Что такое способности человека и какие бывают?

Какие способности бывают

Принято рассматривать способности, полученные от природы, основанные на биологических данных и специфические, возникшие под влиянием общественно — исторических условий. К природным относят память, восприятие, мышление – присущие всем людям и некоторым животным. Эти способности закладываются с рождения и биологически обусловлены. Они основаны на врождённых задатках и формируются с приобретением жизненного опыта.

Но человек существо общественное и поэтому он обладает специфическими способностями. Ими обладают люди, ибо никто, кроме них, не обладает речью и логическим мышлением. Часть способностей относят к общим, а другую — к специальным. Обладание речью, точностью движений рук и ног, например, является общим для всех людей. Специфическими способностями являются те, которые проявляются в определённых видах деятельности: в математике, музыке, живописи, спорте и др.

Если у человека развито абстрактное мышление, то мы вправе говорить о его способностях к теоретической деятельности. Тот, кто любит совершать конкретные действия, что – то делать своими руками, обладает практическими способностями. Человеку легко даются знания, он быстро усваивает новый материал, в этом случае мы говорим о его способностях к учёбе, а тот, кому нравится создавать предметы духовной культуры, стремится что-то открыть или изобрести – тому свойственны творческие способности. Есть категория людей, которые способны быстро налаживать отношения с людьми, даже оказывать на них влияние.

Такие способности проявляются благодаря обладанию речью, и это во многом помогло человеку стать существом социальным. Практически с самого рождения у человека вырабатывается потребность к эмоциональному общению. Это даёт возможность строить поведение в зависимости от ситуации, угадывать намерения других людей. Усвоение социальных норм помогает быстрее налаживать отношения с другими людьми. Есть люди, которые умеют убеждать других. Но часто бывает так, что в человеке заложено несколько способностей и такое сочетание называют одарённостью. Обладание какой – то одной способностью, ещё не гарантирует полный успех в жизни. Взаимодействие способностей, их взаимное дополнение друг друга, дают высокий результат.

Способности человека

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения

Знания, умения, навыки, несомненно, характеризуют способности человека, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н.А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.

Есть необходимость отделить способности также от психических процессов (функций). Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идет об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется ввиду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции)

Поэтому память, внимание, мышление, воображение — это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определенной деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность (интеллект).

Иначе строятся смысловые отношения понятий «темперамент» и «способности» . Люди различаются по типу темперамента, при этом выраженность того или иного темперамента может способствовать или препятствовать выполнению определенной деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, для которой требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Очевидно, что темперамент — не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть, темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности.

Способности и склонности

Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности». Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Классификация способностей по причине происхождения

По причине происхождения отличают способности:

  • способности от природы являются первоначальными, естественными. Они обусловлены биологически и связаны с природными задатками.

  • Специфические способности имеют социальное происхождение, возникшее в процессе приспособления к окружающему миру. Они обеспечивают жизнь и формирование человека в обществе.

Специфические способности людей бывают следующими:

Общие распространенные способности предопределяют успехи человека во всевозможных видах его деятельности и взаимоотношениях с людьми (хорошая память, смекалистый ум, красивая речь, плавность движений).

Они основываются на общих умениях, необходимых в любых областях жизнедеятельности. Например, умение решать поставленные задачи, анализировать, планировать их выполнение, применяя при этом «подручные» средства, а также усваивать новые методы работы, эффективно работать над совершенствованием своего характера.

Специализированные способности предопределяют успех личности в каких-нибудь определенных областях деятельности и при взаимодействии с людьми. Для их появления необходимы особенные задатки в характере или специальное их развитие. Например, литературные способности, художественные или театральные, технические, спортивные.

Разделение способностей на общие и специальные носит условный характер. Здесь подразумеваются общие и специальные качества характера, которые находятся во взаимосвязи. Зачастую общие способности выявляются в специальных способностях к конкретной деятельности. А с формированием специальных способностей вырабатываются и общие качества их сторон.

Таким образом, эти виды способностей могут дополнять и обогащать друг друга, при этом каждая из них обладает собственной структурой.

  • Учебные способности – проявляются во время учебы и влияют на успех при обучении, на постижение человеком знаний и умений, а также на воспитание полезных качеств личности.

  • Творческие способности – связаны с успехом при создании новых творений материальной или духовной культуры, открытий, изобретений, идей.

  • Теоретические способности – проявление в поведении личности склонности к логическим или к теоретическим умственным выводам.

  • Практические способности – проявляют в человеке влечение к реализации в практических действиях и поступках.

Данные способности могут взаимодополнять друг друга у особо одаренных и талантливых личностей. У обычных людей чаще всего доминирует способность или к теоретическим направлениям или к практическим.

  • Межличностные способности – относятся к взаимоотношениям, к общению с людьми при помощи речи, способностей чуткого восприятия людей, способности к легкой социальной адаптации.

  • Предметные способности – связаны с близким взаимодействием человека с предметами в окружающем мире.

Путешествие во времени

Путешествие во времени является одной из форм телепортации и не имеет большого распространения. Люди, утверждающие, что обладают такой способностью, умеют перемещаться во времени, а не в пространстве.

Это очень опасно, потому как они могут прекратить свое существование или прервать ход каких-либо исторических событий.

Теоретически ученые готовы принять тот факт, что перемещение во времени вполне возможно. Так, израильский ученый Амос Ори научно обосновал такие путешествия с помощью исследований.

Мировая наука уже имеет необходимые теоретические знания, чтобы утверждать, что машину времени возможно создать.

Назад в прошлое

В сибирском городке Тобольск в конце августа 1897 года был задержан мужчина со странной внешностью и странным поведением по фамилии Крапивин.

Его доставили в полицейский участок и стали допрашивать. Показания этого человека приводили окружающих в шок: он утверждал, что родился в 1965 году в городе Ангарске и работал оператором персональной электронной вычислительной машины (ПЭВМ).

Крапивин не понимал, как оказался в 1897 году, но помнил, что перед этим у него сильно разболелась голова, после чего он потерял сознание. В полицейский участок был приглашен врач, который диагностировал «тихое помешательство», после чего Крапивина увезли в больницу для умалишенных.

Временной разрыв

Во время боев за освобождение Эстонии в 1944 году рядом с Финским заливом танковый разведывательный батальон под командованием Трошина в лесу заметил странных людей, одетых в форму кавалеристов.

Когда незнакомые кавалеристы увидели танки, то начали бежать. Однако удалось задержать одного из этих странных людей, который разговаривал исключительно на французском языке.

Его доставили в штаб советских войск, а все рассказанное французским кавалеристом повергло офицера и переводчика в шок.

Он утверждал, что является кирасиром армии Наполеона и их отряд пытался выйти из окружения после московского отступления. Оказалось, что родился кирасир в 1772 году.

Далее его судьба не известна, так как сотрудники особого отдела увезли кавалериста.

Неоднозначность всех описанных случаев не позволяет нам со стопроцентной уверенностью утверждать, что они достоверны, но и полностью опровергнуть также никто не смог.

Функции

Способности в процессе прохождения этапов развития и становления личности человека выполняют определённые функции.

  1. Побудительная – особенности личности порождают желание становиться лучшим в выбранной области, развивая необходимые качества характера.
  2. Познавательная – постоянное изучение новых областей знаний.
  3. Коммуникативная – становление навыков общения и становления в социуме.
  4. Диагностическая – анализ и оценка сил, возможностей для работы в выбранной области.
  5. Проявление способностей для человека является некоторой презентацией качества его работы – презентационная функция.
  6. Конструктивная — предполагает укрепление мышления, наличие плана развития и становления личности.

Видеть духов

Дар видеть духов на самом деле очень распространен, только не все этим пользуются. Различают безобидных духов и злых. Некоторые медиумы могут физически взаимодействовать с призраками, что не всегда является безопасным.

Одни люди, имеющие такую способность, боятся духов, другие этим пользуются и контактируют с ними.

Лучшие медиумы

Эдмунд Герни (1847-1888) — автор книги «Живые призраки», был уверен в том, что душа человека может являться другим людям за 12 часов до смерти и за столько же после. Он утверждал, что такие видения являются заключительным астральным полетом умирающего.

Сэр Уильям Барретт (1844-1925) был 37 лет профессором физики в дублинском Королевском научном колледже. Он говорил следующее: «Я абсолютно убежден в том, что те, кто когда-то жил на земле, могут общаться с нами».

Оливер Лодж (1851-1940) известен по исследованиям жизни после смерти. Он начал изучение подобного феномена в 1880-х годах. С 1901 по 1903 год являлся президентом Общества психических исследований. Также Оливер Лодж — автор книги «Раймонд, или 

Жизнь и Смерть», в которой идет речь о контактах с духом своего сына Раймондом, после его гибели на фронте.

Пирокинез

Пирокинез – это способность человека вызывать огонь силой мысли. Также эти люди могут усилить уже горящее пламя.

Существует две основные формы этой власти.

Огонь как тепло

Человек, обладающий таким видом пирокинеза, может спровоцировать возникновение пожара. При этом у каждого такого человека созданный огонь имеет индивидуальную визуальную форму. Созданное пламя может обжечь любого, кроме того, кто его создает.

Это очень опасная сила, которая имеет большое распространение в последние годы. Люди, обладающие пирокинезом, с трудом управляют своими эмоциями и могут разозлиться по неизвестным причинам.

Огонь как свет

Такая форма пирокинеза представляет собой огненный шар энергии, порождающий свет. Люди, создающие такую энергию, умеют контролировать свои эмоции. Этот поток энергии похож на свет солнца или свет лампочки.

Самовозгорание в Австралии

Следует отметить, что нередки случаи самовозгорания людей. Регулярно фиксируются подобные явления, которые нельзя объяснить с точки зрения науки или физиологии.

В австралийском городе Брисбейн в 1996 году выбежала на улицу обнаженная девушка с диким криком. Когда она немного успокоилась, то рассказала, что приехала со своим молодым человеком в этот город на выходные.

Ее друг пошел принять ванну, а она легла в кровать. После чего он вышел, лег с ней рядом в кровать и вдруг загорелся, через минуту превратившись в прах.

Самовозгорание в Перу

Настоятель церкви в городе Орельяно (Перу) в 1993 году читал проповедь своей пастве. Когда он начал читать про огненную гиену, которая ждет грешников на Небесах, страшно завопил и превратился в огненный клуб.

Прихожане в ужасе бросились бежать из церкви. Когда они вернулись, то обнаружили совершенно целую одежду священника, в которой был только пепел.

Самовозгорание в Испании

Житель Мадрида Роберто Гонсалес в 1998 году слушал тост на собственной свадьбе, неожиданно вспыхнул и меньше чем за минуту превратился в пепел. Свидетелями трагедии были сотни человек, но стихия огня больше никого и ничего не затронула.

Природа подобных явлений, изучаемых учеными, по сей день не установлена.  

Понятие и значение

Способности — это:

  1. Психические образования, которые продолжают развитие до старости. Нельзя сравнивать способности со знаниями или сопоставлять эти понятия, но они не могут существовать без друг друга.
  2. Система психических свойств, а не только образования работы сознания. Предпосылки для появления способностей — наследственные, физиологические, природные особенности организма. Условия для развития — воспитание, обучение, воздействие социума. Доминирующие факторы, влияющие на скорость развития умения — личные интересы, запросы общества, социальные ценности.
  3. Комплекс свойств, который проявляется больше не в знаниях, навыках или умениях, а в скорости их приобретения, дальнейшего развития.

Благодаря эволюции, развитию общества люди научились компенсировать отсутствие одних способностей высокой развитостью других.

Неспособных людей не бывает, каждый человек обладает рядом талантов и задатков и возможностей, которые выделяют его среди общей толпы, но часто человек и не подозревает о своих скрытых возможностях. Многие педагоги подходят к обучению детей шаблонно, не учитывая, что каждый малыш индивидуален. Из-за этого многие дети чувствуют себя «белыми воронами» и стараются не показывать свою уникальность, боясь осуждения со стороны одноклассников и учителей. Это приводит к позднему выявлению способностей.

Благодаря эволюции, развитию общества люди научились компенсировать отсутствие одни способностей высокой развитостью других.

Примеры разных способностей

Приведем несколько примеров различных способностей человека в разных сферах деятельности:

  • музыкальным слухом должны обладать певцы и музыканты
  • усидчивостью, навыком вычисления, анализа — математики и научные работники
  • гибкость, скоростью, выносливость — спортсмены
  • креативностью, чувством стиля и вкуса должны обладать люди творческой профессии, например, дизайнеры
  • хорошая память, наблюдательность, высокий интеллект важен для юристов, детективов, сотрудников полиции

Список можно продолжать долго — вы можете сами сказать, какие личностные характеристики и индивидуальные особенности должны преобладать в качестве ваших навыков и умений, чтобы вы стали успешными и состоятельными в вашей профессии.

Телепатия

Телепатия является довольно распространенной способностью, с помощью которой человек узнает мысли и чувства других людей либо животных.

У одних развита телепатия на расстоянии, у других только при тесном контакте. Есть телепаты, которые могут заглянуть далеко в сознание другого человека, а есть телепаты, которые могут читать мысли только в данный момент.

Такие люди постоянно ощущают головные боли из-за того, что ловят мысли других, которые далеко не всегда бывают хорошими.

Телепатия на войне

В числе известных телепатических сообщений является случай с неким генерал-майором Р., описанный в протоколах 9 сентября 1848 года. Этот военный был тяжело ранен во время осады города Мултан и, понимая, что конец близок, попросил снять обручальное кольцо и отдать жене.

Его жена в тот момент находилась за 240 км от этого места и утверждала, что у нее было ведение данной сцены. Впоследствии был задокументирован и подтвержден факт происшествия с обеих сторон.

Телепатия с животным

В 1904 году писатель Райдер Хаггард опубликовал случай, который с ним случился. Однажды ночью он начал испытывать приступ удушья во время сна. При этом Райдер понимал, что видит глазами своей собаки по кличке Боб.

Позже Хаггард увидел его лежащим в траве у воды. Впоследствии выяснилось, что пса сбил поезд и он оказался в воде.

Ясновидение

Ясновидение – это способность видеть неизвестное. Такие люди могут находиться в одном месте и знать, что происходит совсем в другом месте на очень большом расстоянии.

Ясновидящие видят и будущее, и прошлое, и настоящее. Как правило, их экстрасенсорные способности основываются на видении каких-либо эпизодов из жизни других людей.

Известные ясновидцы

Лев Толстой — русский писатель, мистик и ясновидец, у которого стремление к святости и правде стали примером для многих.

Ванга – знаменитая на весь мир болгарская ясновидящая.

Гурждиев – известный русский ясновидящий, мистик. Он работал на несколько спецслужб одновременно во время Второй Мировой Войны.

Дмитрий Иванович Менделеев знаменит своей химической таблицей, которой сейчас пользуется весь мир. Однако не менее интересна и история создания этой таблицы, которую он видел во сне.

Важно! Сегодня даже самые рьяные скептики не исключают существование дара ясновидения. Однако перед тем, как отправиться к ясновидящему, подумайте о том, что Вас могут с легкостью обмануть, ведь не для кого не секрет, что в современном мире различного рода гадания и предсказания — это доходный бизнес, причем большинство «колдунов», «магов» и «гадалок» представляют собой обычных шарлатанов

Как развить потенциальные задатки

Чтобы развить в себе способности к чему-либо и перевоплотить это в реальное мастерство, нужны определенные задатки, обстоятельства, желание, трудолюбие, упорство, хорошие учителя, время и другие факторы.

Сами по себе способности — это только часть долгого процесса обучения и развития человека. Конечно, начинать их развивать нужно еще в детском возрасте — именно в этот период психика более гибкая, а восприятие — живое и подвижное.

По усредненной статистике в возрасте 6-7 лет у ребенка начинают формироваться определенные наклонности, которые родители должны увидеть и помочь ребенку их развить.

Процесс развития навыков можно условно разделить на следующие этапы:

  1. Игровая форма обучения. Начинать развитие способностей нужно именно с игры. Примеряя на себя различные роли, придумывая и соблюдая правила, проявляя различные навыки, ребенок познает окружающий мир и выбирает, что ему больше нравится.
  2. Обучение навыкам. Различные кружки, секции, дополнительные занятия и непосредственно школьное обучение развивает у ребенка определенные способности.
  3. Развитие навыков и обретение определенного мастерства. На этом этапе у ребенка формируется должный уровень мастерства — он может побеждать в конкурсах, участвовать в соревнованиях, он раз за разом продолжает развивать свои навыки. Обретается самодисциплина, есть мотивация, ребенок хочет дальше идти к успеху.
  4. Соединение увлечения и профессиональной деятельности. Если продолжать эту тему, то во взрослом возрасте обретенные навыки должны стать ключевыми в выбранной профессии. Многие люди с развитыми способностями к чему-либо, забывают про свои умения и отводят им второстепенную роль в своей жизни.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите развить у своего ребенка определенные навыки, но не знаете, как это сделать или вы не видите склонностей и тяги ребенка к какой-либо деятельности. Наши психологи проведут онлайн-консультацию, на которой помогут вашему ребенку выявить те или иные задатки и расскажут, какими способами их можно развивать.

Левитация

Левитация – это способность, позволяющая человеку поднимать свое тело над землей, то есть летать (такой дар требует большой концентрации сил и энергии). Однако чаще встречаются примеры левитирования предметов.

Средневековая левитация

Сообщения об этом загадочном явлении были известны еще со времен мрачного Средневековья. Так, Иосиф Купертинский, состоящий во Французском ордене, упоминался как «часто поднимающийся и зависавший в воздухе», вызывая шок у публики.

Левитация в Мексике

Есть сведения о том, что такие «летающие люди» могут неожиданно для самих себя переместиться на большие расстояния. Так, в октябре 1953 года на улице в Мехико оказался человек в военной форме, говоривший с прохожими на иностранном языке.

Позже выяснилось, что это филиппинец, который за несколько секунд перенесся из Манилы, где охранял дворец губернатора. Местные жители обрадовались «воздухоплавателю» и устроили ему теплый прием.

Левитация в Индии

Не всегда удачно заканчивались такие перелеты. Так, работник португальской колонии в Индии в 1655 году мгновенно перелетел на родину в Португалию. За то, что он нарушил «порядок данный богом», инквизиция решила сжечь его на костре.

Интересные факты! согласно некоторым научным исследованиям, левитация объясняется способностью отдельных людей неизвестным науке образом уменьшать свой собственный вес. Единственное, чего не могут понять ученые, каким образом это удается сделать.

Типы способностей

  • Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
  • Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.

Специальные и общие способности сосуществуют  в человеке одновременно, взаимно дополняя  и развивая  друг друга.

Одновременно выделяют следующие типы способностей.

  • Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
  • Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
  • Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?

Виды способностей по направленности на деятельность.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

Глава 4. Способности

§ 1. Понятие способности. Виды способностей

Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные – способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные – способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов человеческой деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности – деятельности. Деятельность – это функциональное взаимодействие человека с действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности человека Сама же деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного развития, возрастания человеческих потребностей.

В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию орудий и средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности – графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности – талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, – одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, – гениальность (от лат. genius – дух) (рис. 92).

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант – попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность – попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты «личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Рис. 92. Система способностей.

Классификация способностей человека: виды и типы

В разных научных трудах по психологии и социологии выделяют несколько различных классификаций способностей человека. Рассмотрим ниже самые популярные из них.

Итак, человеческие способности по источнику происхождения подразделяются на:

Источник происхождения

Характеристика

Группа и подвид

Вид способностей

Природные

Развиваются из определенных биологически обусловленных особенностей 

Врожденные

Воображение, память и т.д.

Наследственные

Эмпатия, мышление и т.д.

Специфические

Формируются через социальное взаимодействие

Общие способности

Развитая речь, коммуникация, координация движений и пр.

Специальные способности

Сюда относят навыки и умения, необходимые в отдельных сферах — спортивные, научные, творческие и пр.

Также можно разделить психологические способности личности по времени проявления, то есть когда они используются:

  • потенциальные — те, которые ждут своего развития и проявления при определенных обстоятельствах в будущем
  • актуальные — те, которыми индивид пользуется в настоящее время

Также индивидуальные способности бывают разделенными на отдельные профессиональные сферы:

  • музыкальные
  • математические
  • художественные
  • литературные
  • творческие
  • физические и пр.

В некоторых классификациях специалисты выделяют такое понятие как «уровни способностей», которые являются этапами развития:

  1. Задатки. Как мы уже сказали в начале статьи — это психофизиологические особенности, без которых не произойдет дальнейшего развития способностей.
  2. Способности — определенные качества личности, которые предрасполагают человека к определенному роду занятий.
  3. Талант — это выдающиеся навыки и умения, которые человеку удалось развить своим трудом и терпением.
  4. Гениальность — самая высокая степень развития умений для совершения научных открытий, изобретений, технических новшеств.

Что такое способности

Способности человека в психологии — это совокупность определенных качеств, которыми обладает индивид для успешного освоения тех или иных действий.

Если говорить кратко, то от именно от этих качеств зависит, как легко индивид будет осваивать новую деятельность и чем он, скорее всего, будет заниматься в жизни.

Проявляются и развиваются способности с помощью определенных предпосылок — задатков. Задатками называют определенную природную основу, психофизиологические особенности, от которых зависят особенности формирования и развития навыков. Также на основе задатков происходит развитие человеческих возможности, таких как: умение запоминать информацию, тактильное ощущение, особенности темперамента, психомоторика и пр.

Так, например, индивид с задатками тонкого музыкального слуха может стать отличным музыкантом, а некто с задатками к цветопередаче может стать художником.

Важно! Стоит отметить, что способности сами по себе не обеспечивают успех в какой-либо деятельности. К ним должны «присоединиться» задатки, определенные навыки, умения и знания

А также факторы социального взаимодействия и иные обстоятельства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: