Соотношение понятий индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность

Соотношение понятий 'человек', 'индивид', 'личность', 'индивидуальность' и 'субъект'. реферат. психология. 2015-01-10

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Личность

Первое и самое главное качество, присущее личности – сознание, то есть понимание своей деятельности, умение ставить цели, мечтать, отражать свое отношение к окружающему миру.

Признаки, характеризующие личность:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Наша родина — Россия
  • 2. Коммуникативная деятельность
  • 3. Человек в обществе
  • 4. Гражданин Российской Федерации
  • осознание себя в обществе, своего “я”;
  • способность заниматься различными видами деятельности (в зависимости от возраста – игра, учение, труд);
  • способность приобретать необходимые для успешной деятельности знания и навыки.

Все люди являются личностями, но есть такие, которые не соответствуют требованиям общества: преступная личность, неразвитая личность и так далее.

Уважение к личности. Общество одобряет или осуждает личность. Отношение к ней зависит:

  • от труда человека;
  • от отношения к окружающему миру;
  • от оценки им самого себя.

Понятие «субъект» и его особенности

Субъект (от латинского subjectum – подлежащее) – это индивид (группа индивидов) в качестве источника познания и преобразования действительности. Как правило, субъект представляет собой носителя активности. Субъект является организмом (человеческим или другим), который признается участником (добровольным или нет) эксперимента.

Взаимозаменяемым синонимом понятию «другие» является категория «наблюдатель» (использовалась раньше и иногда продолжает использоваться для того, чтобы обозначить субъекта в эксперименте интроспекции или в рамках психофизического исследования).

В целом термин «субъект» применяется для определения участника любого исследования в психологии. Использование же других понятий ограничено определенным форматом. Если взять за основу такое обобщенное и вместе с тем детализированное представление о субъекте, то можно определенным образом уточнять соотношение между объемом и содержанием категорий «личность» и «субъект»

Данные понятия чаще всего используют как синонимы, если брать за основу все приведенные выше определения субъекта. Это доказывает тот факт, что в текстах, где часто применяют понятие «субъект», практически нельзя встретить термин «личность», и наоборот.

Субъект представляет собой также личность, но она достигла высокого уровня зрелости. По этой причине можно предположить, что объем и содержание категории «субъект» более узкий, чем объем и содержание термина «личность».

Категория «субъект» способна включать в себя только лишь часть человека в качестве личности. Чаще всего она относится к активному и творческому началу. В связи с вышесказанным понятия личность, субъект, индивидуальность необходимо разграничить определенным образом.

Индивид и развитие

Самосовершенствование, развитие, накопление знаний – все это происходит постепенно. Индивид не ограничивается развитием на ранних стадиях, а продолжает динамично раскрываться на протяжении всей жизни. Случается такое, что человек достигает пика своего совершенства лишь в старости.

Такое состояние сродни единству всех компонентов, слияние в одно целое, только целостность индивида придаст ему счастье и привнесет полную гармонию. Стремление к этой цели называется индивидуализацией. Она подразумевает стремление к целостности противодействующих внутриличностных сил. Выходит так, что архетип самости объединяет в себе противоположности и является тем пиком, в котором все органично связано друг с другом.

Как выработать

Конечно, выгодно выделяться на фоне остальных хочется всем. Главное, чтобы это не шло вразрез с общепринятыми правилами поведениями в обществе и не сопровождалось ущемлением прав других. Яркая индивидуальность, если она положительная, позволяет человеку многого добиться:

ему отдадут предпочтение на собеседовании при приёме на работу;
его выделит из всех остальных претендентов любимый человек;
он привлекает к себе искреннее внимание;
часто становится лидером;
имеет много друзей и знакомых.

Это далеко не все выгоды выделяться из толпы. Поэтому в любом возрасте есть смысл задуматься о том, как подчеркнуть индивидуальность, развить, выработать, направить в положительное русло. В арсенале психологов — большое количество способов и методик, как это сделать.

У детей

Становление индивидуальности в идеале должно происходить в детском возрасте. Поэтому каждый родитель, заботящийся о полноценном развитии своего ребёнка, должен способствовать формированию у него качеств, которые будут выгодно отличать его на фоне остальных. Подходить к данному вопросу следует комплексно.

Вырабатывать вкус

Для этого нужно детей с раннего возраста приучать к прекрасному. Слушать классическую музыку, ходить в музеи, театры и картинные галереи. Наблюдать за красотой природы. Окружать элегантными вещами. Учить опрятности и правилам ухода за собой. Рассказывать о сочетании цветовых гамм. Вместе подбирать одежду. С возрастом — следить за модой и индивидуальными стилями различных звёзд

Это поможет в будущем создать свой неповторимый образ и в любом обществе привлекать к себе внимание безупречным внешним видом с изюминкой

Учить общаться

В первую очередь обучать правилам поведения в обществе. Предоставлять ему возможность общаться со сверстниками. Приглашать домой его друзей, наблюдать за их общением, аккуратно поправлять ошибки собственного ребёнка. Следить за тем, чтобы у него не было навязчивых движений, бесконтрольной мимики. Развивать лидерские качества, если они есть.

Формировать собственную точку зрения

Параллельно развивать собственное видение всего происходящего вокруг. Самый элементарный приём: после прочтения сказки или просмотра мультфильма спрашивайте, какие герои, с точки зрения ребёнка, хорошие, а какие плохие, и почему. По мере взросления нужно показывать, что не всегда общее мнение может быть правильным. Всем жалко весёлого и озорного Колобка, которого съела Лиса. Но разве он положительный персонаж, если ослушался дедушку с бабушкой и убежал от них?

Обогащать внутренний мир

Способствовать развитию творческого начала: отдать в художественную студию, на танцы, в спорт, где ребёнок сможет реализовать себя. Расширять кругозор чтением книг, прослушиванием классической музыки, посещением музеев.

На формирование личностных особенностей ребёнка также оказывает большое влияние развитие адекватной самооценки. Если с ней замечены какие-то проблемы, лучше обратиться за помощью к профессионалу. Ежедневно разговаривайте со своими детьми, просите их проанализировать, что произошло за день.

У взрослых

Главное — понять, что фиолетовый цвет волос и пирсинг в носу — ещё далеко не выражение индивидуальности. Для того, чтобы её выработать, рекомендуется:

  • не пожалеть денег и времени и записаться на тематический психологический тренинг;
  • постоянно работать над собой: вырабатывать силу воли через тайм-менеджмент, выравнивать самооценку с помощью аффирмаций;
  • изучить стилевое своеобразие различных звёзд мировой величины, интересоваться модой, поработать со стилистом и визажистом, чтобы найти и создать свой неповторимый образ;
  • тренировать умение дискутировать;
  • сделать что-нибудь по-настоящему полезное (не на словах, а на деле) для своего города;
  • развиваться творчески: рисуйте, плетите, лепите, стройте, пишите, чтобы отразить собственный взгляд на мир;
  • развивать свои интеллектуальные способности и память, расширять кругозор.

Как сказал известный немецкий писатель-романтик Гофман, большинство людей похожи на монеты, на которых чеканятся одни и те же изображения, но есть и те, что подобны медалям, выбиваемым только для особого случая. Последние и являются индивидуальностями. И то, чем быть в этой жизни — штампованной монеткой или торжественной медалью — каждый решает сам для себя.

Динамическая структура личности по к. Платонову

Название подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направление личности

Опыт

Особенности психических процессов

Биопсихические свойства

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

Привычки, умения, навыки, знания

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Темперамент, половые, возрастные свойства

Биологического почти нет

Значительно больше социального

Чаще больше социального

Социального почти нет

Социально-психологический

Психолого- педагогический

Индивидуально — психологический

Психо-физиологический

Нейро-психологический

Воспитание

Обучение

Упражнения

Тренировка

Индивид (от лат. Individuum — неделимое), первоначально — лат. Перевод греческого понятия ‘атом’ (впервые у Цицерона), в дальнейшем — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:

  1. человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или
  2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой — работа по определению смысла жизни.

Человек — совокупность всех общественных отношений.

  1. Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;
  2. натуралистическое (биологическое) понимание человека;
  3. сущностное понимание человека;
  4. целостное понимание человека.

Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то,  что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности
  • В чертах характера
  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Таким образом, все люди индивидуальны с анатомо-физиологической, психологической, нравственной и философской точек  зрения. Мы все хотим быть самими собой, чтобы нас ценили как конкретную отдельную личность, ни с кем не сравнивая и ни на кого не показывая. В этом смысле сложно быть детьми знаменитостей, потому что их воспринимают часто как чьих-то детей и им приходится доказывать, что они сами что-то из себя представляют и могут многого в жизни добиться.

В конце я хочу пожелать каждому из вас, ребята, стать высоконравственной личностью, стремиться к этому, формировать в себе лучшие человеческие качества. И, конечно, быть индивидуальностью, не сливаться с массой, толпой, всегда иметь свою позицию, добиваться высоких результатов в том деле, которому вы посвятите свою жизнь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Соотношение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность»

К самым общим характеристикам, которые дают возможность назвать человека индивидом, можно отнести целостность его психофизиологической организации, устойчивость в процессе взаимодействия с окружающими и активность.

Категория «индивид» употребляется, как правило, в содержательной связке со словом «личность». Соотношение индивидуальности и личности можно определить тем, что они являются двумя вариантами бытия человека, двумя его различными определениями.

Замечание 1

Становление личности представляет собой процесс социализации человека, освоения им родовой и общественной сути. Становление личности также относится к принятию индивидом социальных ролей и функций, норм и правил поведения, выработанных в обществе и социуме.

По мнению исследователя А. Н. Леонтьева, личность нельзя считать генотипически обусловленным целостным образованием. Это связано с тем, что она создается через общественные отношения, в которые индивид начинает вступать в своей деятельности. То обстоятельство, что происходит трансформация, изменение некоторых особенностей как индивида, представляет собой не причину, а следствие формирования его личности.

Категория «индивидуальность» включает единство неповторимых личностных свойств конкретных людей. Она состоит из своеобразия его психофизиологической структуры:

  • Темперамента человека,
  • Физических и психических особенностей,
  • Интеллекта,
  • Мировоззрения,
  • Жизненного опыта.

Формирование индивидуальности осуществляется при прохождении процесса индивидуализации объекта. Она представляет собой самоопределение и обособление личности, когда оформляется ее «выделенность», уникальность и неповторимость. Личность, которая смогла стать индивидуальностью, представлена своеобразным, неповторимым, активно и творчески проявившим себя в жизни человеком.

О проблеме индивидуальности в психологии

Почему же так важно изучать этот психологический феномен? Казалось бы, все четко и ясно: люди разные, каждый из них – личность. Тогда в чем же проблема?. Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека

Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости

Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека. Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости.

Это значит, что любой ученый, взявшийся за проведение эксперимента, должен учитывать индивидуальность каждого своего испытуемого. И в исследовании результаты будут представлять собой сумму отличительных признаков разных людей.

А ведь индивидуальность – это понятие не статичное. С возрастом у одного испытуемого могут меняться определенные показатели, выявленные в тестах. К примеру, пятиклассник всегда читает быстрее, чем второклассник. Получается, что способности человека не остаются статичными, неизменными, они развиваются. И точно так же развивается и сама индивидуальность.

Индивидуальность

В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.

Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже монозиготные близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

В чем состоит отличие понятий “человек”, “индивид”, “личность” от понятия “индивидуальности”

Часто в разговорной речи, в художественной или научной литературе, в обиходе этими понятиями описывают какой-то один субъект. Они тесно между собой связаны, однако не означают одно и тоже.

Итак, “человеком” называется представитель человеческого рода. Человеческие качества и физические признаки определены генетически.

Индивид — это представитель вида “homo sapiens” в единичном экземпляре. Индивиды отличаются друг от друга ростом, весом, типом телосложения, цветом волос, расовыми принадлежностями, характером, мышлением, темпераментом и поведением.

Под “личностью” имеются в виду свойства человека, которые развиваются в нем под влиянием общества. От семейного воспитания, традиций, влияния родственников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, преподавателей в училище и университете, коллег и, в общем, от отношений между людьми зависит какой личностью станет человек.

Индивидуальность же представлена в основном духовными качествами человека. Отражает его неповторимость, самобытность и независимость. Индивидуальностью называют способность личности самой выбирать, определить свой путь, свое призвание, способность проявить себя иначе в сравнении с другими. Таким образом видно, что эти понятия взаимосвязаны, так как относятся к одному субъекту.

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с тяжелыми психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Биологическая сущность человека

Социальная сущность человека

Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему  человеческому роду. 

Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное

Человек

1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.

1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.

2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.

2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.

3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.

3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.

4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.

4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Сущность понятий «человек» и «индивид»

В российской науке понятие «человек» обладает двумя значениями: широким и узким. В первом из них «человек» — это категория, которая относится ко всему человеческому роду. Понятие характеризует совокупность людей в их разнообразных отличиях от животного мира. В этой ситуации можно говорить, что оно родовое, то есть относится ко всему человеческому роду.

В первом значении понятие характеризует человека и в качестве биологического вида, и в качестве социального существа, которое отличается от животных. В узком понимании понятие также обозначает каждого отдельно взятого человека, но выступает при этом в качестве термина, отделяющего любого человека от остальных.

В последнем значении слово состоит из свойств, обнаруживающихся у отдельного человека, а не из всех признаков людей. Психология выделяет несколько понятий, которые отражают духовный мир человека, включая его ценности, самосознание и мировоззрение.

Индивид является единичным представителем человеческого вида. Индивиды могут отличаться друг от друга морфологическими особенностями (например, по росту, телосложению, цвету глаз), а также психологическими свойствами (например, по способностям, темпераменту, эмоциональности).

Индивид в соотношении с понятиями личность и индивидуальность определяется как:

  • Единичное природное существо, являющееся продуктом филогенетического и онтогенетического развития в единстве врожденного и приобретенного начала;
  • Носитель личных, индивидуальных, своеобразных черт и сторон;
  • Отдельный представитель общественной жизни, социальное существо, которое выходит за рамки природной (биологически обусловленной) ограниченности.

Важная и особенная характеристика индивида представлена его способностью преодолевать заложенные биологические ограничения, осознанно управляя собственной поведенческой активностью с контролем всех важнейших психологических процессов.

Ляля — Стр 3

Формирование развитой личности в тысячах трудящихся, которых существующий порядок вещей как бы фатально обрекал на полное обезличение,— одно из самых величественных явлений в истории. Таково первое замечательное завоевание рабочего движения. Уже в начале прошлого века в его рядах появляется масса независимых, самоотверженных натур, выкованных из такого человеческого материала, который по оценкам объективистской буржуазной статистики годился только на то, чтобы быть резервом роста преступности, пьянства и распущенности. Освободительное рабочее движение, объединяющее наиболее передовых, наиболее сознательных представителей пролетариата, спасает весь этот класс от деградации и обесчеловечения, от осуществления наиболее пагубных объективных тенденций капиталистического хозяйственного развития. В результате систематических правозащитных акций в ряде капиталистических стран устраняются крайние формы обнищания и эксплуататорского гнета (повышается заработная плата, сокращается рабочий день, узакониваются права рабочих на образование, социальное обеспечение и т. д.).

Благодаря освободительному рабочему движению буржуазное общество принуждается к осознанию того, что задатки личности и индивидуальности имеются у каждого, даже самого забитого, представителя трудящейся массы.

Мы хорошо понимаем смысл педагогического требования: задатки личности должны быть признаны за каждым. Из ребенка нельзя вырастить волевого, стойкого, ответственного человека, если уже заранее не авансировать ему уважения к его личному достоинству.

Точно так же обстоит дело и в общественно-исторической практике, хотя здесь правило упреждающего уважения признается далеко не всегда. Излюбленный аргумент политических реакционеров всех времен — ссылка на личностную незрелость народных масс.

О какой личной свободе крестьян может идти речь, разглагольствовали помещики-крепостники, если крестьяне — это всего лишь «большие дети», которые не доросли до самостоятельности и свыклись со своим подопечным положением? Допустима ли политическая независимость отсталых народов, вторили им колонизаторы, если народы эти еще не вкусили гражданской культуры?

Прогрессивная социальная философия уже в конце XVIII столетия нащупала убедительный ответ на подобные риторические вопросы, подсказанные вполне определенным классовым или кастовым интересом. С предельной ясностью его формулировал В. Гумбольдт, талантливейший представитель немецкого раннебуржуазного либерализма: «…Ничто не способствует в такой мере достижению зрелости, необходимой для свободы, как сама свобода. Это утверждение отвергнут, конечно, те, кто так часто пользовался недостатком зрелости в качестве предлога для того, чтобы продолжать угнетение. Однако мне представляется, что данное утверждение, безусловно, вытекает из самой природы человека. Недостаток зрелости, необходимой для получения свободы, может проистекать только из недостатка интеллектуальных и моральных сил,.. это требует работы, а работа — свободы, пробуждающей самодеятельность» (В. Гумбольдт. Язык и философия культуры. М., «Прогресс», 1985, стр. 137).

Аналогичным образом рассуждали Д. Юм и А. Смит, Ж.-Ж. Руссо и Э. Ж. Сьейес, И. Кант и И. Г. Фихте, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

Ни один из народов, населяющих Землю, ни один из классов, составляющих эти народы, не может считаться «граждански несовершеннолетним». В современном мире нет общественных групп, члены которых были бы индивидами, не способными стать индивидуальностями и личностями. Презумпция всеобщей правоспособности — один из важнейших общедемократических принципов, закрепленных ныне в формулах международного права. Он безоговорочно разделяется и нашей, марксистской теорией. Особенно активно мы проводим его сегодня, когда в нашей собственной идейно-политической жизни приобрел такое острое звучание вопрос о гласности и демократии как необходимых условиях развития демократической культуры, правосознания и социально ответственного поведения каждого члена общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: