумы, обладающие своими языком, историческим наследием, традициями и, в своем преимуществе, религией. Этот автор также определил восемь ключевых цивилизаций, отношения между которыми можно назвать конфликтными. Это можно объяснить тем, что даже если политические и экономические расхождения можно нивелировать для достижения некого консенсуса, то примирить различные ценности и убеждения почти не представляется возможным.
А. Тойнби (1889-1975) свое понимание культуры изложил в труде «Исследование истории» (1934-1961). В русском переводе и издании он назван «Постижение истории». Автор более склонен к термину «цивилизация культуры», хотя проводимый им анализ имеет культурологическое содержание.
Начало, содержание и завершение истории человечества он объясняет библейски. Но с момента грехопадения человек отчуждается от Бога и создает свою историю и культуру. Следуя идеям Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, он представляет исторический процесс сменой локальных цивилизаций.
Единой мировой истории и планетарной цивилизации не существует. Цивилизация (или культура) — это устойчивая общность людей, объединенная духовными традициями и географическими рамками. Каждая цивилизация имеет свои законы, механизм функционирования и существует примерно шесть тысяч лет. Основными показателями возникновения и существования цивилизаций он считает:
а) наличие вселенской церкви;
б) степень удаленности цивилизации от первоначального центра возникновения религии.
Тойнби насчитывает по данным критериям 21 цивилизацию. Сегодня существует только пять: западно-христианская, православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная. Сохранились также две реликтовые (из прошлого) цивилизации: монофизитские христиане и ламаистское общество.
Тойнби отмечал непродолжительность периода жизни людей на стадии цивилизаций. Если возраст человечества, как он считал, составляет примерно 300 тыс. лет, то период цивилизованного общества составляет около 2% от этого срока, то есть менее 6 тыс. лет. Цивилизации возникают, развиваются и гибнут по общим причинам и законам.
3. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
Тем не менее между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах.
Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному состоянию или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация.
-
Проблема разделения власти и собственности кратко
-
Значение судебной практики для применения норм гражданского права кратко
-
Французская литература 19 века кратко
-
История из жизни смешная кратко
- Сенсорные и гностические слуховые расстройства кратко
Сущность концепции Тойнби
А. Тойнби являлся представителем религиозной философии, что отставило свой значительный след в его концепции исторического развития. С точки зрения Тойнби история представляет собой божественное творение, его воля реализуется через человека и его деяния. Мировой закон представляет собой взаимодействие человечества и божественного логоса. Божественное вопрошание воплощается в виде вызова, который он бросает человеку, в ответ человечество предпринимает определенные действия, преодолевая вызов. Через преодоление человек постигает историю, а значит и самого себя. Тем самым конечной целью исторического развития выступает постижение бога через самораскрытие человека.
Ключевым термином, используемым Тойнби в своей концепции, является понятие цивилизации. Данный термин использовали длительное время для того, чтобы подчеркнуть внешние материальные особенности того или иного человеческого сообщества. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» использовал цивилизацию в значении последней завершающей стадии развития культуры. Тойнби использовал ее в совсем новом качестве – в качестве основной единицы истории.
Замечание 1
Цивилизация, с точки зрения Тойнби, это общество, состоящее из одного или множества государств, представляющих собой относительно независимый самобытный мир.
Цивилизации могут вступать в отношения между собой, формируя экономические, политические, культурные связи. Между ними существует преемственность, в частности, Тойнби прослеживал следующую цепочку: минойская цивилизация – эллинская цивилизация –западная цивилизация. Эта преемственность может возникать в том числе на уровне культурных смыслов.
Цивилизации в своем развитии проходят 4 стадии развития: возникновение, рост, надлом, распад. Цивилизации создаются тогда, когда условия не слишком благоприятные и не слишком тяжелыми. Однако он усматривает действие ряда факторов, как положительных, так и негативных. К негативным он относил силу инерции, которая препятствует развитию человека и задержала развитие человеческой цивилизации примерно на 300 тысяч лет.
К предпосылкам формирования цивилизации он относит следующее:
- исключительность человека как биологического вида;
- специфичность среды, которая мобилизует человека на развитие;
- противостояние человеческого сообщества внешнему вызову как взаимодействие микрокосма и макрокосма.
Таким образом, от того, насколько успешно цивилизация отвечает на вызов, зависит прогресс общества. Все вызовы Тойнби разделял на вызовы природной среды и вызовы человеческой среды. Например, возникновению египетской цивилизации способствовал вызов, брошенный природой – иссушение земель и необходимость создания ирригационной системы. В России внешний вызов выражался в постоянном давлении кочевых племен, ответом стало формирование новой социальной организации, которая не только выстояла против кочевников, но и захватила их территории, превратив в крестьянские поля.
Тойнби выделял следующие типы вызовов:
- вызов сурового климата;
- вызов новых земель;
- вызов внешнего давления;
- вызов внешнего ущемления, когда общество направляет свои усилия на выработку свойства, чтобы возместить потерю/нехватку;
- вызов неожиданных ударов со стороны человеческого окружения.
Согласно концепции «вызов-ответ» внутри цивилизации существует элита (креативное меньшинство) и пассивное большинство. Поскольку цивилизация постоянно находится под воздействием внешних вызовов, ее способность существовать и развиваться зависит от меньшинства, т.к. только оно способно дать эффективный ответ на внешний вызов. Пассивное большинство копирует за элитой новые культурные ценности, традиции, формы поведения, которые вводит элита. При этом главным инструментом внедрения креативных идей в пассивные массы выступает религия, поскольку массы не в состоянии осознать и понять всю сложность процесса. При этом
Замечание 2
Критерием развития цивилизации и ее роста выступает не совершенствование материальной культуры, а ее самоактуализация и эффективный ответ на внешний вызов. История знает примеры, когда техника совершенствовалась, а цивилизация при этом оставалась статичной, и наоборот.
Критика локальных цивилизаций А. Тойнби
Реакция профессиональных историков и философов на теоретические построения Тойнби была неоднозначной.
Губман Б.Л., например, отмечал, что видение культурно-исторического развития Тойнби опирается на идею единства рода человеческого и богатейший материал, собранный ученым побуждает к серьезным размышлениям.
Губман Б. Л. считает, что особый интерес вызывают общегуманистические ценностные установки в разработку стратегии нового мышления.
Один из основателей школы «Анналов» известный французский историк Люсьен Февр, отмечает, что сравнительная история Тойнби есть не что иное как воскрешение старого литературного жанра XX века, который именовался «Диалогом мертвых».
По его мнению, то, что есть в исследовании Тойнби нового, не представляет особенной ценности, что называя 21 цивилизацию, автор умолчал о ключах, которые могли бы открыть двери, ведущие в эти цивилизации.
Российский философ А.А. Ивин говорит о религиозности работ А. Тойнби – выделяя локальные цивилизации, разбивая на них историю, он в то же время пытается восстановить идею единства мировой истории, придавая ей религиозный смысл.
А.А. Ивин поражен масштабами замысла, охватывающими всю историю человечества с описанием всех существующих и существовавших цивилизаций. По мнению А.А. Ивина, автор ничего не говорит об истории XX века и мимоходом упоминает о событиях XIX века.
Важным в концепции Тойнби является соотношение человека с природой, которое оказывается запутанным и неверным. Мысль Тойнби о том, что суровая природа стимулирует человека к активности, является с одной стороны географическим детерминизмом, а с другой стороны неверной.
Не согласен с Тойнби и Л.Н. Гумилев – Древнерусское государство, говорит он, располагалось возле Киева, где климатические условия не являлись суровыми, а Алтай и Ононский бор, где сложились тюрки и монголы, вообще курортные места.
Если по Тойнби моря, омывающие Грецию и Скандинавию, являлись «вызовом», то почему греки «давали на него ответ» только в VIII-VI веках до нашей эры, а скандинавы – в IX-XII веках нашей эры.
Тойнби к одной цивилизации относит Византийскую и Турецкую империи только потому, что они находились на одной территории. Иудейское царство, империя Ахеминидов и Арабский халифат оказались в «Сирийской цивилизации».
Цивилизация шумеров и вавилонян он делит на материнскую и дочернюю. Критерием в данном случае, считает Л.Н. Гумилев, по всей вероятности, был произвол мира.
Критические замечания к концепции Тойнби есть и у Ю.И. Семенова, который считает, что автор реально существующие общества и системы просто подгоняет под свои схемы и не желает останавливаться перед прямым насилием над фактами.
Таким образом, философия истории А. Тойнби вызывает большие возражения в применении к древней и средневековой истории, а к более поздней истории она совершенно неприложима.
Гибель цивилизаций
Тойнби считал, что цивилизации приходят к гибели тогда, когда у них заканчивается «жизненный порыв», в результате чего они уже не могут найти адекватный ответ на очередной исторический вызов. Каждая цивилизация сама ведет себя к гибели. Когда теряются силы самосохранения, наступает период кризиса и надлома. Со временем элита превращается в замкнутую самовоспроизводящуюся систему, она вырождается и не справляется со своими функциями. Она опирается уже не на творчество, а на материальные инструменты власти, прежде всего, на силу оружия и страх. Происходит раскол общества на правящее меньшинство и бесправное большинство. Меньшинство, «попирая все права и вопреки рассудку», пытается силой удержать власть, которой уже не достойно. На границах сообщества формируются силовые отряды, которые усиливают свой внешний напор. Действие внешних и внутренних сил способно разрушить уже ослабленную цивилизацию.