Основной вопрос философии и его современное решение кратко

Основной вопрос философии и его современное решение кратко

Дуализм: никаких крайностей!

Как мы уже говорили, помимо материалистов и идеалистов, философы выделяются в отдельную группу – дуалистов. Это течение отвечает на первый аспект основного вопроса философии следующим образом: духовное и материальное – это два независимые начала, которые тесно взаимодействуют друг с другом.

Иначе говоря, материя и дух равны по своему значению и дополняют друг друга. Именно в этом заключается смысл классического дуализма. Основателями его стали Декарт и Аристотель.

Прежде всего, они считали, что идеи и материя кардинально различаются своими базовыми свойствами. Так, материальное имеет форму, размер, объем, цвет и так далее. Тогда как духовность не оперирует понятиями физического мира.

Таким образом, обе системы ценностей сосуществуют и имеют место в этом мире как независимые.

Субъективный и объективный идеализм

Вполне ожидаемо, что столь масштабные направления философской мысли не могли не разбиться на отдельные течения.

Так, идеализм делится на два крупных направления: идеализм объективный и идеализм субъективный. Чем же они отличаются?

1. Объективный идеализм: существует высший разум

Философы-сторонники объективного идеализма проповедуют идею о существовании высшего разума. Само название родилось из мысли о том, что человек – это продукт сущности, которую можно назвать богом.

При этом мироздание существует полностью независимо и неподконтрольно человеку. А люди, как и весь остальной материальный мир, это лишь физическое проявление высшей воли.

2. Субъективный идеализм: весь мир — проекция человеческого мышления

Напротив, приверженцы субъективного идеализма говорят о том, что наблюдаемый мир является продуктом работы человеческого мышления. Мы смотрим на мир вокруг, проецируя на внешние проявления реальности внутренние установки.

Таким образом, сознание все еще остается первичным, но оно не связано с внешним разумом. Проще говоря, эта Вселенная такова, какой мы ее себе представляем. Ни больше, ни меньше!

Субъективный идеализм

Определение

Внешний мир – это продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря нему.

Для того чтобы понять суть субъективного идеализма необходимо обратиться к работам таких мыслителей как Беркли (1685- 1753), Фихте (1761 — 1814) и других.

Суть субъективного идеализма заключается в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы видим в мире – это только наши ощущения. При этом все воспринятые качества относительны: один и тот-же предмет может быть воспринят как большой, так и маленький. Знаменитый тезис Джорджа Беркли: «существует – значит быть воспринятым» подразумевает, что бытие – это то, чем человек воспринимает через различные человеческие ощущения, а об объективно существующем мире вещей можно только рассуждать.

Материализм

Внешний мир не зависит от нашего сознания, сознания и мышления, он — первичен. Зарождение материализма происходит в Древнем мире (Древняя Индия – даосизм, Древняя Греция – милетский стиль, Древняя Греция – греческая школа). Согласно этой форме материальный мир развивался, одна форма сменялась другой — от натуралистического материализма античной эпохи до механизированной формы Нового времени и диалектической формы во второй половине 20 века. Представители механистического материализма: Ф. Бэкон, Гоббс, Гольбах, Дидро, Декарт и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Но это относится только к природе, но не к обществу, в котором действует принцип морали, а не механические причины.

Сегодняшняя форма материализма – это диалектическая. Основатели: К. Маркс и Фр. Энгельс. В основе его лежит ориентация на науку и практику, а также мобилизация сил на качественное изменение жизни общества.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Основной вопрос философии и его гносеологический аспект: познаваем ли мир

Второй важнейший аспект главной философской темы – это возможность человека познать окружающий его мир. В самом деле, обладаем ли мы возможностью изучить реальность досконально?

2. Агностицизм: есть вещи недоступные для познания

Однако такие философы, как Кант и его последователи, придерживались обратной точки зрения. К примеру, они продвигали идею о том, что есть познаваемые и непознаваемые человеческим сознанием явления.

3. Религиозный агностицизм: невозможность постичь бога

При этом существует так называемый религиозный агностицизм. Согласно его концепции, человеческое сознание не может постичь бога или что-либо божественное.

А сверхъестественные явления и их смысл также никогда не могут быть поняты человеком. При этом агностицизм не исключает возможности их существования. Вся идея сводится к тому, что мы об этом просто ничего не знаем и не узнаем никогда.

Истина рядом

В мире существует огромное количество течений, направлений и школ философии. Все они разбирают различные аспекты бытия и места человека в этом мире. При этом основной вопрос философии с двумя его аспектами является ключевым в разделении на отдельные ветви.

Вся философская рефлексия на эту тему – это попытка найти решение, докопаться до истины. Однако это вряд ли возможно, и единого мнения не будет никогда.

Вероятно, у тебя уже есть собственные мысли, и ты скорее согласишься с одними философами и совсем не согласишься с другими. Что ж, если ты захочешь углубиться в тему, возможно, ты определишь свое место в системе координат философии и ее основного вопроса.

Читай также:

Жизнь в доме на колесах: что такое вэнлайф

Секреты счастья и благополучия в турецкой культуре: кейиф, кисмет, сайгы

Выйти за рамки привычного: что такое ретриты и почему они так популярны

Места силы, биолокация и геопатогенные зоны: древние знания о земле, которые оказались выдумкой

5 парадоксов Вселенной: почему ночное небо темное, а вокруг красных карликов нет жизни

Качества настоящей женщины: как менялись представления о феминности от античности до новейшего времени

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его

Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что:

  1. материя является источником сознания, а сознание — отражением материи;
  2. сознание — результат длительного процесса развития материального мира;
  3. сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;
  4. существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;
  5. сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;
  6. сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

Copyright 2008 — 2021 All Rights Reserved. Копирование материалов сайта разрешено с указанием обратной ссылки на сайт.

Гносеологическая сторона вопроса

Для того чтобы понять возможности человеческого мышления по отношению к миру существует множество точек зрения и мнений, которые могут быть разными. Большая часть людей, в том числе и философских деятелей, считают, что мир познаваем. Это гносеологический оптимизм или гностицизм.

А также есть категория философов, которые утверждают об ограничении человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. При таком варианте имеется слово, которое употребляется для обозначения данной позиции – «диагностицизм».

Но, к сожалению, это не так. Агностицизм как решение основного вопроса философской мысли. В античности агностицизм был распространен в форме скептицизма. Скептики рассуждали о природе вещей, отношении человека к ним и последствия этого отношения. Однако философы говорили о том, что природа вещей нам не известна, а относиться к вещам следует с недоверием, избегая категорических суждений. Такое поведение принесет вам безмятежность и счастье (отсутствие страданий) Представители скептического направления в эпоху Возрождения: М. Монтень и П. Бейль.

Представители агностицизма Нового времени: И. Кант и Юм. В некоторых современных направлениях философии можно обнаружить элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма полагают, что мир не познаваем, поэтому они предлагают оценивать его положительно, как «познание утяжеляется». На сегодняшний день основной проблемой философии является ее отсутствие, которая не дает покоя ни философам, ни ученым. В настоящее время философы говорят о том, что главный вопрос философии может измениться, и главной задачей станет вопрос о существовании человека, его идентичности, поиска смысла жизни и счастья.

Основной вопрос философии и его онтологический аспект: материя или дух

Как философы отвечают на вопрос, что первично: материя или дух.

1. Материализм: главенство физического

Если мы выбираем первичность материи, то мы становимся сторонниками идеи материализма. Согласно ей, первичное начало – это объективная реальность.

При этом все понятия идеального мира отходят на второй план, становясь лишь следствием материи.

2. Идеализм: первостепенность мира идей

И напротив, если согласиться с главенством мира идей, то нам придется примкнуть к лагерю идеалистов. Тогда нужно будет согласиться с идеей, что все материальное рождено из духовного.

3. Дуализм: идеализм и материализм существуют одновременно

Однако есть и промежуточное мнение, согласно которому идеи и материя существуют параллельно и независимо. Это направление мысли называется дуализмом.

Другие формы материализма

Какие еще направления мысли есть в материализме.

1. Натурализм

Одной из них, к примеру, является натурализм – в нем объяснение всех вопросов бытия происходит через особенности человеческой природы.

В этой ветви философской мысли даже существование морали объясняется природными инстинктами и побуждениями.

2. Метафизический материализм

Еще одно направление материализма – метафизическое. Основная мысль этого учения – материя может менять свои формы, при этом оставаясь неизменной по своей сути. День может сменяться ночью, тучи уступают место солнцу, однако ход вещей остается прежним.

Проще говоря, цикличность жизни сохраняется, какие бы формы ни принимали отдельные аспекты реальности. Любопытно отметить, что все сторонники материализма до учения Маркса и Энгельса придерживались именно метафизического направления материализма.

3. Диалектический материализм

Сейчас же существует так называемый материализм Нового времени. Иначе его называют диалектическим материализмом. Согласно этому философскому течению, материя первична, идеи – вторичны.

При этом в жизни эти идеи интерпретируются как опора на науку и практику. Другими словами, мобилизация ресурсов и сил может быть направлена на качественное изменение мира и бытия.

Философские системы, в которых есть некое единое начало, называются моническими системами. Кроме них, богатое философское поле также нашло место для дуалистов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: