Философская антропология

Философская антропология в системе знаний, ее предметное поле и методы

Философская антропология

Определение 1

Философская антропология (греч. anthropos — человек) – это наука, ставящая вопросы о сущности и сущностной структуре человека и о фундаментальных вопросах его бытия.

Философская антропология как наука возникает вследствие перехода философии конца ХIX — начала XX века к онтологии и антропологии от гносеологии и логики; идеи этой науки прослеживаются в ряде философских течений, вне зависимости от определяющих проблематик в них.
Философская антропология, в узком смысле, — одно из направлений западной философии, которое окончательно сформировалось после Второй мировой войны в Западной Германии.

Слово «человек» несет в себе три смысла в антропологии философии.

  1. Общий либо собирательный смысл – здесь подразумевается человеческий род в целом
  2. Смысл обозначения какого-либо представителя рода или носителя общих черт – здесб подразумевается индивид
  3. Смысл обозначения конкретного человека, который имеет уникальные черты – это личность (индивидуальность)

↑мЕЙКЮЯЯХВЕЯЙЮЪ ТХКНЯНТЯЙЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ

мЕЙКЮЯЯХВЕЯЙЮЪ ТХКНЯНТЯЙЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ ЯРЮБХР БНОПНЯ Н МЕНОПЕДЕКХЛНЯРХ ВЕКНБЕЙЮ Х Н РНЛ, ЙЮЙ ЛНФМН ЛШЯКХРЭ ЩРС МЕНОПЕДЕКЕММНЯРЭ. нМЮ ОПЕДЯРЮБКЕМЮ БН тПЮМЖХХ л. тСЙН, ф. дЕКЕГНЛ, ф. дЕППХДЮ; Б цЕПЛЮМХХ – о. яКНРЕПДЮИЙНЛ; Б пНЯЯХХ – ч. аНПНДЮЕЛ, т. цХПЕМЙНЛ, а. оНПЬМЕБШЛ, щ. хКЭЕМЙНБШЛ.

мЕЙКЮЯЯХВЕЯЙЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ НЯОЮПХБЮЕР ОПХМЖХОШ ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ЮМРПНОНКНЦХХ. нМЮ ХЯУНДХР ХГ РНЦН, ВРН С ВЕКНБЕЙЮ МЕР ЯСЫМНЯРХ, МЕР ВРН. оНЩРНЛС ВЕКНБЕЙ ЛНФЕР ПЮЯЯЛЮРПХБЮРЭЯЪ Х ЙЮЙ ЦПЕГЪЫЮЪ ЯЮЛНЯРЭ (ч. аНПНДЮИ, т. цХПЕМНЙ), Х ЙЮЙ КСВХЯРЮЪ ЩМЕПЦХЪ (ф. дЕКЕГ), Х ЙЮЙ БЕВМШИ ОЕПЕУНД (я. яЛХПМНБ).

б ОЮПЮДХЦЛЕ МЕЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ЮМРПНОНКНЦХХ ВЕКНБЕЙ ОПЕДЯРЮЕР ЙЮЙ ПЕГСКЭРЮР ЯНАЯРБЕММНЦН ОНКЮЦЮМХЪ, Х НДМНБПЕЛЕММН НМ ГЮЯРЮЕР ЯЕАЪ ЙЮЙ СФЕ МЕВРН ОНКНФЕММНЕ. хГ ЩРНЦН ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ ЯКЕДСЕР, ВРН БЯЪЙНЛС ЮЙРХБМНЛС ДЕИЯРБХЧ ОПЕДЬЕЯРБСЧР ОЮЯЯХБМШЕ ЯХМРЕГШ ЯНГМЮМХЪ. я ТХКНЯНТЯЙНИ РНВЙХ ГПЕМХЪ ЩРН НГМЮВЮЕР, ВРН ЯНГМЮМХЕ МЕ РНФДЕЯРБЕММН ЯЮЛНЯНГМЮМХЧ, ХАН ЯНГМЮМХЕ – ЩРН ЩЛОХПХВЕЯЙНЕ ДЕИЯРБХЕ, Ю ЯЮЛНЯНГМЮМХЕ —  ЩРН ПЕТКЕЙЯХЪ, РН ЕЯРЭ ЛЕМРЮКЭМНЕ ДЕИЯРБХЕ. вЕКНБЕВЕЯЙНЕ АШРХЕ МЕ ХЯВЕПОШБЮЕРЯЪ ПЕТКЕЙЯХБМШЛ НРМНЬЕМХЕЛ Й ЯЮЛНЛС ЯЕАЕ, НМН ЯНЯРНХР, ОПЕФДЕ БЯЕЦН, Б ДЕИЯРБХХ МЮ ЯЕАЪ, ЙНРНПНЕ БЯЕЦДЮ ТЮЙРХВМН, Ю МЕ ЛЕМРЮКЭМН.

оЮРНКНЦХЪ ВЕКНБЕЙЮ

дКЪ МЕЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ТХКНЯНТЯЙНИ ЮМРПНОНКНЦХХ ОПХМЖХОХЮКЭМШЛ ЪБКЪЕРЯЪ ОНКНФЕМХЕ Н РНЛ, ВРН ЙКЧВ Й ВЕКНБЕЙС МЮУНДХРЯЪ Б ОЮРНКНЦХХ ВЕКНБЕЙЮ. хДЕЮКЭМШЛ ЛНДЕКЭМШЛ НАЗЕЙРНЛ ХГСВЕМХЪ ВЕКНБЕЙЮ ЪБКЪЧРЯЪ МЕ НАЕГЭЪМЮ, МЕ ВЕКНБЕЙ Б МНПЛЕ, Ю ХЯЙКЧВЕМХЕ ХГ МНПЛШ. рЮЙ, ДКЪ тСЙН Х дЕКЕГЮ ХДЕЮКЭМШЛ ЛНДЕКЭМШЛ НАЗЕЙРНЛ ЪБКЪЕРЯЪ ЬХГНТПЕМХЙ, ДКЪ хКЭЕМЙНБЮ – ЯКЕОНЦКСУНМЕЛНИ, ДКЪ оНПЬМЕБЮ – ЯМЕФМШИ ВЕКНБЕЙ, БНГМХЙЮЧЫХИ Б ПЕГСКЭРЮРЕ МЕПБМНЦН ЯПШБЮ, ОЕПЕУНДЮ ВЕПЕГ СКЭРПЮОЮПЮДНЙЯЮКЭМСЧ ЯХРСЮЖХЧ, ДКЪ аНПНДЮЪ Х цХПЕМЙЮ – ЮСРХЯР. б ОНЯКЕДМЕЛ ЯКСВЮЕ ЯРЮБХРЯЪ ОНД ЯНЛМЕМХЕ ХДЕЪ Н РНЛ, ВРН ВЕКНБЕЙ БЯЕЦДЮ ЕЯРЭ МЕЙНЕ АШРХЕ Б ЛХПЕ.

юЯНЖХЮКЭМНЯРЭ

оНЯРЮБХБ ОНД БНОПНЯ АШРХЕ ВЕКНБЕЙЮ Б ЛХПЕ, МЕЙКЮЯЯХВЕЯЙЮЪ ТХКНЯНТЯЙЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ НРЙЮГШБЮЕРЯЪ ОПХМХЛЮРЭ РЕГХЯ НА ХГМЮВЮКЭМНИ ЯНЖХЮКЭМНИ ОПХПНДЕ ВЕКНБЕЙЮ, Н ЕЦН МЕСЯРПЮМХЛНЛ ЯРПЕЛКЕМХХ Й ЯН-АШРХЧ Я дПСЦХЛ (дЕКЕГ, цХПЕМНЙ). дПСЦНИ – ЩРН РНР, ЙРН ГЮЯРЮБКЪЕР МЮЯ ЯЛНРПЕРЭ МЮ ЯЕАЪ Я НРБПЮРХРЕКЭМНИ РНВЙХ ГПЕМХЪ (дНЯРНЕБЯЙХИ). рН ЕЯРЭ дПСЦНИ – ЩРН НАЗЕЙРХБЮЖХЪ МЮЬХУ ОЕПЕФХБЮМХИ, Ю МЕ БМЕЬМЪЪ ОПХВХМЮ. мЕЙКЮЯЯХВЕЯЙЮЪ ТХКНЯНТЯЙЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ НРЙЮГШБЮЕР дПСЦНЛС Б ОПЮБЕ АШРЭ РНИ ХМЯРЮМЖХЕИ, ЙНРНПЮЪ, ЙЮЙ ДСЛЮК аЮУРХМ, ГЮБЕПЬЮЕР МЮЯ, ДЮЕР МЮЛ ЖЕКНЯРМНЯРЭ. оНЩРНЛС ВЕКНБЕЙ ОНМХЛЮЕРЯЪ Б ПЮЛЙЮУ МЕЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ТХКНЯНТЯЙНИ ЮМРПНОНКНЦХХ МЕ ЙЮЙ ЯСЫЕЯРБН ОПХПНДШ Х МЕ ЙЮЙ ВЮЯРЭ ЯНЖХСЛЮ, Ю ЙЮЙ МЕВРН РПЕРЭЕ. мЮОПХЛЕП, ЙЮЙ ЦПЕГЪЫЮЪ ЯЮЛНЯРЭ (цХПЕМНЙ).

оНЯЙНКЭЙС ВЕКНБЕЙ ЦПЕГХР, ОНЯРНКЭЙС НМ МЕ ВЮЯРЭ ОПХПНДШ. оНЯЙНКЭЙС НМ ЯЮЛ Б ЯБНХУ ОЮЯЯХБМШУ ЯХМРЕГЮУ, ОНЯРНКЭЙС ЕЦН МЕ ЯБЪГШБЮЕР ЪГШЙ, Ю ЯКЕДНБЮРЕКЭМН, Х ЯНЖХСЛ. б РНИ ЛЕПЕ, Б ЙЮЙНИ ВЕКНБЕЙ ЦНБНПХР, НМ ЯНЖХЮКЕМ, РН ЕЯРЭ ОНЯКСЬЕМ Х ОНДДЮЕРЯЪ БЕПАЮКЭМНИ ЯСЦЦЕЯРХХ. б РНИ ЛЕПЕ, Б ЙЮЙНИ НМ ЛНКВХР, НМ ЮЯНЖХЮКЕМ, РН ЕЯРЭ МЕОНЯКСЬЕМ Х МЕ ОНДДЮЕРЯЪ ЪГШЙНБНИ ЯСЦЦЕЯРХХ. оНЩРНЛС МЕЙКЮЯЯХВЕЯЙЮЪ ТХКНЯНТЯЙЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ СЯЛЮРПХБЮЕР Б ЬХГНТПЕМХЙЕ Х ЮСРХЯРЕ НОЮЯМШУ ДКЪ НАЫЕЯРБЮ КЧДЕИ.

Литература[]

  • Корнеев П. В. Современная философская антропология. — М., 1967.
  • Буржуазная философия XX века. — М., 1974.
  • Гуревич П. С., Степин В. С. Философская антропология. Очерк истории // Философские исследования. — 1994. — № 1. — С. 114—129.
  • Буржуазная философская антропология XX века. / Ред. Б. Т. Григорьян. — М., 1986.
  • Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. — М., 1988.
  • Феномен человека. Антология. — М., 1993.
  • Смирнов И. П. Два варианта человековедения // Смирнов И. П. Человек человеку — философ. — СПб.:»Алетейя», 1999. — С. 5-36.
  • Мостова Л. А. Американская антропологическая школа
  • Карлос Вальверде. Философская антропология (пер. с испан. Вдовиной Г.). — М.: «Христианская Россия». Серия: АМАТЕКА, 2001. — 412 стр. — ISBN 5-87468-076-4
  • Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. — Свердловск, 1988. — 127 с.

Философская антропология как школа

Институализация и обособление философской антропологии как самостоятельной школы происходит достаточно поздно – в $20$-е гг. $XX$ века. Это связано с работами Макса Шелера и Хельмута Плеснера, в которых основным вопросом является прояснение отличий человеческого и животного.

Обращение к антропологической проблематике М. Шелера связано с осмыслением кризиса европейского общества и культуры. Причиной кризиса является незнание природы человека, кризис культуры – это кризис человека

Отказ от человека связан с большим вниманием к естественнонаучному познанию, в сравнение с познанием культуры. Знание о человеке, по мнению Шелера, должно включать в себя научную, философскую и религиозную составляющую

При этом понятие человек остается до конца не определяемым.

Одной из особенностей природы человека, по М. Шелеру, является его направленность к познанию Бога, к поискам трансцендентного. Исходя из этого, философская антропология говорит о наличии у человека системы ценностей.

Замечание 1

Шелер определяет природу человека, выделяя в ней природную составляющую, порыв к жизни, и духовную составляющую, указанную уже направленность к Богу. Сущность человека заключена в любви. Любовь здесь являет собой акт высшего единения, дающего прозреть высшие ценности. Результаты этого выражаются в слове, являющемся своего рода символом.

В современной антропологической мысли присутствует два направления: биологическое и функциональное.

  1. Биологическое направление философской антропологии было разработано А. Геленом. Представители этого направления понимают человека как существо всецело биологическое. По большому счету, человек – это животное, но животное особое, способное творить культуру, общество и другое специфически человеческое.
  2. Функциональное направление антропологии (Э. Кассирер) считало, что если природу человека нельзя познать до конца, то нужно исследовать ее проявления в культуре и обществе посредством творческой и трудовой деятельности и рождаемые ей символы.

↑йКЮЯЯХВЕЯЙЮЪ ТХКНЯНТЯЙЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ

йКЮЯЯХВЕЯЙЮЪ ТХКНЯНТЯЙЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ НРБЕВЮЕР МЮ БНОПНЯ «вРН ЕЯРЭ ВЕКНБЕЙ?». б НЯМНБЕ ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ТХКНЯНТЯЙНИ ЮМРПНОНКНЦХХ КЕФХР ОЪРЭ ТСМДЮЛЕМРЮКЭМШУ ОПХМЖХОНБ:

  1. ВЕКНБЕЙ ЛНФЕР АШРЭ ОНМЪР РНКЭЙН ХГ ЯЮЛНЦН ЯЕАЪ, МХЙЮЙХЛХ БМЕЬМХЛХ ОПХВХМЮЛХ ЯСЫЕЯРБНБЮМХЕ ВЕКНБЕЙЮ НАЗЪЯМХРЭ МЕКЭГЪ;
  2. ВЕКНБЕВЕЯЙНЕ АШРХЕ ЪБКЪЕРЯЪ БЯЕЦДЮ НЯНГМЮММШЛ АШРХЕЛ;
  3. ЯНГМЮМХЕ ВЕКНБЕЙЮ ЪБКЪЕРЯЪ НДМНБПЕЛЕММН ЯЮЛНЯНГМЮМХЕЛ;
  4. ВЕКНБЕЙ ЕЯРЭ Б РНИ ЛЕПЕ, Б ЙНРНПНИ НМ ЯЕАЪ ДЕКЮЕР;
  5. ВЕКНБЕВЕЯЙНЕ АШРХЕ ЕЯРЭ БЯЕЦДЮ АШРХЕ Б ЛХПЕ.

б ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ТХКНЯНТЯЙНИ ЮМРПНОНКНЦХХ БШДЕКЪЕРЯЪ ДБЮ ОНДУНДЮ Й НОПЕДЕКЕМХЧ ВЕКНБЕЙЮ: 1. ОНГХРХБМШИ; 2. МЕЦЮРХБМШИ.

оНГХРХБМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ

оПХ ОНГХРХБМНЛ ЯОНЯНАЕ ПЮЯЯЛНРПЕМХЪ ВЕКНБЕЙ ОНМХЛЮЕРЯЪ ЙЮЙ БЕЫЭ, С ЙНРНПНИ ЕЯРЭ ДЮКЕЕ МЕ ПЮГКНФХЛШЕ ЯБНИЯРБЮ. яЛШЯК ОНГХРХБМНЦН ЙНМЖЕОРЮ ЮМРПНОНКНЦХХ БШПЮФЕМ ф.н. кЮЛЕРПХ Б ХДЕЕ Н ВЕКНБЕЙЕ-ЛЮЬХМЕ. щРНР ЯОНЯНА ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ УЮПЮЙРЕПЕМ РЮЙФЕ ДКЪ ЯНЖХНАХНКНЦХХ (щ. сХКЯНМ, б.о. щТПНХЛЯНМ) Х ОЯХУНЮМЮКХРХВЕЯЙНИ ЮМРПНОНКНЦХХ.

хМНИ БЮПХЮМР ОНГХРХБМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ ПЮГПЮАНРЮМ оКЮРНМНЛ Б ЙНМЖЕОРЕ «ВЕКНБЕЙЮ-ЙСЙКШ». б ЩРНЛ ЙНМЖЕОРЕ ПЕЬЮЕРЯЪ БНОПНЯ Н ЯБНАНДЕ, Н МЕГЮБХЯХЛНЯРХ ВЕКНБЕЙЮ НР ОПХПНДШ.

б ЙЮПРЕГХЮМЯЙНИ ТХКНЯНТХХ ЩРЮ МЕГЮБХЯХЛНЯРЭ ЯНУПЮМЕМЮ РНКЭЙН ДКЪ ОНГМЮБЮРЕКЭМНЦН ОПНЖЕЯЯЮ, Б ЙНРНПНЛ ВЕКНБЕЙ БШЯРСОЮЕР ЙЮЙ «ОКНБЕЖ Б КНДЙЕ». щРНР ЙНМЖЕОР НАЕЯОЕВХБЮЕР БНГЛНФМНЯРЭ ОНГМЮМХЪ, МН ЖЕМНИ РЮЙНЦН НРМНЬЕМХЪ ВЕКНБЕЙЮ Й ЯБНЕЛС РЕКС Х Й ОПХПНДЕ, ЙНРНПНЕ УЮПЮЙРЕПМН ДКЪ НРМНЬЕМХЪ ОКНБЖЮ Й КНДЙЕ. б НРКХВХЕ НР ОНГМЮБЮРЕКЭМНИ ЯТЕПШ Б ЯТЕПЕ ВСБЯРБ ДКЪ дЕЙЮПРЮ МЕ ЯРНХР ОПНАКЕЛЮ ДСЮКХГЛЮ. б ФХГМХ ВЕКНБЕЙ, ЯНЦКЮЯМН дЕЙЮПРС, ЩРН ЕДХМНЕ ЯСЫЕЯРБН, ДСЬЮ ЙНРНПНЦН МЕ ЛНФЕР НЬХАЮРЭЯЪ Б ЯБНХУ ВСБЯРБЮУ. дЕЙЮПР РЮЙ ФЕ, ЙЮЙ Х оКЮРНМ, ПЕЬЮЕР ОПНАКЕЛС ЯБНАНДШ ВЕКНБЕЙЮ Х ББНДХР ОПЕДЯРЮБКЕМХЕ Н ВЕКНБЕЙЕ ЙЮЙ НДХМНЙНЛ ОСРМХЙЕ, ГЮАКСДХБЬХИЯЪ Б КЕЯС.

б ТХКНЯНТХХ йЮМРЮ БШДБХЦЮЕРЯЪ ЛНДЕКЭ «ВЕКНБЕЙЮ-ЛЮПХНМЕРЙХ». б ЩРНИ ЛНДЕКХ йЮМР ГЮЫХЫЮЕР ЯБНАНДС ВЕКНБЕЙЮ НР ОПХПНДШ Х НР аНЦЮ (ЯЛ. «йПХРХЙЮ ОПЮЙРХВЕЯЙНЦН ПЮГСЛЮ»). бЛЕЯРН ТНПЛСКШ «ВЕКНБЕЙ ЕЯРЭ» йЮМР ОПЕДКЮЦЮЕР ТНПЛСКС «ВЕКНБЕЙ ЯРЮМНБХРЯЪ».

яРЮМНБКЕМХЕ

б ПЮЛЙЮУ ОЮПЮДХЦЛШ ЯРЮМНБКЕМХЪ ОПНАКЕЛЮРХГХПСЕРЯЪ БНОПНЯ Н ЯЮЛНЛ ЯСЫЕЯРБНБЮМХХ ВЕКНБЕЙЮ, БЕДЭ ЯРЮМНБКЕМХЕ СЙЮГШБЮЕР МЮ РН, ВРН ЕЫЕ МЕ ЯСЫЕЯРБСЕР, МН РНКЭЙН ЯРПЕЛХРЯЪ Й ЯСЫЕЯРБНБЮМХЧ. пЕГСКЭРЮР ЯРЮМНБКЕМХЪ ЛНФЕР АШРЭ ДБНЪЙХЛ: НМ ЛНФЕР АШРЭ ОНГХРХБМШЛ, Ю ЛНФЕР АШРЭ Х МЕЦЮРХБМШЛ. вЕКНБЕЙ ЛНФЕР ЯНЯРНЪРЭЯЪ, Ю ЛНФЕР Х МЮУНДХРЭЯЪ Б БЕВМНЛ ЯРЮМНБКЕМХХ. б ОЕПБНЛ ЯКСВЮЕ С МЕЦН БНГЛНФМЮ ЯСЫМНЯРЭ, БН БРНПНЛ НМЮ МЕБНГЛНФМЮ. б ОЕПБНЛ ЯКСВЮЕ ВЕКНБЕЙЮ МСФМН ПЮЯЯЛЮРПХБЮРЭ ВЕПЕГ ЯНОПЪФЕМХЕ Я МХВРН (уЮИДЕЦЦЕП, яЮПРП) ХКХ ЯН ЯЛЕПРЭЧ (тСЙН). бН БРНПНЛ ЯКСВЮЕ ЯЙКЮДШБЮЕРЯЪ МЕЦЮРХБМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ.

мЕЦЮРХБМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ

рЕПЛХМ «МЕЦЮРХБМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ» ББЕК Б МЮСВМШИ НАНПНР а. бШЬЕЯКЮБЖЕБ Б ПЮАНРЕ «вРН РЮЙНЕ Ъ ЯЮЛ». б ПЮЛЙЮУ МЕЦЮРХБМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ ВЕКНБЕЙ ОНМХЛЮЕРЯЪ Б ЛНДСЯЕ СЯЙНКЭГЮЧЫЕЦН ВРН. б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ ВЕКНБЕЙ ЛНФЕР ПЮЯЯЛЮРПХБЮРЭЯЪ РНКЭЙН ЙЮЙ ЯСЫЕЯРБНБЮМХЕ АЕГ СЙЮГЮМХЪ МЮ РН, ВРН ЯСЫЕЯРБСЕР. мН ЯЮЛН ЩРН ЯСЫЕЯРБНБЮМХЕ МЕ ПЮЯРБНПЪЕРЯЪ Б ЮАЯНКЧРМНЛ МХВРН. мЕЦЮРХБМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ БШПЮФЕМЮ Б ДЕЪРЕКЭМНЯРМНИ ЙНМЖЕОЖХХ ВЕКНБЕЙЮ, ЯСРЭ ЙНРНПНИ БШПЮФЮЕРЯЪ Б ТНПЛСКЕ «ВЕКНБЕЙ ЕЯРЭ РН, ВРН НМ ХГ ЯЕАЪ ДЕКЮЕР» (тХУРЕ, цЕЦЕКЭ, лЮПЙЯ, бШЦНРЯЙХИ, кЕНМРЭЕБ), Х Б ЯХЛБНКХВЕЯЙНИ ЙНМЖЕОЖХХ (йЮЯЯХПЕП, тКНПЕМЯЙХИ, уНПСФХИ). яНЦКЮЯМН ОНЯКЕДМЕИ, ВЕКНБЕЙЮ МЕКЭГЪ ОНМХЛЮРЭ ЙЮЙ БЕЫЭ, С ЙНРНПНИ ЕЯРЭ ЯБНИЯРБЮ. вЕКНБЕЙ — ЩРН ЯХЛБНКХВЕЯЙНЕ ЯСЫЕЯРБН, МЮ ЙНРНПНЛ НЯРЮБКЪЕР ЛЕРЙХ, ЯКЕДШ, ПЮМШ Х ПСАЖШ ЛХП, Б ЙНРНПНЛ ВЕКНБЕЙ ФХБЕР. яХЛБНКШ ПЮЯЬХПЪЧР ЯСЫЕЯРБНБЮМХЕ ВЕКНБЕЙЮ, Х Б ЩРНЛ ЯБНЕЛ ЯСЫЕЯРБНБЮМХХ ВЕКНБЕЙ СФЕ МЕ ГЮБХЯХР НР ЯБНХУ ОПХПНДМШУ ЙЮВЕЯРБ Х ЯСЫЕЯРБСЕР ЙЮЙ ПЕКХЦХНГМНЕ ХКХ ЙСКЭРСПМНЕ ЯСЫЕЯРБН.

Место человека в природе

Одним из ключевых вопросов антропологии является вопрос о месте человека в мире. По этому вопросу сложилось четыре точки зрения:

  1. Античная мысль стоит на позиции космоцентризма, согласно которой внутренний мир человека подобен космосу.
  2. Средневековое учение о человеке было теоцентрическим, признавало Бога творцом человека как существа расположенного между ангелами и животными.
  3. Эпоха Возрождения – это время господства антропоцентризма с его идее равности человека Богу.
  4. Позиция коэволюции характерна для современного мира; указанная точка зрения утверждает гармоничное общение человеческого и природного.

Развитие философской антропологии[]

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Биологическое направление философской антропологии

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Функциональное направление философской антропологии

Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

Основоположники философской антропологии

Основоположником философской антропологии является Макс Шеллер (1874—1928). Взгляды мыслителя эволюционировали: он называл себя неокантианцем и феноменологом, это привело к тому, что все его взгляды и идеи реализовались в главном – изучении проблем человека. Шелер писал:

Мыслитель является создателем обширной программы философского познания человека во всей глубине его бытия.

По мнению философа философская антропология – это философское течение о метафизическом происхождении человека и силе, что движет им и которые сам же человек приводит в движение.

М. Шелер определяет следующие ступени развития психического:

  • Чувственное стремление
  • Инстинкт
  • Ассоциативная память
  • Дух
  • Практический интеллект

Философ отмечает, что сущность человека в любви, следуя учению Паскаля. Он утверждает, что человек – существо любящее.

Замечание 1

Плеснер Хельмут (1892-1985) – яркий представитель и один из основоположников философской антропологии немецкой школы. Он считал, что философская антропология должна базироваться на философии «живого бытия». Таким образом, она должна исходить из того, что в понятием «жизнь» охватываются в первую очередь природно-органические формы, не социально-культурные. Плеснер противопоставляет свою антропологию экзистенциализму, поясняя, что философия экзистенциализма слишком абстрактная и бесполая

Он акцентирует внимание на том, что психика человека особенная и человека от животного отличает экзцентричность

Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания. Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел.

Специфика философской антропологии заключает в себе общие положения:

  1. Это особый вид философской рефлексии. Самосознание культуры в периоды развития, когда человек – проблема для самого себя
  2. Принцип индивидуализации – одна из характерных черт антропологии. Основной целью философской антропологии является разрушение абстрактного образа человека
  3. История философской антропологии – не непрерывное развитие принципов, идей и понятий.

Макс Шелер — основоположник философской антропологии[]

Макс Шелер (1874—1928) проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем, феноменологом и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека.

Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии (так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т. д. В этом кризисе Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека.

Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, однако люди ими полностью пренебрегают. Таким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, то есть религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека — это главная проблема философии. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи.

Человек и Бог

Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире. На эти взгляды Шелера повлияло его увлечение неокантианством. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Большинство людей главными, а может быть и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство сам стал совершенным.

Природа человека

В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: